Почему развиваются консервативные церкви? Пища для размышлений

Ачьюта Прія дас Община 620 3 Комментариев

Данный материал построен на анализе работы и книги Дена Келли, известного исследователя социологии религии в Соединенных Штатах, которая называется «Почему развиваются консервативные церкви?»  Этот анализ, как и сама работа Келли, не ставит перед собой цель исследования и оценки теологии и веры религиозных Движений, но сосредотачивается просто на внешне обозримых социологических аспектах развития, роста или упадка религиозных организаций. Мы хотим представить этот материал как основу, толчок для размышлений и дискуссий, предназначенных развивать нашу концепцию, стратегическое мышление и планы развития нашего Движения сознания Кришны.

Каждая религия рано или поздно становится перед выбором следования своей традиции или изменения ее под влиянием времени и различных культурных и исторических тенденций в обществе. Как этот выбор повлияет на саму религию в будущем? Мы можем сделать свой выбор опираясь на действия и ошибки Движений, прошедших этот путь и через поколения (а часто даже на протяжении одного поколения) и пожинавших плоды своего соответствующего выбора. Перед каждым религиозным Движением стоят вопросы. Что является традицией, а что нет? Можно ли что-то менять из наследия наших предшественников? Если да, то что можно, а что должно оставаться неприкосновенным? В Обществе сознания Кришны эта дилемма известна в обиходе под названием «Пицца или пакоры?», но вопрос намного глубже и касается не просто выбора меню воскресного пира, но определения самих основ Движения и культуры, на которую оно должно опираться.

Далее приведены  некоторые из наиболее весомых факторов, которые по мнению независимых экспертов (не принадлежащих к исследуемым ими религиозным Движениям), максимально влияют на рост или упадок религиозных организаций. В этой оценке коэффициент значимости фактора колеблется от — 1 до +1, где минус 1 означает, что фактор минимально влияет на развитие Движения, а +1 означает, что это фактор, максимально влияющий на развитие Движения. Для вычисления этих коэффициентов были применены многочисленные опросы и системы анализа показателей развития или упадка различных религиозных групп:

1) Акцент на отличный от других стиль жизни и мораль + 0,97;
2) Акцент на евангелизм (проповедь) внутри общины, а также проводимый общиной вовне + 0,93;   
3)Либерализм в вопросах теологии — 0,86;

4) Одобрение индивидуализма и плюрализма в вере — 0,84.

Два первых фактора явно связаны с ростом церкви, а два последних, наоборот, с ее упадком.

 Обычно люди ожидают, что для своего роста религиозные организации должны быть:
1) Благоразумны, рациональны, любезны, ответственны, сдержаны и восприимчивы к критике со стороны, что они будут желать сохранить хороший имидж в миру (в соответствии с мирскими ценностями).
2) Более того, обычно считают, что они будут демократичны, тихи и кротки в своих внутренних делах (опять таки, в соответствии с мирским пониманием).
3) Что они будут чутки ко всем нуждам людей вовне (как они определены в светском обществе) и должны желать сотрудничества и работать вместе с другими религиозными группами, чтобы удовлетворить эти нужды людей.

4) Что они не должны позволять, чтобы догматизм, осуждающий морализм и погруженность в так называемую культовую «чистоту» стояли на пути такого сотрудничества и служения.

Парадокс, однако, заключается в том, что эти ожидания — рецепт падения религиозных организаций, и происходят из ошибочных представлений о том, в чем успех религии, и как он должен быть взращен и измерен.

Вкратце, многие новые отпочковавшиеся от других религиозные группы, а также консервативные религии за прошедшие годы достигли многого, несмотря на нынешнее царящее в мире пренебрежение и недоброжелательство к организованным религиям в целом, и, несмотря на кажущуюся старомодную теологию и строгие требования к своим членам, они в своем росте сравнялись или превзошли ежегодный прирост населения Соединенных Штатов (1,4%).

В то время как главные религии пытались поддерживать политические и экономические устремления общества в поддержку меньшинств общества, именно отколовшиеся группы имели наибольший успех в привлечении новых членов из этих самых прослоек общества.

page1

page2

Этот график показывает, что религиозные течения, которые «либеральны» в подходе к формированию своей паствы и поэтому понижают требования к своим членам, постепенно теряют в количестве последователей, тогда как Движения, практикующие строгие требования и высокий уровень предания в своей среде, растут очень быстро.

Можно сказать, что 60-70 годы — непростое для религиозных организаций время хиппи и контркультуры, отрицания традиционных ценностей… да это правда. Однако, несмотря на эту правду, некоторые религии увеличили количество своих членов именно в этот период. Движение сознания Кришны не исключение.

УСТАРЕЛА ЛИ РЕЛИГИЯ?

В поисках причин упадка организации, независимо от того, кто исследует ее, обычно на поверхность выходят два типа объяснений причин, недостаток находят либо в самой организации(1), либо во времени, в которое она существовала(2).

Аргументы «неподходящих времен» (2) обычно включают в себя различного рода понятия отсталости, устаревания: то есть в продукте служения, который обеспечивает организация, более не нуждаются, либо этот продукт заменяется более современным эквивалентом, либо процесс производства вытесняется более эффективными методами.

Другое объяснение (1) указывает на определенный внутренний недостаток и провал: неспособность организации обеспечить нужный продукт или служение по причине некомпетентности или неэффективности.

Когда мы пытаемся найти причину упадка в неблагоприятных временах, а не в самой организации, то обычно эту причину формулируют как:  а) религия более не нужна, б) церковь, организация более не нужна, или в) нынешний продукт, который обеспечивает организация, безнадежно устарел.

Давайте рассмотрим каждый из этих аргументов:

а) Религия не нужна. Некоторые считают, что религия отжила свой срок. Быть может она была нужна ранее как инструмент социального контроля когда не было развитой науки, демократии и экономической революции. Возможно, Маркс был прав, считая религию опиумом для народа, затеняющим способность людей видеть их проблемы и притупляющим их способность разрешать проблемы рационально и научно. Другие видят в религии лишний багаж. Если в нашем обществе более нет необходимости выглядеть религиозным для достижения нужного социального статуса и принятия в обществе, зачем притворяться благочестивым? Если хлеб доступен без Бога, то зачем Бог?

б) Церковь, организация более не нужна. Другие считают, что некоторого рода религия нужна, но настаивают на отмене организационных церковных затруднений и ограничений, оценивая церковность как ненужную бюрократию, эксплуатирующую человеческую доверчивость и покорность ради личной выгоды.

в) Нынешний продукт служения организации устарел. Люди этой группы могут принимать необходимость существования религии и даже организации, при условии, что религиозные догматы и требования не абсурдны. Однако такие люди очень остро и болезненно воспринимают сектантские противостояния между различными религиями. Если религиозные группы не способны ладить друг с другом, то как они могут ожидать, что кто-то воспримет их серьезно?

С развитием науки, как нам пытаются доказать, вера в сверхъестественное явления — мистику, чудеса, небеса и ад — выглядит несостоятельно. Религии нечего предложить человеку. Для многих «Бог мертв». Принадлежащие к такому разряду люди считают, что религия и организация (церковь) могут существовать при условии, что они, по их мнению, не имеют абсурдных убеждений, чрезмерных требований, неуместных предубеждений и не проводят четкого разграничения между теми, кто принадлежит к этой религии, и кто не принадлежит.

Таково восприятие многих на сегодня. Однако на поверку оказывается, что единственной достойной внимание чертой этих трех аксиом есть то, что они совершенно противоположны реальности, лежащей в основе развития или упадка религии.

НО НЕКОТОРЫЕ ЦЕРКВИ РАСТУТ!

Статистика, однако, показывает, что не все религиозные организации приходят в упадок. В то время как большая часть протестантских направлений пытаются выжить среди, как они надеются, временных трудностей, другие направления наполнены жизнью. К ним относятся (в США): Южная конвенция баптистов, Ассамблеи Бога, Церкви Бога, группы пятидесятников и Святого Духа, евангелисты, мормоны, Адвентисты седьмого дня, свидетели Иеговы, черные мусульмане.

Таблица 6 показывает сравнение в росте двух давнишних соперников, Южную конвенцию баптистов и Методистскую церковь. В 1967 году первая из них начала обгонять вторую и продолжала расти на 2,26 % в год, тогда как вторая начала увядать, несмотря на свое слияние с Объединенной евангелической церковью Бретрена в 1968 году. Но даже возросши в количестве на 737 000 членов в результате слияния, Объединенная Методистская церковь не настолько велика, как Южная конвенция баптистов, продолжающая расти.

page1

График 8 показывает рост количества членов в четырех быстро растущих церквях (от 250 000 до 600 000): Адвентистов седьмого дня (рост на 3,8% за год), Церкви Назаретянина (рост на 3% за год), Армия спасения (3,2%) и Свидетелей Иеговы (8,6% роста за год). Эти организации считают быстро растущими потому что уровень их роста превосходит уровень роста населения страны. Мормоны растут на 4% в год, и Ассамблеи Бога на 9,2%.

page3

«НЕПРАВИЛЬНЫЕ» ЦЕРКВИ

Указанные выше группы не только доказывают, что религия не устарела и не нефункциональна, но их статистика также опровергает теорию приемлемых с точки зрения обычного человека религий. Они не «злободневны», не «терпимы», не экуменичны и не «резонны». Как раз наоборот!

 Эти группы часто не признают ценность других учений, они следуют необычным ритуалам и стандартам в питании, как, например вегетарианство и омовение стоп у адвентистов седьмого дня, воздержание от всяких интоксикаций среди мормонов. Они противостоят общепринятым мнениям, настаивая на «иррациональном», с точки зрения обычного человека, поведении, как, например, отказ делать переливание крови у свидетелей Иеговы. Они пытаются ввести стандарты веры и практики среди своих членов путем взысканий и объявления каких-то взглядов ересью. К примеру, Южная конвенция баптистов недавно приказала своему издательству изъять из своих книг комментарии на Библию, которые они считают слишком либеральными; Президент Лютеранской церкви  (Миссури синод) лично предпринял разбирательство в семинарии для того, чтобы определить кто из членов в своих взглядах противоречит официальной вере церкви; Армия спасения (в Англии) исключила из своих рядов майора Фреда Брауна за публикацию религиозной литературы без согласования со старшими.

Иронично, что религиозные группы, настаивающие на таком «нерезонном», «не социальном» варианте поведения, процветают, тогда как более «резонные» и «социально приемлемые», адаптированные, урбанизированные, склонные к космополитизму группы, — вымирают.

Мы с горечью приводим эту статистику, понимая, что и наше Общество не свободно от падений, неизбежных в век духовной деградации, и что после ухода Шрилы Прабхупады наше Движение также прошло через сложный период падений и уроков роста.

ДИНАМИКА УМЕНЬШЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ

Кто-то может сказать, что на основе статистики  видно как организации приходят в упадок вследствии экуменических тенденций. Рассматривая экуменизм как в целом позитивное для социума явление, снижающее межконфессиональные трения, мы вынуждены отметить, что экуменизм не является признаком духовного здоровья и энтузиазма для самого религиозного Движения. На самом деле и экуменизм, и падение организаций оба не являются ни причиной, ни следствием друг друга, но есть показатели определенного подводного процесса снижения эффективности привлечения и удержания последователей в религиозной организации. Эта подводная причина — процесс энтропии, влияния времени, замутнения чистой религии, как мы говорим, дхармасья гланих.

Следует отметить, что понижение требований и более размытые тенденции, возможно вначале и приведут к увеличению интереса масс к такому более доступному (с их точки зрения) посланию проповедников, но поскольку более низкие требования практически всегда предполагают более низкий уровень трансформации последователей, более низкий уровень их работы над собой, аскетизма, контроля чувств и духовного роста, то в конечном итоге такая тенденция ведет к общей потере чистоты Движения. Потеря чистоты всегда сопровождается потерей силы, духовной радости и динамики. Соответственно, такое Движение становится все более заурядно светским и менее привлекательным как для потенциальных своих членов, так и для последователей, которые более не смогут находить в нем прибежище и удовлетворение своих наиболее глубоких духовных ожиданий, ради которых они, собственно и пришли в религию, — приближения к Богу и предания себя Ему.

КТО ОТВЕЧАЕТ НА ПРИЗЫВ ВЫСОКИХ ТРЕБОВАНИЙ?

Не все люди будут одинаково восприимчивы к одному и тому же посланию религии. В целом можно вывести определенную закономерность: чем более высокие требования Движение выставляет по отношению к своим последователям, тем меньшее количество людей сможет принять их, но тем больший индивидуальный отпечаток на личность эти требования окажут и, потому тем большее влияние это окажет на все Движение. Когда мы говорим о влиянии на последователей, мы подразумеваем то, насколько прошлые мысли, привычки, взаимоотношения, стиль жизни людей изменились вследствие принятия этой религии. По статистике наиболее требовательные к своим последователям Движения стремятся к изменению и вовлечению в сферу религии всех выше упомянутых аспектов жизни своих последователей.

ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ ДЛЯ НАС?

Как последователи сознания Кришны мы можем задаться таким вопросом. Наше Общество достаточно велико и объединяет преданных, имеющих достаточно разнообразные мнения. Носить ли вайшнавскую одежду? Можем ли мы проповедовать сознание Кришны прямо, как это делал Шрила Прабхупада? Имеем ли право изменять книги Шрилы Прабхупады? На чем строится лидерство и авторитет в нашем Движении? Скольким принципам должны следовать в ИСККОН, 3-м, 3,5 или 4-м? Какой должна быть моя личная садхана? В конечном итоге каждый должен будет сделать вывод для себя сам, а этот материал поможет нам разобраться на основе успехов и неудач других Движений в том, как наш выбор и взгляды могут повлиять на развитие Движения Шрилы Прабхупады в будущем, ведь все мы разделяем ответственность за будущее нашего Движения.

Комментариев 3

  1. На мой взгляд, Шрила Прабхупада недвусмысленно высказывался на этот счет. Он все дал, нужно только следовать тому, что он дал. В нашем Движении должен сохраняться высокий стандарт чистоты и следования принципам. Важно не количество последователей, а их качество.
    Недавно узнал о движении Krishna West Хриядаянанды Госвами. Имхо, это как раз попытка «либерализации» ради того, чтобы мирянам было комфортно при общении с преданными. По моему это ни к чему хорошему не приведет.

    1. Да, Александр прабху, это как раз то, что я хотел сказать этим постом. Шрила Прабхупада дал нам все и нам нужно следовать ему, принимая за основу его книги и стандарт чистого бхакти как это изложил Рупа Госвами. Спасибо.

  2. Спасибо.

    Это интересный факт, что высокие требования делают Движения развивающимися.
    Но также нужно понимать, что высокие требования — это не то, что этих требований много или их сложно соблюдать. Высокие требования означают — соблюдение учасниками Движения принципов чистоты. Именно это привлекает людей. Люди хотят порядочности.

    Например, вегетарианство дает чистоту питания. Соблюдение дисциплины религиозной организации дает чистоту в поведении и т.д. Немаловажный вопрос: эти требования имеют внешнюю природу или внутреннюю?

    Шрила Прабхупада дал нам, может быть, даже больше чем нужно. Другой вопрос, что часто мы оказываемся нежелающими понять, что же он нам дал, что какую ценность имеет? Благо, что у нас самих есть стремление к чистоте, порядочности. Шрила Прабхупада знал о всех наших проблемах с самого начала, поэтому он заповедал нам: 16 кругов ежедневно — внимательно, книги каждый день — внимательно. Арчана — сосредоточено. В обществе преданных — безоскорбительно, и это тоже значит — внимательно. В святых местах: общение с садху (чистыми переданными) и медитация на лилы Господа.

    А еще через комментарий сообщения об имперсоналистах. ))

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *