В Шримад-Бхагаватам, 5 Песнь, гл. 18 описано как жители Джамбудвипы, живущие в различных варшах, землях этого острова, возносят молитвы Верховному Господу. В частности, там говорится о том как Бхадрашрава, предводитель обитателей Бхадрашва-варши, поклоняется Господу в Его облике Хаягривы, владыке религии, дхармы, сохранившем Веды. Стих 2 в 18 главе начинается со слов бхадрашравасах учух… , что означает «Бхадрашраваса и его приближенные сказали».
Сами по себе их молитвы очень сладостны и многозначительны, однако мы остановимся только на одной детали этого описания. В этом тексте имя Бхадрашрава употреблено во множественном числе, то есть дословно в переводе это звучит как «Бхадрашравы сказали». Вайшнавы-ачарии комментируют эту крошечную деталь шлоки, раскрывая на ее основании необычайно глубокий элемент культуры и преемственности.
Они утверждают, что сыновья и слуги Бхадрашравы также зовутся его именем, поскольку они принадлежат ему, а также имеют идентичные качества. Поэтому множественное число оправдано. Множественное число в слове «бхадрашравасах» следует понимать в соответствии с Пурвамимамса шастрой. Принцип заключается в том, что «не слишком важные личности, общаясь с важной, также определяются как важные».
Такова ведическая культура. Сыновья строго следовали отцу, и потому имели те же качества, и назывались именем отца. В наше время это сохранилось как фамилия, которая обычно переходит по линии отца и символизирует принадлежность к роду. Однако послушания, следования и, соответсвенно, преемственности нет, передавать нечего ибо духовная культура династии утеряна.
Калау шудра самбхавах.
Последователи и ученики гуру в ведической культуре также приравниваются к сыновьям, поскольку являются послушными последователями и, соответственно, принимают его духовное наследие, выраженное в знании и качествах. Так линия преемстренности или род назывались словом готра, и принадлежность к определенной готре была предметом гордости, что подчеркивается повсюду в Бхагавад-гите и Шримад-Бхагаватам. Такое отождествление не было материальным упадхи, отождествлением с временным и иллюзорным, но выражало родство и преемственность на основе вечных духовных ценностей, и потому поощрялось.
Следуя принципу, отраженному в данной шлоке, мы, хоть и не слишком значительны, можем обрести значение благодаря самскаре следования духовному учителю, общаясь с ним через принятие тяжести его наследия в форме указаний и миссии. Для этого важно, как комментируют ачарии, «принадлежать ему, а также иметь идентичные качества».
Комментариев 1
Спасибо Вам большое!
В «Шримад-Бхагаватам» есть стих со словами: ачйута-готратах, что значит «потомки Верховной Личности Бога (вайшнавы)», (4.21.12).
А в комментарии Шрила Прабхупада говорит: «Принадлежность к той или иной готре (роду) определяется происхождением человека, то есть относится к его телу, но, когда человек обретает сознание Кришны, он сразу становится членом Ачьюта-готры, то есть потомком Верховной Личности Бога, трансцендентным к таким понятиям, как каста, вероисповедание, цвет кожи и национальность.»