Хридайа-акаша, или небо нашего сердца

Ачьюта Прія дас Заметки на Полях 162 Оставить Комментарий

Продолжение предыдущей публикации на тему Посвящение. От сердца к сердцу.

 

“Затем Верховный Господь, исполненный божественных совершенств и дарующий благо всему мирозданию, был вместе со Своими всемогущими проявлениями перенесен из ума Васудевы в ум Деваки. Получив таким образом посвящение от Васудевы, Деваки стала очень красивой, ибо носила в сердце своем Господа Кришну, изначальное сознание каждого и причину всех причин. Так становится прекрасным восток, несущий восходящую луну.”  (Шримад-Бхагаватам 10.2.18)

 

Комментарии вайшнава-ачарьев к этому тексту Бхагаватам (смотрите также предыдущий пост):

 

Утверждение Шридхары Свами можно пояснить так: “Во время посвящения гуру наставляет ученика о медитации. Затем ученик принимает, помещает облик, который был объяснен ему, в свое сердце.
Подобным образом Васудева вложил свой взгляд в глаза Деваки, так Хари, Который был передан Деваки, проявился в ее утробе через взгляд.”
Эта фраза исключает материальную концепцию рождения.

 

Шринатха Пандита:
Слово дхама (сияние) исходит из слов са бибхрат паурушам дхама (10.2.17): “Она несла в своем уме сияние Шри Кришны, аспекты Которого неизменны (ачьютамшам), и которые были переданы посредством транса (самадхитам=самйаг ахитам “полностью, надлежащим образом помещен”) от сына Шурасены.”
Как уже говорилось ранее (9.24.30), васудевам харех стханам, “Васудева, место Хари”.

 

Васудева наполнил Деваки бхавой… “Деви” означает девата-рупа (Деваки как форма Божества) Это предполагает ее способность воспринять сияние Господа в трансе, самадхи.

 

Здесь сказано: “…подобно тому как небо на восточном направлении несет луну.”
Деваки несла в небе (акаше, пространстве) своего сердца (хридайа акаше — Виджайадхваджа Тиртха) полную луну (ачьютамшам), Господа, Не в небе своей утробы, но в небе сердца.

 

Луна проявляется в небе. Это не означает, однако, что небо в восточном направлении — источник луны.

 

Несколько важных моментов:
Передача Кришны из сердца в сердце происходит в самадхи.
В этой связи интересно слово, употребленной Виджайадхваджей Тиртхой, “хридайакаше”, в эфире, или пространстве своего сердца. [Виджайадхваджа Тиртха опирается на прочтение, альтернативный вариант этого слова не как “манастах”, но как “набхастах”. Соответственно,набхастах=акаше.]  Эфир (акаша) — это место, среда проявления звука. Мысль — это тот же звук, который проявляется на тонком уровне, звучит в среде нашего сердца, или ума. Так, нести Господа в пространстве своего сердца означает самадхи, то есть полное сосредоточение на Господе на уровне ума, когда никакие другие мысли не пересекают наш ум, ум полностью поглощен объектом привязанности.

 

Что это означает для нас?

 

Это наталкивает нас на анализ нашей практики повторения мантры. Интересно, как христианские старцы прошлого разделяют уровни повторения молитвы. Они говорят об очень сокровенном уровне молитвы в сердце, то есть в уме, называя это “умной молитвой”, то есть молитвой, которую повторяет ум. Когда мы повторяем, то часто делаем это устами, языком, но без подключения ума, ум в этот момент блуждает где-то в другом месте.
Ум, однако, должен повторять вместе с языком, тогда такое повторение вытесняет из ума все остальное, мысли, желания, надежды и все прочие иллюзии, позволяя очистить пространство нашего сердца, хридайа-акашу, от всего остального. Тогда объект нашей медитации, Господь, Святое Имя восходит в нашем сердце и уме как полновластный владыка.

 

То есть передающий должен находиться на достаточно высоком уровне сознания Кришны и, само собой разумеется, должен обладать Кришной сам.
Нам как проповедникам следует задуматься над этим.

 

Передающий не является источником Кришны, так же как восточный горизонт не является источником луны. Передающий — это проводник, и претензии на собственность и утверждение своей роли и прав собственника со стороны передающего свидетельствуют о дисквалификации проповедника.
Собственник, Владыка — это Сам Господь, а повторяющий Имя поклоняется Имени в небе, пространстве своего сердца, занимая положение смиренного слуги слуги слуги.

 

Однако следует понимать, что через несколько дней Деваки также увидит, ощутит Кришну в своей утробе: “Под влиянием Провидения, о мать, высший  Пуруша вошел в твою утробу.” (ШБ 10.2.41)

 

Из комментария Шрилы Прабхупады к тексту Шримад-Бхагаватам 10.2.18:
“… Храня в своем сердце Верховную Личность Бога, Васудева был подобен сияющему солнцу, яркие палящие лучи которого невыносимы для обыкновенных людей. Образ Господа, находившийся в чистом, ничем не оскверненном сердце Васудевы, неотличен от изначальной формы Кришны. Появление образа Кришны где бы то ни было, особенно в сердце, называется дхамой. Слово дхама относится не только к образу Кришны, но к Его имени, форме, качествам и окружению. Все это проявляется одновременно.”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *