Комментарии ачарьев, цитированные Шрилой Прабхупадой, предоставляют замечательную полную картину и объяснение того, как Господь проявляет себя через человека, разные грани.
тато джаган-мангалам ачьютамшам самахитам сура-сутена деви
дадхара сарватмакам атма-бхутам каштха йатхананда-карам манастах
“Затем Верховный Господь, исполненный божественных совершенств и дарующий благо всему мирозданию, был вместе со Своими всемогущими проявлениями перенесен из ума Васудевы в ум Деваки. Получив таким образом посвящение от Васудевы, Деваки стала очень красивой, ибо носила в сердце своем Господа Кришну, изначальное сознание каждого и причину всех причин. Так становится прекрасным восток, несущий восходящую луну.” (Шримад-Бхагаватам 10.2.18)
Далее — три отрывка из комментария Шрилы Прабхупады:
“Слово манастах, употребленное в данном стихе, указывает на то, что Верховный господь был перенесен из ума, то есть сердца, Васудевы в сердце Деваки. Следует обратить особое внимание на то, что Господь был перемещен в Деваки не так, как это обычно происходит у людей, а посредством дикши, посвящения. Иначе говоря, этот стих указывает на важность получения посвящения. Не получив посвящения от подлинного духовного учителя, который всегда носит в своем сердце Верховную Личность Бога, человек не сможет обрести силу, необходимую для того, чтобы носить Верховного Господа в собственном сердце…
… Связь между Васудевой и Деваки, посредством которой Верховный Господь вошел в лоно Деваки, осуществлялась на уровне сердец.
… Йоги медитируют на Верховную Личность. Но преданный понимает, что Господь уже присутствует здесь, нужно только пробудить его присутствие посредством посвящения от истинного духовного учителя.”
Вновь мы видим, что Господь приходит в жизнь через посредство преданного.
Подводя итог, можно сказать, что ачинтья бхеда-абхеда явления Господа заключается в том, что :
1) Он независим и приходит в жизнь того, кого Он Сам избирает.
2) Вместе с тем, Он избирает того, кто предан Ему.
3) В дополнение ко всему сказанному, даже к тому, кто доказал Господу свою преданность и готовность принять Его в своем сердце, Господь все равно приходит через Своего преданного.
Это видно во всех случаях:
— Он Сам становится Своим преданным как Шеша, как Баларама, действующий в роли слуги Господа, как первое Свое проявление, чтобы показать важность и престижность положения слуги Господа.
— Он приходит через Васудеву в Деваки.
— Он приходит через посредство духовного учителя к ученику.
Далее, в следующих публикациях на примере комментариев ачарьев к этим стихам мы попытаемся понять, что за таинство происходит в момент передачи Господа из ума и сердца гуру в ум и сердце ученика.