Огонь, сокрытый в горшке

Ачьюта Прія дас Заметки на Полях 140 3 Комментариев

В предыдущих постах мы говорили о том, как и благодаря чему Господь проявляет Себя в человеке. Вся наша практика повторения Святого Имени, пения, чтения, поклонения Божествам, проповеди и прочего предназначена для развития удовлетворения Господа и развития отношений с Ним в нашем сердце. Эти отношения постепенно становятся очень реальными, а восприятие их в начале духовной жизни  проявляется в виде твердой убежденности и вкуса к темам, связанным со Шри Кришной и служением Ему.
Комментарий Шрилы Прабхупады на текст Бхагаватам 10.2.18 открывает новую главу в обсуждении этой необъятной и сокровенной темы:

“…Так Деваки стала обителью единого Верховного Господа, Который не имеет Себе равных и является причиной мироздания. Деваки стала обителью Абсолютной Истины, но поскольку Деваки находилась в доме Камсы, она была подобна скрытому от глаз огню или не по назначению используемому знанию. Когда пламя скрыто стенками горшка или кувшина, в котором его держат, трудно увидеть лучи этого пламени, способные озарить все вокруг. Подобно этому, неправильно применяемое, знание не приносит людям пользу, и не особенно ценится. Из-за того, что Деваки была заточена в стенах дворца Камсы, никто не мог увидеть духовную красоту, которую она обрела, нося в себе Верховную Личность Бога.”

Следующий текст еще более драматично раскрывает данную тему:

са деваки сарва-джаган-ниваса-бхута нитарам на редже  
бходжендра-гехе’ гни-шикхева руддха сарасвати гйана-кхале йатха сати

 

“Деваки носила Верховную Личность Бога, причину всех причин, основу всего космоса, однако, заточенная в доме Камсы, Деваки была подобна пламени, скрытому стенками горшка, или человеку, который обладает знанием, но не может поделиться им на благо других людей.” (ШБ 1.2.19)

Деваки стала прибежищем прибежища всех материальных и нематериальных миров, но все люди не могли воспользоваться этим и увидеть этот блаженный образ.

Санатана Госвами говорит, что так Деваки стала обителью, высшим, окончательным прибежищем, ашраей. Так преданный становится окончательным прибежищем, более, чем Сам Господь.

Лишь она одна наслаждалась своим блаженством, да некоторые из двух-трех близких людей могли оценить это.

Далее мы проанализируем некоторые фразы из приведеного стиха.

Агни-шикхева руддха — укрытый огонь. В тюрьме Камсы (бходжендры) Деваки была подобна сокрытому огню. Когда огонь, светильник в глиняном горшке, горит в доме, то не освещает город, но лишь предметы или людей в самом доме. Так и Деваки не сияла.

Однако сильный огонь может сжечь дом человека, который его ограничивает. Так со временем Деваки разрушит могущество Камсы.

Сарасвати гйана кхалезнание, которое не распространяют. Знание предоставляет радость, ведическое знание безупречно и самосветящееся, но если человек не несет его далее другим, но пытается наслаждаться знанием сам, то он считается обманщиком. Такой человек обманывает себя и, как следствие, неизбежно обманывает других.

Знание, мудрость, заключенная в сердцах людей, которые не распространяют его (дословнообманщики в знании), не процветает, соответственно, не сияет, как должно бы, и не приносит никому благо. Такое знание в конце концов разрушит греховного человека, который его ограничивает, потому что удерживать и не открывать знание, истину — это грех. Знание обязывает к распространению его.

Знание, покрытое обманом (или не распространяемое), не сияет — так же, как не сияют слова истины, которые предваряет ложь, во время обманной игры в кости в игорном доме.

Обманщик в знании — это тот, кто посвящает себя знанию писаний, но использует его для причинения беспокойств другим.
То есть, человек, не использующий знание для блага других, будет автоматически использовать его во зло другим (то есть эгоистично для себя). Или одно, или другое (третьего не дано, человек неизбежно будет использовать то, что знает), но используя лишь для себя, во зло другим, — разрушит себя.

Обманщик в знании — это человек, получивший знание от гуру, не служащий своему гуру. Поэтому Деваки станет причиной гибели Камсы. Он погибнет из-за своих оскорблений, в том числе из-за того, что держал взаперти Деваки, что означает, пытался удерживать Кришну. Однако удержать и связать Кришну можно лишь узами любви, как это сделала Яшода в Дамодара-лиле.

Комментариев 3

  1. Харе Кришна! Примите мои поклоны, пожалуйста!
    Подскажите, пожалуйста, как я, не имея сильного ума или учености в какой бы то ни было сфере, в том числе и в знании Писаний, могу его распространять? И что значит «автоматически использовать его во зло другим»?
    Спасибо большое!

    1. Можно добавить, что если человек не стремится действовать бескорыстно, не замыкаясь, действуя в интересах других, то материальное сознание и стремление получать выгоду будет прорастать на почве духовной жизни. Тогда человек неизбежно начнет паразитировать на поле деятельности религии и будет эксплуатировать других под видом духовного лидера, пользуясь их наивной простодушной верой. Это очень разрушительно, потому что рано или поздно люди поймут это и тогда, скорее всего, разочаруются в религии.

  2. Матаджи Даша, спасибо за вопрос.

    Даже не обладая великой ученостью, мы можем распространять знание, посильно распространяя книги Шрилы Прабхупады. Это особенно уместно упомянуть в преддверии марафона Шрилы Прабхупады. Шастра совершенна, и комментарии Прабхупады также. Вы можете стать проводником шастры.

    Что касается использования знания во вред другим, то, получая знание и при этом никак не принимая участие в его дальнейшем распространении, мы вводим людей в заблуждение. Мы на основе таких действий, своей жизнью громко говорим, что знание — это просто теория, гьяна, не обязательно становиться частью этого знания, не обязательно жить в потоке его, можно просто схватить его, почитать книжку на ночь и успокоиться на теории, а применение его, вигьяна — не обязательна.
    Так мы вводим людей в заблуждение и автоматически транслируем ложную концепцию, искажая знание, и это, по определению Шрилы Прабхупады, — насилие над людьми, это вредно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *