Революция в сердцах через чтение

Ачьюта Прия дас Община 427 33 Комментариев

  •  
  •  
  • 51

image

Шрила Прабхупада пишет о своей миссии ачарьи, оставившего богатое литературное наследие:

«После первого дождя, когда в небе гремит гром, начинают квакать лягушки. Так ученики разом принимаются вслух повторять заданный им урок. Ученикам положено вставать очень рано, но обычно они спят, пока не услышат звон колокола в гурукуле или близлежащем храме. По указанию духовного учителя они немедленно встают и, исполнив свои утренние обязанности,  садятся изучать Веды или повторять ведические мантры. Все живые существа спят во тьме Кали-юги, но, когда появляется великий ачарья, люди, по одному его призыву, начинают изучать Веды, чтобы обрести истинное знание.» (Кришна, гл.20)

Оставив колоссальное наследие, книги, которые, со времени начала его проповеди на Западе, уже распространены тиражом более половины миллиарда, Шрила Прабхупада совершил великую миссию, которая утвердила его как великого ачарью. Однако миссия эта остается незавершенной, если мы не читаем эти книги. Книги написаны, переведены на многие языки и распространены, и это все для того, чтобы их читали.

Шрила Прабхупада говорил: «Все мои ученики должны читать мои книги два часа в день, но хотя бы час.» Чтение — это также наше участие в миссии Прабхупады, наравне с изданием и распространением его книг.

Комментариев 33

  1. Харе Кришна! Цитату из 3.31.13 сразу выучила наизусть! Спасибо! Мои поклоны!

    1. Спасибо, матаджи Галина! Этот стих очень важен для садхаки. Шрила Бхактивинода Тхакура пишет, что настроение раскаяния должно стать постоянным нашим спутником на пути повторения Святого Имени. Без раскаяния нет смирения.

  2. «Итак, эти книги дают ясное представление о Боге, и не только это. Каждый, кто прочтёт нашу книгу «Кришна» в двух частях, «Нектар преданности» и, если возможно, «Учение Господа Чайтаньи», я уверен, не сможет уйти от преданности Кришне.»

    (Письмо Шрилы Прабхупады Джагадише, 28 ноября 1970)

  3. «НЕКТАР НАСТАВЛЕНИЙ» — НЕОБХОДИМО ЧИТАТЬ — ВАЖНЕЙШАЯ КНИГА

    «Нектар наставлений» получился очень хорошо. Это очень важная книга, все преданные должны немедленно ее прочитать. В ближайшем будущем мы введём экзамены по бхакти-шастри для второго посвящения, и это будет одна из книг, требующих изучения. Каждый, кто прочтет её, сразу же поймёт, что такое сознание Кришны.

    Один священник недавно спрашивал меня в Бомбее, как поднять мораль среди студентов, потому что все студенты — настоящие бродяги. Если эту книгу дать учащимся школ и колледжей, они смогут извлечь из неё понимание того, что такое на самом деле мораль. Это важнейшая книга.»

    Из письма Шрилы Прабхупады Радхабаллабхе от 5 января 1976 г.

  4. Назначение и миссия Шримад Бхагаватам заключается в пробуждении у человека его духовного сознания и восстановление его изначальной духовной природы через прикосновение к самому чистому и дорогому для него объекту, к духовной форме Бога.

    Есть люди, которые погружены в невежество и видят смысл своей жизни в эксплуатации материальных энергий. Есть люди, которые поднялись на уровень благочестия и стараются помогать другим людям: семье, роду, обществу, стране, — занимаясь бескорыстным служением. Есть люди, которые постигли свою духовную природу и смогли увидеть разницу между духом и материей. Однако никто из них не может обрести полное удовлетворение, до тех пор, пока не начнет практиковать обмен любовными отношениями с Верховной Личностью Бога. Чтобы показать насколько такая деятельность превосходит всё остальное, человеку необходимо прикоснуться к истинно духовному предмету науки и религии — к трансцендентной форме Бога.

    Шримад Бхагаватам является звуковым воплощением Бога, поэтому касаясь этого произведения мы можем понять, что представляет собой истинная реальность нашего существа и какая деятельность может принести нам истинное благо.

  5. «Мой дорогой Бхаргава, Пожалуйста, прими мои благословения. Я получил твое письмо от 31 мая 1972 года и ознакомился с его содержанием. Наше продвижение в сознании Кришны происходит двумя путями – через знание и отречение, гьяну и тьягу, или тапасью. Чем больше мы отрекаемся от этого материального мира, тем больше мы прогрессируем в сознании Кришны. Однако мы способны совершать тапасью и идти на такие жертвы только, если у нас есть знание. Поэтому первое, что необходимо, — получать знания в сознании Кришны, тогда тапасья, или добровольная жизнь в аскезе, придет автоматически. Поэтому я прошу всех моих учеников читать мои книги очень серьезно каждый день. Таким образом, если твой ум будет поглощен трансцендентными темами «Шримад-Бхагаватам», «Бхагавад-гиты» и других книг в течение, как минимум, одного или двух часов, ты сможешь очень легко прогрессировать в сознани Кришны. Обретение нашего подлинного счастья — это не вопрос изменения рода занятий, приспособления к тем или иным материальным условиям. […]

    Возбужденному, неспокойному ум нельзя принести умиротворение, изменяя материальные условия. Если я сознаю Кришну, любая работа не будет меня отягощать, и я всегда буду удовлетворен. Поэтому я рекомендую тебе читать книги все больше и больше и стараться понять прочитанное с разных точек зрения, постоянно обсуждая это со своими духовными братьями, даже когда ты работаешь для прессы. Когда ты работаешь и не можешь читать, слушай записи моих лекций. Никогда не пренебрегай воспеванием 16 кругов джапы на четках, всегда вставай рано утром без исключений, посещай мангала-арати, совершай омовение и следуй остальным регулирующим принципам. Тогда все будет идти успешно, можешь в этом не сомневаться».
    (Письмо Шрилы Прабхупады, 13.06.72)

  6. Чем больше мы читаем «Бхагавад-гиту», тем больше нам хочется перечитывать ее, и всякий раз нам открываются новые аспекты духовной науки.
    Такова природа этого трансцендентного писания. Такое же трансцендентное блаженство можно ощутить, читая «Шримад-Бхагаватам». Чем больше мы слушаем о Господе и славим Его, тем счастливее становимся.

    ШБ 3.25.2. (Ком.)

  7. БОЛЬШОЕ СПАСИБО, ЧТО ЧИТАЕШЬ И ЦЕНИШЬ МОИ КНИГИ

    Большое тебе спасибо за то, что читаешь и ценишь мои книги. Пожалуйста, продолжай это делать, насколько есть возможность, и почаще посещай наш храм в Майями. В своем письме ты упоминаешь, что до того, как прочитать мою Бхагавад-гиту, ты сталкивался со множеством других вариантов, но ни один из них не открывал так много, как «Бхагавад-гита как она есть». Причина в том, что мы совершенно не изменяем настоящего смысла Гиты. Многие другие комментаторы переиначивают строки Бхагавад-гиты, искажая их смысл в угоду собственным мотивам, но мы так не делаем. Мы представляем ее в точности как она есть, ничего не добавляя и не изымая. Этот подход совершенен во всех отношениях, и потому [наша «Бхагавад-гита»] действительно оказывает огромное влияние на весь мир. Слова, произнесенные Самим Господом Кришной, обладают непревзойденным могуществом, и каждый, кто достаточно удачлив, чтобы услышать эти слова и попытаться применить их в свой жизни, становится совершенным. (ПШП м-ру Дэннани, 14 марта 1975)

  8. Снова и снова убеждаюсь в том, насколько важно изучать книги Шрилы Прабхупады и развивать в себе шастрия-шраддху (веру основанную на смысле священных писаниях — шастра-артха вишвас). Снова и снова вижу, насколько слаба и ненадежна лаукика-шрадха (поверхностная вера, по сути суеверие, буквально — вера навязанная социумом). Без понимания выводов священных писаний, очень сложно сохранить надолго в себе стремление к Кришне. Лаукика-шраддха, как правило, не выдерживает испытания временем, и как только проходит эффект новизны от встречи с обществом преданных, когда надоедают новые одежды, новая пища, новые имена, новые социальные установки (что и являлось в большей степени источником бурного энтузиазма неофита), так и не поняв по-настоящему, какие возможности открывает перед человеком практика Гаудия Вайшнавизма, человек, подумав, что он уже все понял (ну а как же, инициацию же получил уже ) возвращается к обычному образу жизни материалиста (обычно это начинается с того, что человек начинает испытывать отвращение к обществу преданных, и наоборот начинает испытывать новый вкус к общению с материалистами), на первых порах испытывая очень сильный энтузиазм от того, что теперь можно не следовать «всем этим сектантским правилам». Ну а дальше-то что? Эйфория от «нарушения принципов» быстро проходит. Остается все то же бессмысленное существование, где не ждет ничего кроме старости, болезней и смерти. Если мы не обретаем шастрия-шраддху, то становимся очень легкой добычей Майи. Именно поэтому Шрила Прабхупада снова и снова предупреждал: «Если вы не будете изучать мои книги, ваш «Харибол! Харибол!» долго не продлится». Снова и снова убеждаюсь в правоте слов Шрилы Прабхупады. И если посмотреть на тех преданных, которые добиваются успеха в духовной жизни, то можно увидеть, что всех их объединяет одно — серьезное отношение к изучению книг Шрилы Прабхупады. Обидно, что даже имея такие могущественные средства защиты от Майи, многие не пользуются ими, и не проходят дальше лаукика-шраддхи.

  9. МАТЕРИАЛЬНАЯ ГУНА БЛАГОСТИ ОСКВЕРНЯЕТ ЖИВОЕ СУЩЕСТВО И ОТ НЕЁ НЕОБХОДИМО ИЗБАВИТЬСЯ.

    Три гуны материальной природы это оковы для живого существа. Если даже оковы золотые (гуна благости), то от этого не легче, так как они держать живое существо в этом мире страданий.

    Чайтанья Чаритамрита Мадхья 15.277 комм.:
    «Брахман может обладать большой эрудицией, однако это еще НЕ ОЗНАЧАЕТ, что он свободен от материальной скверны. Осквернение, которому ПОДВЕРЖЕН брахман, заключается ВО ВЛИЯНИИ на него ГУНЫ БЛАГОСТИ. В материальном мире действуют три гуны: благость, страсть и невежество, — и все они суть РАЗНЫЕ СТЕПЕНИ ОСКВЕРНЕНИЯ. Пока брахман не избавится от этой скверны и не достигнет уровня БЕСПРИМЕСНОГО преданного служения, его НЕЛЬЗЯ НАЗВАТЬ вайшнавом.»

  10. Тот, кто хотя бы раз подумал обо Мне с любовью и преданностью, кто слушает и пересказывает повествования о Моих деяниях, непременно вернется домой, к Богу.

    🦋Шримад Бхагаватам 3.32.43🦋

  11. Как переводился «Шримад Бхагаватам»…

    Бхактиведанта Свами переводил «Шримад-Бхагаватам», ничего не меняя, с величайшим почтением к Шриле Вьясадеве. В этом и была его главная заслуга. Конечно, он делился и своим пониманием, но смиренно, не пытаясь превзойти предшествующих духовных учителей. А что касается крайне важного подхода к изложению темы в строгом соответствии с парампарой — здесь Бхактиведанта Свами не допускал «технических ошибок». Он знал, что комментарии к Бхагаватам, идущие вразрез с учением парампары, не представляют никакой ценности. День и ночь он печатал, сидя за столиком под маленькой лампочкой, свисающей с потолка. Он сидел на тонкой циновке, спиной к большой пирамиде, выглядевшей посреди пустой комнаты немного странно. С каждым днем стопка бумажных листов, которые он придавливал камешками, росла. Необходимые потребности — в еде и сне — он удовлетворял лишь от случая к случаю. Он был полностью убежден в том, что его «Шримад-Бхагаватам» совершит переворот в цивилизации, сбитой с толку, поэтому с великим тщанием и сосредоточенностью переводил он каждое слово и писал каждый комментарий.»

    Сатсварупа дас Госвами «Прабхупада лиламрита»

  12. йеба нахи буджхе кеха,
    шуните шуните сеха,
    ки адбхута чаитанйа-чарита
    кришне упаджибе прити,
    джанибе расера рӣти,
    шунилеи бада хайа хита

    Даже если вначале кто-то не понимает деяний Господа Чайтаньи, но продолжает слушать о них, в нем чудесным образом пробудится любовь к Кришне. Со временем такой человек сможет постичь любовные отношения Кришны с гопи и другими жителями Вриндавана. Я советую всем слушать о Господе Чайтанье снова и снова, ибо это приносит огромное благо. (Чч, Мадхйа, 2.87)

  13. Попытки научиться любви у мудрецов и святых далекой древности в чем-то сродни попыткам научиться разговаривать на иностранном языке только с помощью книг. Конечно, мы можем до какой-то степени освоить язык по учебникам, но очень скоро поймем, что в реальной жизни говорят иначе. Чтобы научиться настоящему, живому языку, нужно общаться с носителями языка, которые в совершенстве его знают и могут пользоваться им во всех ситуациях. То же самое можно сказать и о языке любви. Чтобы научиться этому языку, мало одних учебников, роль которых исполняют священные писания и жизнеописания святых, – необходимо непосредственное общение с реальными людьми, говорящими на языке любви.

    © Бхакти Вигьяна Госвами

    Книга «Уроки любви. Истории из жизни А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады»

  14. Становясь царем или главой правительства, человек забывает о важности самоосознания. Зная об этом, Яти, старший сын Нахуши, невзирая на уговоры отца, отказался принять бразды правления царством. 

    КОММЕНТАРИЙ: Самоосознание является главной целью человеческой цивилизации. Люди, находящиеся под влиянием гуны благости и обладающие брахманическими качествами, понимают важность самоосознания. В характере кшатриев, как правило, преобладают материальные качества, позволяющие им умножать свои богатства и услаждать чувства. Однако духовно развитые люди не стремятся к материальным ценностям. Они оставляют себе ровно столько, сколько нужно для того, чтобы вести духовную жизнь, нацеленную на познание себя. В этом стихе подчеркивается, что человек, посвятивший себя политике, особенно в наши дни, лишается всякой надежды на обретение совершенства. Однако любой человек, слушая «Шримад-Бхагаватам», может обрести высшее совершенство. Слушая «Бхагаватам», человек служит ему: нитйам бхагавата-севайа . Хотя Махарадже Парикшиту приходилось заниматься политикой, он без труда достиг совершенства, поскольку в конце жизни услышал от Шукадевы Госвами «Шримад-Бхагаватам». Поэтому Шри чайтанья Махапрабху говорил: 

    стхане стхитах шрути-гатам тану-ван-манобхир 
    йе прайашо ‘джита джито ‘пй аси таис три-локйам 

    Бхаг., 10.14.3 

    Независимо от того, под влиянием какой гуны находится человек — страсти, невежества или благости, — ежедневно слушая «Шримад- Бхагаватам» из уст осознавшей себя души, он может освободиться из материального плена. 
    Шримад Бхагаватам 9.17. ТЕКСТ 2

  15. Чайтанья Чандра Чаран Прабху .

    Знание из книг Прабхупады распространяет мир, любовь, покой и гармонию. Оно гармонизирует мир. Поэтому чтение этих книг постепенно перевернёт весь мир – это будет духовная революция. Она уже сейчас происходит в мире с огромной скоростью, мы видим это.

  16. Часто преданные задают вопрос: «Как бороться с анартхами? У меня одна анартха, другая, третья…» Кришна отвечает: «Никак!» Мы не боремся с анартхами, мы развиваем привязанность к Кришне, и анартхи уходят сами. 
    Находясь в обществе преданных, служа им и Кришне, мы стремимся почувствовать вкус. Кришна говорит: когда человек чувствует высший вкус, низший вкус уходит сам. 

    Если Кришна будет присутствовать в нашей жизни и мы будем помнить о том, что созданы Им и зависимы от Него, в какой-то момент Он Сам очистит нас от анартх, какими бы они ни были. 

    В этом разница между путем бхакти и путем гьяны. На пути гьяны человек пытается сам избавиться от анартх, а на пути бхакти он говорит: «Кришна, я — Твой слуга! Я предался, и я буду с Тобой до конца!» 
    Предание себя начинается с простых вещей. Я должен принимать все, что благоприятно для преданного служения, и отвергать все, что мешает. Это — простой рецепт. Я должен общаться с теми, кто поможет мне стать сильнее в духовном плане, и отвергать общество тех, кто мешает этому. И у меня должно быть достаточно смирения, чтобы не говорить: «Я всегда прав». 
    Кришна Сам расправится с анартхами, не нужно беспокоиться. Единственное, что человек должен делать, — это оставаться преданным: слушать о Кришне, читать о Кришне, думать о Кришне. Тогда все остальное встанет на свои места». 

    Е.С. Шрила Бхакти Вигьяна Госвами

  17. КАК ИЗБЕГАТЬ ОСКОРБЛЕНИЙ (ШАСТРА-АПАРАДХА) ПО ОТНОШЕНИЮ К СВЯЩЕННЫМ ПИСАНИЯМ

    (Что же является благоприятным по отношению к священным писаниям, а что неблагоприятным? Самое большое оскорбление, которое можно нанести священным писаниям – это, прежде всего, относиться к ним с пренебрежением и преуменьшать их значение. Для примера за основу взята «Бхагавад-гите») 

    Все, что благоприятно по отношению к священным писаниям:

    1. Лучше всего хранить «Бхагавад-гиту» (и другие священные писания) на самом видном и чистом месте, чтобы она всегда напоминала о важности и возможности постоянного ее чтения и изучения. Особенно благоприятно хранить ее таким образом, чтобы утром, первым из того, что мы могли бы видеть — была именно «Бхагавад-гита».
    2. «Бхагавад-гиту» нельзя брать, не омыв руки после еды, туалета и после соприкосновения с «грязными» частями тела: рот, уши, нос и т.д. Ее нельзя класть на не протертый (например, от еды) стол, стулья, диваны и тем более на пол. На самом деле многие великие святые (в вайшнавской, христианской и других традициях) даже моют руки с мылом, прежде чем взять в руки какое-либо священное писание («Бхагавад-гиту», «Шримад-Бхагаватам», Библию, Коран и т.д.) 
    3. К «Бхагавад-гите» нужно относиться как к личности или к Божеству, т.е. ей можно предлагать пищу, проводить пуджу, как можно больше прославлять ее в песнях, стихах, картинах, всячески вдохновляя и побуждая к этому других.
    4. Помимо того, что «Бхагавад-гиту» крайне благоприятно распространять другим, ее также благоприятно дарить тем, кто хотя бы немного осознал важность и ценность этой книги. Во избежание оскорблений в адрес «Бхагавад-гиты» не следует дарить и предлагать ее крайне демоничным, завистливым и очень оскорбительно настроенным людям.
    5. Если мы отправляемся в какое-либо путешествие и берем с собой «Бхагавад-гиту», то благоприятно держать ее в каком-нибудь специальном сшитом чехле или в куске чистой ткани. Это необходимо для того, чтобы она не пачкалась и не соприкасалась с другими нечистыми предметами. Суть этой рекомендации в этом, что любые священные предметы (особенно книги, четки и другая вайшнавская атрибутика) не должны по возможности соприкасаться с неосвященными предметами.

    Все, что неблагоприятно и оскорбительно по отношению к писаниям:
    1. Помимо небрежного хранения и пренебрежительного отношения, очень неблагоприятно плохо думать, отзываться и преуменьшать значение «Бхагавад-гиты». Это немедленно скажется на духовном уровне человека и сильно замедлит его духовный рост. Как правило, духовное состояние человека зачастую можно определить по наличию вкуса к чтению духовных книг или по его отношению к ним – благоговейном или небрежном. Поэтому каждый может легко протестировать себя и если это необходимо, постараться изменить свое отношение или применить соответствующие меры.
    2. Оскорбительно читать «Бхагавад-гиту» лежа в постели, держа ее на коленях или читая на ходу. Многие святые личности часто читают и изучают священные писания, перед алтарем и сидя на коленях, а когда оставляют тело, кладут ее себе на грудь. (Это подтверждают неоднократные факты и истории известные как в ведической, так и в христианской истории). И хотя это не является строгим правилом, это помогает сохранять правильный настрой и смиренное (почтительное) отношение к писаниям.
    3. Тем, кто делает какие-либо заметки в священных писаниях, должны делать это очень аккуратно, по возможности не использую обычную шариковую ручку, а пользуясь закладками, простым карандашом или, в крайнем случае — текстовыделителем.
    4. Особенно оскорбительным считается использование «Бхагавад-гиты» в каких-либо корыстных целях. То есть нельзя и помышлять о том, чтобы как-то пытаться заработать на ней, поправить свое материальное положение или каким-то образом извлекать из нее личную выгоду. Даже когда мы распространяем «Бхагавад-гиту» очень важно сохранять правильный мотив. Неправильные мотивы культивируют в нас крайне оскорбительное отношение, со всеми сопутствующими этому негативными последствиями. Нельзя также толковать «Бхагавад-гиту» на свой манер, выдумывать о ней всякие разные небылицы и искажать ее главные идеи и изначальный смысл в своих интересах.

  18. «Поклонение Божеству под руководством истинного духовного учителя поможет домохозяевам очистить свою жизнь и быстро усвоить законы духовной науки. Преданному-неофиту мало иметь одни теоретические знания. Знание, почерпнутое из книг, — это теория, а процесс арчаны — практика. Духовные знания необходимо углублять, сочетая теорию с практикой, что поможет человеку достичь духовного совершенства». 

    Шримад-Бхагаватам 2.3.22, комментарий Шрилы Прабхупады

  19. Ш.Б.1.5. 11

    тад-ваг-висарго джанатагха-виплаво
    йасмин прати-шлокам абаддхаватй апи
    наманй анантасйа йашо ‘нкитани йат
    шринванти гайанти гринанти садхавах

    тат — тех; вак — слов; висаргах — создание; джаната — большинства людей; агха — грехи; виплавах — способное произвести переворот; йасмин — в котором; прати-шлокам — каждый стих; абаддхавати — несовершенно составленный; апи — хотя и; намани — трансцендентные имена и проч.; анантасйа — безграничного Господа; йашах — слава; анкитани — описывается; йат — что; шринванти — слушают; гайанти — поют; гринанти — признают; садхавах — чистые и честные люди.

    Но сочинение, состоящее из описаний трансцендентного величия имени, славы, форм, игр безграничного Верховного Господа, резко отличается от них. Оно составлено из трансцендентных слов, назначение которых — совершить переворот в неправедной жизни сбившейся с пути цивилизации. Такие трансцендентные произведения, даже если они несовершенны по форме, слушают, поют и принимают чистые люди, которые безукоризненно честны.

    КОММЕНТАРИЙ: Это свойство великих мыслителей – брать лучшее даже из самого плохого.

    Говорится, что разумный человек должен извлечь нектар из сосуда с ядом, подобрать золото даже в нечистом месте, взять добрую и достойную жену даже из безвестного рода и поучиться у человека или учителя даже из семьи неприкасаемых. Эти этические правила касаются всех без исключения.

    Но святой человек намного возвышается над средним уровнем. Он всегда поглощен прославлением Верховного Господа, так как благодаря распространению святого имени и славы Верховного Господа очистится оскверненная атмосфера мира, и в результате распространения трансцендентной литературы, подобной «ШримадБхагаватам», взаимоотношения между людьми оздоровятся.

    Сейчас, когда пишется комментарий к этому стиху, мы являемся свидетелями кризиса. Наш добрый сосед Китай, охваченный милитаристским духом, атаковал границы Индии. Мы не имеем практически никакого отношения к политике, но знаем, что раньше Китай и Индия веками жили в мире, не питая друг к другу никакой вражды. Дело в том, что в те времена жизнь протекала в атмосфере сознания Бога, и люди во всех странах мира были богобоязненны, чистосердечны и просты, а в отношениях между ними не было места политической дипломатии. У Индии и Китая нет никаких причин для споров за землю, которая даже не слишком пригодна для жизни, и тем более нет причин сражаться за нее.

    Но, как мы уже упоминали, под влиянием века Кали, века раздоров, вражда между людьми возникает по малейшему поводу. И дело тут не в поводе, по которому возникает вражда, а в оскверненной атмосфере этого века: определенная часть людей систематически ведет пропаганду, призывая прекратить восхваление имени и величия Верховного Господа. Поэтому так необходимо распространять послание «Шримад-Бхагаватам» по всему миру. Долг всех индийцев, обладающих чувством ответственности, — нести трансцендентное послание «Шримад-Бхагаватам» всему миру, даруя людям высочайшее благо и принося им желанный мир. Но Индия забыла о своем долге, пренебрегая этим ответственным делом; вот почему повсюду в мире не прекращаются вражда и раздоры.

    Мы уверены, что даже если послание «Шримад-Бхагаватам» примут только выдающиеся люди, в их сердцах, несомненно, произойдет перемена, а простые люди, естественно, последуют за ними.

    Народные массы — послушный инструмент в руках современных политиков и лидеров. Даже если изменятся сердца только лидеров, это, несомненно, приведет к радикальному изменению атмосферы во всем мире. Это великое произведение несет трансцендентное послание для того, чтобы возродить в людях сознание Бога и вновь одухотворить атмосферу мира.

    Мы отдаем себе отчет в том, что наша честная попытка представить это великое писание сопряжена со многими трудностями. Разумеется, нам не удастся передать его содержание адекватным языком, тем более, что этот язык не родной для нас, и, безусловно, наш перевод будет иметь много литературных погрешностей, несмотря на наши искренние старания представить его должным образом. Но мы уверены, что эти недостатки не помешают людям оценить серьезность его содержания, и лидеры общества все же примут его, увидев в нем честную попытку прославить Всемогущего Бога. Если дом охвачен пожаром, его обитатели бегут за помощью к соседям, которые могут оказаться иностранцами. Даже не зная языка, на котором говорят их соседи, жертвы пожара способны объяснить, чего они хотят, а те смогут понять их, хотя и говорят на другом языке. Такой же дух сотрудничества необходим и для распространения трансцендентного послания «ШримадБхагаватам» в оскверненной атмосфере современного мира.

    В конце концов, это наука о методике постижения духовных ценностей, и поэтому нас больше волнует методология, а не язык. Если люди мира поймут методологию этого великого произведения, успех будет обеспечен.

    Когда люди во всем мире слишком поглощены материальной деятельностью, неудивительно, что отдельные люди и народы по малейшим поводам нападают друг на друга. Таковы порядки этого века Кали, века вражды. Его атмосфера уже отравлена всевозможными пороками, и это хорошо известно каждому. Мир полон нежелательных литературных произведений, насыщенных материалистическими образами чувственного наслаждения.

    Во многих странах есть специальные органы, уполномоченные государством выявлять и подвергать цензуре непристойную литературу. Это означает, что ни правительство, ни сознающие свою ответственность лидеры общества не считают, что такая литература нужна, и все же она появляется на прилавках, потому что люди хотят читать ее для удовлетворения своих чувств. Большинство людей ощущает потребность в чтении (это заложено в природе человека), но поскольку их умы осквернены, они хотят читать подобную литературу. В этих обстоятельствах такое трансцендентное произведение, как «ШримадБхагаватам», не только ограничит деятельность развращенного ума людей, но и удовлетворит его потребность в занимательном чтении.

    Возможно, что вначале «Бхагаватам» им не понравится, как человеку, страдающему от желтухи, не нравится сладкое. Но необходимо понять, что сладости — единственное лекарство от желтухи. Таким образом, нужна систематическая пропаганда и популяризация «Бхагавад-гиты» и «Шримад-Бхагаватам», которые действуют на болезнь чувственных наслаждений, как сладости — на желтуху. Когда у людей разовьется вкус к подобной литературе, другие произведения, отравляющие общество своим ядом, исчезнут сами собой. Поэтому мы уверены, что, несмотря на все недостатки данного издания, общество будет приветствовать появление «Шримад-Бхагаватам», ибо это рекомендует Шри Нарада, милостивое явление которого описано в этой главе.

  20. «Что касается вопроса о твоем дальнейшем духовном развитии, то сейчас я посоветовал бы тебе подумать о том, что значит заниматься настоящим преданным служением. Ты не должна путать «любое» служение с «преданным» служением. 

    Как раз вчера я читал одну из бесед Шрилы Прабхупады с учениками в Майяпуре в 1977 году, где он объясняет, что стать вайшнавом не так-то просто. Мы должны пройти много этапов духовного развития, прежде чем разовьем в себе качества вайшнава. Он сказал, что стать настоящим вайшнавом может только преданный с брахманскими качествами. А чтобы развить в себе брахманские качества, нужно «слушать, слушать и слушать». Он повторил это три раза. Затем Прабхупада сказал: «Не став брахманом, невозможно научиться слушать. Только научившись слушать, человек достигает постоянства в преданном служении». А когда преданный достигает постоянства в служении Господу, он избавляется от низменных качеств, порожденных гуной страсти и невежества, в том числе от вожделения и от жадности. Это и есть духовный прогресс. 

    Ты не сможешь духовно развиваться просто благодаря «любому» служению. Да, я всегда проповедую, что мы должны видеть во всем руку Кришны и если нас просят о каком-либо служении, мы должны видеть в этом волю Кришны. Но, как говорит Шрила Прабхупада, брахман всегда старается слушать о Кришне. И он никогда не откажется от этого из-за того, что у него слишком много другого служения. Слушание также подразумевает изучение нашей философии, благодаря чему у нас развивается способность различать между чистым преданным служением и служением с примесью кармы и гьяны. 

    Сначала нужно научиться правильно выполнять свои обязанности, и тогда мы сможем духовно развиваться. Мы не должны просто заниматься «любым» служением. Мы должны выполнять свои обязанности и никогда не пренебрегать шраванам, киртанам и смаранам, ибо слушать, говорить и помнить о Кришне — наша главная обязанность на всех этапах жизни… 

    Из письма Е.С. Ниранджаны Свами

  21. ..Для того, чтобы мы поняли, что такое бхакти, нам обязательно нужно слушать о наших недостатках и наших добродетелях. Слушайте очень внимательно, потому что это важная вещь. У нас у всех есть недостатки, и у нас у всех есть какие-то хорошие качества. И если мы стремимся к совершенству, то мы должны слушать шастру. Каким образом мы должны слушать шастру? – пытаясь понять, о каких наших недостатках и наших добродетелях говорится в шастре. Мы должны слушать «Бхагава-гиту» и «Шримад-Бхагаватам», но каким образом? – пытаясь понять, что это в сущности слова Кришне, обращённые к нам…
    Е.С. Бхакти Вигьяна Госвами, «Культура уважения», Израиль, 2014г.

  22. «Падма-пурана», Уттара-кханда, 50-я глава:

    «О богиня, те, кто постоянно изучают Веды и проводят жертвоприношения, но не проявляют интереса к вечной деятельности — любовному служению Богу, а также те, кто совершает поступки, противоречащие Ведам, склонны поносить Господа Вишну и Его святых преданных».

    веда дхйа йа рата нитйам
    нитйам ваийаджна-йа джаках
    агни-хотра рата нитйам
    вишну-дхарма-паран мукхах
    нинданти вишну-бхактамш ча
    веда бахйах сурешвар

  23. Шрила Прабхупада : 

    27 марта 1972г.

    Чем больше эту литературу читают и распространяют, тем больше наполняется благом этот мир. Пожалуйста, продолжай эту программу со всевозрастающим энтузиазмом, и это доставит большую радость моему Гуру Махарадже. Если мы будем просто повторять эту философию как она есть, ни в чем ее не изменяя и никак не интерпретируя, тогда остановить наше Движение не удастся никому, и мы завоюем весь мир. Итак, пожалуйста, обучай всех этих юношей и девушек философии и брахманической культуре, и все они станут в руках Господа Кришны полезными инструментами спасения падших душ этой эпохи. 

    Письмо Джагадише

  24. «Итак, таким образом, попытайтесь понять что такое дхарма, что такое Бог. И мы можем помочь вам, это движение сознания Кришны. У нас сейчас около пятидесяти книг, большие, большие книги, как эта, понять Кришну, просто понять Кришну. Поэтому, если вы хотите понять Кришну через своё образование, через своё научное знание, философию, и всё, что вам нравится — да, мы можем убедить вас. У нас так много книг. Но если вы скажите, что у вас нет денег на покупку книг, вы не так учёны… Повторяйте Харе Кришна. Тогда вы поймёте Кришну.»

    Лекция по ШБ 01.02.09 в Университете — Детройт, 03.08.75

  25. Шрила Прабхупада : 

    31 марта 1977г.

    Наша литература — не сентиментальные рассказы. Она написана для того, чтобы ее поняли разумные люди. Дети и те, у кого детское сознание, пусть лучше поют «Харе Кришна» и едят прасад. Мы не можем разбавлять философию, чтобы сделать ее более приемлемой. Наши книги должны оставаться такими, как есть. Не трать больше времени на подобные попытки. Мы не будем это печатать. У нас есть книги? Пусть теперь стараются их понять, а не могут — пусть поют «Харе Кришна» и едят прасад. 

    Письмо Лилавати-даси

  26. ПРОПОВЕДЬ КРИШНА-КАТХИ

    «Бхагавад-гита», являющаяся кришна-катхой, дает людям элементарное представление о том, что тело бренно, а сознание, которое его пронизывает, — вечно. Обладающая сознанием бессмертная душа существует вечно, она не умирает после смерти тела, и ее невозможно уничтожить ни при каких обстоятельствах. 

    Всякий, кто отождествляет себя со своим бренным телом, и, исходя из этой ложной телесной концепции жизни, работает ради своего тела, именуя свою деятельность социологией, политикой, филантропией, альтруизмом, национализмом или интернационализмом, несомненно, является глупцом, не умеющим отличить реальность от иллюзии. 

    Некоторые из таких людей поднимаются над гунами страсти и невежества и достигают гуны благости, однако материальную благость всегда оскверняют примеси невежества и страсти. Материальная благость дает человеку возможность понять разницу между телом и душой, и тот, кто находится под влиянием гуны благости, заботится о своей душе, а не о теле. Но из-за осквернения низшими гунами природы люди, находящиеся под влиянием гуны материальной благости, не способны постичь истинную, личностную природу души. 

    Представления имперсоналистов о душе как о духовном начале, отличном от тела, позволяют им оставаться под влиянием материальной гуны благости, однако, до тех пор пока у них не пробудится интерес к кришна-катхе, они не смогут вырваться из плена материального существования. 

    Кришна-катха — единственное средство, способное исцелить всех, кто живет в этом мире, ибо она помогает человеку утвердиться в чистом сознании своего «я» и освободиться от оков материального существования. Господь Чайтанья говорил, что проповедь кришна-катхи во всем мире — это величайшая миссионерская деятельность, и все здравомыслящие люди на земле должны присоединиться к этому великому движению, начало которому положил Господь Чайтанья.

    Комментарий Шрилы Прабхупады, ШБ 3.5.11

  27. «Те, кто имеет достаточно сукрити(благочестия) и развили веру в Бхакти, милостью Кришны имеют достаточный разум и потому с легкостью понимают суть наставлений Ачарьев – хватает намека или нескольких слов. У человека лишенного сукрити, нет и веры. Напиши хоть многотомник, он все равно ничего не поймет. »
    » Бхактья лока » Шрила Бхактивинод Тхакур.

  28. «Они говорят о Кришне столько всего, но сами они непреданные. Подобно Камсе. Они могу говорить о Кришне или думать о Кришне, но они не принимают Кришну как Всевышнего. Поэтому они демоны. Вот так можно определить. Они будут читать «Бхагавад-гиту», но они не примут Кришну как Всевышнего. А это демонично. Майайапахрта-джнана асурим бхавам ашритах (БГ 7.15). Из-за того, что они демоны, их так называемое знание бесполезно, апахрта-джнана. И они могут даже быть очень образованными учёными, но знания у них нет. Нет знания. Это демоничное… Например, Равана. Он был очень продвинутым в знании Ведической литературы, но он был демоном. Так что одного изучения Вед недостаточно, чтобы быть вне демонического влияния. Например, Джарасандха. Он тоже поклонялся Вишну, но, при этом, был демоном. Он был демоном. Его цель была другой. Брахманы, совершавшие жертвоприношение, также не смогли понять Кришну. Так что это является самым главным параметром в испытании. Если человек не понимает Кришну и не подчиняется, вручая себя Ему, он остаётся демоном, каким бы великим учёным он ни был.»
    (Утренняя прогулка с Шрилой Прабхупадой, 8 апреля 1974, Бомбей).

  29. Сейчас мы людей оцениваем не по разуму, а по уму, насколько человек не разумен, а умен. А ум — величайший мошенник. Умный человек сейчас — самый большой мошенник. Это самая большая проблема — горе от ума.

    Вся современная наука именно такого рода. Это люди, лишенные разума, но очень умные. Человек, лишенный разума живет как животное, но мыслит как человек. Это называется «мыслящее животное» и это самое странное и опасное сочетание.

    Современное образование — это обучение при помощи чувств и превосходства: «пока ты не повторишь МОИ мысли — ты ничего не знаешь…» Но информацию мы потом забываем, а чувство превосходства остается.

    Это называется потеря разума. В настоящем образовании человек обретает смирение, почтение и терпение. В жизни это самые необходимые вещи. Вы не можете быть счастливы, если не обретете эти три вещи.

    Чайтанья Чандра Чаран Прабху

  30. Почему иногда люди плачут, когда читают священные писания. Если мы вспоминаем нашу жизнь и осознаем, сколько мы совершили дурных вещей (вольно или не вольно), и признаемся в этом самому себе, мы будем плакать. Искреннюю душу не обманешь. Душа плачет постоянно. Уже океаны слёз вылила. А мы всё пытаемся стать Богом тут на Земле. И мы скрываем эту боль уже давно.

    © Чайтанья Чандра Чаран дас.

  31. «… первым явным признаком достижения человеком духовного уровня является то, что он все время пребывает в радостном состоянии духа. 

    Это радостное состояние приходит к человеку либо в результате чтения «Бхагавад-гиты» и «Шримад-Бхагаватам», либо в результате общения с людьми, интересующимися духовной жизнью в сознании Кришны, особенно с теми, кто твердо решил заслужить благосклонность Говинды, занимаясь трансцендентным любовным служением у Его лотосных стоп.»

    А.Ч. Бхактиведанта Свами Шрила Прабхупада.
    Нектар преданности, гл. 20.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *