Размышления по поводу фестиваля Пада-севы
«Здесь во Вриндаване, как вы видите, в столь многих местах слушают о Кришне. Во Вриндаване ли, или где-то в другом месте, там где слушают о Кришне, то это и есть Вриндаван. Вриндаван не ограничен определенным местом. Вриндаван трансцендентен. Татра тиштхами нарада йатра гайанти мад-бхактах. Кришна говорит, что «Я там, где Мои чистые преданные поют обо Мне». Йатра гайанти мад-бхактах.
Если вы становитесь чистым преданным и поете Харе Кришна мантру, то можете воссоздать Вриндаван где угодно, в любой части мира. Не обязательно приезжать сюда.
Вы приезжаете сюда, это хорошо, поскольку это уже утвержденный Вриндаван. Когда Кришна приходит на планету, то приходит сюда. Здесь так много преданных. Безусловно смысл есть, эта дхама очень важна. Тем не менее, если нет возможности приезжать сюда, то можно воссоздать Вриндаван где угодно, при условии, что вы чистый преданный и повторяете Харе Кришна мантру без оскорблений.»
(Из лекции Шрилы Прабхупады по Шримад-Бхагаватам 1.2.8, 19 октября 1972 г., Вриндаван)
По своей глубокой беспричинной милости Шрила Прабхупада принес Вриндаван в нашу жизнь. Прабхупада захотел построить и воссоздать Вриндаван в Соединенных Штатах, и он сказал, что Новый Вриндаван не отличен от изначального Вриндавана. Шиварама Свами, следуя его примеру, воссоздает Новую Враджа-дхаму в Венгрии. Недавно я был на ферме Говардхан Эко Вилладж неподалеку от Мумбая. Радханатха Махараджа вкладывает много усилий для воссоздания Вриндавана там. Холм Говардхан уже там, семь храмов Вриндавана строятся, некоторые уже практически готовы. Даже комната Шрилы Прабхупады в храме Радхи-Дамодары практически точно воссоздана, включая тайник в потолке комнаты, где Шрила Прабхупада хранил деньги и документы. Однако суть не во внешней имитации, а в воссоздании атмосферы преданности и служения Кришне, Вриндаване Чандре и Его вайшнавам.
Служение в храме неотлично от служения в дхаме.
Храм — это Вриндаван, здесь постоянно происходит пение Святого Имени. Слава этого места беспредельна, попытаюсь пересказать лишь ее малую толику.
С 4:30 утра ежедневно тут уже поют, вечером также, помимо этого постоянные занятия сопровождаются пением; здесь говорят о Кришне, лекции Шримад-Бхагаватам, а вечером — Бхагавад-гита и Чайтанья-чаритамрита, матаджи поют киртан, брахмачари поют, в Школе бхакти поют бхакты, джапа; наставнические встречи — тоже киртан и катха, а в субботу тут одновременно 10 программ с киртаном и катхой. Все аудитории, все углы заняты поскольку до обеда академия, после обеда — встречи наставнических групп. Во время принятия прасада — всегда вслух читают писания или Прабхупада-лиламриту. Встречаясь, тоже говорят «Харе Кришна».
Пуджа с 3-х утра до ночи, и даже ночью, когда уходят пуджари, то, как нам говорят, за занавесом в алтаре происходит лила.
Здесь совершается масса иного служения, преданные приходят и трудятся совершенно бескорыстно, убирают, моют, ремонтируют оборудование, готовят прасад, закупают продукты, сюда привозят тонны бхоги (на своих машинах) и превращают ее в прасад, милость Господа. За один воскресный фестиваль раздают полторы тонны милости. Точно так же сюда приходят души, чтобы предложить себя Кришне, и они благодаря этому тоже превращаются в прасад.
Кто-то кидает какие-то пожертвования в копилку, и все с энтузиазмом поют и танцуют.
Все это — бескорыстный труд, это ягья, мотивированная преданностью Господу, все это — анубхавы, внешнее проявление преданности, исходящей из сердца.
Даже когда все спят ночью, и все спокойно, преданные и Божества отдыхают после напряженного дня, то кто-то ходит вокруг храма и охраняет их покой и сон, и это — также прекрасная жертва.
Поэтому храм красив и прекрасен, даже если мы видим какие-то внешние несовершенства, он прекрасен так как здесь все пронизано и мотивировано преданностью Господу, удовлетворением Его.
Это место не живет по законам материального мира. Правила материального творения — это деятельность ради себя, все под себя, но тут мотивы — от себя, для Кришны и Его вайшнавов. Это место — не часть материального творения, но часть духовного. Здесь душа отдыхает и счастлива, пребывает в родной для себя атмосфере, где доминируют духовные законы. Здесь душа испытывает ощущение дома, блаженство, если только мы приходим с духовными намерениями, как душа. Приходя сюда ради служения и отдавая здесь время и силы, преданные уходят счастливыми, переживая ощущение того, что совершили действительно самое важное в своей жизни. Удивительно, но ходя на работу и получая там деньги, они не возвращаются такими удовлетворенными и счастливыми. Душа счастлива только служа и совершая жертву. Это начало любви, и это — ее природа.
Что говорить о служении здесь, даже одно прославление этого трансцендентного места уже очищает сердце от суеты и груза материальных желаний. Обсуждая Гундича-марджану лилу и просто глядя в сотни счастливых улыбающихся лиц преданных на фестивале Пада-севы, чувствуешь, что еще немного, и слезы хлынут из глаз, лишь от того, что видишь их.
Да, это место стало великим благодаря атмосфере служения, и оно требует от нас правильного настроения, сердца, бьющегося в унисон. Великое место не предполагает, что мы можем позволить себе думать, будто сами стали великими. Ворона, сев на шпиль храма, еще не становится Гарудой. Во Вриндаване могут оставаться только смиренные. Даже чтобы прийти сюда требуется бхакти-сукрити, но чтобы оставаться здесь или приходить вновь и вновь всю жизнь, от меня требуется смирение, оберегающее от оскорблений.
Да, все совершенно, лишь мне остается трудиться на ниве своего сердца чтобы видеть это совершенство.