Дорогой Шрила Прабхупада,
Примите, пожалуйста, мои смиренные дандаваты в пыли Ваших лотосных стоп. Слава Вашей Божественной милости.
нама ом вишну падайа кришна прештхайа бху-тале
шримате бхактиведанта свамин ити намине
Ваши достижения и трансцендентные заслуги беспредельны, и описание их занимает многие тома воспоминаний о Вас, написанных Вашими учениками. Из всех Ваших заслуг перед Господом сегодня я хотел бы выделить одну, и это Ваши последователи.
Неоднократно Вы говорили, что отличительная характеристика вайшнава, критерий истинности вайшнава можно определить по тому, сколько людей он сделал вайшнавами. Принимая этот критерий, мы можем попытаться оценить Вашу личность через Ваших учеников и учеников учеников.
Еще один критерий оценки вайшнава Вы выразили в своем предисловии к Бхагавад-гите, где в смирении махабхагаваты написали: если один человек в результате ваших усилий проповеди станет чистым преданным, то Вы будете считать свою миссию успешной.
Соединяя эти два критерия, количества и качества, я попытаюсь прославить Вас через дорогих Вам духовных детей и внуков.
ИСККОН — это история, которая разворачивается во всем своем величии, несмотря на ошибки, проблемы управления и падение определенных лидеров. Оставив в стороне наивный идеализм, я все же понимаю, что вода Ганги остается чистой, несмотря на присущую ей в сезон дождей пену, а мудрый и духовно глубокий человек всегда склонен прощать недостатки и радоваться успехам своих детей и внуков. Поэтому в своей оценке я попытаюсь проникнуться Вашим настроением человека, сказавшего, что ИСККОН — это Ваше тело.
Я не смогу написать много из-за ограниченного формата церемонии чтения подношений во время Вьяса-пуджи, поэтому напишу несколько строк о Ваших учениках. Некоторые из них уже ушли из этого мира, но, несмотря на время и физическое отсутствие, остаются членами семьи и дома ИСККОН, а некоторые по праву стали его легендой.
Мы знаем Гоур Говинду Махараджа по воспоминаниям о нем и по его бесценным книгам. Он остается и всегда будет оставаться гордостью нашего движения, общепринятым доказательством для всех и для нашего собственного ума, свидетельством того, что Ваши усилия создать чистых преданных не пропали даром, но принесли сладкие плоды.
Я помню Шридхару Махараджа, его проповедь и убежденность, его непобедимое даже приближением смерти чувство юмора, свидетельствующее о его бесстрашии и вере в то, что, как он говорил, быть “собакой Прабхупады” — это лучшее из всех мыслимых для преданного благ.
Я помню Бхакти Тиртху Свами с его милостивым аристократичным образом и харизмой. Уход Бхакти Тиртхи Махараджа потряс всех, а его чувство ощущения трансцедентного счастья и сострадания перед уходом, сравнимого с состраданием Васудевы Датты, было неоспоримым свидетельством победы духа над телом.
Мы все знаем Ниранджану Махараджа, который проливает милость вайшнава-ачара для общины преданных в Украине и Молдавии уже десятки лет. Совершенный джентельмен. Думаю именно таких Вы имели в виду, говоря, что мои ученики — это совершенные леди и джентельмены. Его терпимость, чистота и непоколебимая приверженность духовным принципам руководства, его непривязанность к материальному и стремление заботиться о Ваших преданных вызывают восторг и уважение.
Бхактивайбхава Махараджа. Общаясь с ним, любой может оценить его простоту, строгость к себе, неуклонную чистую приверженность Вашим стопам и стремление сохранить Ваше послание неизменным.
Глядя на строгую, несмотря на возраст, садхану Гопала Кришны Махараджа, я задаюсь вопросом: “Даже учитывая разницу в возрасте, могу ли я хоть приблизиться к такому высокому стандарту?” Достижения Махараджа в возведении прекрасных величественных храмов и привлечении сильных мира сего для провозглашения Вашей славы беспрецедентны.
Когда я думаю о Девамрите Махарадже, то задаюсь вопросом, чем я, никчемный, мог заслужить его неизменное расположение, тепло и поощрение в своем служении? Какие аскезы я мог совершать в прошлом для того, чтобы добиться снисхождения и общения с этой великой, всегда погруженной в сознание Кришны душой, чья радость неудержимо переливается через край и звучит в виде неповторимого смеха?
Джаяпатака Свами — это еще одно проявление лил Господа Чайтаньи, которое разворачивается перед нашими глазами и которое невозможно слушать без слез восторга. Как человек, в теле которого практически не осталось живого и здорового места, когда каждые несколько месяцев вынужден проводить время в реанимации, а тело практически перестает функционировать, постоянно балансируя на грани смерти, как он способен постоянно путешествовать, проповедовать, сохранять потрясающую ясность сознания и оптимизм? Здесь моя логика и разум отключаются, и я начинаю понимать, что передо мной — проявление сверхестественного могущества духовной реальности.
Я склоняюсь к стопам своего дикша-гуру, возвышенные качества которого не посмею описывать перед всеми собравшимися вайшнавами из страха быть заподозренным в возвеличивании своего дикша-гуру над другими. Вы щедро даруете бесценное руководство для духовной жизни и служения через его наставления и пример.
Неспособный вместить в это подношение описание славы всех Ваших учеников, я смиренно склоняюсь перед тенью их лотосных стоп и посмею затронуть качества учеников учеников, а иногда и учеников учеников учеников.
Вчера, не желая смущать преданных своим присутствием, я прослушал все их выступления, всю катху на празднике Джанмаштами. Я был искренне рад, слушая о Кришне из их уст. Для некоторых из них это был дебют, но, отметая пену кажущихся или очевидных недостатков, я был счастлив слушать их всех, видя их шаги в совершенствовании и росте.
Даже простое перечисление многих сотен и тысяч имен последователей Ваших последователей составит целую книгу, что говорить о воспевании их достоинств и заслуг, свидетельствующих об их искреннем посвящении себя Вашей миссии, о мягкости сердец, благодарности, смирении, великодушии, неустанном трудолюбии, чистоте помыслов, разуме, учености и прочих качествах, отражающих расу реальности духовного существования. Не смея конкурировать с журналом “Дом Прабхупады” в прославлении этих качеств преданных, живущих рядом с нами, я хочу лишь просить Вас о предоставлении возможности служить каждому и каждой из них со смирением и благоговением.
Ваше прибежище доступно и сегодня через принятие прибежища у стоп Ваших последователей. Пусть же сохранит мое сердце это сокровище понимания и благодарности на всю оставшуюся вечность в служении Вам.
Ваш слуга
Ачьюта Прия дас. 4 сентября 2018 г.
(Автор фото — Гангахари прабху).