Шримад-Бхагаватам сравнивает материальное существование с дремучим непроходимым лесом в котором заблудился путник (душа).
В тексте 5.13.6 сказано: «Иногда обусловленная душа испытывает сильный жар и прыгает в мелкую реку».
Шрила Прабхупада комментирует аналогию: «Сжигаемый жаром пылающего солнца, человек иногда прыгает в реку, чтобы получить какое-то облегчение. Однако, если река почти высохла или слишком обмельчала, то, прыгая в нее, можно сломать шею. Обусловленная душа всегда охвачена страданием. Иногда в попытке получить помощь, человек обращается к друзьям, и это в точности подобно прыжку в обмелевшую реку. Так никто не может получить благо.»
В этой аналогии летний зной — это жар обусловленной, страстной, иссушающей материальной жизни. Душа стремится погасить жар, пытаясь найти прибежище в воде и неосмотрительно бросившись в реку. Внешне река выглядит способной утолить жажду и снять усталость с измученного зноем тела, но человеку не дано знать о том, что скрывается под поверхностью водяной глади. Да, река выглядит привлекательно в летний зной, но сколько людей поплатились за свою неосмотрительность, прыгая в реку и проламывая себе голову о скрытые под водой камни?
Материалистичные советы друзей могут выглядеть очень практичными и даже приносить на какое-то время облегчение, но они не дают душе выхода из пылающего огня материального существования. Кармическая деятельность не способна искоренить проблемы кармы поскольку сама является проблемой и причиной кармы. Во всех ситуациях, при решении любых проблем мы должны принимать во внимание свою духовную жизнь и то, как мое решение повлияет на нее. Без этого мы рискуем сломать свою жизнь об острые камни материальной реальности.
Материальная жизнь — это преяс, не учитывающий отдаленного будущего и обреченный на ошибку, так как упускает из виду наиболее важные составляющие любой задачи — душу и Верховную Душу.
Вишванатх Чакраварти Тхакура говорит о единственном средстве, способном погасить пожар материального обусловленного существования, — попасть под ливень дождевого облака милости духовного учителя. Захотим ли мы честно подставить себя под эту милость или будем прятаться в узких пещерах своих материальных интересов?