Сумитра резко сказала сыну, Лакшману: Я не соблюдала никаких аскез и не молилась ради того, чтоб мой сын стал царем мира, так как не имела таких амбиций. Я не совершала аскез ради того, чтоб Рама ушел в лес, а ты остался дома и правил вместо Него.
Если я и совершала какие-то аскезы и практиковала какую-то дисциплину, то лишь ради того, чтоб иметь сына, который последует за Рамой в лес и будет всячески служить Ему там.
Сумитра: Красота походки Шри Рамы захватывает любого, кто бросит на Него взгляд, но Его уход в лес будет еще более красив, чем Его обычная ходьба! С рождения ты жил общением с Ним, и ты не вынесешь разлуки с Ним.
Скажу тебе больше: величие и плавность походки Шри Рамы не должна заставить тебя замереть в восхищении и пренебречь твоим служением охранять Его. Он воистину владыка шагов, которые совершает в Своей жизни, но ты, как Его защитник и охранник, иди перед Ним!
Ты должен считать Шри Раму своим отцом, Дашаратхой; Ситу — своей матерью, а лес — Айодхьей. Отправляйся, мой ребенок, счастливо!
Комментариев 2
jay Shri Ram!
Спасибо Вам! «Рамаяна» раскрывается все большей глубиной, показывая пример возвышенной жизни. А красивые иллюстрации к «Рамаяне» создают атмосферу тех событий.
Этот древний эпос дает возможность воспринимать и учиться жизни человека погруженного в служение Господу. Как проявляется это служение во взаимоотношениях с другими людьми, особенно, с родственниками. Мы видим и знаем, что эти взаимоотношения могут приносить много беспокойств. Но когда связующим звеном отношений становится Господь, развитие происходит совершенным образом. Хотя внешние факторы кажутся неблагоприятными, внутренняя жизнь, связь с Господом делают их благом для каждого живого существа.
Здесь мать Сумитра вдохновляет своего сына Лакшмана. Какая мать захочет разлучиться с сыном? Но здесь Сумитра очень мягко, по-матерински, наставляет своего сына выполнять свой долг — защищать Раму.
Любящая мать не может сказать своему сыну: уходи. Особенно с таким мягким сердцем, как у Сумитры. Но она говорит косвенно: я не совершала аскез, чтоб Рама ушел, а ты остался. Но если у меня есть и есть какая-то удача, то она состоит в том, чтоб мой сын служил Раме. Такова самоотверженность настоящей матери.
Эти взаимоотношения любви матери к сыну базируются на любви к Раме: «Красота походки Шри Рамы захватывает любого, кто бросит на Него взгляд, но Его уход в лес будет еще более красив, чем Его обычная ходьба!». Это поразительное бесстрашие в разлуке Сумитра еще продемонстрирует, утешая мать Рамы, Каушалью. Вот какова сила самбандха-гьяны.
Сумитра знала, что Лакшман уговорил Раму пойти вместе с Ним и теперь она дает ему благословения. Она говорит о глубокой любви к Раме, сила которой (по-нашему — глубина экстаза) не должна затмить служение Раме: «… величие и плавность походки Шри Рамы не должна заставить тебя замереть в восхищении и пренебречь твоим служением охранять Его. Он воистину владыка шагов, которые совершает в Своей жизни, но ты, как Его защитник и охранник, иди перед Ним!». После таких слов можно потерять сознание, но сила любви матери дает правильное настроение служения.
Нам можно учиться глубине и мягкости материнской любви. И здесь не так важно в каком мы теле, мужском или женском. Умение вдохновлять и быть вдохновленным — это женская энергия и без этой энергии мы не сможем гармонично развиваться в духовной жизни. Благодаря этой энергии и стремлению служить Шри Гуру и Шри Кришне, мы становимся общиной, единым организмом, а не группой одиноких садхак.