Как контролировать ум и что это дает?

Ачьюта Прія дас Заметки на Полях 250 Оставить Комментарий

Бхагаватам (Восьмая Песнь) описывает как полубоги и демоны пахтали океан молока для того чтобы добыть из него нектар бессмертия. В результате пахтания из океана явился Господь Вишну в облике Дханвантари с калашом нектара бессмертия, амриты, в руках. Слово “дханус” в этом имени Господа подразумевает науку хирургии. Тот, кто знает конец, предел (анта) этой науки, — это Дханвантари. Еще одно справедливое значение имени в том, что слово “дханван” означает пустыню. Ригведа V.36.1 : дханвачара — тот, кто в пустыне. Веда утверждает: дханван ива прапааси — О Господь, Ты подобен месту, где путешестующим в пустыне раздается вода. Так, Господь Дханвантари, держащий в руках горшок с нектаром, подобен оазису (прапаа) в пустыне материального существования, излечивая от материальных болезней, а также от хрит-роги, болезни осквернения сердца. 

Господь Дханвантари дал великое искусство, доступное полубогам как амрита (нектар бессмертия), а людям как наука аюрведы.  Махабхарата описывает как в битве на Курукшетре, где воины множество раз были ранены, стрелы вонзались в тела, пробивая доспехи, даже попадая в голову. Некоторые, несмотря на то, что три стрелы вонзились в лоб, продолжали сражаться с торчащими изо лба стрелами. Бхишмадева был настолько изранен стрелами, что тысячи их торчали из его тела, и, поверженный, он лежал на ложе торчащих из него стрел. Вечерами врачеватели, знающие аюрведу, с травами и заговорами извлекали стрелы из тела и залечивали раны. Утром воины опять были в строю. Современная медицина не способна на такие чедеса. С деградацией брахманического сословия способности знатоков аюрведы стали ограниченными, да и сила аюрведических лекарств, коммерческое производство, которых поставлено на поток, также оставляет желать лучшего.Почему для современного человека описания Махабхараты кажутся чудом.


Бхагаватам также описывает как Хираньякашипу был способен продолжать медитировать, хотя термиты съели всю плоть его тела во время аскез, но скелет продолжал стоять, и жизнь сохранялась в нем. 


Секрет феномена поддержания жизни в теле, несмотря на внешние обстоятельства, пищу или отсутствие ее, состоит в том, что благодаря контролю ума люди, силой контроля ума, были способны обеспечивать правильное функционирование, течение пран в теле, несмотря на повреждения грубого тела или среду, неподходящую для жизни тела.Прана является первичной и более важной составляющей тела, чем грубые его проявления. Душа плавает в пяти потоках праны тела, она  удерживается в теле и связана нимпранами, и если праны продолжают правильно функционировать, несмотря на повреждения грубого тела, то душа остается в теле.


Грубое тело сравнимо с компьютером (железом), а тонкие проявления сознания, ума и праны — с программой в компьютере (софт). Софт у нас в гаджетах не будет работать без железа потому что железо является первичным. Но по описанию теории творения в Шримад-Бхагаватам мы знаем что на самом деле в материальном творении т.н. софт, тонкие проявления, прежде всего душа, ум и прана, изначальны, первичны по отношению к грубому проявлению тела. Итак, контролируя ум, и, соответственно, праны тела, они были способны продолжать жить при любом состоянии грубого тела. 


Поэтому на уровне бхавы и премы человек способен продолжать служение, несмотря на состояние грубого физического тела, потому что ум на уровне любви к Богу всегда контролируется, находя прибежище в Кришне. Один из признаков чистого бхакти состоит в том, что оно не имеет материальных препятствий.Шрила Прабхупада пишет в “Учении Господа Капилы”: “Преданное служение не имеет материальной причины (ахайтуки), и ему не могут помешать никакие материальные препятствия (апратихата).”

Суть темы в том, что важно контролировать ум и вовлекать его в процесс бхакти, а не просто формально заниматься деятельностью в преданном служении. Когда не только грубое тело, но и ум вовлекается в духовную жизнь, то происходит анартха-нивритти, сердце очищается, и духовная жизнь становится настоящей, счастливой. Это подразумевает, что когда мы повторяем языком махамантру, то ухо должно слушать наше повторение, и тогда ум также будет повторять мантру. Когда мы стоим перед Божествами на даршане и смотрим на Них, то не следует позволять уму тем временем погружаться в свои думы. Когда мы поем киртан, то важно броситься умом в это повторение, закрыв глаза и предавшись звуку Святого Имени.  

Так преданный преодолевает материальные условия жизни и становится независимым от них в своем служении Господу. Благодаря пахтанию своего сердца в процессе бхакти-йоги садхака способен обрести нектар неуклонного любовного служения Господу.


Фото: Полубоги и демоны пахтают молочный океан. Миниатюра 1870 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *