Для сварливой жены тоже есть надежда

Ачьюта Прія дас Садху-бхушана 1 451 3 Комментариев

Tukaram_print

Тукарам возвращается в духовный мир на вимане, который прибыл за ним при огромном стечении народа. Его жена Авали внизу в красном сари.

Обычно считают, что жена Тукарама Авали была очень жестокосердечной женщиной, но это не так. Она служила мужу с преданностью, никогда не принимая даже щепотку пищи, не накормив его. Она регулярно носила ему воду и пищу, взбираясь на гору Бхандару, где Тукарам уединялся для повторения Святого Имени и молитвы.

Эти регулярные походы на гору Бхандару, расположенную в 19 километрах от дома, были тяжелым испытанием для Авали, однако она продолжала носить ему пищу ежедневно. Вместе с тем она обижалась на Господа Хари поскольку Тукарам по ее мнению уж слишком посвящал себя Господу, а также часто бранила своего мужа за, как она это видела, безразличие к семейным делам.

Господь Виттхала (Кришна), несмотря ни на что, испытывал сострадание к Авали, глядя на то, как она с трудом взбирается на гору с корзинкой. Господь, Владыка Двараки, думал: «Тукарам уходит на гору Бхандару и сидит там целый день, а Авали досаждает Мне своим недовольством и упреками.»

Однажды Авали как обычно отправилась с водой и пищей к Тукараму. По дороге она все вглядывалась в гору, оценивая, сколько ей еще осталось идти. Солнце было высоко, нестерпимая жара истощала ее и жгла ее босые стопы, у Авали начала кружиться голова и она не заметила большую колючку, лежащую на дороге. Случайно наступив на колючку, Авали вскрикнула от боли и присела на землю, потеряв сознание. Придя в себя и взглянув на окровавленную ногу, Авали поняла, что не сможет дойти до горы и взобраться на нее. Горшок с водой упал на землю и вода разбрызгалась. Испытывая сильную боль, в беспомощности, Авали начала плакать и взывать. Попытавшись вытащить колючку из ноги, она не смогла этого сделать.

Понимая, что Тукарам сидит на горе голодный и сжалившись над его несчастной женой, Господь предстал перед ней в прекрасном облике темного цвета, в желтых одеждах, короной и сияющих украшениях, своим блеском затмевающих солнце. Авали, увидев Господа, в недоумении воскликнула: «О, мой враг появился передо мной! Видя мое жалкое положение, Он пришел посмеяться надо мной.» Отождествляя все свои страдания и неудачи в жизни с преданностью Тукарама Кришне, она считала, что Кришна не дает ее мужу быть «нормальным» человеком. Пытаясь отворачиваться от Господа, она видела Его в любом из восьми направлений. Авали не могла уйти от Кришны. Зажмурившись и не желая смотреть, она видела, что Господь все равно проявился во тьме ее сердца.

Может возникнуть вопрос, поскольку Авали не любила Кришну и постоянно ругала Его, как могло случиться, что Он появился перед ней, даровав ей возможность увидеть Свой трансцендентный облик? Писания, однако, говорят о том, что Господь может появиться перед теми, кто ненавидит Его, поскольку ненависть связывает и притягивает не меньше любви. Однако ненависть не является проявлением бхакти, любви и приводит всего лишь к имперсональному освобождению.

Господь Хари, видя намерения Авали, с любовью положил Свою заботливую руку на ее плечо и сказал: «Дорогая дочь, Ты называешь Меня своим врагом, но скажи Мне когда Я проявлял по отношению к тебе какую бы то ни было враждебность? Ты думаешь, что Я сделал твоего мужа отреченным, но это не так. Плод висит на дереве, и когда он созревает, то достаточно дуновения ветерка чтобы он упал с ветки. Ты можешь сказать, что ветер – причина падения плода, но это не совсем так. В таком же смысле ты можешь называть Меня причиной состояния Тукарама. Он сосредоточил ум на Моем Имени и облике, уходит из дома и сидит в лесу. Мое положение подобно твоему. Я всегда следую за ним, помогая и дополняя его усилия, но он ничего не желает принимать от Меня. Ты не имела пищи, и Я создал изобилие зерна на поле для него, но он не взяял даже одного зернышка. В чем тут Моя вина?»

Говоря так, Господь подразумевал реальную историю из жизни Тукарама, когда богатый землевладелец, уезжая, договорился с Тукарамом о том, что Тукарам будет стеречь его поле, прогоняя птиц и животных. Взамен землевладелец обещал отдать Тукараму часть урожая. Когда Тукарам сидел на возвышении и охранял поле, прилетела стая птиц и они начали клевать зерно. Тукарам сжалился над птицами, понимая, что они хотят утолить свой голод зерном, и не желая их беспокоить, позволил им клевать вдоволь. Так повторялось каждый день. По возвращению владелец поля, увидев, что практически все зерно склевано птицами, очень разгневался на Тукарама и требовал возмещения, раздувая скандал. Тукараму пришлось заложить свой дом, чтобы возместить убытки. Однако когда все пришли на поле, то увидели там проявленный по милости Господа небывалый и невиданный урожай, принесший в десять раз больше зерна, и ни один колос не был тронут птицами. Люди решили, что Тукарам должен взять себе зерна намного больше, чем было оговорено, но Тукарам, не заинтересованный в мирских приобретениях, отказался брать лишнее зерно, не видя и не признавая своего участия в этом чуде. В конце концов лишнее зерно было продано, а деньги от продажи использованы для ремонта храма Господа Виттхала-Рукмини. Разговаривая так с Авали, Господь положил ее стопу Себе на колено и вытащил из нее колючку без малейшей для Авали боли. Глядя не нее с состраданием, Господь побудил ее забыть все беспокойства.

«Я опаздываю, – пробормотала Авали,- мой обезумевший супруг сидит где-то на горе голодный, нужно торопиться.» Подхватив корзину и поставив ее на голову, она начала взбираться на холм. Господь послушно последовал за ней. Когда Тукарам увидел жену в сопровождении Господа своей жизни, то не мог поверить глазам своим, думая, что видеть Авали вместе с Господом настолько невероятно, насколько невероятно видеть тьму и солнце вместе. Чувствуя огромное удовлетворение и радость, Тукарам думал: «Она считала Господа своим врагом, но теперь вся вражда исчезла.»
С сердцем, охваченным восторгом, Тукарам поднялся и, пав ниц, обхватил стопы Господа. Когда они сели, Тукарам попросил, чтобы Авали предложила пищу Господу Виттхалу. У Авали были только роти (сухие хлебные лепешки), и она предложита их все Господу, не откладывая ни для себя, ни для мужа. Удовлетворенный, Господь попросил, чтобы Авали предложила пищу также Тукараму. Не понимая, что ей можно предложить мужу, Авали вновь приподняла ткань, закрывающую корзинку, и к удивлению своему увидела, что корзина полна разнообразной пищи.
Когда Авали наступила на колючку и упала, то горшок с водой упал и разбился. Теперь, когда была нужна вода, Авали не понимала, как и где на этой безводной горе можно ее найти. Господь, видя ее замешательство, попросил Авали приподнять камень, лежавший перед ней. Приподняв камень, она к удивлению своему обнаружила под ним чистый источник прохладной воды.
Господь Кришна с заботой начал кормить Тукарама Своей собственной рукой, говоря: «Съешь, Я даю тебе эту пищу как благословение. Пусть сердце твое успокоится, Я позабочусь о том, чтобы все твои усилия увенчались успехом.» Втроем они приняли божественную пищу, омыв затем руки и рты. После этого Господь обнял Тукарама и благословил его: «Когда бы и где бы ты ни пел и ни танцевал, Я, Кришна всегда буду там присутствовать лично.»

Общение, присутствие и родство с великими преданными Господа настолько благоприятно, что проливает милость на всех окружающих. Господь оказывает всем близким Своего преданного особую милость. Поэтому Господь Чайтанья сказал Шривасу Тхакуру: «Что говорить о твоих родственниках, даже собаки во дворе твоего дома дороги Мне.»

Комментариев 3

  1. Спасибо! Неужели сварливая жена + строгая садхана + правильное отношение к этому всему – это залог успеха в духовной жизни?

    Похоже, не так много составляющих… А первый пункт достижим даже спонтанно. ))

  2. Какие выводы мы можем сделать из этой истории?

    Конечно же, имитировать святого человека, Тукарама, чистого преданного Господа не стоит. Поэтому, может быть, сварливая жена не будет залогом нашего успеха в духовной жизни. Но препятствием также может и не быть. Это зависит от нашего отношения к этому миру, т.е. от степени постижения самбандха-гьяны.

    Мы можем метаться между кармой – деятельностью и гьяной – отречением, в поисках духовного пути. “Бхагавад-гита” учит нас прекратить эти метания, совершая акарму. Акарма – это не деятельность и не отречение. Это деятельность в отречении.

    Можно привести пример. Вы обращаетесь к жене и говорите: я тебя люблю, но твое тело я терпеть не могу, это вообще майа. Берете и палкой по этому телу бьете, так сказать “борясь с майей“. Будет ли довольна Ваша жена таким обращением? Очевидно.

    А теперь можем перенести эту аналогию на окружающий мир: жена – это Господь, а ее грубое и тонкое тело – это материальный мир. Будет ли доволен Господь, когда мы “бьем палкой” по окружающей нас “майи“, т.е. практикуем ложное отречение? Очевидно.

    То же самое касается и привязанности. Наше ложное отречение как раз исходит из этой привязанности. Об этом есть удивительный по глубине стих:

    йе хи самспарша-джа бхога духкха-йонайа эва те
    адй-антавантах каунтейа на тешу рамате будхах
    (Бхагавад-гита, 5.22)

    Наслаждения рожденные от соприкосновения чувств с объектами являются источником страданий. Почему? Что за несправедливость? Объяснение дается тут же: эти наслаждения имеют начало и конец. Кто же такие будхах ?

    Но если жена все таки сварливая? Как с этим справиться? Возможно ли это? Ответ есть в “Бхагавад-гите”.

    шакнотихаива йах содхум прак шарира-вимокшанат
    кама-кродходбхавам вегам са йуктах са сукхи нарах
    (Бхагавад-гита, 5.23)

    Если мы не будем реагировать на позывы материальных чувств, сдерживать желания и гнев, тогда жена не выдержит того, что она является постоянным беспокойством и препятствием в духовной практике мужа. Видя страдания мужа и его стойкость в духовной практике, она не сможет этому противится. Она будет служить подобно Авали, не смотря на ежедневные путешествия на гору, колючки на дороге и многое другое.

    Но где взять силы для шакнотихаива йах содхум прак шарира-вимокшанат кама-кродходбхавам вегам?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.