Братская любовь

Ачьюта Прія дас Заметки на Полях 134 1 Комментарий

96920a91fbd3339ad42b9ccea4d4369c5eec7937

Бхарата поклоняется сандалиям Господа Рамы на троне

Бхарата, брат Господа Рамы, возвратившись в Айодхью, узнал о неожиданном изгнании Рамы в лес и своей предполагаемой коронации. Собрав свою армию, Бхарата бросился в лес Читракут, где расположился Рама с Ситой и Лакшманом, с надеждой убедить Раму вернуться.

Издали увидя приближающуюся армию и флаг Бхараты, Лакшман заподозрил Бхарату в недобрых намерениях и даже произнес несколько нелицеприятных слов в его адрес, побуждаемый своей любовью к Раме. В ответ Рама прославил Бхарату:
«Клянусь Своим оружием…
(Клятва своим оружием — невероятно веские слова в устах кшатрия; его оружие — это его жизнь, это инструмент дхармы, защита на поле битвы; если оружие подводит его, то кшатрий погибает.)
… Клянусь, что вся дхарма, артха, кама, и вся земля нужны Мне лишь ради всех вас. О Лакшман, даже это царство ценно в Моих глазах лишь настолько, насколько оно служит комфорту Моих братьев. Брат Мой, пусть же будет проклято любое удобство и достояние, если кто-то предоставит Мне его без тебя, Бхараты и Шатругхны.
Думаю, что Бхарата, узнав о Моем изгнании, спешит сюда с сердцем, переполненным любовью. Нет иного мотива в его прибытии. Бхарата не может и подумать о том, чтобы сделать что-то против Меня. Если ты желаешь царство, то Я попрошу Бхарату отдать его тебе.»

Когда Бхарата приблизился к Раме и бросился к Его стопам, Шри Рама поднял Бхарату и обнял его. Расспросив его, Он сказал: «Почему волосы твои сбились и на тебе одежды, достойные отшельника?»

Бхарата, как только мог, пытался вернуть Раму в Айодхью. Все собравшиеся были потрясены, видя отношения Бхараты и Рамы, наполненные любовью. Их отношения были более важны для них, чем все земное царство.
Когда же Бхарата наверняка понял, что Рама не нарушит обещания, то попросил у Рамы Его сандалии (падуки). Поставив сандалии Рамы себе на голову, он вернулся в Айодхью и установил их на царском троне. Сам, сидя у подножия трона, он правил государством от имени Рамы, спрашивая совета у Его сандалий и одеваясь в одежды лесного аскета, подобно Раме.

Бхарата, который неожиданно получил все материальные возможности, огромное царство и беспредельную способность наслаждаться и упиваться властью над людьми и всеми остальными, не желал этого и страдал.

Бхарата говорил:
“Кто пожелает для себя царство Рамы? Он совершенен в воздержании, учен, послушен своему гуру, чувствителен по отношению к другим и всегда следует дхарме. Царский трон и я сам принадлежат Раме!”

Бхарата думал:
“Жители считают, что происки и интриги Кайкейи поощряются мной, что я стою за всем этим.”

Когда после смерти царя Дашаратхи, который оставил тело, будучи не в состоянии вынести разлуку с Рамой, жители пришли к Бхарате как к царю и просили его о том, чтобы он правил, то это принесло Бхарате не радость, но невыносимую боль. Он не хотел принимать ничего, кроме Господа Рамы. Когда Кайкейи пришла к своему сыну Бхарате и обратилась к нему, назвав его “царь”, то это только умножило его острую боль в сердце.

Бхарата думал:
“Я посвятил себя служению Раме, это — моя сварупа, вечная блаженная природа, и сейчас эти люди пришли для того, чтобы лишить меня этой сварупы и сделать царем. Как ужасно!”

Бхарата обращался к Васиштхе, семейному священнику и фактически упрекал его за возведение (себя, Бхараты) на трон:
“Учитывая, что оба объекта, две вещи, а именно, и трон, и я сам, принадлежат кому-то, то как один из этих объектов (атрибутов), может править другим? Пусть лучше тогда царство правит мною, это будет так же в равной степени неприемлемо, как и нынешняя ситуация, когда я правлю царством. Пожалуйста, прежде чем говорить что-то, подумай обо мне, кто я на самом деле, я — слуга Рамы! Это моя единственная роль. Без Рамы все бессмысленно!»

«Без Рамы (Ишвары) все бессмысленно!» — это положение полностью символизирует суть философии вайшнавов, самбандху-гьяну: без Господа, без Ишвары, попытки соединить две другие категории (чит — Бхарата и ачит — материя, царство) в какую-то схему взаимодействия — лишены содержания и смысла.

Так Бхарата принял роль правителя как слуга Рамы и временно правил, сидя у трона с сандалиями Рамы.

Комментариев 1

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *