Когда коровы заблудились в лесу, Господь отправился спасать их.
Господь, голосом глубоким как раскаты грома, звал коров и других животных, а они, слыша звук своих имен, испытывали восторг и подавали свои голоса.(Шримад-Бхагаватам 10.19.6)
Кришна знал всех, тысячи коров, по именам. Господь знает каждого из нас индивидуально и относится индивидуально к каждому.
Голос Господа сравнивается с раскатами грома, которые могут быть приятно рокочущими, но также и устрашающими своими ударами. Так же и интонации голоса Господа могут быть различными, в зависимости от ситуации. В данном случае это были приятные, сладко рокочущие интонации, и потому животные в восторге подавали свои голоса в ответ. Кришна привязан к нам, Он зовет и готов нас принять.
На основе комментария Вишванатхи Чакраварти Тхакуры, очевидно, что он видит еще один стих перед этим [утерянный?], содержание которого следующее:
“Кришна, чей голос напоминает звук облака, забрался на возвышающееся дерево, сделав Себя видимым для животных, и звал животных по их именам.”
Кришна — Бог-пастух.
В Своем облике Шри Кришны Бог действительно пастух. Это не просто аналогия, Он реально пасет стада.
Не случайно в Библии и в жизни тех святых, на основе высказываний и молитв которых построена, создана Библия (то есть в добиблейской традиции), о Боге речь идет как о пастухе.
В наше время это осталось лишь только как аналогия, потому что не сохранилось знание о Боге как о личности в принципе, о том какой Он, чем Он занимается, с кем общается, как общается. Однако что-то все же сохранилось. Образ передается через тысячелетия, и эти связи неслучайны. Корень один, и сродство древних культур неоспоримо. Бог-пастух существует в других традициях. Очевидна связь между Кришной и обращением к Нему как к пастуху в других традициях, в иудаизме, и далее в христианстве.
Библия:
Бог в Библии неоднократно сравнивается с пастухом. Например:
Пс. 77:52 «…и повел народ Свой, как овец, и вел их, как стадо, пустынею…»
Пс. 79:2 «Пастырь [то есть пастух] Израиля! Внемли! Водящий, как овец, Иосифа, восседающий на Херувимах, яви Себя».
Иез. 34:15 «“Я буду пасти овец Моих и Я буду покоить их”, – говорит Господь Бог». Бог печется о верующих, как пастух об овцах. Бог – это самый лучший образец пастыря. Давайте прочитаем Псалом 22, который раскрывает перед нами этот прекрасный образ – образ Бога-пастуха:
1 Псалом Давида: Господь – Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться: 2 Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим, 3 подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего. 4 Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох – они успокаивают меня.
(Интересно, что Давид известен как прославляющий Бога с музыкальными инструментами и танцами.)
Аналогия очень емкая
Образ пастуха выражает идею несамостоятельности души, ее зависимость и неспособность быть самодостаточной без Него.
Стадо зависит от пастуха. Животные, не обладая разумом, каким обладает человек, нуждаются в защите. Пастух гонит стадо туда, где есть сочная мягкая трава, затем гонит на водопой к воде, когда наступает вечер, то ведет их в деревню или в загон для того, чтобы защитить от нападения волков и других хищников. Все в интересах этих животных.
Так же и Бог, обладая совершенным, превосходящим наш, разумом, действует в наших интересах, но нам неразумным это далеко не всегда понятно.
Конечно, концепция и роль пастуха в ведическом обществе была благородной и отличалась от современной. Дхарма вайшьи была криши го-ракшйа, — защита домашних животных, в особенности коров, не эксплуатация их и не насилие над ними. Молоко же считалось естественным бонусом, религией в жидком виде, которую даже не следовало продавать.
Животное, отбившееся от стада
Следуя аналогии, животное, отбившееся от стада, подвергается опасности. Его удел, скорее всего, — пасть жертвой хищников. Так и человек, отошедший от общества преданных, находится в опасности и повержен майе намного больше. Уход из общества преданных из-за конфликта, оскорблений и гордыни влечет за собой уход от наблюдения, от милости Господа, так же как отбившееся от стада животное лишается милости, проявленной в заботе и контроле пастуха.
Душа, отбившаяся от Господа и Его преданных, возможно, не понимает всей опасности своего положения. Но Господь сам стремится найти и вернуть ее. Здесь сказано как Кришна даже забрался на высокое дерево для того, чтобы животные увидели Его, и Он звал их приятным громовым голосом, называя по именам.
Он любит нас и зовет даже когда мы отвернулись от Него и не отвечаем взаимностью. Он ждет всегда, миллионы наших рождений, и Он не теряет надежды. Он не обижается, но вновь и вновь дает нам шанс, призывая через Своих представителей, посылая Своих преданных.
Его терпение бесконечно, как бесконечна наша самсара. Он не бросает нас, разочаровавшись в безысходности ситуации, Он терпеливо ждет. Удар грома в нашей жизни — это Его голос, полный безграничной силы и глубины (гамбхира), и он заглушает весь гам суеты нашего существования, намекая на всепобеждающее могущество духовного мира и духа.
Иногда для того, чтобы вернуть отбившееся животное в стадо, пастух использует свой посох или кнут, и это все ради блага самих коров. Так и Господь, как совершенный и заботливый пастух, использует кнут нашей кармы для того чтобы показать всю безысходность и опасность материального существования и обратить нас на путь истинный. Это не противоречит Его всеблагой природе. Больно не означает вредно.
Господь Чайтанья, играя роль совершенного преданного, много раз говорил о себе как о собственности Своих преданных, которые по своей воле могут продать Его кому хотят. Так Он выражал ту же идею, как хозяин может обращаться с домашним животным как пожелает, так и душа покоряется Господу, завися от Него во всем.
Фото: Кришна в окружении коров. (Раджастхан, живопись на ткани)