Что ты повторяешь? Нама-абхасу или нама-апарадху? Обращение к уму.

Ачьюта Прия дас Святое Имя 262 7 Комментариев

  •  
  • 1
  • 34
Нама-апарадха дарует бхукти (материальное процветание), нама-абхаса — мукти (освобождение), шуддха-нама — бхакти (любовь к Кришне).

 

Шуддха-нама?
Ты всерьез? Ты думаешь, что повторяешь шуддха-наму и обрел любовь к Богу? Сама эта мысль — верное доказательство противоположного. Если есть материальные желания, то чистое Имя еще не коснулось сердца.

 

Нама-абхаса?
Тогда ты, скорее всего, считаешь, что повторяешь на хорошем, высоком уровне очищения, ты в процессе.
Подумай, намабхаса дает мукти, освобождение. Но постоянно терзающие сердце страдания и сомнения свидетельствуют о том, что ты не находишься на уровне мукти, а значит и не повторяешь намабхасу.

 

Апарадха?
Несмотря на годы практики, при повторении Имени ты не можешь погрузиться в воспевание. Жизнь проходит, повторение намы дарует лишь материальное процветание, но глубины духовного преображения все нет. Да, ты привык, Святое Имя стало привычкой, так же, как душ утром, завтрак, затем дела и сон.  Ритуал, рутина, без которой в силу инерции не можешь жить, но пока не приносящая ни счастья, ни любви. Повторение Имени стало наполнителем твоей жизни, но не стержнем, не сутью, не целью.  Косвенно это говорит мне, что ты повторяешь на уровне нама-апарадхиНама-апарадха дарует бхукти, материальное развитие. Ты размениваешь бесценный духовный самоцвет чинтамани на материальную медь.

 

Повторяй решительней, пробиваясь через дебри ума в форме образов и мыслей, постарайся слушать Святое Имя, смотреть в сияющее улыбающееся лицо Мадхавы и соединить в сознании Его образ с Его Именем. Кричи, заглушая постоянный фон сомнений и сожалений: “Кришна, Харе Кришна!!!”

Комментариев 7

  1. Примите мои поклоны, Ачьюта Прия Прабху! Спасибо, что делитесь такими сокровенными мыслями.
    Разрешите поделиться с Вами тем, что меня вдохновляет в воспевании.

    Дорогие вайшнавы! Прошу вас, пожалуйста, прочитайте этот материал и обсудите его со своими близкими, ПОДЕЛИТЕСЬ им со своими друзьями, опубликуйте его ради всеобщего блага на доступных вам информационных ресурсах. И благословят вас Божества Маха-мантры, Господь Чайтанья, Господь Нитьянанда, Парампара, вайшнавы и все живые существа!

    Маха-мантра является сутью и средоточием всех Ведических Писаний.
    Её текст сам по себе – Священное Ведическое Писание. Её звуковой эквивалент – Шабда-Брахман – Бог/Истина в форме/образе звука.
    Ведические Писания состоят из слов, утверждающих Высшую Абсолютную Истину/Бога. А Маха-мантра состоит из Слов, являющихся Высшей Абсолютной Истиной/Богом.

    Слова Маха-мантры – Имена Бога – Высшее средоточие Абсолютной Истины, Формы Абсолюта. Они абсолютно тождественны Их носителям.
    Имя Кришна соответствует Всепривлекающему Господу – Шьямасундаре. Господь Шьямасундара мягко и непринуждённо изогнут в нескольких местах. Точно таким же образом изящно изогнуто и Его Имя, на что указывают точки в Его транслитерированном варианте написания. То есть, при воспевании этого Имени нужно понимать: Оно не должен быть «прямым», с явно выраженной «и» — КрИшна.

    Имя Кришна вмещает в себя всё знание о Боге, о Его шести привлекательных достояниях. Ему соответствует «Бхагавад-Гита» – начальное духовное знание о Боге. Обычно, на начальном этапе, преданные выделяют именно это Имя, уделяют Ему больше внимания, что и понятно, ибо в первую очередь они стараются достичь Сознания/Понимания Кришны. Невнимательное воспевание этого Имени не позволяет обрести Совершенное Знание о Боге/Кришне/Шьямасундаре/! Он, как Божество Имени, во всём Своём великолепии не предстаёт перед внутренним взором садхаки.

    Обретя Сознание Кришны и желание с любовью служить Ему, вайшнав получает от Него высочайшее благословение: право обучаться Према-Бхакти у Према-Гуру. Господь направляет такую удачливую душу к стопам Шримати Радхарани. Там она постепенно осознаёт Её положение и обретает сознание Её вечной последовательницы…

    Имя Харе в Маха-мантре – Имя, которое вмещает в себя всю практику преданного служения Шри Кришне. Этому Имени соответствует «Шримад-Бхагаватам» – высшее духовное знание о девяти формах преданного служения Шри Шьямасундаре. Служение Шримати Радхарани является наивысшим, Она, Харе, является Богиней Любви к Шьямасундаре и полноправной распорядительницей всех видов любовного служения Ему. Осознанное обращение к Ней позволяет быть занятым в Шуддха-Према-Бхакти. Её Имя произносится призывно, в надежде быть занятым Ею. Она не просто энергия, а прекрасная, юная и влюблённая Пречистая Дева, Царица Вриндавана, что могут увидеть достигшие совершенства в воспевании Имени Харе.

    Это Имя произносится с великой нежностью и старанием выявить всю присущую Ему красоту. Довольная, Она являет Себя в процессе воспевания. Она, в соответствии со Своей естественной «женской» природой, не терпит фальши и имперсонального пренебрежения. Она имеет сложный для понимания заражённых имперсонализмом характер и природу. Во всей красе Она открывается только в чистом, любящем сердце.
    Садхака, невнимательно относящийся к воспеванию имени Харе, не может быть занят в практике чистого преданного служения Шри Кришне. И
    наоборот: воспевая это Имя с великой любовью и преданностью как Имя Ади-Гуру, он в совершенстве осознаёт всю науку преданного служения Шри Шьямасундаре.

    Высшим, самым могущественным и сокровенным является в Маха-мантре Имя Рама! Как уже говорилось, Имени «Кришна» вначале уделяется максимум внимания, менее открыто и популярно среди начинающих Имя «Харе», но ещё меньше знаний и понимания о положении и сокровенной природе Имени «Рама».

    В отдельности: влюблённый Кришна/Шьямасундара, играющий на флейте, в любовной истоме зовущий любимых и любящих – бесконечно хорош; Харе/Радхарани – неописуемо привлекательна и полна игривых затей. Но Рама/Всерадующий – Имя иного порядка! Это Имя переполнено вкуса экстатического единения Шри Шри. Всерадующим может быть только полностью, абсолютно радостный и счастливый.

    Имя Рама указывает на достигшего исполнения Своих сокровенных желаний влюблённого Шри Шьямасундару, пребывающего в обществе Своих самых близких преданных в сокровенных местах Вриндавана. Имя Рама преисполнено сладчайшей, струящейся наружу расы…

    Оно олицетворяет «Шри Чайтанья-Чаритамриту» – наивысшее средоточие сокровенных духовных Истин: Истин об отношениях Господа и Его преданных. Характеры Господа и Его преданных, Их Игры, эмоции чистой любви – всё заключено в Нём и раскрывается через Него. Изначальное положение, вечная природа и деятельность каждого садхаки, включая нас с Вами, открываются в процессе чистого воспевания Имени Рама.

    Увидеть счастливого, непринуждённо играющего Шьямасундару в обществе Его возлюбленной и любимых, а значит достичь этого общества и увидеть себя в нём в своей изначальной форме, можно воспевая это Имя. Рама – Имя завершённых отношений, блаженства и достижения… Что я ещё могу сказать?

    Рама – произносится с радостью, ожиданием расы и самоосознания, предвкушением обретения совершенной любви и любовных отношений. Первая буква «а», в этом Имени, произносится более протяжно, чем вторая. Это указывает на то, что внутри Оно переполнено высшей сладостью.

    Садхака, желающий войти в Высшую Лилу/Раса-Лилу, ни в коем случае Имя Рама не должен произносить как Рам. Звук «м» подобен плотине, перекрывающей поток сладчайшей трансцендентной любовной расы /Рам страдал в разлуке, Сита входила в костёр и была изгнана, ушла безвременно/.

    Неоправданное введение в Маха-мантру Имени Рам вместо Рама разрушает изначально присущую Ей совершенную гармонию. Такие действия вместо повторения тридцати двух слогов (по два слога в каждом из шестнадцати Святых Имён, входящих в Маха-мантру) – недопустимо урезают Её, превращая в несуществующую, выдуманную двадцативосьмислоговую псевдо-Маха-мантру.

    Не должен расика-бхакта воспевать и Рамо вместо Рама: произнося «о», он ограничивает, сжимает неудержимый поток расы и не может полностью наполнить им своё сердце и пространство! Только через открытое «а» внутренний и окружающий мир полностью может быть затоплен Премой! Самоосознания и самореализации может достичь тот, кто внимательно воспевает Рама! Также не следует воспевать Кришно вместо Кришна.

    Нет смысла много говорить об очевидной недопустимости подмены в Маха-мантре Имени Харе на Хари – это вопиющее невежество… Имени Харинет в Маха-мантре, и Оно относится к иной личности.

    Воспевание слов «Хори» и «Хорей» вместо Святого Имени Харе можно справедливо отнести к разряду невнимательного воспевания Святых Имён.

    Внимательно воспевая, нужно стараться не делать ударений на последние буквы в Именах Кришна и Рама, произнося КришнА и РамА – это женские имена, и следует осознанно и личностно к этому подходить.

    Всё описанное равно справедливо для индивидуального воспевания Маха-мантры на чётках, для индивидуального киртана и для совместного воспевания – процесса Санкиртаны.

    Однако, если индивидуальное невнимательное, искажённое воспевание вредно для каждого отдельного взятого садхаки, совместное невнимательное, искажённое воспевание причиняет вред и окружающим. Такое публичное пренебрежительное отношение к воспеванию утверждает соответствующий ачар в сердцах невинных, стремящихся к Истине душ, а также лишённых объективных знаний о Нама-таттве и основах практики совместного воспевания вайшнавов.

    Процесс совместного воспевания, как уже явствует из его названия, призван быть единым началом для духовного сотрудничества. Надуманное, неоправданное изменение окончаний в Святых Именах, замена одних Святых Имён на другие, разрушает основной принцип чистой передачи Истинных Знаний – принцип развития и сохранения Миссии: «слушать – повторять». Ибо слушание ложных истин является погружением в иллюзию, а повторение ложных истин означает их распространение.

    Кроме того, невнимательное, искажённое воспевание киртанией постоянно изменяющейся Маха-мантры не даёт возможности слушающим Её повторить. В результате, каждый из участников подобной «Санкиртаны» воспевает нечто своё. Такое нестабильное воспевание и слушание не позволяет сконцентрироваться на Маха-мантре такой, как Она есть, достичь ништхи и утвердиться в Её чистом воспевании. Тьма невежестваи облака анартх не могут быть рассеяны воспеванием искажённой Маха-мантры.

    Вайшнавам, осознанно практикующим искажённое воспевание и побуждающим к этому других, придётся нести ответственность за свои действия, ибо эти действия указывают на наличие оскорблений Святого Имени, вплоть до всех десяти. Такие действия разрушают их личную духовную практику, основы наследия Его Божественной Милости Ачарьи-основателя Международного Общества Сознания Кришны А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады и Миссии Шри Махапрабху в целом. Искажённое воспевание Святых Имён по незнанию относится к оскорблениям категории сева и полностью нейтрализуется осознанным прекращением искажённого воспевания Маха-мантры.

    Не существует европейских, американских, китайских, бенгальских, грузинских, русских или любых иных стандартов и технологий произношения Маха-мантры. Не существует материальных оправданий пренебрежительному отношению к Её воспеванию.

    Существует единый прописной санскритский стандарт и всем желающим серьёзно практиковать воспевание Маха-мантры, вне зависимости от национальной и иной принадлежности, необходимо с ним ознакомиться и только ему следовать.
    Целенаправленная, осознанная, кропотливая работа над своей дикцией и акцентом в абсолютном большинстве случаев принесёт наилучший результат. Усилия в этом направлении и есть практика. Стремление удовлетворить Господа, воспевание и слушание непревзойдённых по красоте звуков Его Имён того стоят.

    Если при воспевании Маха-мантры на тот или иной мотив Она сложно и искажённо произносится, следует отказаться от таких мелодий. Маха-мантра всесовершенна и существуют миллиарды вариантов Её чистого воспевания. Необходимо стараться правильно и с любовью Её воспевать, и соответствующая мелодия сама проявится из сердца – у каждой души свои песни любви.

    И ещё одно: подобно тому, как алмаз можно превратить в бриллиант только обрабатывая другим алмазом, так и Святые Имена принимают форму, взаимодействуя на языке друг с другом в процессе воспевания Маха-мантры. Как алмаз, имеющий высшую прочность, обрабатывается только за счёт небольшой разницы твёрдости на его гранях, так и Святые Имена, единые и тождественные по своей природе, «гранятся» за счёт разности Своих изначальных форм, пока не проявят Их и не воссияют Светом Высших Истин!

    Внимательно слушая своё воспевание входящих в Маха-мантру Святых Имён и прося Их о милости одарить должной чуткостью и личным руководством, можно постепенно услышать удовлетворяющие сердце Чистые Святые Имена. На это может уйти некоторое время, но это интересный и захватывающий ум и сознание процесс. С желанием работая, можно весьма скоро получить результат, превосходящий все ожидания!

    Три высших аспекта Абсолютных Истины – Абсолютное Знание о Боге, Абсолютное Знание о преданном служении Богу и Абсолютное Знание об отношениях с Богом – будут раскрыты тем, кто внимательно, с любовью воспевает Маха-мантру!

    ванчха калпа-тарубхьяш ча крипа-синдхубхья эва ча
    патитанам паванебхьо вайшнавебхьо намо намах

    Всем желаю успехов! Ваш слуга, Расала дас.

  2. Глава 25. Оскорбления святого имени

    Книги > Шри Джайва-Дхарма (Вечная религия души) > Том 2

    прамеяантар-гата намапарадха-вичара

    Наступил вечер следующего дня. Враджанатх и Виджая Кумар, придя к хижине святого Бабаджи, почтительно склонились к его стопам. Дождавшись подходящей возможности, Виджая-кумар попросил: «О учитель, милостиво поведай нам о нама-бхаса-таттве. Мы хотим глубоко понять природу святого имени».

    Бабаджи великодушно отвечал: «Дорогие сыновья, вам очень повезло. Если вы и в правду стремитесь обрести знание нама-таттвы, вам необходимо изучить три предмета: нама, намабхаса и намапарадха. Я уже рассказывал вам о наме и намапарадхе; теперь узнайте о намабхасе.

    Виджая-кумар: Что такое намабхаса и сколько существует разновидностей намабхасы?

    Бабаджи: «Значения слова абхаса – это: 1) канти (свет), 2) чхая (тень), или 3) пратибимба (отражение).

    Любой светящийся объект излучает сияние, создает тень и присутствует в форме своего отражения. Подобно этому, лучезарное солнце святого имени является причиной двух своих проявлений: нама-чхая (тень святого имени) и нама-пратибимба (отражение святого имени). Знающие люди говорят о таких явлениях, как бхакти-абхаса, бхава-абхаса, намабхаса и вайшнава-абхаса. Каждая из этих категорий может существовать в двух видах: чхая и пратибимба».

    Виджая-кумар: «Каким образом бхакти-абхаса, бхава-абхаса, намабхаса и вайшнава-абхаса связаны друг с другом?»

    Бабаджи: «Если вайшнав, воспевающий хари-наму, находится на уровне бхакти-абхас, для него святое имя проявляет себя как намабхас. Такой вайшнав не является чистым преданным и потому его следует называть вайшнава-абхас. Понятия бхакти и бхава – синонимы, но описывая разные духовные уровни, они известны под разными именами».

    Виджая-кумар: «Какого человека можно назвать вайшнава-абхас?»

    Бабаджи: «В Шримад-Бхагаватам (11.2.47) говорится:

    арчайам эва харайе пуджам йах шраддхайехате
    на тад-бхактешу чаньешу са бхактах пракритах смритах

    «Если человек, следуя семейной традиции или указаниям духовного учителя, с верой поклоняется Божеству Господа Хари, но при этом, не зная стандарта чистого преданного служения, не оказывает должного почтения вайшнавам и другим живым существам, его следует считать находящимся на мирском уровне, даже если он искренне стремится продвигаться на пути бхакти. Такой преданный-неофит известен как бхакта-прая или бхакта-абхаса».

    Слово вера (шраддха), использованное в этом стихе, означает шраддхабхас, а не шраддха, поскольку вера, направленная на Господа Хари, но оставляющая без внимания Его преданных, не является истинной верой, но отражением (пратибимба) или тенью (чхая) истинной веры. Это материалистичная вера, которой могут обладать мирские люди; она не имеет ничего общего с трансцендентной верой чистых преданных. Поэтому, любой человек, в сердце которого проявляет себя вера такого рода, должен считаться преданным-матералистом (пракрита бхакта), подобием преданного (вайшнава-прайя) или тенью преданного (вайшнава-абхас). Шри Чайтанья Махапрабху сказал однажды, что отец и дядя Рагхунатхи Даса Госвами (Хиранья и Говардхан) не настоящие преданные, а лишь вайшнава-прая. Иными словами, они ведут себя как вайшнавы, нося бусы туласи, украшая свое тело гопи-чанданой и принимая другие атрибуты вайшнавизма, однако повторение ими шри харинама находится на уровне намабхасы. Именно по этой причине они не могут считаться шуддха-бхактами (чистыми преданными)».

    Виджая-кумар: «Если майявади принимает внешние признаки вайшнавов, правомерно ли считать его вайшнава-абхасом?»

    Бабаджи: «Нет. Майявади не относятся к этой категории. Будучи оскорбителями, они принадлежат к разряду вайшнава-авапарадхи. В определенном смысле некоторых из них, принявших прибежище пратибимба-намабхаса и пратибимба-бхавабхаса, можно было бы назвать вайшнава-абхаса, однако их оскорбительное отношение является столь серьезным препятствием на пути к Богу, что это благородное имя неприемлемо в их случае».

    Виджая-кумар: «Прабху, пожалуйста объясни более ясным образом признаки чистого имени, чтобы мы смогли хорошо понять этот предмет».

    Бабаджи: «Когда человек, лишенный любых материальных желаний (аньябхилашита-шунья), свободный от имперсонализма и мирской религиозности (гьяна-кармадй-анаврита), повторяет имя Кришны, желая при этом Ему блага (анукулья бхава), его воспевание находится на уровне шуддха-нама. Не следует понимать терминаньябхилаша как желание трансцендентного блаженства, которое приходит вместе с чистым именем Кришны. Это понятие включает в себя любые посторонние желания, такие как стремление к безличному освобождению или надежда на искупление своих грехов. Аньябхилаша является препятствием к обретению шуддха-намаЧистое святое имя никогда не придет к человеку, жаждущему плодов кармы, гьяны, йоги и т.д. Шуддха-нампроявится лишь в том случае, если человек освободит свое сердце от всех неблагоприятных эмоций (таких, как враждебность по отношению к Господу) и будет воспевать имя Кришны с позитивным настроением. Проанализировав эти особенности чистого воспевания, рассудительный человек придет к заключению, что шуддха-нам – это имя Кришны, произнесенное без намапарадхи и намабхасы. Милостивое воплощение Господа для века Кали Шри Гаурасундара сказал:

    тринад апи суничена тарор апи сахищнуна
    аманина манадена киртаниях сада хари

    «Необходимо воспевать имя Кришны в смиренном состоянии ума, считая себя ниже соломы, валяющейся на улице и будучи терпеливее дерева. Необходимо освободиться от чувства ложного престижа и всегда оказывать почтение каждому живому существу. Человек, способный на это сможет повторять шуддха-нам постоянно».

    Виджая-кумар: «О учитель, объясни, в чем состоит разница между намабхасой и намапарадхой».

    Бабаджи: «Если человек не воспевает шуддха-нам, его повторение называют намабхаса или намапарадха. Все зависит от уровня чистоты. В том случае, если преданный недостаточно собран, если он ленив или невежественен, его воспевание — намабхаса. Однако, если святое имя исходит из уст майявади, стремящегося к безличному освобождению или из уст гедониста, мечтающего о чувственных удовольствиях, такое воспевание есть намапарадха. Я уже рассказывал вам о десяти видах оскорблений; если искренний преданный вследствие своего невежества или незрелости совершает эти оскорбления, его воспевание нельзя считать намапарадхой; это намабхаса, и потому есть надежда, что как только оскорбления уйдут, он сможет воспевать чистое имя Кришны. Однако, это будет нелегко для человека, сознательно совершающего намапарадху.

    Нет другого способа достичь совершенства, кроме как избавиться от оскорблений методом, который я вам ранее описал».

    Виджая-кумар: «Что надлежит делать человеку, воспевающему святое имя на уровне намабхасы, чтобы достичь шуддха-нама (чистого имени)?»

    Бабаджи: «Ему необходимо общаться с чистыми преданными. Постоянно находясь в обществе великих душ и воспевая святое имя под их руководством, он обретет вкус к шуддха-бхакти и тогда чистое святое имя (шуддха-нам) само появится на его языке. Одновременно с этим преданный должен оставить общество непреданных-материалистов и тех, кто совершает нама-апарадхи, ибо чистое имя не может оставаться в столь греховном окружении. Сат-санга – это единственный благоприятный путь для баддха-дживы. Поэтому Шри Гаурангадев, наш возлюбленный Господь в наставлениях Санатане Госвами назвал общение с преданными корнем древа бхакти. Если человек всегда находится в окружении чистых преданных, тщательно избегая общества материалистов и женщин, он сможет повторять чистое святое имя».

    Виджая-кумар: «О учитель, означает ли это, что садхака не сможет достичь шуддха-нама, если не оставит общения со своей женой?»

    Бабаджи: «Несомненно, преданный, желающий достичь высшего совершенства, должен оставить общение с женщинами. Однако, если грихастха-вайшнав живет со своей женой в духе отречения, такой образ жизни не подпадает под определение йошита-санга (общение с женщинами). В действительности, йошита-санга означает как привязанность мужчины к женщине, так и привязанность женщины к мужчине. Если грихастха-вайшнав, не имеющий привязанности к своей жене, всегда повторяет святое имя Господа Кришны, он быстро достигнет цели своей жизни».

    Виджая-кумар: «Сколько существует видов намабхасы?»

    Бабаджи: «В Шримад-Бхагаватам (6.2.14) упоминается четыре вида намабхасы:

    санкетйам парихасйам ва стобхам хеланам эва ва
    ваикунтха-нама-граханам ашешагха-харам видух

    «Знатоки шастр утверждают, что если человек произнесет святое имя Господа, думая при этом о чем-либо ином (санкета), в шутку (парихаса), с враждебностью (стобха) или с пренебрежением (хела), он мгновенно освободится от бесчисленного количества грехов».

    В этом стихе перечислены четыре вида намабхасы, которые возможно услышать из уст людей, не сведущих в науке нама-таттвы и самбандха-таттвы».

    Виджая-кумар: «Что собой представляет санкетья-намабхаса?»

    Бабаджи: «Этот вид намабхасы подразумевает, что человек произносит имя Господа, имея в виду что-либо другое. К примеру, Аджамила в момент смерти звал своего сына Нараяну. Нараяна – это имя Бхагавана Шри Кришны, и потому обращение Аджамилы к своему сыну относится к категории санкетья-намабхаса. Мусульмане, увидев свинью, начинают с отвращением кричать: «Харам! Харам!», имея в виду что-то нечистое и неприятное. Однако их возглас харам созвучен обращению к Господу — Ха Рама (О Господь Рама!). Это санкетья-намабхаса, результатом которой является освобождение из цикла рождения и смерти.

    Все священные писания утверждают, что намабхаса есть причина освобождения. Святые имена Мукунды (Кришны, дарующего мукти, освобождение) равны Ему во всех отношениях, поэтому, человек, произнесший святое имя, обретает общение Самого Господа. То, что достигается с большим трудом изощренными усилиями брахма-гьяны, с легкостью обретается милостью намабхасы».

    Виджая-кумар: «Прабху, в священных писаниях говорится о том, что человек, в шутку произнесший имя Кришны, получает освобождение. Это касается даже имперсоналистов, стремящихся к растворению в Абсолютной Истине (мумукшу), к млечх, лишенных таттва-гьяны, ученых, гордящихся своим мирским знанием и безбожных, враждебных бхакти, людей. Пожалуйста, опиши стобха-намабхасу».

    Бабаджи: «Стобха означает произнесение святого имени с враждебным чувством, вызванным желанием помешать другим в их воспевании. К примеру, чистый преданный повторяет Харинаму; оскорбитель же, увидев его, станет потешаться над ним, говоря при этом так: «Эй, твой Хари Кешта обязательно о тебе позаботится!» Хотя оскорбитель насмехается над вайшнавом, в конечном итоге он обретет освобождение. Таково могущество святого имени».

    Виджая-кумар: «Что собой представляет хела-намабхаса?»

    Бабаджи: «Хела-намабхаса означает повторение святого имени без должного благоговения и почтения. В Прабхаса-кханде говорится о том, что святое имя, произнесенное пренебрежительно, также дарует человеку освобождение из материального мира:

    мадхурам адхарам этан мангалам мангаланам
    сакала-нигама-валли сат-пхалам чит-сварупам
    сакрид апи паригитам шраддхайа хелайа ва
    бхригувара нара-матрам тарайет кришна-нама

    «О лучший из Бхригу, в этом мире нет ничего благодатнее имени Кришны; оно слаще, чем нектар; оно — зрелый плод на цветущей лиане Вед; оно воплощение трансцендентного знания. Если человек хотя бы один раз с почтением или же пренебрежительно, произнесет святое имя Господа, он обретет освобождение».

    В этом стихе слово шраддхайа означает «с почтением», а слово хелайа означает «пренебрежительно». Словосочетание нара-матрам тарайет указывает на то, что святое имя дарует освобождение даже яванам(мусульманам)».

    Виджая-кумар: «Разве повторение святого имени с пренебрежением или без должного почтения к нему не является апарадхой?»

    Бабаджи: «Если человек осознанно совершает оскорбления святого имени, демонстрируя, таким способом свою демоническую природу, его воспевание является апарадхой. Если же подобное происходит в результате невежества или вследствие недостатка духовного понимания, такое повторение имени есть нама-бхаса».

    Виджая-кумар: «Пожалуйста, объясни, какое благо приносит нама-бхаса, и чего нельзя достичь с помощью нама-бхасы».

    Бабаджи: «Нама-бхаса может даровать дживе все виды материальных наслаждений (бхукти), освобождение (мукти), восемь видов мистических совершенств (сиддхи). Однако ее недостаточно для того, чтобы достичь высшей цели жизни — кришна-премы. Искренний преданный, чье воспевание Шри Намы находится на уровне намабхасы, общаясь с шуддха-бхактами и старательно избегая общества материалистов, быстро поднимется на ступень мадхьяма-вайшнава, а затем возвысится до уровня чистой преданности. Тогда он сможет воспевать чистое святое имя, которое наградит его трансцендентной любовью к Кришне».

    Виджая-кумар: «О учитель, в этом мире есть много людей, которых можно назвать вайшнавабхаса. Они носят все внешние символы вайшнавов и прилежно повторяют имя Кришны, хотя их воспевание остается на уровне намабхасы. Несмотря на все их усилия, они не обретают премы, даже после продолжительного периода времени. В чем причина этого?»

    Бабаджи: «Причина тому сокровенна. Слушайте внимательно. Вайшнава-абхаса садхака, несомненно, способен обрести шуддха-бхакти. Однако, если такой человек станет общаться с безответственными самозванцами, которые, не обладая чистой преданностью, выдают себя за великих святых, он станет вайшнава-апарадхи, оскорбителем шуддха-вайшнавов. Под влиянием асат-санги, садхака начнет следовать ложным философским доктринам маявади и других апасампрадай, в результате чего, утратив бхакти-абхас, сойдет с духовного пути. Однако, если садхака обладает большим запасом трансцендентного благочестия (сукрити), он сможет преодолеть преграду неблагоприятного общения и обрести покровительство святых преданных. Сат-санга восстановит его на пути чистого вайшнавизма».

    Виджая-кумар: «Прабху, каков результат намапарадхи?»

    Бабаджи: «Если пять великих грехов (маха-папа) умножить в миллион раз, результат не будет равен последствиям одного оскорбления святого имени. Представьте теперь, каким может быть результат постоянных намапарадх?»

    Виджая-кумар: «О господин, последствия намапарадхи несомненно устрашающи, но разве произнесение святого имени не дарует оскорбителю также и благие плоды?»

    Бабаджи: «Шри нама исполнит любое желание человека, однако, намапарадхи не способен обрести кришна-прему и, кроме того, он должен будет страдать вследствие нанесенных им оскорблений. Тот, кто совершая намапарадхи, продолжает повторять святое имя, может ожидать следующего результата: время от времени, освобождаясь от ложных мотивов, он сможет произносить чистое имя. Подобное искреннее воспевание станет пополнять его «банк» сукрити, которое со временем позволит ему обрести общение с шуддха-вайшнавами, постоянно повторяющими шуддха-нам. Под влиянием сат-санги оскорбитель с энтузиазмом отдаст себя непрерывному харинама-киртану, благодаря чему, в конечном итоге, избавится от всех своих апарадх. Следуя по этому пути, даже люди, стремящиеся к безличному освобождению, смогут стать искренними преданными Господа Хари».

    Виджая-кумар: «Если произнесение всего лишь одного святого имени может уничтожить последствия всех видов греха, почему рекомендуется воспевать имя постоянно и непрерывно?»

    Бабаджи: «Сердца оскорбителей святого имени полны скверны, а их действия нечисты. Такие люди, живя мирскими заботами, не имеют вкуса к общению с садху; их не интересуют духовные предметы, и они не хотят посвящать свое время служению Господу. Они хотят всегда находиться в обществе других неблагочестивых людей, они следуют лживым философским теориям и ведут себя греховно.

    Однако, постоянному повторяя святое имя, человек со временем освободится от греховных мыслей, оставит общество грешников и перестанет совершать греховные действия. Свободный от неблагоприятного общения, оскорбитель рано или поздно сможет повторять шуддха-нам.

    Святое имя даст ему всю необходимую силу».

    Виджая-кумар: «Прабху, река чудесных повествований о славе святого имени течет из твоих лотосных уст, и, проникая в наши уши, завладевает сердцами. Мы опьянены этим потоком расы и премы. Теперь мы знаем, чем отличаются нама, намабхаса и намапарадха. Благодаря тебе мы обретем высшее духовное совершенство. Пожалуйста, позволь нам услышать твои заключительные наставления о нама-таттве».

  3. – Вайшнава-апарадхи крадут у нас вкус к чистому воспеванию. Говорится, что даже обход вокруг Туласи не избавляет нас от последствий этого типа оскорблений. Как можно искупить вайшнава-апарадху и снова обрести милость Кришны?

    – Кришна – всегда Кришна. Он ничего не забирает, потому что Ему ничего не нужно. Он только дает. В имени «Кришна» есть все. Вкус забирают оскорбления. Нужно их избегать, или хотя бы пытаться избегать. Оскорбления ведут себя как воры, грабители. От них нужна защита, нужно избегать встречи с ними. Если человек сознательно не избегает бандитов, а потом жалуется, что у него нет денег, то он глуп. Нужно уметь признавать свою вину и просить прощения. Тот, кто не умеет прощать – не вайшнав. Вайшнав всегда простит повинившегося человека. Если кто-то не может кого-то простить, тогда этого человека простит Кришна, а если Кришна не простит, то Радхарани простит. Таков Господь Чайтанья. Но нужно уметь признавать свою вину и просить прощения. Тот, кто полностью предался Святому Имени, преодолеет нама-апарадху.

    Е.М. Чайтанья Чандра Чаран Прабху

  4. Невозможно прогрессировать, не изучая трудов Госвами.

    «Итак, чтобы прогрессировать, искренний преданный должен быть готов слушать ведическую литературу: Упанишады, «Веданту» и другие писания, переданные Госвами, авторитетами прошлого. Тот, кто не слушает эти писания, не может по-настоящему прогрессировать. Если человек не слушает их и не следует их наставлениям, его показное преданное служение утрачивает всякий смысл и становится помехой на пути преданного служения. Поэтому показное преданное служение, не основывающееся на авторитетных принципах шрути, смрити, Пуран и «Панчаратры», должно быть немедленно отвергнуто. Преданный, не признающий авторитет писаний, не должен считаться чистым преданным».

    А.Ч. Бхактиведанта Свами Шрила Прабхупада.
    (из комментария к Шримад Бхагаватам 1.2.12)

  5. Путешествие внутрь себя.
    фрагмент из книги
    Е.С. Радханатха Свами

    Каждое утро я сажусь медитировать на божественный звук моей мантры. Все, кто медитируют, знают, что происходит в следующий момент: мой ум начинает метаться между проблемами, которые я решал вчера (или которые предстоит решить сегодня), или если не между моими проблемами, то между проблемами близких мне людей, или пережевывать старые ссоры, или воскрешать забытое в памяти (радость от приобретения моего первого Шевроле, или стыд от проигрыша в игре на звание чемпиона по баскетболу, к примеру). Если в соседней комнате кто-то что-то печет, я тут же могу переключиться с медитации на мою мантру на медитацию на печенье. В какой-то момент, я обнаруживаю, что ум мой блуждает и я спрашиваю себя: “А как же мантра?”
    Это помогает нам обнаружить важный момент: мы отдельны от своих мыслей. Если бы это было не так, то как бы мы могли перенаправить свой ум от них?
    Ум – это потрясающий инструмент. Объективно, это абсолютно гениальное творение. Субъективно, он может сделать жизнь невыносимой. Как сказал Джон Мильтон в “Потерянном Рае”: “Ум – место сам в себе, он может сам из ада сделать рай, из рая – ад”.

  6. ВОПРОС: Махарадж, я слышал такое утверждение, что человек может многие жизни повторять Святое имя и не обрести любовь к Господу. Мне трудно себе это представить — как Святое имя может не повлиять на кого-то? Как это происходит? Есть ли примеры этого?

    ОТВЕТ: Такое может произойти, если мы по-прежнему не может отказаться от своих материальных желаний и совершаем вайшнава-апарадхи. В таком случае, все, что мы повторяем — это просто звуки алфавита. Мы не можем осознать то, что Святое имя неотлично от Кришны, и относимся к этой вибрации как к чему-то материальному. Тогда можно повторять Святое имя миллионы жизней, но так и не достичь конечной цели.
    Но все равно продолжайте повторять Святое имя! Даже если это займет миллионы жизней! Все равно в конце-концов вы обретете то, к чему стремитесь. Но как-только вы прекратите повторять Святое имя, ваш духовный прогресс остановится. И тогда уже этот процесс займет миллионы и миллионы жизней Господа Брахмы, а не просто миллионы ваших жизней. Главное — не прекращать воспевать Святое имя! Но надо прекратить апарадхи — особенно вайшнава-апарадхи!

  7. МЫ ДОЛЖНЫ ТЕРПЕТЬ МНОГОЕ, НО НЕ ДОЛЖНЫ ТЕРПЕТЬ ТО, ЧТО МЫ – ОСКОРБИТЕЛИ СВЯТОГО ИМЕНИ! 

    «Сегодня мы читаем «Чайтанья-чаритамриту» Ади лила 8.16

    «Тот, кто наносит десять оскорблений Святому Имени и в то же время повторяет Маха-мантру Харе Кришна, несмотря на все свои усилия, не обретет любви к Богу – высшей цели повторения Святого Имени, даже если будет повторять Святое Имя на протяжении многих жизней». 

    Это как предупреждение. Вчера вечером мы читали два стиха из «Шримад-Бхагаватам». И там говорилось о том, что воспевание Святого Имени просто невероятно могущественно. Даже если повторять его неосознанно, даже если иметь ввиду что-то другое, человек все равно может отправиться обратно домой, к Богу. То есть не просто избавиться от плохой кармы, а практически вернуться обратно к Богу. Это непостижимо! Но при воспевании Святого Имени есть одна проблема. Единственная проблема. И даже не только при воспевании Святого Имени, а в сознании Кришны в общем. И если вы избавитесь от этой единственной проблемы, то вам будет проложен путь домой. В чем же заключается эта единственная проблема? Это то, что мы можем совершать оскорбления. Все вы знаете 10 оскорблений Святого Имени и, так сказать, 11-ое оскорбление – быть невнимательным при повторении. 

    В «Чайтанья-чаритамрите» хорошо описана инициация Господа Чайтаньи. В «Чайтанья-Бхагавате» она еще подробнее описана. После того, как отец Господа Чайтаньи ушел из жизни, Он отправился в Гаю, чтобы провести погребальный обряд. И там Он встретил Ишвара Пури. На самом деле Он встретил его в Навадвипе. Ишвара Пури останавливался в качестве гостя в доме Его родителей и оставался там несколько дней. Господь Чайтанья с ним тесно общался и был очень впечатлен. И только спустя месяцы, а может даже годы они снова встретились. И уже тогда Господь Чайтанья попросил дать Ему посвящение и Ишвара Пури дал Ему посвящение. Тогда Господь Чайтанья спросил: «Теперь Я инициированный, что Мне делать?». Ишвара Пури ответил очень серьезно, он произнес очень известный стих: 

    харер нама харер нама намаива кевалам 
    калау настй эва настй эва настй эва гатир анйатха 

    «В этот век раздоров и лицемерия спасти может только повторение и пение Святых Имен Господа. Нет иного пути. Нет иного пути. Нет иного пути». 

    Этот стих подчеркивает, что мы должны воспевать Святые Имена. Больше ничто не способно довести нашу жизнь до совершенства в кали-югу. 

    Господь Чайтанья получил это наставление от Своего Духовного Учителя и это то, что Он сделал. Он ушел, воспевая Святые Имена. И практически сразу же у Господа Чайтаньи проявились признаки экстаза: слезы полились из Его глаз, тело тряслось, волосы встали дыбом. Это классические признаки экстаза. И это было настолько мощно, что Ему стало сложно воспевать. Но Господь Чайтанья как- будто был обычным человеком и Он как-будто не понимал, что с Ним произошло. Поэтому Он отправился обратно к Ишваре Пури и спросил: «Что за мантру вы Мне дали? Наверное, Я что-то неправильно делаю, потому что Я пытаюсь воспевать, но у Меня не получается». А Ишвара Пури все понял и рассмеялся: «Поздравляю Тебя, мое дорогое дитя, Ты достиг совершенства жизни». 

    Господь Чайтанья испытал подобный опыт потому, что Его воспевание было свободно от оскорблений. Вы можете сказать, что Он – Бог, поэтому у Него был такой экстаз. Это правда, но в то же время из-за того, что Его воспевание было чистым так и произошло. 

    Нам нужно признать, что никто из нас не проявляет признаков экстаза, когда воспевает Святое Имя. И мы должны это принять и понять, что это наша самая главная проблема, тогда мы можем что-то с этим делать. Тогда мы можем начать работать над тем, чтобы освободиться от этих оскорблений. И Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур как раз обсуждает этот момент. Он говорит, что человек может сказать, что он не совершает никаких оскорблений, но затем Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур цитирует стих из «Шримад-Бхагаватам»: любой, кто повторяет Святое Имя, но слезы не льются из его глаз, сердце такого человека скованно железом. Шрила Прабхупада комментирует, что же означает это скованное железом сердце. Это и есть оскорбления. Если бы не было оскорблений, то было бы столько экстаза!

    Мы должны терпеть многие вещи, но не должны терпеть то, что мы – оскорбители Святого Имени. Мы должны предпринять все возможное, чтобы положить конец нашим оскорблениям». 

    Шрила Бхакти Чайтанья Свами. Однодневный джапа-ретрит в Уфе, сентябрь 2018 года.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *