Аранья-канда Рамаяны описывает, что после леса Читракут Сита, Рама и Лакшман ушли в дремучие джунгли Дандакараньи.
Мудрецы, жившие в лесу Дандакаранья, поражались, наблюдая способность Рамы держать Себя, Его красивую внешность, изысканность и отличительные черты.
Мудрецы восхищались совершенством Его телосложения и сиянием Его личности. Его утонченность была такова, что даже долгий взгляд Ситы или Лакшмана заставлял Его краснеть. В сочетании с этим, Его одежда из коры деревьев и сбитые волосы аскета приводили мудрецов в изумление.
Автор Рамаяны Валмики муни выражает почтение мудрецам, повстречавшим Раму в лесу. Эта встреча была для них вознаграждением и выражением их заслуг, добытых долгими годами аскез, медитаций и молитв. Это была привилегия, недоступная теперь даже для жителей Айодхьи.
Мудрецы жаловались Господу:
«Мы живем благодаря мыслям о Тебе, и мы заслуживаем Твоей защиты. Мы — жертвы преследований ракшасов, а Ты рожден защищать стаждущих. Мы полностью попадаем в категорию нуждающихся в Твоей защите.
Ты мог бы сказать:
— Кто Я такой чтобы защищать вас? Разве вы не можете, используя силу своих аскез, уничтожить ракшасов и позаботиться о себе самих?
На это мы ответили бы, что весь мир с его холмами, лесами и рощами вверен заботам династии Икшваку, лучшим представителем которой являешься Ты. Разве это не включает в себя также и царство, Айодхью с его лесами? Мы, несомненно, в пределах этого царства.
Мудрецы, риши — зависимые от Тебя жители, мы нуждаемся в Твоей защите! Несомненно, охранять нас — Твоя обязанность, и защита нас предначертана в Твоей судьбе.
Быть может мы имеем силу и способность защитить себя своими аскезами, но мы предпочли бы не защищать себя!
К примеру, понятно, что царица имеет силу целомудрия, на основе которой способна защитить себя, однако она естественно ищет защиты у своего царственного супруга, и так воздерживается от того, чтобы устраивать защиту самой себе.
Также задумайся, мать с грудным младенцем на руках будет внимательно избегать кислые, горькие и острые, со специями приправы к пище, заботясь о своем ребенке. Сравнивая себя с Твоим величием безграничного Господа, мы всегда остаемся грудными младенцами.»
Может показаться, что это — проявление желания заставить Господа действовать ради себя. Но на самом деле это — стремление иметь с Господом очень близкие отношения зависимости, достаточно сильное чувство близости и единства с Ним и Его желаниями. Ответ Рамы показывает, что Он готов сделать шаг навстречу.
Великодушно отвечая, Рама принимает на себя ответственность. Рама не мог отвергнуть просьбу мудрецов, и ответил: «Простите Меня!» (прасиданту!)
«Простите Меня, Я чувствую Себя виноватым и пристыженным от того, что такие брахманы нанесли Мне визит. Скорее это Мне следовало искать встречи с вами.»
Мудрецы ответили: «Совершенно очевидно, что Ты, о Рама, наделен всеми замечательными качествами и самодостаточен (гуна-сампурна), а мы — те, кто нуждается. Поэтому мы — достойные объекты Твоего сострадания. Наша недостаточность и ущербность проявляется хотя бы в том, что нас преследуют ракшасы, а мы неспособны себя защитить.»
Выслушав это, Шри Рама бесконечно мудрые слова: «О риши, причина ваших беспокойств от ракшасов — в том, что Я недостаточно бдителен, а не ваши упущения.
Стыд Мой от этого намного превосходит ваши страдания из-за преследований со стороны ракшасов. Вы страдали, а Я не заступился за вас вовремя; поэтому воистину только Я — причина ваших страданий!»
Господь Рама говорит истину. Да, Он — прямая или косвенная причина всех причин, включая ракшасов, преследующих мудрецов. Но как идеальный царь, Он отвечает с желанием исправиться.
Сита могла бы защитить себя, но не сделала этого. В более позднем эпизоде, на Ланке, ракшасы подожгли хвост Ханумана, а Сита, силой своего целомудрия приказала огню, чтобы тот был прохладным и не жег хвост Ханумана. На основе того же могущества она могла бы проклясть и уничтожить Равану а Хануман, в свой черед сжечь полностью всех ракшасов на Ланке, но Сита не последовала такому пути. Если бы она это сделала, то со стороны все выглядело бы так: ракшаса украл ее, Сита сама спаслась от него на основе своего могущества, соответственно, Рама не смог спасти Свою законную супругу и защитить ее. Сита не желала своему господину такого позора, и потому терпеливо сносила свои страдания, ожидая когда же Рама появится, уничтожит ракшаса и спасет ее, исполнив Свою дхарму надлежащим образом. Так Сита защищала репутацию Рамы.
Точно так же риши сдерживали свое могущество, достигнутое аскезами, для того, чтобы Рама, в соответствии со Своей дхармой и лилой, даровал им защиту, так они помогали Ему в совершении Его лилы идеального царя.
Господь же в смирении чувствовал, что должен был бы странствовать с места на место, узнать об их страданиях и облегчить их. Он испытывал смятение и боль при мысли о том, что промедлил с предоставлением защиты мудрецам, вплоть до того, что им самим пришлось искать Его и жаловаться на нападения ракшасов.
(Фото обложки: Сита, Рама, Лакшман. Рамешварам).