Вопрос от матаджи Марии:
Скажите, пожалуйста, для чего в Шримад-Бхагаватам столько стихов посвящены описанию династий, перечислению имён?
В преддверии 10-й Песни это подобно перечислению действующих лиц перед спектаклем. Хорошо. Но в 4-ой, в 9-ой, да и в других Песнях, встречаются описания родословных, где из 50-ти названных потомков династии в лучшем случае один станет героем повествования. Для чего это нужно? Зачем Шукадева Госвами столько времени уделяет этому?
Ответ:
Спасибо за этот важный вопрос, матаджи Мария.
1) Описание династий в Бхагаватам является частью одной из тем авторитетной Пураны, это называется манвантарой. Манвантара — это период правления одного Ману, но в более широком смысле это описание вселенской истории через описание великих личностей, бывших инструментами этой истории, воплощавшими планы Господа.
Любопытно, что традиция описания династий и преемственности, идущей из глубины эпох, осталась и в других культурах, в частности династии описаны в Библии и Коране.
2) Эти описания затрагивают еще одну тему Пураны — висарга, вторичное творение Господом Брахмой и великими праджапати, воссоздающими строение космоса и виды жизни в нем. Многие из описанных героев дали начало различным полубогам и видам жизни.
3) Генеалогия этих цепочек династий восходит к Господу Брахме и далее к его источнику — Господу Вишну, таким образом утверждая Вишну как Отца и источник всего сущего в мире (ахам биджа прадах пита), так связывая все с Ним в сознании читателя.
Благодаря пониманию этой связи далекого прошлого и нынешних поколений истории Бхагаватам предстают перед нами как реальные события, связанные с нашим опытом чувственного восприятия, соединяя трансценденую реальность и материальное существование.
4) По сей день в Индии потомки брахманических или кшатрийских династий способны отследить свою родословную вплоть до Господа Брахмы, что является предметом их гордости, и что всегда побуждало вести себя соответствующим образом, чтобы не запятнать свою династию и быть достойным великих предков. Так эти описания несли также воспитательную роль для людей. В шастре мы часто встречаем, что люди называют друг друга по имени их великих предшественников: Каурава, Бхаргава, Каунтея, Рагхава, лучший из потомков Икшваку и т.д., что возвеличивало их.
5) Принадлежность к великому роду и связь поколений позволяли сохранить традицию, которая передавалась от поколения к поколению. Традиция даже считается одной из праман в ведической культуре и являлась инструментом преемственности. Почитание предков также важно для сохранения традиции уважения старших и сохранения даже просто нормального социального мира и психологического здоровья членов общества, воспитания чувства благодарности, связи поколений, а также сохранения семьи в более широком смысле, то есть готры. Это обеспечивало целостность, святость и неприкосновенность всего института семьи.
6) Многие, если не почти все из этих героев, были также великими преданными Господа, и поэтому повторение и слушание их имен является методом чрезвычайно благочестивой деятельности, пуньи, а также путем обретения милости, бхакти-сукрити. Это также способ медитации на великих героев и преданных.
7) Способ презентации в шастре отличается от мирской литературы, которая более склонна привлекать острым и быстро меняющимся сюжетом, информацией. Читая шастру, человек должен был больше погрузиться в определенное состояние, добродетель, успокоить свой ум и взрастить благоговение в своем сердце, тогда его чтение становилось процессом трансформации сердца, а не приобретением информации. Когда мы читаем о тех великих личностях, сотнях поколений их, живших тысячи или больше лет, но унесенных волнами времени (а от многих из них до нас дошло лишь имя), то невольно задаемся соответствующими вопросами: А какова значимость моей жизни? Сколько длится моя жизнь в сравнении с продолжительностью их жизней? Что останется после меня? Чем занят я? Зачем живу? Так читатель способен соизмерить свое существование с совершенно другой шкалой времени и событий, увидеть свое существование в масштабе поступи целых эпох, намного превосходивших продолжительность нашей жизни и мелочность наших задач. Это позволяет ощутить дыхание вечности и прикоснуться к более высоким истинам.
Таковы лишь некоторые из причин, по которым следует читать Бхагаватам подряд, не пропуская главы, описывающие династии. Уверен, что есть намного больше, еще неизвестных нам, но раскроющихся благодаря смиренному чтению этой шастры, в которой каждый звук представляет Кришну.
Комментариев 4
Харе Кришна.
Преданные, примите, пожалуйста, мои поклоны.
Слава Шриле Прабхупаде!
Понимание, которые раскрыто в этом ответе, может стать инструментом для внимательного и осознанного чтения, даже когда доходишь до таких «скучных» мест.
Спасибо за ответ, Ачьюта Прия прабху!
Благоговейное отношение к предшественникам воспитывает в людях благоговейное отношение к посланию, которое исходит из их уст, и их примеру. Без этого традиция, будь это преемственность через дикшу или просто культурная преемственность, не произойдет, потому что без благоговения преемники не будут ценить послание. Поклонение личностям влечет за собой поклонение посланию и бережное отношение к нему. Иначе последующие поколения будут менять и, соответственно, искажать послание. Справедливо и обратное: поклонение священному посланию влечет поклонение тем, кто его несет и передает.
https://youtu.be/FzPk_MBqdwI
Харе Кришна! Мои поклоны.
Вы дали очень подробный ответ на заданный вопрос, Ачьюта Прия прабху. Вопрос матаджи Марии так своевременен, ведь повсеместно молодые люди не имеют интереса не только к родословным великих людей, но к предшественникам в своих семьях! Во мне также подобного интереса не было до недавнего времени, а ведь это, на самом деле, важно — всё, как Вы и написали. Спасибо Вам большое за раскрытие темы.