В «Гаруда-пуране» утверждается:
вишешатах своттамешу вина сангам на мучйате
сва-ничешу ту девешу вина сангам на пурйате
«Не общаясь с чистым преданным Господа, невозможно получить освобождение. А до тех пор, пока человек не начнет проливать милость на нижестоящих, в его жизни не будет глубины».
(Приведено в комментарии на Шримад-Бхагаватам,11.3.23 издания ББТ)
Обычно никто не спорит с необходимостью служения старшим для нашего духовного роста и развития. Существование или, вернее говоря, принятие старших, позволяет состояться нисходящему процессу познания. Старшие есть всегда, но лишь когда мы принимаем их как своих старших, достойных почтения и поклонения, то знание может быть свыше пролито на нас, через них. Не принимая старших, мы отрезаем себя от источника милости свыше. Однако этот замечательный стих ведет нас еще дальше, к принятию ответственности за получение знания и милости. Для того, чтобы состояться человеку необходимы не только старшие, но и младшие.
Духовное знание динамично и не терпит застоя, оно должно литься дальше так как не является нашей собственностью. Для принятия духовного знания необходимо стать руслом по которому поток знания будет течь далее. Став преградой на пути потока, мы образуем тихую заводь со стоячей водой, обреченной рано или поздно зацвести и гнить. Приходя, знание и милость нуждаются в передаче далее, иначе теряют свою животворящую природу и функцию. Так знание становится осознанным, примененным, практичным (вигьяной). Соответственно, когда мы передаем полученное свыше, то возникают младшие. Младшие — это не те, кого я просто считаю стоящими ниже себя, младшие — это те, кому мне удалось послужить, давая духовное знание.
Комментариев 1
Спасибо Вам, Ачьюта Прия прабху! Эта тема сегодня подымалась в переписке, поэтому тоже размышлял над ней.
Интересно, что самый яркий пример ученичества в Бхагаватам — Махараджа Парикшит, он также пересказывал, то что услышал от своего гуру, Шрилы Шукадевы Госвами. Мы знаем из «Брихад-Бхагаватамриты», что Махараджа Парикшит пересказал Бхагаватам, своей матери, Уттаре. Примечательно, что он не пересказывал услышанное слово в слово, нет. Он передавал смысл услышанного, без искажений. Он рассказал совсем другие истории, передавая смысл того, что узнал от Шукадевы Госвами. В этом суть ученичества, смиренно принять (вопрошать) духовную духовную науку и также смиренно передать ее тому, кто квалифицирован принять ее — тому, кто вопрошает.
Интересно, что младшие — это просто иное проявление старших. Если мы служим чувствам старших, т.е. «выслуживаемся», тогда мы неизбежно будем требовать, чтобы младшие служили нашим чувствам. Но если мы служим старшим, как представителям парампары, как душам, тогда мы естественно будем заботиться о младших, как о душах, частичках Господа, которые жаждут сознание Кришны. С одной стороны вайшнава-сева, с другой — джива-дойа. А посередине — нама-ручи
А как же равные?