В Третьей Песне Бхагаватам так много рассказано о первичном и вторичном творении, сарге и висарге. Вторая и Третья Песни также говорят о первичном (Господе) и вторичном (Брахме) творцах. В мире так много вторичных творцов, творящих из того, что поставляется Кришной, и тем не менее испытывающих от этого колоссальную гордость. В самом процессе творения несомненно присутствует определенная увлекательность и вдохновение, поэтому всякого рода творчество (кстати, однокоренное слово) так увлекательно.
Однако трудность художника или другого вторичного творца состоит в том, что он зависим от Кришны, и понять когда же придет это творческое вдохновение свыше, очень трудно. Поэтому существует даже такое точное высказывание и определение как “муки творчества”. Творческий человек живет этим вдохновением, в его ожидании, поиске и потоке, но само вдохновение не подчиняется ему, не в его руках. Придет оно или нет? Конечно, можно механически играть на инструментах или развозить кистью по холсту, но это уже не творчество, это ремесло, как раз то, продукт чего мы в 99% видим в наше время. Для того, чтобы реально создать что-нибудь стоящее, человек должен зависеть от изначального творца, Кришны в конечном итоге. Атра сарга. Кришна является изначальным семенем всех процессов творения (биджам мам сарва бхутанам, ахам биджа прадах пита, ахам сарвасья прабхаво), и если кому-то удается словить хоть крошечную долю творческого импульса Кришны, то он способен выстроить материальные элементы в определенной комбинации, последовательности в соответствии с почерпнутым вдохновением, и нам, и ему самому это кажется гениальным, и повторить это практически невозможно, как будто кто-то другой свыше сделал это. Так и есть, это другой, дайва, либо Господь, либо полубоги как проводники Его творческого импульса. Поэтому человек, что бы ни делал, должен быть очень, очень смиренным и зависимым от Кришны, и не гордиться.
Размышление об этих истинах наталкивает нас на мысль о своей жизни. Создать, слепить свою жизнь и жить красиво самому невозможно. Лишь смиренно предавшись воле Творца и принимая форму послушно движению Его руки, можно стать сосудом Его милости, обретя бхаву и прему.