Длинные волосы Кришны и Баларамы ниспадали локонами, закрывая уши. Хлопая себя по плечам в попытке впечатлить противника, Они кружились в борьбе, подпрыгивали, тянули и бросали друг друга на землю. В борьбе они хватали друг друга за плечи и, сцепившись, иногда пригибались, иногда поднимали противника, а иногда кричали грубые слова, развлекаясь и проявляя агрессию. Иногда они выстраивались в круг и толкали одного из пастушков внутри круга из стороны в сторону. Временами пастушки, разделившись на две команды, играли в перетягивание каната. Боже, что они там вытворяли!
Когда другие пастушки танцевали, Кришна и Рама начинали петь и играть на инструментах, прославляя танцующих криками: “Ого! Превосходно!” До этого Шукадева Госвами рассказывал как пастушки пытались удовлетворять и развлекать Шри Кришну. Теперь он рассказывает как Кришна и Рама посвящали Себя удовлетворению других пастушков. После игр борьбы, от избытка радости, Они становились учителями танцев и учили других пастушков различным движениям в танце, а также слагали песни. Все эти сцены были наполнены расой веселья и развлечений. Самых умелых Они награждали Своими ожерельями, украшенными драгоценными камнями.
Иногда оба Они играли плодами бел как мячом, кидая круглый плод бел друг другу или подбрасывая вверх один плод и пытаясь сбить его на лету другим таким же. Иногда пастушки играли плодами кумбха, круглыми как шарики или как теннисные мячики, а также целыми пригоршнями амалаки, каткя плоды амла по ладони. Они играли в рифмы, жмурки (когда одному завязывают глаза, и он так ловит других). Они развлекали друг друга, со смехом пародируя движения оленя или птиц, в частности павлина. Иногда они прыгали, подобно лягушкам, временами они отпускали шутки, а иногда плавали. Иногда Они играли в царя, садясь на трон из камней на горе, в то время как соцветия растений служили Им царским зонтом, и их омахивали чамарой. При этом, играющий роль царя, делал царские жесты.В середине дня, когда Господь отдыхал, они перекрывали дорогу девушкам, которые с песнями шли неподалеку под предлогом продажи молочных продуктов. Они требовали у гопи налог, говоря, что это таможенная станция, и царскими жестами требовали повиноваться, а затем воровали у этих гопи йогурт и другие молочные продукты.
Так, играя в свои любимые игры, они ходили по ручьям, горам, долинам, озерам, рощам и лесам Вриндавана.Иногда пастушки отдыхали, катаясь на качелях.Иногда они начинали играть в прятки или в квача (называется карпарика или вараварика), а иногда держали пари, загадывая и делая ставки; иногда они играли в кости, в петушиные бои, в конный бой (забираясь на плечи друг к другу) или строили мосты. Они переплывали реку на лодке и играли во всевозможные иные, хорошо известные повюду игры. Иногда кто-то подходил к другому сзади и закрывал ему глаза своими руками. Эта игра называется акши-мудрика. Если пастушок угадывал кто это, то считался победителем, если не угадывал, то победителем был тот, кто подошел сзади и закрывал глаза. Обычно флейта и посох побежденного переходили к победителю в качестве приза.Они играли во все игры, которые только существовали во всех трех мирах.
Хари-вамша (2.14.2-6) описывает развлечения Кришны и Балы следующим образом:“Убив Дхенуку, двое сыновей Васудевы ушли из Талавана и вошли в Бхандираван. Они пасли коров, пели, срывали на деревьях фрукты, звали коров и телят, выкрикивая их имена. С веревками для связывания коров на плечах, эти покорители врагов сияли со множеством разнообразных гирлянд из лесных цветов. Они были подобны белому и темному облакам, соединенным радугой, луком Индры. В лесных одеждах, бродя по лесным тропинкам, Они украшали уши серьгами, составленными из лесных цветов и травинок куша. ”
Раса
Главный аспект этих игр — сладость. Внешне они выглядели как обычные развлечения мальчиков, но были наполнены расой. Так же, как железо и золото — оба металлы, но существует колоссальное различие между ними; как отличаются мирская любовь, основанная на похоти, и чистая любовь к Богу, чья основа — самопожертвование и предание; так и обычные пустые детские игры и развлечения отличаются от детской лилы Кришны и Баларамы.
Им не было скучно, им не требовались изощренные игрушки или гаджеты, которые доступны детям в наше время. Их игры были наполнены экстазом чистой любви, в которой внешние действия перестают быть сущностью, но играют лишь роль средства обмена премой.
Нам трудно понять всю глубину этих трансцендентных отношений, как и почему Кришну привлекают детские игры. Его привлекают отношения премы, обмен вкусами расы, содержание, а не сам формат игры. Он принимает эти лилы потому что принимает сакхья-расу Своих преданных, если преданный хочет взаимодействовать с Господом в сакхья-расе, то Он соглашается. Кришна не теряет Своего положения бхагавана даже в пауганда-лиле. Ачарии считают, что джива-таттве не дано понять всю глубину отношений с Господом. Некоторые из этих пастушков были проявлением шакти-таттвы, не джива-таттвы.
Как проявляется раса
Для понимания этих лил Бхагаватам мы должны научиться контролировать чувства. Иначе мы будем просто читать и воспринимать на материальном уровне, и, видя своих маленьких детей, будем умиляться: “Это же Кришна и Баларама!” Да, эти лилы выглядят в точности как игры детей. Но воистину понимать их можно тогда, когда мы переживаем экстаз любви, на уровне бхавы. Тогда эти игры будут восприняты правильно: “Дорогой Арджуна, лишь благодаря безраздельному преданному служению можно понять Меня.” (Бхагавад-гита 11.54)
Даже если садхака, возможно, способен контролировать кармендрии, но в уме содержится хотя бы тень интереса к объектам чувственного наслаждения, то о какой расе может идти речь? Мы можем до хрипоты спорить о том, скольким принципам должны следовать грихастхи, и что вкладывается в понятие 4-го принципа, но послушайте внимательно что говорит Шрила Бхактисиддханта (Пракрита-раса шата душани, 61-71):
Тем, чья вера слаба, не понять чувств и настроения великих рагануг. Не им рассуждать о том, что созерцают в своих сердцах истинные расика-вайшнавы, каждый миг вкушающие божественное блаженство расы.
Если нет настоящей веры, не может быть и глубокой духовной привязанности (рати). Какой тогда толк размышлять о расе?
Не называйте служением Кришне то, что осквернено чувственностью. Тот, кому открылась раса, не ищет дешевой популярности.
Истинный расика-вайшнав — лучший среди лучших преданных. Такой святой всех считает своими учителями, даже учеников. Но его последователи оказывают ему высшее почтение и смиренно внимают его наставлениям.
Бхава не появится, пока не пройдены начальные ступени преданного служения (садхана). Даже если преданный развил неодолимое влечение к служению вайшнавам и Кришне (рагануга-бхакти), он не ставит себя выше правил и ограничений.
Без бхавы (экстатических чувств божественной любви) нельзя пробудить в себе расу. А раса не придет, пока нет рати, духовной привязанности.
Неверно, будто сначала пробудится рати и только затем — шраддха, искренняя вера. Заблуждаются и те, кто считает, что раса предшествует садхане.
Поднимайтесь постепенно, шаг за шагом (анартха-нивритти, ништха, ручи и далее). Не пройдя их, не развить стхайи-бхаву (устойчивую привязанность к Кришне). А без стхайи-бхавы не утвердиться в вечной расе.
Если человек теряет разум при мысли о чувственных удовольствиях, если он надеется найти счастье в мире материи, ему никогда не войти в реальность духовного мира.
Кто не в силах отказаться от мирского образа мыслей, никогда не обретет милости Святого Имени. А без этой милости нет смысла слушать повествования о сокровенных деяниях Кришны.