Дашаратха бродил по своему дворцу, который был теперь подобен небу без луны и звезд. Его двое сыновей, Рама и Лакшмана ушли, ушла и его невестка Сита. Бродя по коридорам опустевшего дворца, он скорбел. Бродил и падал на пол своего дворца.
Дашаратха скорбел, говоря, что потерял свои глаза, которые устремились вослед за уходящим в лес Рамой:
«Невозможно найти драгоценный камень, упавший в море, поэтому вряд ли я смогу вновь обрести зрачок своего глаза, который выскользнул и погрузился в море качеств Рамы. Мое зрение потеряно для меня навеки. Быть может мои чувства обрели жизнь, независимую от меня? Мои глаза ушли, устремившись за Рамой, тогда как я сам остался лежать на полу дворца, потерянный.
Я был поражен болезнью с того момента, как глаза мои посмотрели в лицо Кайкейи, изгнавшей Раму, и я искал утешение в попытках направить взгляд на лицо Каушальи, которая благословлена ролью матери Рамы, но увы, моя способность видеть ушла от меня, чтобы никогда не вернуться.
Глаза мои пировали, глядя на Раму, после шестидесяти тысяч лет отсутствия детей. Я хочу, чтобы зрение вернулось ко мне, я все еще испытываю чувство соприкосновения взгляда с Ним. О Каушалья, прояви ко мне милость и прикоснись ко мне рукой, чтобы я понял, чувствую ли я что-то вообще, хоть и ослеп. Ты мать Рамы, и поэтому твое прикосновение может принесет мне облегчение.»
Дашаратха рассматривал весь мир и всех окружающих только через призму своего восприятия Рамы, своих воспоминаний о Раме, настолько интенсивна была его любовь и погружение в Раму. Любовь — это полное погружение в объект своей привязанности, во встрече ли или в разлуке. Анукульена кришнанушиланам…
Дашаратха: Те, кто будут способны увидеть лицо Рамы на пятнадцатый год, по возвращению из изгнания, даже на недолгое время, должно быть бессмертные существа (выше полубогов), так как все смертные не выдержат разлуки и получат уже новое рождение, ибо разлуку с Ним невозможно перенести.
Древние истории Рамаяны — это пурана. Пурана по определению —пураа ча навам ча — то, что очень древнее, но одновременно свежее и полное жизни. Истории Рамы древние потому что произошли более миллиона лет тому назад, но одновременно вечно свежие потому что затрагивают темы актуальные для нас сейчас, каждую секунду, и будут актуальны всегда в будущем.
Комментариев 1
Читая и слушая о разлуке с Господом, человек переживает чувства, подобные тем, что переживали Его близкие вечные спутники на уровне чистой любви.
Рупа Госвами говорит:
йена тена пракарена манах кришне нивешайет, —
так или иначе ум должен быть сосредоточен не Кришне, пристально прикован к Нему. Чувство разлуки более интенсивно, чем чувство встречи и поэтому еще больше углубляет связь. Так в разлуке присутствует встреча, и в этом смысле, с точки зрения духовной расы, разлука не отлична от встречи.