Подношение слез

Ачьюта Прія дас Заметки на Полях 579 Оставить Комментарий

Как часто мы недоумеваем по поводу того, почему Кришна нас не защитил в какой-то ситуации?
В Махабхарате Кришна поясняет Драупади почему Он не присутствовал при роковой игре в кости. Драупади хотела понять Кришну, почему Он позволил произойти этой игре, позволил чтобы ее проиграли как животное, почему допустил, чтобы ее унижали, пытаясь раздеть в зале собраний. Но даже Драупади не могла понять Кришну.

Бхагаван Шри Кришна ответил:
“Я узнал об игре только после возвращения в Двараку.”
Хотя Он стал бесконечным сари, защитившем Драупади, Он не брал на Себя ответственность за эту защиту. Предполагается, мы должны сразу забывать обо всем замечательном, что мы делаем, но всегда помнить свои ошибки. Он предпочел представить Себя в роли незнающего об игре в кости. Как Он мог не знать если Он защитил Драупади когда она взмолилась, став ее бесконечным сари?

Далее Господь на много страниц, очень убедительно, в деталях рассказывает почему по стечению обстоятельств Он не смог быть в Хастинапуре. Из Его уст все объяснения выглядят очень драматично и правдиво. Он — владыка всех обстоятельств (парамешвара) и всезнающий (сарвагья), но предпочитает играть нара-лилу, иногда прячась за так называемые обстоятельства.

Господь пояснял:
“Я выступил в то время в поход чтобы уничтожить столицу царя Шалвы. После смерти Шишупалы на жертвоприношении Раджасуя, брат Шишупалы Шалва очень разгневался и напал на Двараку когда Я был с вами. Он опустошил рощи и сады Двараки и искал Меня, выкрикивая оскорбления в Мой адрес. Шалва разбил лагерь и осадил Двараку. Вся Дварака была в боевой готовности и заполнена войсками Ядавов, Вришни и Андхаков.”

Шри Кришна во всех деталях описывает как происходила небывалая битва между войсками Шалвы и защитниками Двараки, возглавляемыми Самбой, сыном Джамбавати, Чарудешной и другими сыновьями Кришны. Он рассказал как в той битве был ранен и даже потерял сознание Прадьюмна, сын Рукмини.

Шалва пускал в ход свое мистическое оружие, использовал свой летающий город Саубха. В конце-концов Прадьюмна положил на тетиву стрелу, разящую любого.  Но тут все небожители во главе с Индрой отправили к сыну Рукмини Прадьюмне посланцами Нараду и бога ветра, которые передали послание: “Царю Шалве не суждено пасть от твоей руки, его должен убить Кришна, сын Деваки. Так предначертано Творцом, и не может быть иначе. Вложи стрелу обратно в колчан!”
Далее Шалва взмыл на своем летающем городе в небо и удалился.

После завершения жертвоприношения Раджасуя Шри Кришна вернулся в Двараку. Выслушав рассказ жителей Двараки о нападении Шалвы, Шри Кришна собрался и выступил в поход против Шалвы.

Далее Господь рассказывает Драупади и Пандавам уже о Своей битве с Шалвой. Шалва применял всевозможное оружие. Он, используя свои мистические силы и желая деморализовать Кришну, даже показал Кришне как Его отец Васудева гибнет от нападения Шалвы на Двараку. Кришна сказал, что от этого Он лишился самообладания, сел в колеснице и выпустил лук Шарнгу из рук. Но потом Господь понял, что это все иллюзия и, натянув тетиву, продолжил битву.
Господь был вынужден применить Свой диск Сударшану, который рассек надвое летающий город Саубху, и также рассек и испепелил Шалву. После этого Кришна вернулся в Двараку.

Гсподь закончил: “Вот почему Я не смог прибыть тогда в Хастинапур. А уж будь Я там, то не остался бы живым Дурьйодхана, или игра в кости не состоялась бы. Но сейчас Я ничего не могу поделать. Можно ли удержать воду, когда дамба разрушена?”

Почему же все это произошло? Можно ли верить тому, что Кришна действительно не знал о происходящей в Хастинапуре игре в кости и оскорблении Драупади? Что был слишком занят? Можно ли принять, что Он не успел прибыть и лично защитить Пандавов и Драупади?
Аргументы Кришны и описание как бы полностью поглотившей Его внимание битвы с Шалвой несомненно истина, но есть истина глубже этой, более сокровенный уровень понимания Его замысла, который недоступен поверхностному взгляду. Любым Своим действием Он достигает одновременно многих целей.

Далее в Махабхарате следует описание дальнейшего прощания отъезжающего Кришны с Пандавами, когда Кришна поклонился старшим, обнял равных и вдохнул запах головы младших, и этот сюжет содержит очень глубокую и прекрасную строку: “Драупади поклонялась Мадхаве своими слезами.” Эти несколько слов Махабхараты выражают суть и тайну трагедии оскорбления Драупади и укрепляют веру преданных во всеблагого Господа Шри Кришну.

Нара-лила Господа предполагает Его как бы человеческие действия. Если бы Он всегда проявлял Себя как всезнающего, то это исключило бы лилу. Пути Господни неисповедимы.

Шрила Прабхупада говорит, что битва при Курукшетре и гибель Куру произошли именно потому что Драупади была оскорблена. Из-за ее оскорбления Бхима дал страшные обеты уничтожить всех Кауравов. У Кришны был план и цель прихода на Землю. По просьбе Бхуми деви Он хотел облегчить ее бремя — уничтожить полчища демоничных воинственных кшатриев, отягощавших землю. Кто знает, если бы на месте Драупади был кто-то другой, менее чистая и преданная душа, то ее благочестия и бхакти не было бы достаточно для того, чтобы оскорбления возымели такой разрушительный эффект. Так Драупади, даже неосознанно, сыграла ключевую роль в исполнении планов Кришны. Она была избрана Господом на это совершенно непредсказуемое, неординарное служение.

Потому Вьяса говорит, что Драупади поклонялась Кришне своими слезами. Что еще кроме слез может быть подношением когда лишили свободы выбора и действий, всей собственности, прилюдно опозорили и обесчестили? Но никто не способен лишить нас веры и слез. Когда все ожидания защиты от тех, на кого надеялись, рухнули и не осталось никакого прибежища во всем мире, когда ситуация вышла из-под контроля человеческих возможностей— это бесценный шанс и момент предания. Наконец-то мы остаемся наедине, лицом к лицу с Господом. Созданные моим же воображением декорации ложного эго и бутафорные схемы благополучия и защищенности рухнули и более не заслоняют от меня Кришну. Сладостный момент.

Кроме того, для преданного его страдания за Кришну — также форма преданного служения. Драупади испытывала реальные страдания, но эти страдания, сопряженные с Кришной, связывали ее с Кришной все более тесными узами. В момент надругательства в зале собраний и прочих превратностей судьбы, она не осознавала, что это связано с Кришной, что страдает ради Кришны и будет ключевой фигурой в разворачивании планов Кришны, — тогда это было трудно распознать. Ради обострения неподдельности чувств Кришна погружает свободных от материальной иллюзии преданных в йога-майю.

Сейчас, читая Махабхарату по прошествии 5000 лет, мы можем анализировать все связанные с этим происшествием события и, видя полную, уже развернутую во времени картину, мы способны рационально объяснить почему так все происходило, почему Драупади была поставлена в такую ситуацию. Но и то, понять не во всей полноте.

Радость, наслаждение или страдания — все это очень сильно связывает, и когда эти эмоции (а у Драупади эти события вызвали действительно сильнейшие эмоции) сопряжены с Кришной, то укрепляют отношения с Ним.

“Драупади поклонялась Мадхаве своими слезами.”

Понимание всего этого углубляет нашу веру в то, что Господь всеблагой, что бы Он ни делал, все служит благу преданного и мира.

Существует безумное изобилие причин для того, чтобы жаловаться и быть неудовлетворенным. Великому человеку не трудно найти причины жаловаться на что-либо в материальном мире. Но предание с благодарностью за возможность в этих страданиях попытаться увидеть Кришну и служить — это суть, ради которой страдания приходят. И нам важно не упустить эту суть.

С Драупади понятно, но что на счет нас?

Кто-то может сказать, что с Драупади все понятно, ее вера способна выдержать и вынести все, что угодно. А что на счет нас? А может это не Кришна? Для нас также есть ответ, на нашем уровне все оправдано и благотворно:“Смысл жизни человека в том, чтобы связать наше сознание с нашей вечной природой, погрузить ум и чувства не во временные изменчивые объекты чувств, но в служение Верховной Личности Бга, что есть наше изначальное положение. Но мы хотим откладывать это на потом. Мы знаем, что это неправильно. Мы слышали об этом много раз, но все думаем: “Мне в жизни нужно достичь столь многого перед тем как стать серьезным и посвятить время и силы пути сознания Кришны.” Если Кришна не вмешается в нашу жизнь, подняв тревогу и напугав, мы будем продолжать в самодовольстве и бессознательности до самой смерти.” (Радханатха Свами) В комментарии на текст Бхагаватам (1.9.19) Шрила Прабхупада пишет: “Страдания, которые Господь посылает Своим преданным, представляют собой еще один вид обмена трансцендентной бхавой между Господом и преданными.  Страдания, посылаемые преданному Господом, отличаются от страданий, вызываемых порочной деятельностью.” В одной из лекций Прабхупада приводит пример золота, которое испытывают кислотой. Кислотный тест. Если золото настоящее, высокой пробы, то оно НЕ ВСТУПАЕТ В РЕАКЦИЮ, но лишь сияет ярче, проходя испытания. Так и преданный, проходя испытания, не опускается до материальной энергии. Подделка всегда реактивна, сразу реагирует на раздражитель, человек, который не дхира, вступает в реакцию и растворяется, становясь оксидом. Признак успешного прохождения испытания в том, что, встречая страдания, мы продолжаем служить с верой и не разочаровываемся в Кришне и служении Ему.

Фото: Духшасана пытается раздеть Драупади в зале собраний Куру.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *