«Радха-Кришна. Имя Радхарани стоит первым. Почему? Никто не может быть лучшим преданным чем Радхарани. Поэтому, когда присутствует имя Радхи, то Кришна более удовлетворен. Таков путь. Итак, если мы прославляем преданных, качества преданных, перед Господом, то Он более удовлетворен, чем когда прославляют Его Самого, Его непосредственно.»
(Лекция Шрилы Прабхупады, Ш.Б. 7.9.11-13, Гавайи, 24 марта 1969)
Шрила Вриндавана даса Тхакура утверждает в Чайтанья-бхагавате, Ади-кханде 1.8:
амара бхактера пуджа — ама хайте бада
сей прабху веде-бхагавате кайла дадха
«Верховная Личность Бога провозгласил в Ведах и Шримад-Бхагаватам: «Поклонение Моим преданным выше, чем поклонение Мне».
В своем комментарии на этот стих Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакура пишет:
«Преданные, которые поклоняются Господу с осознанием Его великолепия, вначале развивают в сердце понимание того, что важно лишь поклонение Верховному Господу. Тем не менее эта концепция умаляет славу поклонения преданным и свидетельствует о недостаточной любви и преданности Верховному Господу. Как утверждается в Падма Пуране:
арадхананам сарвешам вишнор арадханам парам
тасмат паратарам деви тадийанам самарчанам
арчайитва ту говиндам тадийан нарчайет ту йах
на са бхагавато гйейах кевалам дамбхаках смритах
«Из всех видов поклонения, поклонение Господу Вишну является наилучшим, однако еще лучше, чем поклонение Господу Вишну, -поклонение Его преданному, вайшнаву. Тот, кто поклоняется Господу Говинде, не поклоняясь Его верным слугам, — никакой не преданный Господа, а всего-навсего жертва гордыни».
Слово дадха в этом стихе означает дридха, или «решимость». На пути почтения и благоговения [вайдхи] поклоняются лишь одному Верховному Господу, а Его слуги это те, кто поклоняются. Однако на пути спонтанной привязанности почтение и благоговение не доминируют в отношениях между объектом поклонения и тем, кто поклоняется, но начинает доминировать настроение служения. Слуги очень гордятся своим служением. Поэтому слуги в мадхурья-расе считают себя более великими, чем Господь Кришна, которому они поклоняются. Другими словами, они считают Господа, которому поклоняются, подчиненным, подвластным себе.
Превосходство поклонения преданным Господа прославляется в Ведах. Некоторые из примеров можно найти в следующих утверждениях.
В Мундака Упанишаде (3.1.10) сказано: тасмад атма-гйам хй арчаед бхути-камах — «Благодаря поклонению преданным Господа, все желания человека будут исполнены». Баладева Видьябхушана в своем комментарии на Веданта-сутру, Говинда-бхашье (3.3.51) говорит: атма-гйам бхагават-таттва-гйам тад бхактам ити артхах; бхути-камо мокша-парйанта-сампатти-липсур ити артхах. Другими словами, если человек желает высшего благословения, то ему следует служить преданным Господа.
Мадхвачарья в своем комментарии на Веданта-сутру (3.3.47) цитирует следующее из Пошайана-шрути: танупасва танупачарасва тебхйах шрину хи те тамаванту — «Поклоняйся преданным Господа, служи преданным Господа и слушай преданных Господа, поскольку они защитят тебя»…
В Итихаса-самуччае сказано:
тасмад вишну-прасадайа вайшнаван паритошайет
прасада-самукто вишнус тенаива сйан на самшайах
«Для того, чтобы обрести милость Господа Вишну, человек должен удовлетворить вайшнавов. Нет сомнения в том, что по их милости Вишну будет удовлетворен». В Ведической литературе есть много подобных утверждений.»
Далее в тексте Чайтанья-бхагаваты (Ади-кханда 1.10) Вриндавана даса Тхакура пишет: «Вначале я предложил поклоны преданным, поскольку это — секрет обретения совершенства». Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакура комментирует этот текст: «Баладева Видьябхушана объясняет слово карйа-сиддхи в своем комментарии на Веданта-сутру (3.3.51), где цитирует следующие строки из Сандилья-смрити:
сиддхир бхавати ва нети самшайо’чйута севинам
нихсамшайас ту тад бхакта паричарйарататманам
кевалам бхагават-пада- севайа вималам манах
на джайате йатха нитйам тад бхакта-чаранарчанат
«Можно сомневаться, достигнет ли слуга Верховной Личности Бога совершенства, но нет абсолютно никаких сомнений в том, что те, кто привязаны к служению Его преданным, обретут совершенство. Ум человека не настолько полно очищается благодаря служению лотосным стопам Верховного Господа, насколько он очищается в служении стопам Его преданных».
Исходя из упомянутых выше шлок понятно, что служение преданным и забота о них доставляют Господу огромное удовлетворение; в равной степени эта забота важна и для тех, кто заботится, она абсолютно необходима для обретения милости Господа. Садху-санга основана на служении садху, преданным.
нахам васами вайкунтхе на йоги-хридае равау
мад-бхакта йатра гайанти татра тиштхами нарада
«Я не пребываю на Вайкунтхе, Я не в сердцах йогов и не в середине планеты Солнце. Дорогой Нарада, Я там, гда Мои преданные поют обо Мне.» (Падма Пурана, Уттара-кханда 92.21)