История и лидерство с точки зрения Ведической культуры

Ачьюта Прія дас Община 410 1 Комментарий

Специалисты-историки отмечают специфический подход к формированию истории как науки в Индии. История страны и сведения о прошлом основаны на Итихасах, Ведических источниках, таких как Рамаяна, Махабхарата, Пураны, передававшихся брахманами из уст в уста, и затем записанных на санскрите около 5000 лет тому назад.

 

Сам метод описания истории в этих книгах древности вызывает интерес. Шрила Прабхупада говорит в лекции (Шримад-Бхагаватам, 6.1.16, прочитана 2.08.1971г. в Нью-Йорке): “Итак, Пураны — это пояснение к Ведической системе со ссылками на исторические события. Поэтому их называют “итихасам”. “Итихасам” переводится как “древние истории”. Итихаса не предполагает, что необходимо изучать ее хронологически в соответствии с датами событий. Если вы желаете сохранить и записать историю миллионов или миллиардов лет, то это невозможно. Поэтому избирались наиболее важные исторические явления и систематизировались в Пураны.”

И даже если история была представлена в каком-то хронологическом порядке, это все равно не была история событий, это было описание цепочки личностей, преемственности династии, культуры и традиции. Так, одна из тем классической Пураны и Итихасы — это манвантара, описание периодов правления Ману. Ману правит целую манвантару, состоящую из 71 дивья-юги, то есть цикла в 4 юги (Сатья, Трета, Двапара и Кали). Таким образом манвантара — этодивья-юга (4 320 000 лет) помноженная на 71, что равняется 306 720 000 годам по летоисчислению человека на Земле. Можно лишь восхищаться масштабности мышления, которое предлагает нам Ведическая литература. Итак, при описании манвантары, истории периода протяженностью  в 306 720 000 лет, применялся следующий принцип. Этот период был представлен через описание цепочки личностей, членов великих династий праведных правителей Земли, правящих в эту манвантару. Описывались не периоды, но личности, многие из которых были великими святыми, преданными, совершившими великие действия во благо человечества. В семьях некоторых из них пришел Сам Господь в облике Своих многочисленных воплощений. Благодаря этому история приобретала формат, в котором была полезна человеку, она очеловечивалась, потому что была нацелена на развитие у читателя определенных качеств, она его воспитывала и направляла.

Так Шримад-Бхагаватам описывает династию Махараджи Приявраты, от которого произошел Агнидхра, далее от Агнидхры — Набхи, сыном которого стал Сам Господь в воплощении Ришабхадевы. У Господа Ришабхадевы было 100 сыновей, и старшим из них был Бхарата, поучительная история которого также приведена в Бхагаватам. В Шримад-Бхагаватам есть целые главы, состоящие из имен лидеров в различных династиях.

Интересно, что не только в Ведических писаниях, но и в Библии и Коране использован тот же принцип: описание прародителей, от кого кто произошел, со вкраплением некоторого упоминания качеств или религиозных заслуг тех личностей. Это лишь доказывает существование единого корня всех мировых традиций и культуры, независимо от религии или нации.

Отмерять ход времени просто событиями, войнами и прочим — это признак обезличивания, свойственный веку Кали, когда человек мельчает и становится все менее значительным, когда личность обесценивается и доминирует имперсональный подход к оценке. Ведическая история, как она презентована в Итихасах, представляет собой описание поступи, смены великих личностей. Личности творят историю, а не история или время выдвигают личности.

Это — духовный подход, говорящий о том, что дух и личность первичны, но не безликая инертная материя. Материалисты утверждают, что условия, внешняя материальная среда формируют сознание. В каком-то смысле это так, потому что гуна (качества) среды фасилитируют возвышение и силу определенных лидеров и влияют на нас. Однако, глядя в корень, мы наблюдаем в Ведической истории как Господь или Его уполномоченные представители своим приходом меняют историю и оказывают огромное влияние на общество. Так было в период прихода Господа Рамачандры, когда атмосфера стала подобна атмосфере более ранней, прогрессивной эпохи, Сатья-юге, так было в случае прихода Махараджи Притху и так было во время правления Махараджи Парикшита, который смог обуздать век Кали и остановить его влияние в обществе.

Современная демократическая система правления, которую всегда критиковал Шрила Прабхупада, выдвигает лидера снизу, низами, большинством общества, и так неизбежно косвенно поощряет деградацию всего общества, потому что такой лидер просто удовлетворяет запросы большинства, независимо от того каковы они, опускаясь до них, поскольку выдвинут людьми снизу. Поэтому он не ведет человечество к более высоким уровням сознания и качества жизни, к более высокой гуне. Такой формат лидерства не подразумевает уполномоченность свыше, от Бога и представителей Бога, но уполномоченность снизу, теми, кого лидер должен вести, кому он призван указывать цель.

Понятно, что искусственно невозможно создать ачарью, и нелепые попытки воссоздать образ такового из коммунистических лидеров прошлого просто на основе пропаганды не возымели успеха. Лидер должен реально обладать духовными качествами, или, как говорил Шрила Прабхупада, должен быть обучен духовной жизни и искусству вести других.

Комментариев 1

  1. Харе Кришна. История в личностях очень познавательна и понятна. Моему ребенку очень понятны династии в Махабхарате и Рамаяне.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *