Два аспекта нашей духовной жизни

Ачьюта Прія дас Заметки на Полях 253 4 Комментариев

Бхагаватам описывает в Первой Песне уход Господа Кришны и последующий за этим уход Пандавов. Господь оставил эту планету, и одно из последних Его наставлений заключалось в том, чтобы Арджуна перевез жен Кришны из Двараки под защиту в Хастинапуру. Арджуна в это время находился в Двараке с миссией узнать каков последующий план Господа. Вернувшись в Хастинапур, столицу Пандавов, Арджуна предстал перед своими братьями и был вынужден сообщить им скорбную весть: “Мой друг, Господь оставил меня и забрал с собой мое великое могущество, удивлявшее даже полубогов.”

В битве на Курукшетре Кришна защищал колесницу Арджуны. Множество раз Он действовал, проявляя сокровенную заботу об Арджуне, как близкий друг. Лишь благодаря Его покровительству Пандавы выиграли войну.

Шрила Прабхупада пишет в комментариях: “Кришна приходит с миссией, и часть Его миссии заключается в том, что Он наделяет Своих преданных способностью вершить замечательные дела, действовать на уровне намного выше, чем способно обычное живое существо. Кришна наделял Арджуну колоссальным могуществом, и теперь после Своего ухода, Он забрал это могущество обратно. Сила была дана ему для миссии, и по завершению миссии, когда не нужна – забрана.” Когда Арджуна имел эту силу — он побеждал всех самых могущественных воинов на Курукшетре. Когда сила была забрана — он не смог даже противостоять пастухам, напавшим на него. Он забыл мантры, приводящие в действие оружие. Чего мы стоим без покровительства Кришны?

Предстоящий уход из жизни — очень серьезная тема, и обычно люди не склонны ее затрагивать, и даже думать о ней. Но преданные понимают смысл и предназначение жизни, и потому видят и представляют свое будущее. Как настоящее, так и будущее преданного всегда связано с Кришной и служением Ему.

Что я буду делать через 10, 20, 30 лет? В каком состоянии я буду? Неужели я надеюсь прожить до 120 или 150 лет? Уход из этого тела, из этой жизни неизбежен, и лучше относиться к этому вполне реалистично, в сознании Кришны.

Перед лицом неминуемой смерти, в конце своей жизни, в уже беспомощном физическом состоянии тела, не видя для себя возможности исполнять миссию Господа и служение Ему, либо завершив свою роль в Его миссии, мы должны быть готовы покинуть этот мир без всякого сожаления и привязанности, с великой надеждой встретить Его вновь в своем будущем предназначении.

Есть два различных аспекта нашей духовной жизни, они взаимосвязаны, но не одно и то же:

1) Миссия Господа; 2) Возвращение обратно к Богу.

Один пункт без другого немыслим, необходима комбинация обоих, и они дополняют друг друга. Возвращение обратно к Богу не требует умения обращаться с оружием и побеждать врагов. Здесь необходима другая сила и способность, т.к. невозможно победить и опрокинуть смерть так же, как можно победить врагов. Победить смерть можно, лишь став смиренной и незначительной личностью и взывая к Кришне в беспомощности, с великой, великой преданностью.

Испытывая острое чувство разлуки, как Бхишма, и сосредотачивая все свое сознание полностью только на Кришне.

Если мы все время предпочитаем номер 1, в ущерб своей личной духовной жизни и садхане, то наше служение будет иметь налет кармы. Наше участие в миссии должно стимулировать нас в нашем продвижении обратно домой к Богу, и развивать любовь к Богу.

Если Кришна дал нам какие-то возможности: силу, немного денег, знания, красоты и т.д., не следует гордиться. В любую секунду мы можем лишиться всего полностью.

Если наша сила и достояния — следствие нашей кармы, то это скоро изменится, карма временна.

Если наша сила и достояния — следстие милости Господа, то тем более нет смысла гордиться, кичиться своей силой, взятой взаймы у Господа. Это дано нам Им для исполнения Его миссии, и также не принадлежит нам.

Все это на очень короткое время задержалось в нашей собственности. Что нам делать с этим всем в такой короткий период времени? Использовать в служении Кришне, пока оно у нас в руках временно, – так мы завоюем вечное благо при помощи временных вещей.

Фото: скульптура Кришны и Аржуны на колеснице (Курукшетра)

Комментариев 4

  1. Революционная статья… значит мы к этому созрели, спасибо

  2. Примите мои смиренные поклоны, дорогой Ачьюта Прия прабху! Если я правильно понял, мы должны учавствовать в миссии Господа и одновременно желать вернуться обратно домой к Богу. Я несколько раз слышал в лекциях, что чистый преданный не желает даже освобождения, ведь ему все равно где служить Господу: в аду или в раю. Уточните, пожалуйста, под пунктом №2 имеется ввиду освобождение (мокша) или достижение уровня чистого преданного служения (према бхакти), который автоматически включает освобождение? Другими словами, что значит «вернуться обратно к Богу»?

    1. Да, чистое преданное служение подразумевает освобождение, мукти является побочным продуктом бхакти. Вернуться домой к Богу — это вернуться к своему изначальному положению слуги Бога: муктир хитванйатха рупам сварупена вйавастхитих, — мукти предполагает обретение сварупы, вечной формы в служении Господу.

  3. Была интересная лекция Чайтаньи Чандры Чарана Махараджа о том, что можно и ложное эго задействовать в служении Кришне. Арджуна гордился своими способностями как воина, и это дало ему силы исполнять миссию Господа. При этом сам Кришна пересёк его попытки стать на путь смирения.
    Говорится, что Господь Вишну не принимает жертвоприношения того, кто не следует своей дхарме, а дхарма определяется природой человека — стало быть без познания своей природы и вытекающих из неё обязанностей дальше не пройти.
    Это как водителю дали автобус привезти людей, а он по не пониманию приехал пустым
    Да, он должен осознавать, что автобус не его, также как и пассажиры, но если из смирения он станет уверять ,что не умеет управлять этой конструкцией — едва ли заслужит путь в царствие бога, но если, из гордости -какой он крутой- домчит с ветерком, да ещё ежели пассажиры всю дорогу молиться станут со страху — уже глядишь и пойдёт в зачёт.
    Так что, как мне кажется, смиренно нужно принимать всё, что приносит нам жизнь, видя в этом волю Кришны, то есть смирение есть внутреннее состояние. Тогда как внешне, в материальном мире оно лишь ослабляет способность следовать дхарме и служить миссии.
    Если бы для всех сходу был доступен быть чистой бхакти — для чего тогда Кришна в Гите столько внимания уделяет прочим путям. В моём понимании ведическое знание сильно именно тем, что практически любой человек может встать на путь духовного развития. Главное — точно и честно определить своё текущее местоположение и получить наставления, которым сразу захочется и получится следовать. А уже в процессе следования пути будет очищаться сознание, возвышенный вкус станет вытеснять низменные и станут реализовано ясны слова — » нет иного пути, нет иного пути, нет иного пути» …
    А перед лицом смерти едва ли возможно чувствовать себя уверенно, но по крайней мере возможно чувство, что » Господи, вне всяких сомнений я совершил массу грехов, но я старался как мог осознать Твоё величие, видеть во всём Твою волю, следовать ей. Всё, что Ты дал мне — тело, чувства, ум, таланты — я старался использовать в служении тебе. И в этом я находил высшее счастье…»
    Или » я тридцать лет читал джапу, похоронив свои таланты…»
    Пожертвовать можно лишь то, что имеешь, соответственно, если я ничтожество, то терять мне нечого и это скорей похоже на мошенничество — за своё ничтожество я пытаюсь получить милость Бога..
    И другое дело, когда человек прошёл весь путь — сколотил состояние, воспитал замечательных детей и всё принёс в жертву с пониманием, что я лишь пытался использовать в служении Богу всё, с чем соприкасался, ибо Он источник всего. Человек кристаллизовал своё ложное эго и принёс в жертву сияющий бриллиант. Это и будет использование всего в сознании Кришны…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *