Лакшман был очень предан Раме, не видя смысла своей жизни без Него. Рама сказал Лакшману: «Оставайся!»
Лакшман жил только благодаря тому, что был рядом с Рамой, и остаться дома для Лакшмана означало оставить тело.
Лакшман ответил: «Ты говоришь “Оставайся!” Но имею ли я силу остаться без Тебя? В разлуке с Тобой я не останусь жить, но оставлю тело. Можешь ли Ты приказать Своей тени не следовать за Тобой? Я желаю следовать за Тобой как Твоя тень.»
Лакшман продолжал, обращаясь к Раме:
«День в который Твоя супруга или я будем разлучены с Тобой, будет последним для нас.
Рыба, вытянутая на воздух, будет дышать лишь до тех пор, пока влага есть в жабрах. Если Ты сказал бы мне оставаться в Айодхйе, то я бы не выжил. Предел нашей жизни ограничен этими Твоими словами. Мы предназначены исключительно для служения Тебе, так же, как прохлада света луны, ветерка, сандаловой пасты и прохладной воды служит не этим самим объектам, но удовлетворению других.»
Однажды вечером Рама и Сита остановились отдохнуть на ночь в Шринга-вери-пуре, лагере Гухи, царя лесных жителей (нишадов). Рама обнял Гуху, которого знал еще с детства.
Когда Сита и Рама заснули, Лакшман ходил вокруг них, охраняя их сон с луком и стрелами в руках.
Гуха сказал Лакшману:
“О Лакшман, Господь и Его супруга спят, и я также подготовлю ложе для тебя, устлав его мягкими листьями у стоп Господа. Ты — принц, и вырос, наслаждаясь комфортом, а мы — лесные охотники, нам не привыкать проводить бессонные ночи в охоте в лесу. Тебе также нет нужды беспокоиться о неожиданностях со стороны Бхараты. Я и мои люди будем Вас охранять.”
Обращаясь к Гухе, Лакшман ответил: «Как я могу спать, как могу найти умиротворение и даже спокойно дышать, зная, что сын Дашаратхи и Его супруга Сита спят на земле? Рама, чье тело прекрасно и нежно, который был рожден в награду Дашаратхе после 60 тысяч лет аскез и отсутствия детей, в какой-то степени имел опыт сна на земле, дисциплинированный Васиштхой и позднее Вишвамитрой, когда следовал за ним в лесу, но принцесса Сита выросла во внутренних покоях дворца, и никогда не спала ни на чем другом, кроме шелков и мягкого хлопка! Скажи мне, как я вообще могу спать? Я хожу кругами не потому, что так борюсь со сном, но я настолько опечален, что переживаю бессонницу и не могу спать.»
Лакшман (бхагаван) обладал всеми богатствами духовных и материальных миров, однако когда Господь Рама оставил временное бренное царство, Лакшман отбросил все и вошел лишь в царский дворец преданного служения Господу. Там в лесу, в изгнании он мог сполна принять роль слуги. Это показывает, что преданное служение — высшее бесконечное благо из всего, что лишь можно пожелать.
Лакшман, младший принц, сопровождая своего брата Раму в изгнании, стал обладателем восьми богатств, ценностей (ашта-лакшми). Это были:
сверток одежд старшего брата и Его супруги Ситы,
лук,
колчан со стрелами,
меч,
кирка,
мотыга,
корзина из лозы,
мешочек из козлиной кожи.
Это были бесценные предметы, драгоценность которых определялась их использованием в служении Шри Шри Сите и Раме.
Пускай же слезы при памятовании этих атрибутов Господа принесут нам благословение чистого преданного служения!