Ашрам ванапрастх в ИСККОН

Ачьюта Прія дас Община 497 4 Комментариев

Когда дети выросли и более не нуждаются в родителях в вопросах материального поддержания, когда возраст уже за 50, жизнь прожита, амбиции удовлетворены, чувства не столь активны, потребности (надеемся) невелики, есть где жить… муж и жена могут стать ванапрастхами.

Ванапрастха важна, в отсутствии ашрама ванапрастхи человеку остается либо продолжать до глубокой старости жить семейной жизнью в семейных хлопотах, либо честолюбиво стремиться стать санньяси, что ныне непросто, да и требует большого отречения.

Ванапрастха ашрам позволяет сохранить половину человечества, муж и жена могут посвятить себя вдвоем служению, в противоположность недозрелому формальному отречению, которое часто имеет место ныне. К сожалению в наше время ванапрастха часто — это не ванапрастха, но имитация санньясы,  потому что внешне не отличается от санньясы. Это человек, бросивший жену ради собственного т.н. спокойствия. Это приводит к тому, что окружающие начинают ненавидеть такого рода ванапрастху, жена-преданная остается в депрессии, ее духовная жизнь нарушается.

Некоторые замечательные возможности, которые несет ванапрастхаашрам обществу:

Ванапрастха ашрам не лишает прибежища старших женщин, которые могут оставаться активными, давая прибежище другим матаджи.

— Защита в случае неустойчивости в контроле чувств.

— Сохраняет социальные связи.

— Социально внешне приемлем, не настолько радикален как санньяса.

— Отсутствие сильного давления престижа, как это существует в санньяса ашраме, где для человека может быть слишком много почтения, завышенные ожидания святости со стороны окружающих. Более смиренное положение в сравнении с санньяса ашрамом.

Ванапрастха ашрам дает видение для развития отреченным грихастхам, здоровая и доступная альтернатива санньяса ашраму. Больше акцента на тьягу (отрешенность), нежели на санньясу (формальное отречение), что Господь Кришна поощряет в Бхагавад-гите (анашритах карма-пхалам…). Без такого ашрама единственным форматом отречения остается санньяса, но мы видим, что (1) санньяса в калиюгу запрещена как 4-й ашрам; (2) подавляющее большинство людей не имеют квалификации для санньясы, что и (3) показывает опыт и статистика, достаточно большой процент санньяси падает. Но даже одно падение санньяси — это большое негативное событие, ломающее веру людей вокруг.

Ванапрастха — это золотое время, когда еще не наступила глубокая старость со всеми ее прелестями рассыпающегося тела, еще есть энергия, но уже нет страсти как у молодых людей, жизнь прожита, опыт есть. Самое время предаваться. Существуют различные форматы ванапрастхи, мы не будем рассматривать варианты крайнего отречения, когда люди уходили в лес и питались одним воздухом. Однако эта стадия жизни хороша по крайней мере для того, чтобы оставить всякого рода активные способы заработка денег, обеспечить заранее пассивный доход, прожиточный минимум, и полностью посвятить себя служению Кришне. Нет нужды переселяться в храм или даже менять цвет одежды на оранжевый.

Нет нужды отправляться в Индию, где вы обычно, как показывает практика, никому не нужны. Оставайтесь в общине, где вы выросли как преданные, в окружении родных вам преданных, с которыми вы прошли многие испытания в служении Кришне. Какой смысл куда-то уезжать? Кришна здесь, дхама прямо здесь, в храме и в садху-санге. Конечно, есть исключения, но обычно, если мы уезжаем, чаще всего это означает, что мы мало поняли в служении, мы не были способны развить отношения с вайшнавами, нам легко просто сорваться и поехать. Это, в свою очередь, может означать, что человек не поднялся на уровень мадхьямы, для него место проживания более важно, чем духовные отношения, чем то, с кем он/она живет. Если вы действительно предавались и отдавали служению свою жизнь вместе с преданными десятки лет, то вы, скорее всего, не сможете уехать.

Ванапрастхи — это золотой фонд, самые лучшие, зрелые  проповедники, но могут быть и пуджари, повара, администраторы в проектах ИСККОН, учители в академии.

Ванапрастха предполагает более зрелый духовный опыт, для которого характерно повторять больше, чем 16 кругов, развить больше вкуса к Святому Имени, строго следовать принципам, больше читать и изучать книги. Это подготовка к достойному уходу из жизни заранее, чтобы смерть не застала врасплох. Отказ от привязанностей, простая жизнь.

Существует насущная потребность в разработке определений ванапрастха-ашрама, чтобы преданные могли заранее медитировать на свое будущее, еще будучи грихастхами. Также есть необходимость в хорошем примере зрелых образцовых ванапрастх, и мужчин, и женщин, способных служить и проповедовать в тандеме.

Фото: Николай Куцый

Комментариев 4

  1. Спасибо вам, Ачьюта Прия прабху, за очень концентрированный обзор преимуществ ванапрастха-ашрама и опасностей некорректного отречения. Еще подумалось, что это не просто теория и размышления о будущем, а чуть ли не за каждой строкой в вашей статье стоят судьбы, истории и жизни реальных преданных…

  2. Эта статья помогла настроиться, выбрать вектор и двигаться по нему. Спасибо, как говорится «зашло и прижилось в сердце»

  3. Харе Кришна! Мои поклоны Вам, Ачьюта Прия прабху.
    Благодарю Вас за чёткое определение ванапрастха-ашрама в ИСККОН. При чтении книг Шрилы Прабхупады я много раз задавалась вопросом касательно того, как именно люди, следующие духовным путём, переходят из ашрама грихастх в ашрам ванапрастх, но, увы, ни объяснения, ни примеров найти нигде не удавалось. И дело тут вовсе не в праздном любопытстве, а в насущной необходимости ясного представления своего возможного будущего.
    Лишь недавно довелось услышать ответ на мысленный вопрос: «Каков ванапрастха-ашрам и как в него переходят?». Ответ этот прозвучал в записи с ноябрьского всеукраинского ретрита, а сейчас читаю более точное объяснение здесь. Премного благодарю за столь ценный вклад в социальное просвещение!

    1. Спасибо, матаджи Ксения. Я счастлив что эти идеи имеют для кого-то практическое применение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *