За каждым великим мужчиной стоит великая женщина

Ачьюта Прія дас Заметки на Полях 254 4 Комментариев

Бхагаватам описывает как Бали Махараджа был пленен Господом Ваманой, и как Брахма обратился к Вамане с просьбой помиловать Бали.“Однако Виндхйавали, благочестивая жена Бали Махараджи, в страхе и страдании при виде ее плененного мужа, склонив голову и предлагая поклон Господу Ваманадеве, сказала следующее:” (ШБ 8.22.19)


Виндхьявали от чувств не смогла следовать этикету, она даже перебила Брахму и начала говорить, слишком обеспокоенная оскорблением, совершенным ее супругом. Брахма, из уважения к ней и ее страданиям, видя что она, возможно, более всех других задета ситуацией, так как была женщиной с мягким сердцем, эмоциональной по природе, замолчал, дав ей возможность высказаться перед тем как будет говорить сам. Важно обращаться с другими на основе понимания их природы, с терпимостью.

Духовность предполагает чуткость, умение сострадать и относиться к другим как к детям, с любовью и долей снисходительности. Мы видим, что Брахма позволил ей говорить, он не сказал ей : “Замолчи, глупая, дай мне сказать!”Понимая, что ситуация неординарная, он принял, что Виндхьявали, как жена Бали, имеет право говорить, даже в противоречии с этикетом. Это не отменяет обычный этикет, однако для нестандартных ситуаций могут быть приемлемы нестандартные решения.


Читая далее молитву Виндхйавали, можно заметить, что в действительности, Брахма был прав, уступив ей возможность сказать первой, так как ее молитва, в своей чистоте и непосредственности, явно превосходит практичную речь даже самого Брахмы. Виндхйавали действительно смотрела в корень, суть вещей, и молитва ее несравненна:


“О мой Господь! Ты создал вселенную для проявления Своих игр, однако глупые, неразумные люди претендуют на право собственности ради своего материального наслаждения. Бесстыдные, заняв высокое положение, считая себя исполняющими деятельность, что они могут предложить Тебе, творцу, поддержателю и разрушителю?” (ШБ 8.22.20)


О чем беспокоится Виндхйавали? Ачарии поясняют все тонкости этого диалога. Она волнуется не о том, что их семья потеряла богатство трех миров, не о том, что нечего будет есть и придется влачить нищенское существование. Не беспокоит ее и то, что мужа обвинили в неспособности даровать Вамане третий шаг.Она переживает от того, что Бали, отдавая три шага, считал себя владельцем трех миров, собственником того, что на самом деле всегда принадлежало и будет принадлежать Верховному Господу Вамане.В своей чистой преданности и сострадании она сожалеет и обеспокоена гордыней Бали, думающем о славе, которая придет к нему, когда он пожертвует все Господу! 


Как тонка, неуловима и всепроникающа гордыня. Не замечающие таких тонкостей не смогут очистить сердце от анартх и абхимана деятеля, и подобны ослам (аханкара вимудхатма картахам ити манйате).


Наша способность делать что-то в служении, достигать плодов, обесценивается если мы мним себя причиной деятельности и деятелем. Все оскверняется, как говорит Рагхунатха даса Госвами, ослиной мочой гордости.


В сущности, Виндхйавали даже и не просит о том, чтобы Ваманадева освободил Бали, она просто выражает сожаление по поводу его заблуждения, в котором Бали мнил себя собственником и пожертвователем.


Вот суть наших проблем. Очень тонко и, как кажется, доступно. Посмотрите как чистое бхакти не имеет ничего общего с внешней ситуацией, положением, полом, возрастом, богатством или бедностью, материальным счастьем или страданием, потерей и приобретением.


Можно заметить, что, пожертвовав Господу Вамане все, Бали Махараджа стал признан как великий махаджан, знаток дхармы. Вместе с тем, его супруга Виндхйавали проявляет еще более глубокое понимание. Воистину, за каждым великим мужчиной стоит великая женщина.  

Фото 1: Господь Вамана ставит правую ногу на голову Бали. (Скульптура в храме Господа Ваманы (Улагаландар), Южная Индия, Канчипурам. )


Фото 2: Бали Махараджа со своей супругой Виндхйавали встречает Господа Ваману. (Миниатюра 18 века, государственный музей Чандигарха)


Фото 3: Фото 3: Мурти Господа Ваманы в храме Улагаландар, Южная Индия, Канчипурам. Как это часто встречается в храмах Шри сампрадаи, это мурти огромно, около 8 метров высотой. Конечно, Господа невозможно измерить материальными мерками.

Комментариев 4

  1. Жены змея Калии выхлопотали для него у Кришны спасение, также знаменитая история с женами брахманов…
    Возможно, это самая большая удача в жизни — иметь жену-преданную.

  2. Выше на фото 2, а также на фото к Вашей статье от 03 декабря 2020 (ДВЕ СТАНДАРТНЫЕ ОШИБКИ В ПРОПОВЕДИ, КАК ИХ ИЗБЕЖАТЬ?) Ваманадев изображен как пожилой бородатый мудрец-карлик. Хотя в Шримад Бхагаватам в 8 Песни издательства ВВТ все иллюстрации Ваманадева представляют Его как мальчика-брахмачари, а в ШБ 8.18.22 Его даже принимают за Санат-кумара, который выглядит как известно 5 летним ребенком. Далее в главах 18-19 восьмой Песни ШБ многократно Ваманадев называется малышом или сыном брахмана (как я понял из-за Его «несовершеннолетия»). Почему видение художников 18 века прямо противоположно?

    1. Во время жертвоприношения Вамана принял облик мальчика, с дымчатыми глазами, хорошо отполированной жертвенной нитью и оленьей шкурой. В руках у него были зонт и посох. Хотя и не в возрасте, он выглядел как старик ».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *