Система образования от Бхишмы: От принятия неотвратимости к принятию непостижимости

Ачьюта Прія дас Заметки на Полях 191 Оставить Комментарий

Следующий шаг в предании Господу.

Невозможно логически рационализировать то, что происходит в жизни. Можно, но до определенного предела. В конечном итоге логика и отсутствие ее, красота и внешне отвратительное, т.н. добро и зло, справедливость и, как кажется, незаслуженные страдания — все смешано и приходит к нам. Пройти через это все нам придется на основе веры.

 

Бхишма учит науке жизни. Где еще мы найдем такие университеты? Современное образование в попытках помочь человеку жить, в своем дуализме неизбежно скатывается либо в материалистические попытки переделать и контролировать мир, либо в имперсональные тенденции принятия всего без разбора или бездействия, в майаваду.

 

Шримад-Бхагаватам учит нас преданию воле Господа, что бы ни произошло. Невозможно определить этот мир и свести его к какой-то логичной формуле, как невозможно на 100% определить Господа. Творение несет на себе печать его творца и, кроме того, находится полностью в Его воле, соответствуя Его намерениям.

 

Признание этих истин делает человека неподвластным страданиям и независимым от материального окружения.

 

Но помимо этого есть еще более высокий уровень понимания — признание этих истин питает бхакти, отношения с Господом и любовь к Нему. Уровень спонтанной любви доступен только тем, кто готов принять от Господа все.

 

Бхакти не может быть завоевано своими усилиями, это — дар. Слово “предание” звучит ужасно для того, кто хочет быть контролирующим, но одновременно это самое сладкое и приятное во всех мирах понятие для преданного со смиренным сердцем. Для кого-то — это горькое лекарство, а для преданного — сладкий нектар.

Никто на способен понять планы Господа.

Бхишма далее говорит (ШБ 1.9.16):

 

на хй асйа кархичид раджан пуман веда видхитситам
йад виджигйасайа йукта мухйанти кавайо ‘пи хи

 

О царьникто не способен понять план Кришны поскольку даже погруженные в рассуждения и писания сбиты с толку, вопрошая об нем.

 

Так каков же вывод? В общих чертах таков, что каждый согласится — никто не способен воспрепятствовать планам Кришны. Это первый этап понимания, признание неотвратимости происходящего. В результате принятия воли Господа человек освобождается от беспокойств. Но далее, более высокий уровень понимания заключается в том, что никому не дано понять в чем заключается Его план, какова цель происходящего.

 

Что делать в таком случае? Действовать, но не ради плодов, с другими мотивами, мотивами чувства долга или любви.

 

Далее Бхишма говорит Юдхиштхире, что тот должен делать.

То есть, понимаем мы Его или не понимаем (а очевидно, что не понимаем), но мы должны все равно действовать в соответствии с Его наставлениями (ШБ 1.9.17):

 

“Поэтому, поняв, что страдание и счастье зависят только от Кришны, следуй Ему и защити беспомощных жителей.”

 

Пойми, что счастье и страдание зависят только от Господа (дайва-тантрам), но цель ради которой преданному даются счастье и страдания не так легко понять.

 

Таково отличие майавади от преданного. Майавади вроде тоже все принимает, но у него нет ориентиров, нет Ишвары, контролирующего, и такое принятие всего, вседозволенность порождает разрушение культуры, безответственность и отрицание материального мира. Некому следовать, нет личности Бога, а нет следования — нет и предания. Осознавая это, следуй Кришне, исполняй свой долг.

 

В комментарии к этому стиху Шрила Прабхупада пишет о том, что нужно “безропотно терпеть все страдания, посылаемые Господом, и принимать их как Его благословения».

 

Невозможно терпеть, стиснув зубы, но принимать с благодарностью. Принимать все и оставаться благодарным возможно только для того, кто развил любовь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *