Вопрос:
Ачьюта Прия прабху, примите, пожалуйста, мои поклоны.
Слава Шриле Прабхупаде!
Меня беспокоит вопрос этикета в служении в нашей семье. Однажды я захожу на кухню, куда муж ушел читать шастру, а он разговаривает по телефону. А там в трубке женский голос! Я понимаю, что это по служению, но меня это не успокаивает. Я попросила супруга в будущем ставить громкую связь и общаться при мне, но он сказал что это очень много беспокойств. Я закрыла глаза на его переписки с разными матаджи по служению, но видимо не стоит. Пожалуйста, разъясните нам важность этого вопроса. Это реально беспокоит мой ум.
Спасибо Вам и простите, что своими мелочами отвлекаем Вас. Я надеюсь в будущем быть полезной своим опытом другим преданным.
Ваша слуга,
N деви даси.
———————————
Ответ:
Дорогие R дас и N даси,…
Так или иначе, я скажу как думаю и как сам делаю. За свои 40 лет семейной жизни, пройдя в ней многое, я усвоил одну истину. Она заключается в том, что отношения должны быть без тени подозрения. Я понимаю, что если я буду нарушать этикет взаимоотношений с противоположным полом, то это доставит много боли моей жене, обоснованы ли ее подозрения или нет. Поэтому я так не делаю. И она также, если я вижу и говорю, что она как-то неправильно поступает в таких вопросах. Если я буду доставлять боль ей, то есть если одному из супругов плохо, то это всегда неизбежно бумерангом ударит по второй половине. В остальном у вас могут быть разные мнения, желания, вкусы,— Бог с ним, но в этом вопросе особенно вы должны просто слепо доверять друг другу и слушаться друг друга. Ревность в таких ситуациях — очень хорошая страховка и защита для вас.
Еще одна причина, по которой я следую этикету, заключается в том, что при общении с противоположным полом наедине, а это могут быть разговоры по телефону, просто переписка по е-майл, записки, либо разговоры при встрече, ум всегда, неизбежно и незаметно, будет беспокоиться и привязываться к объекту. Это может выглядеть как просто хорошие (лучше, чем с другими) отношения, прекрасное взаимопонимание, стремление продолжать общаться далее, даже за границами абсолютной необходимости для служения, либо, как пишет Шрила Бхактисиддханта, как общение с противоположным полом под видом проповеди. Но ум такой негодяй, и поэтому ему невозможно доверять. А когда привязанность уже становится очевидной, то обычно поздно, так как она уже будет настолько трудно победима, что, вероятно, разрушит очень многое в нашей жизни.
Поэтому этикет является страховкой. Тем более, когда партнер обеспокоен, есть все основания следовать этикету. А если партнер не обеспокоен, то нужно все равно следовать, потому что шастраговорит: матра свасра духитра ва на вивиктасано бхавет балаван индрия грамо видвамсам апи каршати, — “Чувства настолько сильны, что способны утащить даже ум очень знающего человека, поэтому не следует оставаться наедине даже с матерью, дочерью или сестрой, либо сидеть с ними на одном сиденье, то есть касаясь.” Мы можем сказать, что это фанатизм, но что мы знаем о науке контроля чувств, не нужно думать, что мы умнее великих мудрецов прошлого или тем более Кришны.
Поэтому я попросил матаджи N прекратить мне писать деловые письма без супруга как со-получателя. Когда мне передают письмо или записку, написанную женским почерком или переданную женщиной, то я, чаще всего, для того, чтобы избежать подозрений и беспокойств, прошу чтобы жена прочитала и сказала мне, есть ли там что-то нужное для меня.
Можно возразить, что это непрактично, занимает больше времени или снижает продуктивность. Может быть. Но для нас более важны принципы и ценности, чем просто продуктивность. Нам важны качества и отношения, это более важная реальность, чем продуктивность.
Запаситесь терпением, Кришна свел вас вместе для того, чтобы вы оба вырабатывали терпимость и учились.
Ваш доброжелатель и слуга
Ачьюта Прия дас.
(Автор фото — Гангахари прабху).