“Несомненно, что для продвижения в сознании Кришны необходимо следить за своим весом. Если человек становится слишком толстым, то следует понимать, что он не продвигается духовно. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакура сурово критиковал своих полных учеников, потому что желающий продвигаться в сознании Кришны не должен слишком много есть. Раньше преданные уходили в леса, высокие холмы или горы в паломничество, но в наши дни никто не способен на такие суровые аскезы. Вместо этого следует принимать в пищу только прасад, причем не более, чем требуется. Вайшнавский календарь предписывает много постов, как, например в экадаши или в дни прихода и ухода Господа и Его преданных. Цель всех этих требований — уменьшить количество жира в теле, чтобы человек не спал больше необходимого и не становился инертным и ленивым. Переедание побуждает человека спать больше, чем нужно. Жизнь человека предназначена для аскезы, что означает ограничение в сексе, еде и прочем. Так можно сохранить время для духовной деятельности и очиститься внешне и внутренне, телом и умом.” (Комментарий Шрилы Прабхупады к ШБ 4.28.35-36)
Из этого веского комментария Шрилы Прабхупады следует много глубоких выводов, которые наталкивают на размышления:
1) Аскеза для трансценденталистов нашего времени состоит в контроле языка и начинается с него. Принимать в пищу только прасад — это минимальное требование, но не следует ограничиваться этим, важно развиваться в духовной жизни, научившись увлекать ум духовной деятельностью, обретая высший вкус, что автоматически сократит потребность в удовлетворении чувств. Объедаться прасадом — это удел неофитов в самом начале пути. Но если мы уже практикуем 10, 20, а то и 30 лет, то пора стать серьезнее.
2) Удовлетворение материальных чувств, даже в духовной жизни и даже т.н. духовными средствами — приводит к гуне невежества, отуплению, чрезмерному сну и лени. Можно отметить, что в христианстве переедание считается одним из 7 смертных грехов. Это означает что такое действие является непосредственной причиной других, даже более тяжелых греховных поступков.
3) Посты в дни экадаши и вайшнавские праздники помогают обуздать телесную концепцию жизни и посвятить себя духовной деятельности. Строгость в соблюдении поста зависит от возраста, пола, здоровья и духовного продвижения преданного, но некоторое ограничение себя в эти дни в определенной пище, либо отказ от пищи вообще, или даже в воде — благотворны для духовного развития.
4) При повышенном весе, все системы тела, такие как сердце, кровеносная, опрно-двигательная (суставы и скелет), почки, пищеварительная и прочие, функционируют на износ, нагрузка на них увеличивается в несколько раз. Это, естественно, сокращает жизнь, и даже если человек живет, болезни будут мешать ему и ограничивать в служении Кришне.
5) Аскеза сама по себе не является духовной деятельностью, но лишь способствует очищению, повышению гуны добродетели и сосредоточению на духовной практике, высвобождая для нее время.
6) Важно понимать что для людей различной психофизической конституции существуют разные минимальные запросы в пище и требуется разная пища, что для одного нектар, то для другого яд. Но излишний вес является явным тревожным симптомом: в духовной жизни что-то не так. Человек на высоком духовном уровне, как минимум бхавы, может толстеть, даже если почти ничего не ест, но не торопитесь заключить что вы толстеете от бхавы. Возможно ваши причины более прозаичны.