Кришна заботится обо всех аспектах жизни. Отличие варнашрамы от бхакти.

Ачьюта Прія дас Заметки на Полях 1 240 4 Комментариев

Махараджа Парикшит в беседе с Шукадевой Госвами (Шримад-Бхагаватам 10.1.6) выражает свою признательность Господу за Его полное покровительство и всестороннюю защиту:

“Поскольку моя мать предалась лотосным стопам Господа Кришны, то Господь, держа в руке Сударшана-чакру, вошел в ее утробу и спас мое тело, тело последнего из потомков Куру и Пандавов, которое было почти разрушено огненным оружием Ашваттхамы.”

Парикшит говорит тем самым, что помимо того, что Господь спасает прежде всего душу и того, что Он спас Пандавов, Он также спас тело Парикшита, хотя материальное тело достойно презрения так как не подходит для жизни в соответствии с вечными религиозными принципами (сварупой), поскольку:
1) должно быть в конце концов неизбежно отвергнуто,
2) состоит из пяти элементов и
3) бренно.

 

Есть различие между варнашрама-дхармой и сварупой (нашей духовной формой). Варна-ашрама зависит от материальных временных условий гуны (качеств) и кармы (деятельности), которые могут измениться даже в пределах одной жизни, что уж говорить о периоде в несколько рождений. Варна-ашрама важна для духовного продвижения, но не следует подменять санатану дхарму (вечную духовную природу и деятельность) слушания, воспевания и т.д. варной-ашрамом. Правила варны и ашрама, если они входят в противоречие с вечными духовными принципами и препятствуют слушанию и воспеванию, могут быть отвергнуты, но вечное служение Господу, основанное на 9 процессах бхактиникогда не должно быть оставлено. Бхакти является сутью, варнашрама — внешней оболочкой для помощи в контроле материального тела.

В этом стихе поясняется высшее проявление ватсальи, покровительства  Господа.

Милость Господа распространяется не только на душу и духовные вещи, она охватывает также сферу бренного, того, что, казалось бы, не является необходимым для чистого бхакти в вечной сварупе. Господь делает больше, чем, казалось бы, абсолютно необходимо, Он дотягивается до преданного, и в Своей опеке, из милости, покровительствует преданному во всех аспектах его жизни.

Такова Его ватсалья, родительское покровительство преданному. Нет нужды сомневаться в Его всезнании по поводу нашей ситуации, хотя ради развития отношений мы можем обращаться к Нему с молитвой и говорить о своих трудностях в служении Ему.

Преданный не просит Господа о материальном, однако может быть уверен: если для служения ему необходима какая-то материальная помощь, то она будет предоставлена.

Еще один аспект защиты тела Парикшита: слава и дхарма Куру и Пандавов были таким образом защищены Господом, поскольку Господь удалил с них грех и вину разрушения династии, защитив тело Парикшита в утробе Уттары.

Оставить наследника престола было очень важно. После Парикшита правил его сын Махараджа Джанамеджая.

Куру и Пандавы названы здесь отдельно потому что в Махабхарате только Дурьйодхана и воины его стороны хорошо известны как Куру, и они отделены таким образом от Пандавов. Косвенно этим сказано, что Куру не имели потомка, продолжателя династии после Курукшетры но были полностью искоренены, однако Пандавы имели наследника, Парикшита, и после него род продолжался далее.

Таким образом описано высшее сострадание Господа, поскольку Он вырвал злодеев с корнем, и также в целом обеспечил для них благо для следующей их жизни, спася единственного потомка всей династии (Парикшита) чтобы он смог совершить по ним церемониию шраддхи (поминания).

Парикшит говорит: “Более того, защитив утробу моей матери, Он защитил также и ее тело, так как она предалась, просто говоря: «Защити, защити».”

Уттара была простой женщиной, она не поклонялась Кришне по всем правилам панчаратрики и не повторяла мантры в поклонении, но ее молитва была проста: «защити!» Это рага.

Смысл этих двух стихов (5-6) таков: «Как я могу быть безразличным по отношению к темам, касающимся Господа, моего защитника, это было бы проявлением недостатка, крайней неблагодарности с моей стороны.»

Комментариев 4

  1. Варнашрама может и должна быть частью процесса садхана-бхакти, когда преданный предлагает Господу все исполнение своих предписанных обязанностей. Об этом говорит стих «варнашрама чаравата…», однако наш временный статус в рамках варнашрамы и наша вечная сварупа не имеют ничего общего.

  2. В Брихад Бхагаватамрите составленной Санатаной Госвами содержится интересная беседа между Гопа Кумаром, Нарадой Муни и Уддхавой, которая произошла в Двараке, в духовном мире. Эта беседа показывает, что в духовном мире также есть варнашрама.

  3. Данный стих подтверждает, что институт четырех варн и ашрамов создан Верховной Личностью Бога. На это указывает слово бхагавад-рачита. То же самое подтверждается и в «Бхагавад-гите»: чатур-варнйам майа сриштам. Господь говорит: система четырех варн и ашрамов «создана Мной». То, что создано Господом, невозможно упразднить или запретить. Деление общества на варны и ашрамы будет существовать всегда — либо в своей изначальной форме, либо в извращенном виде. Поскольку эта система создана Господом, Верховной Личностью Бога, ее нельзя уничтожить. Подобно солнцу, она является творением Бога и потому будет существовать вечно. Покрытое облаками или сияющее в безоблачном небе, солнце всегда остается на своем месте. Аналогичным образом, система варнашрамы, вырождаясь, превращается в наследственную систему каст, однако в каждом обществе существует сословие интеллектуалов, сословие военных, сословие предпринимателей и торговцев и класс рабочих. Когда представители этих социальных групп сотрудничают друг с другом, руководствуясь ведическими принципами, в обществе царит мир и люди духовно развиваются. А когда систему варнашрамы подменяет кастовое общество, в котором представители различных каст ненавидят друг друга и злоупотребляют своим положением, в котором царит атмосфера всеобщего недоверия, то система в целом деградирует и общество, как сказано в данном стихе, приходит в плачевное состояние. Сейчас весь мир находится в плачевном состоянии, так как представители различных социальных слоев и групп борются друг с другом, отстаивая свои узкокорыстные интересы. Причиной тому является деградация системы четырех варн и ашрамов. (ШБ 03.21.54, ком.)

  4. Дорогие Вайшнавы, хочу еще раз привлечь Ваше драгоценное внимание к потрясающей ясности выдержке из «Шикшамриты» Бхактивиноды Тхакуры, которую опубликовал Рам Кишор прабху. Гениально сбалансированно и веско. Пожалуйста, прочитайте это:

    РАМ КИШОР ДАС
    СЕНТЯБРЯ 29, 2017 AT 14:05
    БХАКТИВИНОДА ТХАКУР — ШРИ ЧАЙТАНЬЯ ШИКШАМРИТА

    Таким образом, хотя заповеди варнашрама-дхармы связаны с затратами сил и времени, их нужно выполнять, поскольку они помогают развитию бхакти[3_4_5]. По мере развития в человеке бхакти предписанная варнашрамой деятельность будет отнимать у него все меньше и меньше времени, превращаясь в преданное служение. Вначале для этого нужно тщательно практиковать пять форм преданного служения, рекомендованных Господом Чайтаньей, и одновременно с этим добросовестно выполнять предписания варнашрамы. Затем следует постепенно отказаться от тех обязанностей, которые противоречат принципам бхакти. В конце концов обязанности в системе варнашрамы, освященные преданным служением, станут вспомогательным по отношению к садхана-бхакти средством. Так можно избежать противоречия между обязанностями в рамках варнашрамы и практикой бхакти. Благодаря очищающей силе бхакти грань между шудройи брахманом стирается. Шудра, достигший просветления благодаря служению Богу и преданным, поднимается на один уровень с безгрешным брахманом. Святое вайшнавское братство изменит жизнь четырех сословий настолько, что весь мир превратится в Вайкунтху. Устранив препятствия, основанные на отождествлении себя с телом, можно действительно достичь всеобщего равенства[3_4_6].

    Подобно тому как на смену атеистическим моральным принципам приходят теистические моральные принципы варнашрама-дхармы, теистические моральные принципы варнашрамы, в свою очередь, преобразуются в вайдхи-бхакти, избавляясь тем самым от всех несовершенств. В варнашрама-дхарме поклонение Господу представляет собой лишь один из многих ритуалов. Но когда варнашрама-дхарма становится частью вайдхи-бхакти, поклонение Господу начинает играть главную роль по отношению к другим предписаниям. Хотя, на первый взгляд, это изменение несущественно, оно полностью преображает жизнь человека, когда его вера становится стойкой. Следовательно, между образом жизни приверженца варнашрамы и образом жизни вайдхи-бхакты существует огромная разница.

    Священные писания гласят, что преданным служением способен заниматься любой[3_4_7]. Поскольку преданность Богу извечно присуща душе, этому ее качеству необходимо уделять особое внимание. Таким образом, преданное служение открыто для представителей всех четырех варн и четырех ашрамов. Разумеется, люди, не принадлежащие ни к одному из сословий, тоже имеют право служить Богу, но возможностей у них для этого меньше. Поскольку происхождение, круг общения, образ действий и сама натура таких людей оставляют желать лучшего, они, как правило, имеют очень сильные материальные привязанности и ведут животный образ жизни. Заботясь лишь о том, как бы набить собственный желудок, они поступают очень эгоистично, жестоко и безнравственно. Черствость сердца мешает им по достоинству оценить бхакти[3_4_8]. Тем не менее, люди, не принадлежащие к обществу варнашрамы, могут заниматься преданным служением. Свидетельство тому – Харидас Тхакур, спасенный Нарадой охотник, а также Иисус и апостол Павел. Однако даже из этих примеров видно, что многочисленные трудности, с которыми подобные люди сталкиваются, встав на путь бхакти, могут привести к преждевременной смерти.

    Право преданно служить Богу имеют все люди, однако те из них, кто соблюдает заповеди варнашрамы, находятся в гораздо лучшем положении, чем все остальные. Несмотря на это преимущество, многие приверженцы варнашрама-дхармы не проявляют желания приобщиться к бхакти[3_4_9]. Дело в том, что человеческая жизнь представляет собой лестницу к совершенству. Люди, стоящие вне четырех сословий и укладов жизни, находятся на первой, низшей, ступени; моралисты, отрицающие существование Бога, – на второй; моралисты, верующие в Бога, – на третьей; вайдхи-бхактызанимают четвертую, а рагануга-бхакты – пятую. Душе свойственно подниматься с одной ступени на другую, но она не должна делать это преждевременно или же слишком быстро. Переходить на следующую ступень можно, только прочно закрепившись на предыдущей. Вот почему говорится, что на каждой ступени нужно как следует обосноваться. Однако когда человек готов подняться выше, он должен без колебаний оставить привязанности к предыдущему уровню. Склонность подолгу оставаться на одном уровне называетсяниямаграхой, приверженностью к предписаниям, которые уже изжили себя. Из-за этой склонности аморальные люди не испытывают должного почтения к сторонникам атеистических моральных принципов, сторонники атеистических моральных принципов – к последователям псевдотеистических моральных принципов, последователи псевдотеистических моральных принципов – к моралистам, верующим в Бога, верующие в Бога моралисты – к вайдхи-бхактам, а последние зачастую не проявляют особого интереса к рагатмика-бхакти. Это объясняет, почему приверженцы варнашрамы нередко пренебрегают вайдхи-бхакти[3_4_10]. Такое отношение никоим образом не преумаляет значение преданного служения, а лишь свидетельствует о неудачливости людей, которых не интересует их собственное духовное развитие. Достигшие вершин духовной жизни испытывают естественное сострадание к тем, кто находится на более низком духовном уровне. Но последние смогут обрести желание подняться на более высокий уровень, только если им выпадет особая удача.

    Когда сознание приверженца варнашрамы возвышается до понимания преданного служения, он встает на стезю бхакти, но до тех пор вся его деятельность считается кармой.Карма не является неотъемлемой частью, илиангой, преданного служения. Преданное служение – это высшая ступень кармы, которая называется уже не кармой, а бхакти. Тот, кто развивает в себе истинную веру в Бога, выходит за рамки кармы. Ритуалы, совершаемые на восходе солнца, в полдень и на закате, относятся к деятельности, предписанной законами морали. Подобные ритуалы не имеют никакого отношения к преданному служению, основанному на вере в Бога. Обретя веру в Бога, человек посвящает Ему всю свою деятельность, причем значение, которое он придает этой деятельности, зависит от того, насколько она способствует развитию бхакти. Например, если вечером вайшнав слушает проповедь о преданном служении, он не станет прерываться, чтобы совершить предписанные для этого времени суток ритуалы, ибо вайшнав знает, что у него нет необходимости отказываться от того, что само по себе является сутью вечерних ритуалов.

    Подобно карме, гьяна и вайрагья тоже не являются неотъемлемой частью бхакти, ибо они ожесточают сердце, что противоречит самому принципу преданного служения. Однако гьяна и вайрагья могут помочь в духовной практике тому, кто еще не встал на путь бхакти. Иногда они также бывают полезны на начальных этапах преданного служения[3_4_11].

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *