Красота как средство выражения глубокого смысла поэзии Бхагаватам

Ачьюта Прія дас Заметки на Полях 202 Оставить Комментарий

Шримад-Бхагаватам (10 Песнь, 18 глава) дает поэтичное описание лета, подобного весне. Все, что связано с Кришной является проявлением Его внутренней энергии. Арадхйо бхагаван враджеша-танайас тад дхама вриндавана (Чайтанья-манджуша), — мы поклоняемся Кришне, и мы поклоняемся тому, что непосредственно связано с Ним, Его дхаме. Это очень важный момент философии гаудия-вайшнавов, понимание единства Господа и Его энергий. В данной статье на основе текстов Бхагаватам и комментариев на них вайшнава-ачарьев мы попытаемся представить и обсудить как описания Вриндавана иллюстрируют философию Бхагаватам.

“Кришна, окруженный и прославляемый радостными родственниками, вошел в деревню, которая украсилась множеством коров.

Наступило лето, обычно нелюбимое воплощенными существами. [Хотя лето вступило в свои права, оно приносило много наслаждений потому что пастушки проводили много времени, играя в воде.] Лето вступило в права, но оно не было нестерпимо жарким, а проявляло качества весны, потому что Кешава [чьими слугами являются Брахма и Рудра] вместе с Рамой лично присутствовали во Вриндаване.” (ШБ 10.18.1-3)

Двое братьев (Кришна и Баларама) развлекались особым образом под покровом иллюзии для остальных, под предлогом того, что пасли коров. Эти лилы были совершенно особые благодаря тому что братья были вместе, — особая компания.

Иллюзия, майа, заключалась в том, что Они скрывали Свою айшварью. Еще одно значание слова “майа” — это “милость”, Они развлекались из милости к другим, пася коров, даруя своим преданным общение под предлогом выпаса коров. Иллюзия также заключалась в том, что Они уходили в лес под предлогом выпаса коров и общались там с гопи.

 
 

Язык Бхагаватам очень многозначителен и глубок, что прослеживается в двух стихах (2-3). 

Далее в четырех стихах Шукадева рассказывает о подобии лета Вриндавана весне. В Вишну Пуране также сказано, что хотя лето во Вриндаване очень-очень жаркое, тогда оно было подобно сезону дождей, со свежей травой, растущей повсюду. Так косвенно прославляются Кешава и Рама. Все описания природы в Бхагаватам не только призваны украсить произведение и разнообразить его, удовлетворяя эстетические запросы читателя, они несут в себе глубокий философский смысл, иллюстрируют философские принципы, подчеркивая их и вторя им, а также подсказывая и проявляя для читателя основную идею темы. Шукадева Госвами использует этот же прием в описаниях осени в 10 Песни Бхагаватам.

 
Фото: Вриндаван, Равал, место явления Шримати Радхарани
 

Эти четыре стиха поясняют, создают смысловой ряд, играющий роль рефрена к наступлению лета, которое не несло страдания воплощенным существам благодаря присутствию Кешавы и Рамы:

“Во Вриндаване тем летом звуки сверчков [которые обычно достаточно резкие] как будто утихли, потому что их заглушил шум водопадов, орошавших водяной пылью деревья в лесу.” (ШБ 10.18.4)

Далее еще больше подчеркивается, как все окружение, будучи связанным с Кришной, окрашивается Его  влиянием, отражает Его качества:

“Во Вриндаване, поскольку ветер трогал волны рек, озер и водопадов, а также напитывался пыльцой белых лотосов, лотосов, раскрывающихся днем, а также голубых лотосов, [неся за собой их аромат и прахладу], то даже за пределами зеленеющих полей, живущие в лесу, не испытывали жара пожаров и солнца в этот горячий сезон.” (ШБ 10.18.5)

Пожары, возникшие во Вриндаване и описанные ранее, были вызваны демонами, были воплощенными демонами. Они возникли ради того, чтобы усилить любовь жителей Вриндавана и Кришны, проявлять и углубить их отношения. 

“Летом повсюду во Вриндаване солнечные лучи, хоть и жестокие как яд, не лишали землю и поля влаги, — земля всегда оставалась влажной благодаря тому что волны глубоких водоворотов затрагивали берега рек.” (ШБ 10.18.6)

Фото: Вриндаван, Варшана — место Шримати Радхарани
 

Кто был во Вриндаване летом, знает насколько там невыносимо жарко. Даже если дует ветер, он горячий, и иссушает все, потому что рядом Раджастанская пустыня. От жары абсолютно некуда деться, даже если вы прячетесь в тени. Каждое лето люди во Вриндаване оставляют тело от перегрева. Но в то лето невыносимой жары не было благодаря влиянию Кришны и Рамы.

Эти аналогии раскрывают духовную природу Господа, которая не меняется от Его соприкосновения с материей, но которая меняет все материальное, одухотворяя его. Так раскрывается одновременное отличие и единство Господа и Его энергий, ачинтья бхеда-абхеда таттва.

Шукадева выстраивает смысловой ряд: лето => подобно весне; ветер => напоен пыльцой и ароматом лотосов (приобретает качества объекта, с которым соприкасается) — все это иллюстрация того же самого принципа ачинтья бхеда-абхеда таттвы. Господь во всем, проникая все Свои энергии, будучи их источником, связан с ними, и способен проявляться через них.

Следующий стих из Первой Песни Бхагаватам (1.11.2) и комментарий на него Шрилы Прабхупады, который, возможно, является одним из самых красивых в Бхагаватам, — еще одна замечательная иллюстрация раскрытия смысла философии Бхагаватам. Возвращение Господа Кришны в Двараку:

“Когда Господь Кришна , сжимая в руке эту белую и округлую раковину, подул в нее, она как будто покраснела от прикосновения Его трансцендентных губ. Казалось, будто белый лебедь играет среди стеблей красных лотосов.”

Комментарий: “Покраснение белой раковины от прикосновения губ Господа — символ, имеющий духовный смысл. Господь полностью духовен, а материя есть неведение об этом духовном бытии. Духовное просветление абсолютно нематериально и приходит сразу же от соприкосновения с Верховным Господом Шри Кришной. [Мы в материи, но от соприкосновения с процессом духовного просветления одухотворяемся] Господь находится в каждой частице всего сущего и может проявить Свое присутствие в каждом. Благодаря горячей любви и преданному служению Господу, то есть при духовном контакте с Господом, все приобретает духовную окраску, подобно раковине в руке Господа, и парамахамса, человек великого разума, выступает в роли лебедя, ныряющего в воды духовного блаженства, вечно украшенные лотосом стоп Господа. ”

В строках этого комментария Шрила Прабхупада далее продолжает, расширяет, раскрывает аналогию лотоса из текста Бхагаватам, говоря о парамахамсе, ныряющем в воды духовного блаженства. Он раскрывает аналогию лебедя, имеющуюся в стихе.   

В следующем за этим стихе Бхагаватам сказано, что когда Господь затрубил в раковину, то на звук ее бросились все жители Двараки, чтобы увидеть Господа. В комментарии, опять же, Прабхупада разъясняет, раскрывая всю глубину сказанного. Он говорит, что “в отсутствие Господа все жители Двараке пребывали в унынии, так же, как ночью человек погружается в уныние из-за отсутствия солнца. Звук, возвестивший о появлении Господа Кришны, был подобен предвестию утренней зари. И когда взошло солнце Кришны, жители Двараки пробудились ото сна и поспешили навстречу Ему.”

 

Фото: Океан в Двараке. Здесь была столица Шри Кришны. 

 

Опять та же тема: от соприкосновения с Господом все оживает и одухотворяется, наполняется жизнью.

И далее Шрила Прабхупада подводит к воспеванию Святого Имени: “Однако там, где присутствует звук Господа в форме Его Святого Имени, все страхи исчезают… Мы можем воспользоваться этими звуками и избавиться от всех постоянно грозящих нам проблем материального существования.” 

В конце-концов Шрила Прабхупада переводит эти красивые аналогии, иллюстрирующие философскую концепцию ачинтья бхеда-абхеда таттвы, в конкретную практику повторения Святого Имени, что также существует в рамках того же принципа единства Господа и Его энергий, единства всех его аспектов, — Имя Господа — это Сам Он. 

 
 
Дальнейшее описание природы Вриндавана
 

Мы продолжим читать поэтичное и многозначительное описание природы и обитателей Вриндавана, создающих окружение сцену, декорации и партнерство для лил Кришны и Баларамы:

“В сопровождении Балы, окруженный коровами и пастухами, Господь Кришна, в предвкушении развлечений вошел в лес, играя на флейте. Вриндаван был в расцвете своего великолепия: слышались звуки, издаваемые различными оленями, щебетали птицы, пели павлины, пчелы жужжали, подавали свой голос кукушки и кричали цапли.”(ШБ 10.18.7-8)

 

Попугай во Вриндаване
 

Их пение было разнообразно, сладостно, приносило радость, и все многообразие их голосов соединялось со звуком флейты Кришны, создавая неповторимую радостную симфонию. Кришна играл на флейте от блаженства и радости, при совершении Своего долга, а также ради того чтобы воодушевить всех присутствующих участников лилы.

 
Фото: Павлин во Вриндаване, Тера кадамба

 

Хотя все остальные многочисленные животные, окружавших Кришну, — также участники игр, упомянуты только коровы (как дханам) потому что коровы — это главное богатство жителей Вриндаваны. Но подразумевается, что и другие животные также присутствовали там, такие как буйволы, козы, овцы, и даже собаки. Кто может после таких описаний Бхагаватам пытаться продвигать теорию имперсонализма?

 
 
Красота
 

Бхагаватам полон красивых картин природы, но особенно прекрасен Вриндаван. Зачем? Красота — это одно из достояний Шри Бхагавана. Шри, красота — это главное качество, Его главное неотразимое оружие, которому никто не способен противостоять. Даже демоны привлекаются просто отражением Его красоты, которая искаженно проявляется в женщинах. Чем больше в нас демоничных наклонностей и стремлений наслаждаться отдельно от Кришны, тем более нас привлекает женская красота. Общепризнанно в искусстве вершиной красоты считается женское тело, и лучшие полотна мира воспевают тело. Не случайно, потому что существует сильнейшая привязанность к удовлетворению похоти, и даже искаженное отражение духовной красоты играет неотразимую роль. 

 Душе свойственно стремление к красивому потому что Кришна красив. Но мы, к сожалению, ищем Его в материальной природе. И даже если это не противоположный пол, то в любом случае нас привлекают красивые виды и пейзажи. Люди путешествуют по всему миру в поисках красоты, платят огромные деньги только для того, чтобы увидеть необычные виды в противоположной точке земного шара.

 
Фото: Вриндаван, Вринда-кунда

 

Нам как преданным очень важно занять свои эстетические склонности и удовлетворять эти потребности в сознании Кришны. Красота — невероятно могущественна, и несомненно уведет наш ум в майю, если он уже не заполнен привязанностью к красоте Кришны, включая красоту Его окружения, дхаму

Фото: Вриндаван, Брахманда гхат, где Кришна ел землю

 

Мы можем слушать и упиваться красотой Шримад-Бхагаватам, нам позволено быть сраженными красотой Божеств. При этом следует помнить, что красота — это изначально духовное понятие, и состоит не просто во внешней привлекательности, но в том, что предмет, ситуация или любое явление служат Кришне, потому что все становится красивым, соприкасаясь с источником всей красоты. 

Считать себя наслаждающимся красотой Шримати Радхарани или Кришны в храме — демонично, но восхищаться тем, насколько красиво сегодня Радхарани оделась для удовлетворения Кришны — правильно, так же как и правильно быть сраженным красотой виграхи Кришны и вдохновиться на служение Ему. Поэтому неизменное условие восприятия духовной красоты состоит в том, что мы понимаем как эта красота служит чувствам Шри Кришны, ибо пытаться украсть, насладиться тем что предназначено для Его наслаждения — уродливо и мерзко. Исходя из этого, преданного не привлекает объект, даже невероятно красивый с мирской точки зрения, если он не вовлечен в служение Кришне.

Все это не означает, что теперь женщины должны одеваться нарочито уродливо, чтобы не конкурировать с Радхарани и не привлекать внимание противоположного пола. Женщины должны одеваться очень красиво и благочестиво для того, чтобы держать умы мужей при себе, не позволяя им привлекаться другими. Это сохранит семью, это благочестиво и необходимо для поддержания культуры варнашрамы

 
Фото обложки: Вриндаван, Тера кадамба

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *