сута увача
евам нишамйа бхригу-нандана садху-вадам
вайасаких са бхагаван атха вишну-ратам
пратйарчйа кришна-чаритам кали калмаша-гхнам
вйахартум арабхата бхагавата-прадханах
“Сута Госвами сказал: О сын (потомок) Бхригу, Шаунака, после того как Шукадева Госвами, наиболее почитаемый преданный, сын Вьясадевы, услышал возвышенные вопросы Махараджи Парикшита, он поблагодарил царя с огромным почтением. Затем он начал рассказывать о Кришне. Эта катха является спасением для всех страждущих в век Кали.”
Этот текст Бхагаватам (10.1.14) говорит о важности преданных, о ценности их, это высказано в следующих словах Суты к Шаунаке. Они так обсуждают диалог и отношения двух великих маха-бхагават, Шукадевы и Парикшита:
Сута Госвами назвал Парикшита “Вишну-рата” — что означает “тот, кто был принят Господом”, так Шукадева называет Парикшита, потому что тот был принят и спасен Господом от оружия, брахмастры Ашваттхамы, хотя даже и не просил об этом. И поэтому Шукадева Госвами, в ответ на прославления Парикшита в свой адрес, отвечает Парикшиту, почитая его, используя слово “пратиарчья”.
Пратиарчья (то же самое, что пратипуджья). Значение таково, что так же, как Парикшит (ученик) поклонялся своему Шри Гуру Шукадеве со всевозможными предметами поклонения, так же и Шукадева (гуру) поклонялся своему ученику Парикшиту в ответ с теми же составляющими. Что это за составляющие, атрибуты, упачары поклонения?
Рассказывая о Кришне, Шукадева поклонялся своему ученику Парикшиту. Обычно мы видим, что ученик поклоняется гуру, но здесь указано, что и гуру поклонялся ученику.
Эти составляющие поклонения, его атрибуты — действия Кришны и описание их, то есть кришна-катха.
Пратйарчйа кришна-чаритам кали-калмаша-гхнам, — Шукадева поклоняется Парикшиту (пратиарчйа) через прославление кришна-чаритам (деяний Кришны) — пратиарчья кришна чаритам, так же, как Парикшит поклоняется Шукадеве задавая вопросы о Кришне и слушая кришна-чариту, кришна-катху.
Через процесс совместного прославления Кришны и слушание о Его славных деяниях все, независимо от их роли в этом процессе, поклоняются Кришне.
Соответственно, в стихе указан плод этого прославления и слушания:
кали-калмаша-гхнам, преодоление непреодолимого океана греховных реакций в Кали-югу.
Этот процесс уничтожает недостатки (калмаша — это то же самое, что и доша) века Кали, источника всего греха. Поскольку слушание, обсуждение и, как следствие, понимание славы Господа устраняет бесконечные ссоры (а кали — это разногласия), то устраняются также и ссоры по поводу таких тем как «Что есть Истина?», «Что есть высшее благо?», «Что есть садхана?».
Другими словами, утверждается единое понимание Бога как личности.
Такие ссоры по вышеупомянутым причинам также являются определенным видом, формой греха, поскольку являются выражением сомнений по поводу славы Господа.
Поскольку слава Господа уничтожает Кали, то автоматически уничтожаются калмаша (греховные реакции), являющиеся причиной несчастий, или скорби материального существования.
Иногда мы встречаем разногласия и довольно острые ссоры даже в обществе преданных. Часто причины таких споров — разное понимание миссии или преданного служения, методов служения и прочие, казалось бы, трансцендентные или связанные со служением темы. Они выливаются в бесконечные, в основном бесплодные, оскорбительные и ожесточающие сердца дискуссии в интернете, поляризацию в обществе преданных. Причина этому только одна — наше недостаточное обсуждение и воспевание славы Господа и Святого Имени, отсутствие правильной личной садханы.
Исходя из этого, мы обречены на разногласия и ссоры если не будем достаточно погружениы в кришна-катху и воспевание. Поэтому это единственное лекарство для Кали-юги необходимо принимать регулярно и с решимостью.
Может быть так, что мы как бы внешне погружены в катху и воспевание, однако, возможно, не хватает смирения, которое мы находим в диалоге Шукадевы и Парикшита. Взаимного уважения и смирения.
Естественное следствие процесса садханы и углубления в свое сердце (не торопитесь врываться в чужое и судить о мотивах, существующих там) проявится в том, что сердце начнет очищаться, и тогда духовные эмоции и внутренняя жизнь станут очень, очень дорогим для нас приобретением. Далее мы увидим, что каждая ссора или оскорбление опять закрывают наше сердце, уничтожая робкие нежные ростки преданности в нем и отбрасывая нас опять на годы назад в нашем продвижении.
Потребуется решимость для того чтобы дать себе слово никогда не ввязываться в ссоры и не оскорблять преданных, ради неуклонного прогресса на пути слушания славы Господа и повторения Его Имени.