Нет времени повторять больше?

Ачьюта Прия дас Святое Имя 636 25 Комментариев

  •  
  • 9
  • 55

Srila Prabhupada1 (64)_01211163845
Как часто мы ссылаемся на нехватку времени для того, чтобы повторять больше Святого Имени?

Вот что пишет Шрила Прабхупада в письме Минору, Кенджи (22 апреля 1970 г., Лос Анджелес):
«
Я очень рад узнать, что ты испытываешь восторг во время воспевания Харе Кришна. Да, так и есть. Если человек повторяет эту мантру с верой и простым пониманием, то воздействие трансцендентного звука немедленно проявится в виде духовного блаженства.

Поэтому продолжай повторять мантру столько раз, сколько возможно, день и ночь. Не думаю, что это станет причиной неудобств или потерь, если ты будешь делать это постоянно. Даже когда идешь, можешь тихо повторять  «Харе Кришна, Харе Кришна», или же когда ты едешь куда-то в автобусе, то можешь также повторять. Когда делаешь что-то руками, — можешь повторять, когда отдыхаешь или собираешься спать, — тоже повторяй. Даже в ванной под душем можно повторять.

Нет ограничений и запретов в повторении Святого Имени Бога, Кришны и Его Энергии, Хары. В этом деле нет потерь, но всегда огромное благо трансцендентного осознания.»

Попытки постоянного повторения Святого Имени не подразумевают, что мы «размазываем» свой минимум 16 кругов по всему дню, повторяя их параллельно с какими-то другими занятиями. 16 кругов следует повторить максимум до 10 утра, а после этого непрерывно держать свой ум у стоп Святого Имени. 

Комментариев 25

  1. Когда человек привыкнет к повторению без оскорблений, он перейдет на уровень чистой любви к Богу премы. Эта према представляет собой совершенную и, безусловно самую сладостную стадию развития сознания.(Письмо Шрилы Прабхупады Шивананде 4.12.68г)

  2. 32 способа не читать джапу

    1. Джапа вперемешку со списком дел. Медитировать на свой список текущих дел и покупок, периодически добавляя или вычеркивая пункты. Сюда также относятся размышления о том, какие счета вам нужно оплатить. Внимание: этот процесс может привести к беспокойству о том, сколько счетов вам нужно оплатить, и ваша молитва плавно поменяется с «О Господь, пожалуйста, займи меня служением Тебе» на «О Господь, пожалуйста, добавь несколько нолей к сумме моего банковского счета».

    2. Джапа в настроении
    «Я его ненавижу!». Во время воспевания размышлять о том, кто вас обидел, насколько сильно, как вы ненавидите этого человека и что вы сделаете, чтобы расквитаться с ним. К концу 16-го круга ваша ненависть возрастет раз в десять и у вас будет готов отличный план и стратегия мести.

    3. Джапа под лозунгом «Я прав!». Во время воспевания думать о том, насколько же я прав и насколько другие неправы. С каждой прочитанной мантрой вы все больше убеждаетесь в своей правоте. Также известна под названием «Джапа накачки своего ложного эго».

    4. Джапа – полив сорняков. Повторять настолько плохо, что к моменту, когда вы закончили свои круги, вы чувствуете отвращение, депрессию и печаль. Прошли те дни, когда «воспевал и был счастлив». Теперь настало время «воспевай – и будь несчастен».

    5. Джапа «Наперегонки со временем». Читаете как можно быстрее, чтобы разделаться с этими скучными кругами. Иногда пытаетесь побить свой предыдущий рекорд: один круг за 3 минуты 59 секунд (ранее считалось, что для человека это физически невозможно, пока вы не доказали, что это таки возможно при наличии должной мотивации и желания покончить с этой джапой как можно быстрее!).

    6. Джапа в стиле «робот». Читаете мантру, как робот. Воспеваете, будучи полностью отключенным от настроения мантры. Иногда возникает желание, чтобы кто-то другой прочитал за вас ваши круги.

    7. Мантра — «холостой выстрел» Вы произносите имена Кришны, но ваши ум и сердце – где-то в другом месте, и Кришна тоже. Звук «Кришна» исходит из ваших уст, но поскольку нет сознания, то это – стрельба холостыми патронами.

    8. Джапа для «убивания времени». Воспеваете, но мысленно развлекаете себя какими-то другими вещами, чтобы не было так скучно просто слушать мантру.

    9. «Креативная» джапа. Используете джапу как время для мозгового штурма, генерирования идей и поиска решений своих проблем. Полезно иметь под рукой ручку и бумагу, чтобы записывать свои идеи. И хотя вы, возможно, прочитаете очень мало кругов и не ощутите нектара Свя-
    того имени, зато за эти два часа обзаведетесь приличным списком хороших идей. Но хорошая ли это идея: испортить свою джапу ради не-
    скольких хороших идей?

    10. «Новокаиновая» джапа. (прим.: новокаин – анестезирующее вещество). Ваше сердце настолько бесчувственное, что вы абсолютно ничего не ощущаете во время воспевания

    11. Джапа за рулем. Иногда сопровождается проклятиями в адрес тех, кто вас «подрезал» (анти-тринад апи суничена).

    12. «Не-джапа». Держа в руках четки, вы общаетесь с другим преданным, перебирая бусины по ходу разговора. Таким образом, иногда мож-
    но к концу беседы прочитать круг-другой (Боже, сохрани!).

    13. «Праджалпная джапа». Повторяете несколько мантр, затем говорите пару слов своему другу. Произносите еще несколько мантр, а затем слушаете ответную праджалпу. Затем вы выдаете еще более «сочные» сплетни. Этот процесс может продолжаться на протяжении всего чтения джапы

    14. Джапа «Вопрос-ответ». Вы беседуете с кем-то, и, слушая вас, они повторяют джапу. Затем они отвечают, а вы повторяете джапу.

    15. «Читающая» джапа. Читаете, повторяя при этом джапу. Примечание: В этом не было бы проблемы будь у вас как минимум две головы.

    16. «Левосторонняя» джапа. Повторяете джапу, делая при этом чтото левой рукой (убираете, готовите, моете машину…). Очень полезно для развития силы в левой руке.

    17. «Жвачная» джапа. Читаете джапу так, что кажется, будто вы жуете жвачку.

    18. Новая мантра. Повторяете Харе Кришна мантру новой формы, например: «криш криш ре ре».

    19. Развлекательная джапа. Повторяете джапу под телевизор или фильм. Примечание: просмотр телевизора в свободное от джапы время, так же как чтение мантры во время рекламной паузы, – это тоже фальшивка! (Просмотр во время джапы видео, которое касается сознания Кришны, – это тоже «телевизионная джапа».)

    20. «Интернетная» джапа. Пара мантр – пара писем; иногда читаем и повторяем мантру одновременно.

    21. Чтение джапы с одновременным разглядыванием витрин (это часто происходит, когда мы пытаемся «намотать» пару кругов в торговом центре).

    22. «Навевающая тоску» джапа. Вам становится настолько скучно во время чтения джапы, что вы на грани суицида.

    23. «Расслабленная» джапа. Повторяя джапу, вы ложитесь на диван или расслабляетесь в гамаке, с кокосовым соком в левой руке.

    24. «Спящая (дремлющая)» джапа. Подремать под видом повторения джапы. Другой вариант: пытаться бороться со сном, но, в конце концов, проиграть эту борьбу. Также известна как «пикирующая джапа», т.к. голова то падает, то поднимается.

    25. «Горькое лекарство». Святое имя кажется вам горьким лекарством, и во время повторения джапы навашем лице отражается отвращение.

    26. «Болезненная» джапа. Ваш ум настолько неконтролируемый, что попытки обуздать его очень болезненны. Поэтому во время повторения джапы у вас выражение лица, как у человека с ножом в спине (или как у того, кто страдает запором). Это часто сопровождается ударами рукой по голове, в более тяжелых случаях – ударами головой о стену.

    27. «Трясущаяся» джапа (также известна под названием «Муравьи в штанах»). Вы повторяете, дергаясь, как заведенная игрушечная мартышка на батарейках.

    28. «Радарная» джапа. Повторяете джапу и смотрите по сторонам на всех и вся.

    29. Аудио-джапа. Повторяете джапу, слушая лекцию, киртан, песню, радио. Особенно интересно это делать под радио.

    30. «Туристическая» джапа. Осмотр достопримечательностей с одновременным чтением джапы.

    31. «Магазинная» джапа. «Ниш, ниш, рам рам, ари ари» — и так на протяжении всего пребывания в супермаркете или торговом центре.

    32. Апатичная джапа. Чтение джапы с полным отсутствием желания и энтузиазма воспевать.

  3. Бхактисиддхантха Сарасвати говорит:
    «Любой становится чистым, будь то мужчина или женщина. Когда они достигают чистоты, они способны освободить 108 поколений после себя. А человек, который способен подняться до среднего уровня преданного служения, мадхьямы, может освободить семь поколений. Просто каништха-адхикари способен дать возможность возвыситься четырём поколениям.»
    Мы должны понять: каждый преданный трудится не только ради себя самого.Когда вы чувствуете слабость или лишаетесь вдохновения, помните, как много людей зависит от вас. Это означает, что даже другие, если они совершенно ничего не знают о сознании Кришны, всё равно благодаря вашему участию получают различные благословения.

    Е.С. Бхакти Тиртха Свами

  4. Йогешвара: Я сказал Шриле Прабхупаде: «Похоже, я упал в майю». Шрила Прабхупада ответил: «Ты всегда в майе. Но иногда ты падаешь в Кришну».

  5. САДХАНА- ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА

    Повторение шестнадцати кругов.

    «Однажды, когда Харидас Тхакур состарился и уже не мог повторять свои ежедневные 300 000 святых имен, Шри Чайтанья Махапрабху пришел навестить его.
    Он спросил:
    «Можешь ли ты определить, чем ты болен?» — и Харидас Тхакур ответил: «Моя болезнь в том, что я не могу завершить повторение своих кругов» (Ч.-ч., Антья 11.23).
    В комментарии Шрила Прабхупада говорит: «Того, кто не может завершить положенное ему количество кругов, нужно считать больным в духовном смысле… В нашем Движении сознания Кришны минимум — шестнадцать кругов, что необременительно для западных людей».
    Повторять шестнадцать кругов » это основное и самое важное из всех наставлений духовного учителя. Пренебрежение этим указанием равносильно духовному самоубийству. Во время обряда посвящения преданный дает обещание повторять шестнадцать кругов ежедневно и следовать регулирующим принципам. В качестве ответного шага Господь Кришна, действуя через духовного учителя, освобождает нового преданного от всех последствий его кармы. Обязательство ученика очень серьезно, и Шрила Прабхупада нередко напоминал об этом руководителям храмов, особенно давая посвящение.
    «Все получившие посвящение преданные должны обязательно повторять как минимум шестнадцать кругов. О невыполнении ими этой нормы не может быть и речи. В суде человек клянется говорить правду, и если он отнесется к клятве несерьезно и солжет, то будет наказан. Так же и те, кто перед Божеством пообещает следовать правилам и принципам инициированных учеников, будут наказаны, если не станут выполнять обещанного» (24 марта 1974 года, Даянанде дасу).
    Бывает, что преданный вначале серьезно относится к норме в шестнадцать кругов, но позднее решает, что слишком занят в сознании Кришны и потому у него нет времени повторять минимум кругов. Он может даже вообразить, что духовный учитель дал ему на это разрешение, и, поступая так, преданный, как ему кажется, демонстрирует свой прогресс как проповедника сознания Кришны. Но Шрила Прабхупада отвергает подобную скверную логику: «Мы были свидетелями того, как некоторые из наших современников, считавшиеся великими проповедниками, постепенно опустились до материального образа жизни, поскольку не воспевали святое имя Господа» («Упадешамрита», текст 5).
    Также часты спекуляции по поводу того, почему установлена минимальная норма в шестнадцать кругов. Иногда утверждают, что число кажется выбранным произвольно, и потому совершенно необязательно читать столько кругов. Но Шрила Прабхупада, авторитетный духовный учитель, создавший Движение сознания Кришны, намеренно установил для своих учеников абсолютный ежедневный минимум в шестнадцать кругов. Духовный учитель Шрилы Прабхупады просил своих учеников повторять шестьдесят четыре круга, однако Шрила Прабхупада на опыте убедился, что это не под силу беспокойным людям Запада. Его выбор шестнадцати кругов как нижнего порога, минимума — не причуда, и не число, которое можно произвольно уменьшить.
    Однажды Шриле Прабхупаде в письме сообщили, что один из президентов его храмов повторял всего четырнадцать кругов в день. Шрила Прабхупада ответил просто, что следует заинтересовать этого преданного в том, чтобы читать положенные шестнадцать кругов. «Наставление таково — киртанийах сада харих, — писал Шрила Прабхупада. — Следует повторять святые имена весь день. Шестнадцать кругов — это только минимум, который я установил для моих учеников; они должны повторять хотя бы столько» (25 июня 1974 года, Джагадише дасу)
    Когда в 1970 году Шрила Прабхупада впервые приехал в Японию, несколько молодых людей, ставшие его поклонниками, начали повторять маха-мантру Харе Кришна. Двое из них написали Шриле Прабхупаде, что, повторяя ее, испытывают счастье. Это известие порадовало Шрилу Прабхупаду, и в ответ он дал им экстатический совет «повторять постоянно».
    Пожалуйста, продолжайте повторять эту мантру днем и ночью. Я не думаю, что если вы станете делать это все время, это причинит вам какие-либо неудобства или повредит вам. Вы можете тихонько петь «Харе Кришна, Харе Кришна» на прогулке или в автобусе, когда куда-нибудь едете. Выполняя какую-нибудь работу руками, вы тоже можете петь. Можно повторять и когда вы отдыхаете или собираетесь отдыхать, и даже в туалетной комнате, принимая омовение. Таким образом, для повторения святого вмени Бога Кришны и Его энергии Хары ограничений нет. Это не может повредить вам, напротив, это принесет огромную пользу — духовное осознание (Письмо Минору и Кенджи, 22 апреля 1970 года).
    Повторение мантры на четках — не единственная наша обязанность. И не столько потому, что мы слишком беспокойны, сколько потому, что мы должны выполнять много обязанностей в Движении сознания Кришны. Но все преданные обязаны повторять минимальное число кругов вне зависимости от того, чем они занимаются. «Выполняя свои обязанности, мы никогда не должны забывать завершить наши шестнадцать кругов, — писал Шрила Прабхупада одному ученику, который поднял ряд вопросов касающихся мантры. — Мы не должны отдаваться исключительно выполнению обязанностей в сознании Кришны, которые считаются столь же важными, как воспевание. Ни при каких обстоятельствах мы не должны забывать своего долга повторять мантру» (24 января 1970 года, Ранадире дасу).
    На эту тему не может быть сомнений и спекуляций, поскольку Шрила Прабхупада сформулировал это наставление во многих своих книгах, где подчеркивается, что повторение Харе Кришна является самой важной обязанностью.
    «Человек может иметь другие обязанности и исполнять их под руководством духовного учителя, но прежде всего он должен придерживаться указания духовного учителя повторять определенное число кругов. В нашем Движении сознания Кришны мы рекомендовали неофитам повторять как минимум шестнадцать кругов. Следовать этой рекомендации абсолютно необходимо, если человек хочет постоянно помнить о Кришне и не забывать о Нем. Из всех регулирующих принципов наставление духовного учителя повторять как минимум шестнадцать кругов — самое главное» (Ч.-ч., Мадхья 22.113).
    Обет повторения шестнадцати кругов необходимо выполнять каждый день. И все же, кто-то может спросить: «Что случится, если в чрезвычайных обстоятельствах, я не дочитал свои шестнадцать кругов»» В «Нектаре преданности» Шрила Прабхупада говорит о таком нежелательном событии: «Если не удалось завершить повторение шестнадцати кругов сегодня, необходимо сделать это на следующий день. Обет нужно исполнять. Тот, кто строго не следует этому наставлению, обязательно станет небрежным. Это оскорбление в служении Господу» (стр. ) Не следует даже помышлять о том, чтобы практиковать накапливание незавершенных кругов до тех пор, пока «долг» не составит сотни кругов и для выполнения обета потребуются недели. Такие случаи — результат неправильного понимания, а не достойное одобрения правильное поведение.
    Каково положение преданного, которому постоянно не удается повторить положенные шестнадцать кругов» Однажды этот вопрос был задан Шриле Прабхупаде на утренней прогулке; Шрила Прабхупада ответил: «Он — животное». Но что делать с «животным»» В другой раз несколько преданных пришли к Шриле Прабхупаде сообщить, что один из высокопоставленных санньяси читает шестнадцать кругов нерегулярно. Когда они спросили, что им делать, Шрила Прабхупада ответил, что они должны обратиться к санньяси, взяв в зубы соломину (в знак смирения), и, пав к его ногам, умолять его повторять шестнадцать кругов. А однажды руководитель храма написал Шриле Прабхупаде, что некоторые индийские попечители храмов не следуют принципу повторения шестнадцати кругов. Шрила Прабхупада сказал, что это высокопоставленные люди, поэтому с ними следует обращаться тактично, чтобы не оскорбить их. Но «их должны научить следовать этому принципу другие попечители, которые сами повторяют положенное число кругов» (17 января 1976 года, Мадхудвише дасу).
    Другими словами, преданные должны быть терпимы к случайному нарушению какого-либо из принципов. Каждый склонен совершать ошибки; если не прощать оскорблений, то кого же из нас можно назвать квалифицированным» Однако если оскорбления серьезны и не прекращаются, мы должны быть решительными. «Мы должны проявлять определенную терпимость, — писал Прабхупада одному президенту храма, — но всегда должны быть строги в том, чтобы живущие в храме брахмачари неукоснительно выполняли указания духовного учителя» (29 декабря 1972 года, Чьяване).

  6. «Без веры в то, что имя Кришны — это всё, что оно может очистить моё сердце и даровать мне всю Свою милость, очень трудно вновь и вновь сосредоточивать ум на святом имени и повторять Его с верой. Поэтому я чувствую необходимость не только во внимательном повторении, но и в слушании о славе Святого имени от Шрилы Прабхупады и других возвышенных вайшнавов. Я чувствую насущную потребность снова и снова читать и слушать эти прославления, а также обсуждать с другими истинную славу и красоту святого имени, как она описана в богооткровенных писаниях и изложена устами вайшнавов. 

    Нет другого пути вкусить сладость святого имени Господа. 

    Такая медитация занимает всего меня. Она вселяет в меня подлинное чувство смирения и пробуждает чувство раскаяния. А раскаяние, в свою очередь, вызывает во мне некую эмоцию, внутреннее побуждение принять прибежище у Святого имени».

    © Ниранджана Свами.

  7. «Мы должны распланировать свою жизнь от начала и до конца, но самые важные вещи к нам придут вне плана» — ЕС Радханатха Свами. 

  8. Мой тебе совет: продолжай придерживаться той же линии, что сейчас, и это само по себе поможет тебе продвигать твое дело сознания Кришны. Да, это будет большое благо, если ты сможешь повторять по целому лакху имен ежедневно, и читать писания.Это прекрасная для тебя возможность научиться петь все стихи Шримад-Бхагаватам, как ты это начинал делать в Сан-Франциско. Это будет хорошо. Когда намачарья Харидас Тхакур попал в тюрьму, он сказал заключенным: «О, как вам повезло, что вы можете сидеть и повторять святые имена, и майя не отвлекает вас прелестями внешнего мира!» Ты должен размышлять примерно так же и воспользоваться временем своего заключения как величайшей возможностью духовного прогресса. Заметь, что обратная сторона этой страницы появилась в очень популярном журнале «Нью-йоркер», и хотя они повторяют «Харе Кришна» в насмешку, это роли не играет. Поскольку они произносят «Харе Кришна», это успех нашей миссии. Люди Кази разбили группы киртана, созданные Господом, и некоторые из них, глумясь, произносили «Харе Кришна», а после они не могли удержать свои языки, которые продолжали и продолжали произносить «Харе Кришна». Наши языки должны стать такими же, чтобы мы не могли остановиться и все пели и пели бы славу Господу. Мы практикуем, и настанет день, когда так оно и будет. (Письмо Шрилы Прабхпады Упендре, 5 февраля 1968)

  9. 32 СПОСОБА НЕ ПОВТОРЯТЬ ДЖАПУ (Мантру на чётках)

    1. Джапа вперемешку со списком дел. Медитировать на свой список текущих дел и покупок, периодически добавляя или вычеркивая пункты. Сюда также относятся размышления о том, какие счета вам нужно оплатить. Внимание: этот процесс может привести к беспокойству о том, сколько счетов вам нужно оплатить, и ваша молитва плавно поменяется с «О Господь, пожалуйста, займи меня служением Тебе» на «О Господь, пожалуйста, добавь несколько нолей к сумме моего банковского счета». 

    2. Джапа в настроении «Я его ненавижу!». Во время воспевания размышлять о том, кто вас обидел, насколько сильно, как вы ненавидите этого человека и что вы сделаете, чтобы расквитаться с ним. К концу 16-го круга ваша ненависть возрастет раз в десять и у вас будет готов отличный план и стратегия мести. 

    3. Джапа под лозунгом «Я прав!». Во время воспевания думать о том, насколько же я прав и насколько другие неправы. С каждой прочитанной мантрой вы все больше убеждаетесь в своей правоте. Также известна под названием «Джапа накачки своего ложного эго». 

    4. Джапа – полив сорняков. Повторять настолько плохо, что к моменту, когда вы закончили свои круги, вы чувствуете отвращение, депрессию и печаль. Прошли те дни, когда «воспевал и был счастлив». Теперь настало время «воспевай – и будь несчастен». 

    5. Джапа «Наперегонки со временем». Читаете как можно быстрее, чтобы разделаться с этими скучными кругами. Иногда пытаетесь побить свой предыдущий рекорд: один круг за 3 минуты 59 секунд (ранее считалось, что для человека это физически невозможно, пока вы не доказали, что это таки возможно при наличии должной мотивации и желания покончить с этой джапой как можно быстрее!). 

    6. Джапа в стиле «робот». Читаете мантру, как робот. Воспеваете, будучи полностью отключенным от настроения мантры. Иногда возникает желание, чтобы кто-то другой прочитал за вас ваши круги. 

    7. Мантра — «холостой выстрел» Вы произносите имена Кришны, но ваши ум и сердце – где-то в другом месте, и Кришна тоже. Звук «Кришна» исходит из ваших уст, но поскольку нет сознания, то это – стрельба холостыми патронами. 

    8. Джапа для «убивания времени». Воспеваете, но мысленно развлекаете себя какими-то другими вещами, чтобы не было так скучно просто слушать мантру. 

    9. «Креативная» джапа. Используете джапу как время для мозгового штурма, генерирования идей и поиска решений своих проблем. Полезно иметь под рукой ручку и бумагу, чтобы записывать свои идеи. И хотя вы, возможно, прочитаете очень мало кругов и не ощутите нектара Свя- 
    того имени, зато за эти два часа обзаведетесь приличным списком хороших идей. Но хорошая ли это идея: испортить свою джапу ради не- 
    скольких хороших идей? 

    10. «Новокаиновая» джапа. (прим.: новокаин – анестезирующее вещество). Ваше сердце настолько бесчувственное, что вы абсолютно ничего не ощущаете во время воспевания 

    11. Джапа за рулем. Иногда сопровождается проклятиями в адрес тех, кто вас «подрезал» (анти-тринад апи суничена). 

    12. «Не-джапа». Держа в руках четки, вы общаетесь с другим преданным, перебирая бусины по ходу разговора. Таким образом, иногда мож- 
    но к концу беседы прочитать круг-другой (Боже, сохрани!). 

    13. «Праджалпная джапа». Повторяете несколько мантр, затем говорите пару слов своему другу. Произносите еще несколько мантр, а затем слушаете ответную праджалпу. Затем вы выдаете еще более «сочные» сплетни. Этот процесс может продолжаться на протяжении всего чтения джапы 

    14. Джапа «Вопрос-ответ». Вы беседуете с кем-то, и, слушая вас, они повторяют джапу. Затем они отвечают, а вы повторяете джапу. 

    15. «Читающая» джапа. Читаете, повторяя при этом джапу. Примечание: В этом не было бы проблемы будь у вас как минимум две головы. 

    16. «Левосторонняя» джапа. Повторяете джапу, делая при этом чтото левой рукой (убираете, готовите, моете машину…). Очень полезно для развития силы в левой руке. 

    17. «Жвачная» джапа. Читаете джапу так, что кажется, будто вы жуете жвачку. 

    18. Новая мантра. Повторяете Харе Кришна мантру новой формы, например: «криш криш ре ре». 

    19. Развлекательная джапа. Повторяете джапу под телевизор или фильм. Примечание: просмотр телевизора в свободное от джапы время, так же как чтение мантры во время рекламной паузы, – это тоже фальшивка! (Просмотр во время джапы видео, которое касается сознания Кришны, – это тоже «телевизионная джапа».) 

    20. «Интернетная» джапа. Пара мантр – пара писем; иногда читаем и повторяем мантру одновременно. 

    21. Чтение джапы с одновременным разглядыванием витрин (это часто происходит, когда мы пытаемся «намотать» пару кругов в торговом центре). 

    22. «Навевающая тоску» джапа. Вам становится настолько скучно во время чтения джапы, что вы на грани суицида. 

    23. «Расслабленная» джапа. Повторяя джапу, вы ложитесь на диван или расслабляетесь в гамаке, с кокосовым соком в левой руке. 

    24. «Спящая (дремлющая)» джапа. Подремать под видом повторения джапы. Другой вариант: пытаться бороться со сном, но, в конце концов, проиграть эту борьбу. Также известна как «пикирующая джапа», т.к. голова то падает, то поднимается. 

    25. «Горькое лекарство». Святое имя кажется вам горьким лекарством, и во время повторения джапы навашем лице отражается отвращение. 

    26. «Болезненная» джапа. Ваш ум настолько неконтролируемый, что попытки обуздать его очень болезненны. Поэтому во время повторения джапы у вас выражение лица, как у человека с ножом в спине (или как у того, кто страдает запором). Это часто сопровождается ударами рукой по голове, в более тяжелых случаях – ударами головой о стену. 

    27. «Трясущаяся» джапа (также известна под названием «Муравьи в штанах»). Вы повторяете, дергаясь, как заведенная игрушечная мартышка на батарейках. 

    28. «Радарная» джапа. Повторяете джапу и смотрите по сторонам на всех и вся. 

    29. Аудио-джапа. Повторяете джапу, слушая лекцию, киртан, песню, радио. Особенно интересно это делать под радио. 

    30. «Туристическая» джапа. Осмотр достопримечательностей с одновременным чтением джапы. 

    31. «Магазинная» джапа. «Ниш, ниш, рам рам, ари ари» — и так на протяжении всего пребывания в супермаркете или торговом центре. 

    32. Апатичная джапа. Чтение джапы с полным отсутствием желания и энтузиазма воспевать.

  10. Рама лила, Равана, немедленно, без колебаний

    ХОРОШИЙ СОВЕТ РАВАНЫ 

    То, что благоприятно, следует делать немедленно, без колебаний. А то, что неблагоприятно, следует откладывать, ждать и смотреть. Тот, кто торопится, будет сожалеть о спешке.

  11. За много лет повторения джапы, не каждый день был оптимальным. Я повторял джапу уставшим, больным и травмированным; я повторял джапу в машинах, самолетах и кораблях. Однажды, я даже повторял на трассе для лошадиных бегов! Качество моих кругов варьировалось в зависимости от моего физического состояния, внешних обстоятельств и состояния моего сознания. Но Святое Имя оставалось неотъемлемой частью моей жизни, Святое Имя подобно другу — всегда со мной, успокаивает мой ум, создает постоянство в турбулентной жизни материального мира, отстраняет меня от текущих дел, позволяя мне помнить вечную перспективу того, что действительно важно в моем служении Кришне… 

    Кадамба Канана Свами

  12. Будь разумен и не ленись!
    На тебе лежит очень важная обязанность следить за тем, чтобы все наши отделения были обеспечены полным ассортиментом моих книг в достаточном объеме. И я знаю, что каждый день мы получаем большое количество заказов по почте, так что ты должен также следить, чтобы эти заказы выполнялись быстро и в полном объеме. Если мы будем брать с людей деньги, а потом задерживаться с выполнением заказа, мы приобретем дурную репутацию. Так что будь разумен и не ленись, и тогда Кришна даст тебе способность все делать, как следует. Нет разницы между повторением «Харе Кришна» или санкиртаной и исполнением порученной работы в сознании Кришны. Нам приходится делать огромное количество и управленческой, и конторской работы, но Господь Чайтанья пообещал нам, что поскольку в Кали-югу это необходимо для несения нашего проповеднического служения, Он обещает, что эта деятельность не поработит нас. Если надо сделать какую-то работу, то сначала сделай ее, а потом повторяй джапу. Однако минимум шестнадцать кругов в день ты должен прочитать. Спи меньше, если надо, но положенное количество кругов прочитать ты должен. 

    письмо Киртирадже прабху, 2 января 1972 г.
    Абхай Чаранаравинда Бхактиведанта Свами Шрила Прабхупада 

  13. Я очень рад, что вы повторяете 48 кругов. На самом деле да, нужно повторять 64 круга или хотя бы 16 кругов. И если человек может повторять больше, если он способен увеличить количество кругов до 64, это очень хорошо. Установите для себя определённое число кругов. Попытайтесь увеличить его, но никогда не уменьшайте. ( Письмо Шрилы Прабхупады Индире и Экаяни, 17 декбря 1967 г.)

  14. Как часто мы ссылаемся на нехватку времени для того, чтобы повторять больше Святого Имени?

    «Я очень рад узнать, что ты испытываешь восторг во время воспевания Харе Кришна. Да, так и есть. Если человек повторяет эту мантру с верой и простым пониманием, то воздействие трансцендентного звука немедленно проявится в виде духовного блаженства.
    Поэтому продолжай повторять мантру столько раз, сколько возможно, день и ночь. Не думаю, что это станет причиной неудобств или потерь, если ты будешь делать это постоянно. Даже когда идешь, можешь тихо повторять  «Харе Кришна, Харе Кришна», или же когда ты едешь куда-то в автобусе, то можешь также повторять. Когда делаешь что-то руками, — можешь повторять, когда отдыхаешь или собираешься спать, — тоже повторяй. Даже в ванной под душем можно повторять.
    Нет ограничений и запретов в повторении Святого Имени Бога, Кришны и Его Энергии, Хары. В этом деле нет потерь, но всегда огромное благо трансцендентного осознания.»
    Попытки постоянного повторения Святого Имени не подразумевают, что мы «размазываем» свой минимум 16 кругов по всему дню, повторяя их параллельно с какими-то другими занятиями. 16 кругов следует повторить максимум до 10 утра, а после этого непрерывно держать свой ум у стоп Святого Имени. 

    Письмо Минору, Кенджи (22 апреля 1970 г., Лос Анджелес) от Абхая Чаранаравинды Бхактиведанты Свами Шрилы 

  15. ПОЧЕМУ МИНИМАЛЬНО 16 КРУГОВ МАХАМАНТРЫ

    Локанатха: Шрила Прабхупада, почему вы выбрали это число 16, для повторения кругов?

    Шрила Прабхупада: Да.

    Локанатха: Почему не меньше или больше?

    Шрила Прабхупада: Мы установили 16?

    Локанатха: Мы повторяем 16.

    Шрила Прабхупада: Нет. Мы говорим «минимум 16». Минимум.

    Локанатха: Почему этот минимум 16?

    Шрила Прабхупада: Если вы можете, то вы можете повторять 16 тысяч. 16 кругов это минимум. Но если вы способны повторять 16 тысяч кругов, то это приветствуется. Мы настолько заняты. Тем не менее, мы говорим, «Нам нечем заниматься». В этом заключается наша неудача. Харе Кришна. Джайа.

    Харидас Тхакур занимался повторением святых имён и пришла проститутка. Она предложила, «Давай будем наслаждаться». «Да, позволь мне закончить. Позволь мне закончить повторение». Мы настолько заняты, и тем не менее мы говорим, «Никаких дел». Он отказался заниматься сексом с прекрасной молодой девушкой, потому что он был занят. «Сначала разреши мне закончить мои дела», а мы говорим, что у нас нет дел. Насколько мы неудачливы. /перерыв/ … говорит,

    киртанийах сада харих
    /ЧЧ, Ади 17.31/

    он занимался делами 24 часа, а мы видим, что нечем заниматься.

    Локанатха: Некоторые преданные установили количество, отличающееся от 16-ти. Некоторые повторяют минимум 20 или 25.

    КРУГИ МАХАМАНТРЫ НЕОБХОДИМО УВЕЛИЧИВАТЬ.НЕ УМЕНЬШАТЬ..

    Шрила Прабхупада: Да. Это необходимо увеличивать.

    Локанатха: Для нас рекомендуется…

    Шрила Прабхупада: Но не уменьшайте. Не уменьшайте, увеличивайте. Поэтому установлено одно число, «По крайней мере я должен делать столько-то». Это 16 кругов.

    Локанатха: Но вы рекомендуете 16 как минимум, а некоторые преданные выбирают 20 как минимум.

    Шрила Прабхупада: И кто же запрещает? Кто говорит «Не делайте этого?».

    Локанатха: Они могут повторять?

    Шрила Прабхупада: Да. Это необходимо. Но потому что вы не можете этого делать, поэтому мы установили этот минимум.

    санкхйата aсанкхйата

    Санкхйата означает с обетом, на основе количества. И aсанкхйата означает нет никаких пределов. /перерыв/…

    Яшоматинандана: Выше, чем другая деятельность или они находятся на том же уровне? Любая деятельность в сознании Кришны…. Является ли повторение самым возвышенным или…?

    Шрила Прабхупада: Всё является возвышенным. Поэтому есть 9 процессов.

    шраванам киртанам вишнох смаранам пада-севанам,
    арчанам ванданам дасйам
    /ШБ 7.5.23/

    Множество. Они все возвышены.

    Яшоматинандана: Почему повторение святых имён рекомендуется именно в этот век?

    Шрила Прабхупада: Предположим, что у вас нет храма, тогда вы не можете совершать арчаны. Поэтому это всеобщее, всеобщее. Это не так, что потому что у вас нет храма, поэтому ваше преданное служение прекращается. Есть другие процессы. Вы можете делать. Харе Кришна. Джайа.

    Локанатха: Шрила Прабхупада? Мы можем повторять больше кругов, тогда как мы можем знать, что подражаем Харидасу Тхакуру или следуем по его стопам?

    Шрила Прабхупада: Имитация это также хорошо. Если вы будете подражать Харидасу Тхакуру, то в этом ваша великая удача, даже если вы подражаете. (обрыв)… Имитация не означает, что вы обречены. Даже если вы будете имитировать, то это также хорошо. (обрыв)… Если у вас другие дела, а вы говорите, «Я теперь подражаю Харидасу Тхакуру, я могу это делать», то это очень плохо. «Я занят тем, что я имитирую Харидаса Тхакура». Это не очень хорошо. Это очень плохо. /перерыв/…

    Брахманaнда: Если преданных просят о служении, они говорят, «О, я должен повторять».

    НЕ ИММИТИРУЙТЕ ВЕЛИКИХ ВАЙШНАВОВ

    Шрила Прабхупада: «Я имитирую». Да. «Я имитирую Харидаса. Это моё первейшее занятие». Это очень плохо.

    Утренняя прогулка от 10 ноября [1975 года, Бомбей]

  16. По поводу твоих недочитываемых кругов, я думаю, что это не должно превращаться в постоянную практику. Если ты случайно в какой-то день не дочитал, это дело другое. Но по мере возможности мы всегда должны стараться вычитать предписанное число кругов. Ты должен стараться уделять повторению мантры два-три часа ежедневно. В нашем распоряжении двадцать четыре часа, так что найти два или три часа для повторения мантры совсем не трудно. Нужно лишь организовать все должным образом. (Письмо Шрилы Прабхупады Шивананде, 13 февраля 1969)

  17. Если преданный не может закончить повторять установленное число святых имен на четках, это значит, что он духовно болен. Шрилу Харидаса Тхакура именуют намачарьей. Разумеется, мы не можем подражать Харидасу Тхакуру, но каждый из нас должен повторять предписанное количество святых имен. В нашем Движении сознания Кришны мы установили такую норму, которая не слишком обременительна для западных преданных, — минимум шестнадцать кругов маха-мантры на четках. Эти шестнадцать кругов нужно повторять обязательно, причем повторять вслух, так, чтобы и сам преданный слышал святое имя, и окружающие. 

    [А.Ч. Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада] 
    Комментарий к «Чайтанья-чаритамрите», Антья-лила 11.23

  18. Во время джапы нам дана возможность напрямую общаться с Господом! Для нас доступен такой опыт, а мы превращаем свое воспевание в бездумный ритуал, просто перебирая четки два часа в день, чтобы убедиться, что круги прочитаны. Мы думаем, что вершина успеха — это закончить круги! Наш успех заключается не в том, чтобы закончить круги, а в том, чтобы помнить о Кришне. Поэтому, воспевание должно быть сознательной и преднамеренной практикой поклонения Господу. Не сводите все до ритуала. Мы не вернемся обратно к Богу, выполняя обязательства.

    Е.С.Ниранджана Свами (Май 1990, Бельгия, Ш.Б. 4.30.3)

  19. Самое главное — это делать все регулярно или, другими словами, по расписанию. Каждый должен ежедневно, без пропусков, повторять на четках свои шестнадцать кругов и строго соблюдать регулирующие принципы. Эти основные обязанности в сознании Кришны надо исполнять очень и очень строго, и тогда у тебя будет необходимая сила духа, чтобы всегда оставаться непоколебимым в преданном служении. Если преданный регулярно делает это, если он постоянно занят делом в сознании Кришны, такому искреннему преданному Кришна откроет всю духовную науку изнутри, из сердца.
    (Письмо Шрилы Прабхупады Сучандре, 19 февраля 1970)

  20. КРИШНА ЛИЧНО ПРЕДСТАНЕТ ПЕРЕД ТОБОЙ

    «Повторять джапу следует ранним утром с полной сосредоточенностью, предпочтительно во время брахма-мухурты. Полностью сосредоточься на звуке мантры, произнося отчетливо каждое имя, и постепенно скорость твоего повторения возрастет сама собой. Не стремись повторять слишком быстро, гораздо важнее слушать. Преданный должен быть серьезен и молчалив, а это значит, что он обсуждает только темы, связанные с сознанием Кришны. Да, проводи время, повторяя мантру, читая книги и почитая кришна-прасад, и ты легко обуздаешь язык. Если ты круглые сутки искренне занимаешься преданным служением в соответствии с указаниями духовного учителя, повторяешь ежедневно шестнадцать кругов, посещаешь церемонию арати в честь Господа Кришны, общаешься с преданными и строго придерживаешься регулирующих принципов, Кришна лично предстанет перед тобой».

    Письмо Шрилы Прабхупады Радхабаллабха-дасу, 6 января 1972г.

  21. Было легко понять, что Шрила Прабхупада наслаждается повторением джапы. Он всегда подчеркивал важность воспевания наших 16-ти кругов. Однажды он рассказал мне, что, когда он был домохозяином, он прибегал к простому методу, чтобы вычитать 16 кругов. И что мы могли бы также применять этот метод. 

    «Когда я был домохозяином,» сказал он, «я повторял по четыре круга перед каждым приемом пищи и еще четыре вечером перед сном. Таким образом, 16 кругов можно вычитывать без труда.» Он засмеялся и сказал: «Если ты не будешь принимать прасад пока не повторишь свои четыре круга, то ты их точно повторишь.» 

    В Нью-Двараке он сказал мне: «По вечерам, если я уставший, то я воспеваю во время ходьбы. Если устал, повторяй джапу при ходьбе, как я. Иногда, когда я устаю, я хожу по по комнате. Все можно делать в одной комнате. Если устал, можно повторять стоя, как я «. 

    Часто Шрила Прабхупада повторял круги, прогуливаясь по комнате или сидя в своем кресле-качалке . Вечером он иногда повторял, пока я делал ему массаж на кровати. 

    «Всё, я закончил,» — говорил он. 

    Однажды в Нью-Двараке я убирал на его рабочем столе в гостиной, а он сидел за ним и повторял джапу. Он опустил последнюю бусину на счетчике, посмотрел на меня с сияющей улыбкой и сказал шутливо: «Всё, я вычитал свои круги. Теперь я могу заниматься всем, чем мне вздумается.» 

    Преданные часто спрашивали Шрилу Прабхупаду о выполнении особых предписаний в Экадаши или следовании Чатурмасье. 

    «Мои ученики не могут даже повторять 16 кругов и следовать принципам», — ответил он. «Какой смысл в этих дополнительных правилах и предписаниях? Для начала делайте это. Выполняйте те простые вещи, которые я прошу вас делать. Не беспокойтесь обо всех этих ритуалах. Сначала повторяйте свои 16 кругов и следуйте принципам». 

    В один из дней к Шриле Прабхупаде в комнату пришёл брахмачари и рассказал ему о том, что он совершил падение, вступив в связь с женщиной. Он спросил у Прабхупады, должен ли он жениться на ней. 

    «Женитьба. Почему ты думаешь, что женитьба решит твои проблемы?», —ответил Шрила Прабхупада. «Ты должен воспевать. Просто повторяй Харе Кришна. Повторяй свои 16 кругов». 

    Зачастую преданные приходили к Шриле Прабхупаде с какой-то проблемой, ожидая некоего специального решения. Но решение, которое давал Шрила Прабхупада всегда было одинаковым. «Воспевай Харе Кришна. Повторяй свои 16 кругов». Он ввел фразу «Просто делай это!» (Just do it!) задолго до компании «Nike». 

    «Если есть сложности, то громко повторяй,» сказал он одному ученику. «Если есть беспокойства — громко повторяй.» 

    Однажды его внимание обратили на то, что один из старших преданных не посещал мангала арати и не повторял свои круги, по крайней мере, в присутствии других преданных. 

    «Делай это, чтобы показать пример другим преданным», — сказал Шрила Прабхупада. «Ты сам очень продвинутый. Тебе нет необходимости посещать мангала арати. Но ты должен подавать пример тем, у кого такая необходимость есть.» 

    Из книги Шрутакирти прабху «Srila Prabhupada Uvaca» (глава 62)

  22. По поводу того, чтобы кто-нибудь поехал туда и позаботился о детях в отсутствие Сатьябхамы, я напишу Лилавати в Бостон, может быть она сможет заместить ее на это время. Если же нет, придется еще что-нибудь придумать. Но куда бы ты ни поехал — в Нью-Вриндаван или в Нью-Йорк, прилагай усилия к тому, чтобы вычитать свои шестнадцать кругов, насколько это возможно. Конечно, если ты постоянно занят служением Кришне и постоянно повторяешь «Харе Кришна», пусть даже не на четках, это тоже хорошее положение. Поскольку ты там один из основных работников и выполняешь множество важных обязанностей, особенно заботясь о коровах, у тебя может не быть времени повторять шестнадцать кругов. Это не большой промах, и ты не должен слишком из-за этого переживать. 
    Кришна видит твою искренность, и Он будет очень добр к тебе, благодаря этому. Но, по мере возможности, старайся все-таки повторять по шестнадцать кругов ежедневно. Если из-за большого количества служения для Кришны ты не будешь успевать, пусть тебя это не беспокоит. Только не отступай слишком далеко от этого принципа. Это будет нехорошо. Кроме того, ты должен читать Бхагавад-гиту, по крайней мере, несколько стихов в день, и обдумывать их в течение дня. Лучше всего читать по одной главе в день, но если ты сможешь каждый день медитировать на несколько стихов Бхагавад-гиты, это лучше, чем просто читать каждый день по часу, а потом забывать о предмете до следующего чтения.

    Письмо Шрилы Прабхупады Парамананде, 29 июля 1969

  23. ВЫ ДОЛЖНЫ ВОСПЕВАТЬ ШЕСТНАДЦАТЬ КРУГОВ.

    Бхакте Дасу, который признался, что он не воспевает шестнадцать кругов ежедневно, потому что он тяжело трудится и спит всего несколько часов, Шрила Прабхупада сказал, «Тогда спите два часа, но в любом случае вы должны воспевать шестнадцать кругов. Это не очень трудно. Один час утром, один час вечером, что здесь трудного?».

    Источник: Laksmimani d.d., Memories of Srila Prabhupada, DVD 51.

  24. Когда будет приобретена наборная машина, ты будешь занята с 11 до 3 часов дня и с 7 до 10 вечера. То есть, семь часов в день. Когда ты печатаешь, помни, что это ничем не хуже пения, потому что твоя работа связана непосредственно с Кришной. И повторение на четках, и воспевание на пишущей машинке — одинаково духовные звуки для Кришны. Имя Кришны, Его слава, Его качества — все это находится на абсолютном уровне, и потому нет разницы между тем и другим. Поэтому не заблуждайся относительно того, что ты печатаешь на машинке, а не повторяешь мантру. 

    (Письмо Шрилы Прабхупады Арундхати, 16 июня 1969)

  25. Е.С. Шрила Индрадьюмна Свами
    Ответы на вопросы

    Вопрос: Если преданный занят очень интенсивным служением днем и не успел прочитать свои круги, оправдывает ли это то, что преданный дочитывает круги на следующий день?

    Ответ: То есть преданный занимается очень интенсивным служением днем, поэтому он не поел. Нормально ли в этом случае поститься и поесть на следующий день? Энтузиазм на совершение нашего служения исходит из воспевания. И если вы перестаете воспевать, вы теряете энтузиазм на служение. Воспевание – это молитва Кришне о служении и о любовных отношениях. Поэтому если человек не повторяет мантру, долго он не прослужит.
    Еще один взгляд на воспевание: воспевание подобно лекарству от болезни материального существования. Воспевание – лучшее лекарство. Если вы настолько заняты, что не воспеваете мантру – вы не излечитесь. Признак болезни – это страдание, поэтому повторять надо. Это не просто наша обязанность, это в наших интересах. Воспевание дает три результата:
    первое – уничтожает кармические реакции в сердце,
    второе — Уничтожает материальные желания,
    самое главное – оно пробуждает прему.
    Это достаточно удивительное явление – одним махом достигаются три результата. Вначале вы видите уничтожение греховных реакций, ваши страдания сходят на нет. Постепенно мы преодолеваем материальные желания. И в конечном итоге мы чувствуем экстатические признаки любви к Богу. Любое из этих достижений само по себе удивительно. В этом мире ничто не может дать даже одного из этих результатов.
    Как духовный учитель справляется с кармой? Он воспевает: Харе Кришна Харе Кришна/ Кришна Кришна Харе Харе/ Харе Рама Харе Рама/ Рама Рама Харе Харе. Кришна говорит в Бхагавад Гите, что трансцендентное знание до тла сжигает все последствия кармической деятельности. И главное знание заключается в наставлении постоянно воспевать Святое Имя, потому что ни одни последствия грехов не могут противостоять могуществу присутствия воспевания Святого Имени. Также как тьма не может оставаться в присутствии света. Какая бы не была непроглядная тьма, но с первыми лучами солнца она исчезает. Поэтому в присутствии Господа не могут находиться никакие последствия грехов, они превращаются в пепел. Духовный учитель должен уметь воспевать на очень возвышенном уровне. Он должен воспевать настолько чисто, что при этом уничтожаются греховные реакции всех его учеников.
    Когда Прабхупада приехал в Индию со своими учениками в 71 году, его духовные братья критиковали его. Они говорили, что он напрасно инициировал столько много западных людей, потому что они слишком греховны, слишком падшие и им нельзя давать чистое Святое имя – ничего не получится. И Прабхупада бросил вызов. Он спросил:
    — Что более могущественно последствия грехов, накопленных за миллионы жизней, или же одно Святое имя?
    Поскольку духовный брат Шрилы Прабхупады был преданным, он вынужден был признать, что Святое имя могущественнее любой кармы. Господь всемогущ, и Он присутствует в своем имени.
    — И если одно Святое имя могущественнее целых гор греховных реакций, накопленных за миллионы жизней, — сказал Шрила Прабхупада,- я верю, что благодаря воспеванию Харе Кришна они смогут избавиться от всех последствий своих грехов.
    Господь Чайтанья очень милостиво дает вам могущественный процесс: надо просто воспевать Харе Кришна Харе Кришна/ Кришна Кришна Харе Харе/ Харе Рама Харе Рама/ Рама Рама Харе Харе. Если бы вы знали, что вы больны, что ваше тело страдает и если бы у вас была возможность избавиться от этой болезни, пока она не проявилась, неужели бы вы этого не сделали? Например, если бы у вас обнаружили рак и сказали, что сейчас вы можете легко справиться с этим. А вы бы ответили: нет, спасибо, я слишком занят, чтобы заниматься этим. Это тоже самое, когда преданный слишком занят своим служением, чтобы повторять свои круги. Точно так же как раковые клетки в вашем сердце находятся последствия грехов и их может уничтожить только воспевание. Это в ваших интересах воспевать, не потому что вы должны это делать или потому что знаете философию. Я знаю, зачем я воспеваю: чтобы мое сердце очищалось, чтобы я избавился от материальных желаний, и чтобы в конечном итоге проявилась чистая любовь к Богу – према. Признак того, что вы понимаете это, заключается в том, что ваши четки темнеют. Если вы будете регулярно повторять у вас будут темные отпалированные четки. Поэтому надо воспевать также как вы едите. Воспевание — это способ проявить свою любовь в разлуке и мы хотим это делать. Это время общения с Кришной.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *