Целомудрие

Ачьюта Прия дас Заметки на Полях 431 14 Комментариев

  •  
  • 23
  • 62
«Адау шраддха…», — все начинается с веры. Что такое вера? Кришнадаса Кавираджа Госвами (Чайтанья-чаритамрита, Мадхья, 22.62) определяет веру:
шраддха-шабде — вишваса кахе судриддха нишчайа
кришне бхакти кайле сарва-карма крита хайа, —
шраддха — это глубокая убежденность (судриддха нишчайа) в том, что, совершая преданное служение Кришне (кришне бхакти кайле), человек автоматически достигает плодов всех остальных видов деятельности (сарва-карма крита хайа).

Шрила Прабхупада в лекции (ШБ,1.2.18, Калькутта, 26.09.1974) в этой связи приводит замечательный пример целомудренной женщины. Целомудренная женщина никогда не будет говорить, что все мужчины хороши. Она может сказать, что лишь ее муж хорош. Точно так же, духовное целомудрие заключается в понимании: хорошо лишь служение одному господину, Верховному Господу Шри Кришне. Целомудрие не предполагает, что служение любому полубогу или служение, покрытое налетом кармической деятельности (кармой) либо философских измышлений (гьяной), или желанием мистических совершенств (йогой) — тоже хорошо и приемлемо.

Что же делать с мирскими желаниями, им не прикажешь уйти? Пока они присутствуют, то могут послужить предлогом для развития смирения и раскаяния садхаки.
А для очищения сердца текст Бхагаватам (1.2.18) предписывает служение бхагавате: нитйам бхагавата севайа. Здесь не сказано «нитйам бхагаван-севайа» — служение Бхагавану, Богу. Употреблено слово «бхагават».  «Бхагават» — это то, что связано с Бхагаваном, Господом. Шрила Прабхупада в комментариях говорит о двух типах бхагават — книге, описывающей Бхагавана, и о преданном Бхагавана, а служить нужно не эпизодически, но постоянно, как минимум ежедневно и на протяжении всей жизни — нитьям. Служение книге Бхагаватам — это слушание и чтение Бхагаватам, а служение личности бхагавате — выполнение его указаний и служение миссии бхагаваты. Тогда, благодаря такому служению человек продвигается к уровню ништхи, твердой веры.

Желания не исчезнут сразу, даже когда благодаря значительному очищению сердца шраддха вырастает до уровня ништхи (твердой веры), анартхи, нечистые желания все же остаются в некотором количестве. Прабхупада для наглядности говорит, что их остается  25 процентов. Но важно, что на уровне ништхи не остается стремления лелеять, сохранять материальные желания параллельно с практикой и попыткой духовно расти, но появляется неуклонная решимость беспощадно выпалывать сорняки на ниве своего сердца .
Так, постепенно, целомудрие превращается в неуклонную преданность, а далее — в любовь.

Комментариев 14

  1. Определение бхакти (преданного служения)

    анйабхилашита-шуньям гьяна-кармади-анавритам

    анукульена кришнану шиланам бхактир уттама

    Первый перевод (Чайтанья Чаритамрита):
    «Идя путем совершенного переданного служения необходимо избегать любых материальных желаний, знания основанного на философии монизма и деятельности ради ее плодов. Чистый преданный постоянно служит Кришне, желая доставить Ему удовольствие».

    Второй перевод:
    «Чистое преданное служение – это деятельность, направленная на удовлетворение Кришны, без скрытых мотивов и не покрытая стремлением к философским поискам или материальной выгоде».

    Бхакти Расамрита Синдху 1.1.11 (Нектар преданности) – парибхаша-сутра

    Парибхаша-сутра (пари-обходить вокруг; бхаша-говорить; сутра-краткий тезис) – то вокруг чего ходит это произведение, главный тезис (песчинка вкруг которой наматывается жемчужина. Парибхаша-сутра – ключ к пониманию произведения (если какой-то стих в произведении не понятен, нужно посмотреть его в контексте парибхаша-сутры). Все произведение является расширенным комментарием к парибхаша-сутре.

    анукульена кришнану шиланам бхактир уттама

    Сварупа-лакшана бхакти — главные признаки бхакти, принципиальные характеристики, определяют преданное служение вообще (бхакти).

    3 основных признака бхакти

    1. Оно совершается для Кришны.
    «Совершенное преданное служение проявляется в стремлении человека полностью погрузиться в Сознание Кришны, занимаясь служением Господу позитивным образом».

    А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада — Нектар преданности

    Слово Кришна включает в себя все!

    «Мы должны любить только Кришну, но Кришна необычное живое существо. Говоря о Кришне, мы имеем ввиду Верховную Личность Бога вместе со всеми Его многочисленными экспансиями. Иными словами объектами нашей чистой преданности должны быть Кришна и Его экспансии. Кришна распространяет себя принимая форму своих полных неотъемлемых частей, своих отделенных неотъемлемых частиц и своих разнообразных энергий».

    А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада — Нектар преданности

    Кришна единственный объект чистой преданности, в результате такой однонаправленной любви, человек любит все, что непосредственно связано с Кришной (Кришна – это все, все то где мы видим связь с Кришной).

    2. Это активная деятельность.
    Кришнану (ану-постоянно, всегда; следуя за) шиланам (практика, деятельность) – практика основанная на следовании по стопам предыдущих ачарьев (активная деятельность полученная от Кришны или от Его представителей).

    3. Оно выполняется с желанием порадовать Кришну.
    Анукульена (анукул-благоприятным образом) — с желанием порадовать.

    Бхактир уттама – высшее бхакти, деятельность направленная на удовлетворение Кришны.

    анйабхилашита-шуньям гьяна-кармади-анавритам

    Таташтха (татастха)-лакшана бхахти – вспомогательные признаки бхакти, определяют чистое служение (шуддха-бхакти).

    Два второстепенных признака бхакти (разница между шуддха-бхакти и мишра-бхакти)

    1. Свободно от скрытых корыстных мотивов
    Анйабхилашита (анйа-других; абхилаш-скрытые желания; суфикс «та»-склонность желать)-шуньям (лишенный; ноль) – лишенный других желаний.

    Даже если у преданного есть посторонние желания необходимо, чтобы побудительные мотивы его деятельности оставались абсолютно чистыми. Человек должен желать только одного доставить удовольствие Господу и так выполнять чистое преданное служение.

    2. Не покрыто философскими поисками и деятельностью ради ее плодов
    Гьяна (философские поиски)-кармади (карма-привязанность к выполнению религиозных ритуалов; ади-другие, прочие устремления)-анавритам (не покрыто, не перекрывает) – не покрыто кармой и гьяной.

    Карма/Гьяна-мишра (мишра-примесь) бхакти – не дает любви к Богу (высший плод), в конечном счете, человек должен отказаться от мишры, очиститься от нее.

    Две основные ловушки бхакти (карма и гьяна)

    Мотив гьяны — имперсональное отречение.
    Мотив кармы – привязанность, основанная на материальных желаниях.
    Бхакти – это середина, в ней есть привязанность и отречение одновременно (привязанность к духовному подразумевает отречение от материального). В отличии от кармы — это привязанность к духу, а в отличии от гьяны отречение на основе привязанности (это не пассивная деятельность, а активное начало). Чистое бхакти – это служение для Кришны без корыстных мотивов, свободное от кармы и гьяны.

    сарваупадхи (сарва-все; упадхи-ложные отождествления)-винирмухтам (освобождиться, уничтожить)

    тат(тот) паратвена(более высокое сознание) нирмалам(очищенный)

    хришикена хришекеше (хришика-чувства; иша-повелитель)

    севанам (служение) бхактир (юхакти) учйате (принимается, считается)

    «Человек должен освободится от всех материальных отождествлений и с помощью сознания Кришны очистится от всей материальной скверны. Необходимо вернуться в свое чистое изначальное состояние, в котором его чувства заняты служением хозяину чувств. Такая деятельность называется преданным служением».

    Нарада Панчаратра

    «Высшим занятем [дхармой] для всех людей является такое занятие, с помощью которого они могут прийти к любовному преданному служению трансцендентному Господу. Чтобы полностью удовлетворить душу, такое преданное служение должно быть бескорыстным и непрерывным».

    Шримад Бхагаватам 1.2.6

    Дхарма (дхар-поддерживать) – деятельность, которая прямо соответствует определенному объекту и его предназначению.

    Преданное служение – активная деятельность (ум, слова, тело), направленная на удовлетворение Кришны.
    Чистое преданное служение – чистая деятельность без примесей гьяны и кармы для Кришны без корыстных мотивов.

  2. Анйабхилашита шунйам — этими словами Рупа Госвами начинает свое определение. Слово анйа значит другие, посторонние. Слово абхилашита — желание. Вместе — аньябхилашита — посторонние желания, от которых — шуньям — нужно избавиться. Анйабхилашита шунйам значит, что у нас не должно быть иных желаний, кроме желания бхакти. То есть бхакти — это наша цель и, одновременно, средство к достижению цели.

    Значит ли это, что у нас не должно быть никаких желаний уже на уровне садхана-бхакти? Мы говорили, что в понятие кришнану шиланам включается садхана, то есть самые начальные этапы преданного служения, начиная с уровня шраддхи. Значит ли это, что уже на уровне шраддхи у нас не должно быть никаких желаний?

    Четвертый стих Шикшаштаки описывает состояние, когда духовный вкус перекрывает материальный. Главное желание человека, находящегося на уровне ручи — удовлетворить Кришну

    на дханам на джанам на сундарим кавитам ва джагад-иша камайе

    мама джанмани джанманишваре бхаватад бхактир ахаитуки твайи

    «Я не желаю ни богатства, ни семьи, ни женщин, ни последователей, ни образования, ни высоких слов, ни искусства. Я желаю только преданного служения Тебе». Почему? Потому что я от него получаю гораздо большее удовлетворение, чем от всего остального. Значит ли это, что чистое преданное служение начинается только с уровня ручи? Нет. Хотя грубые материальные желания уходят только на уровне ручи, преданное служение на уровне шраддхи может относиться к категории уттама-бхакти.

    Секрет заключается в суффиксе. Абхилаш — желание. Но Рупа Госвами произносит абхилашита. То есть к слову абхилаш прибавляется два суффикса. Абхилаш + ин + та. Получается — абхилашита. В отличие от просто желания, аньябхилашита — глубокое желание, определяющее вторую натуру человека. Аньябхилашита значит мотив, который указывает направление, цель.

    Таким образом, произнося аньябхилашита, Рупа Госвами выдвигает более сильное и одновременно более простое требование к действиям, которые можно будет определить как уттама-бхакти. Избавиться от поверхностных желаний недостаточно, нужно избавиться от глубинной, укоренившейся привычки действовать корыстно. Мы привыкли действовать инстинктивно, и инстинкт «мое» или «хочу» сидит в нас очень глубоко. С другой стороны, когда мы избавляемся от привычки действовать корыстно, то желания, время от времени возникающие в нашем уме, не прерывают чистоты преданного служения.

  3. Анукульена — значит, что деятельность, о которой идет речь, должна сопровождаться желанием удовлетворить, в данном случае, Кришну. Не является ли слово анукульена излишним в этом стихе? И не подразумевает ли кришану шиланам само по себе удовлетворение Кришны? Анушиланам подразумевает, что Кришна уже доволен нашей деятельностью.

    В комментарии к этому стиху Джива Госвами говорит, что слово анукульена необходимо, поскольку в противном случае, в определение чистого преданного служения, данного Рупой Госвами, подпала бы и деятельность Камсы. Камса тяжело трудился, постоянно думая о Кришне. Причем, о Кришне во Врадже. Тем не менее, его деятельность нельзя назвать чистым преданным служением, поскольку он хотел убить Кришну. Камса не желал доставлять Ему удовольствие. С другой стороны, мы можем видеть, как иногда мама Йашода наказывает Кришну, и Кришна на нее сердится. Она кормит Кришну, а затем сбрасывает Его со своих колен и бежит на кухню, где стоит на огне молоко. Кришна думает: «Что такое? Почему она Меня бросила? Что за безобразие?» Кришна сердится. Является ли эта деятельность преданным служением? Она как бы и не удовлетворяет Кришну, и связь с Кришной прервана, нет анушиланам. Тем не менее, это — чистая преданность, поскольку главный мотив — анукульена — желание удовлетворить Господа.

    Для нас с вами слово анукульена тождественно цели. Можно увлечься деятельностью, выполняя предписания садханы, но, если мы забудем при этом, ради чего прилагаем усилия, если мы перестанем помнить, что главное в нашей деятельности — удовлетворить Кришну, ее нельзя будет назвать чистым преданным служением. С другой стороны, если человек будет думать о том, чтобы удовлетворить Кришну, но при этом не будет выполнять предписаний садханы, его деятельность также не будет чистым преданным служением, поскольку в этом случае выпадает элемент следования, ану.

    Следует обратить особое внимание, что анукульена — осознанное желание. В этом случае, даже если мы ошибаемся, если делаем что-то неуклюже, но нами движет желание удовлетворить Господа, этот мотив возводит нашу деятельность в ранг чистого преданного служения, уттама-бхакти.

  4. Рупа Госвами утверждает, что уттама-бхакти, чистая преданность должна относиться к Кришне. Значит ли это, что бхакти, направленная на любую другую форму Бога не будет являться чистым преданным служением? Если я, например, рама-бхакта, будет ли моя бхакти уттама-бхакти? Ответ на этот вопрос дает во Введении «Нектара преданности» Шрила Прабхупада: «Говоря о Кришне, следует иметь в виду Верховную Личность Бога вместе со всеми Его многочисленными экспансиями. Кришна включает в Себя все». Отсюда вытекает следующий вопрос: значит ли это, что теперь любая бхакти, например, любовь к Майклу Джексону, будет чистой, ведь Майкл Джексон — тоже частица Кришны?

    Шрила Прабхупада отвечает и на этот вопрос: «Обычно, когда говорят кришна, имеют в виду Кришну в Его личностных экспансиях. Кришна распространяет Себя в форме Баладевы, Санкаршаны, Васудевы, Анируддхи, Прадьюмны, Рамы… Кришна включает в Себя все эти экспансии, а также Своих чистых преданных». Поэтому, если Майкл Джексон является чистым преданным, то и бхакти по отношению к нему — уттама-бхакти. Чем прерывается связь этого мира или связь обычных людей с Кришной и преданными Кришны? Невежеством и забвением. Но те, кто непосредственно связан с Кришной, кто всегда помнит о Нем, представляют собой предмет для поклонения и любви еще более высокий, нежели Сам Господь. Поэтому о таком поклонении мы можем говорить как о чистом преданном служении. Поэтому Шрила Прабхупада и другие комментаторы утверждают, что, когда Рупа Госвами говорит кришнану шиланам, он имеет в виду Кришну, чистых преданных и все то, что связано с Кришной.

  5. Анушиланам.

    Слово ану значит, что мы должны следовать по стопам ачарьев. Какая в этом необходимость? Почему невозможно самому заниматься чистой бхакти?

    Чтобы бхакти проявилось в нашем сердце, оно обязательно должно исходить от Кришны. Известно, что передача духовного знания осуществляется через парампару. Иными словами человек должен быть подключен к цепи, по которой передается сварупа-шакти Кришны. В зависимости от того, на каком этапе духовного развития находится человек, зависит степень его связи с парампарой. Так на уровне бхавы поток духовной энергии полностью нисходит на человека. Но даже на нашем уровне, до тех пор пока есть ану, следование ачарьям и своему духовному учителю, который находится в парампаре, можно говорить о непосредственной связи с парампарой и о чистом преданном служении на уровне садхана-бхакти.

    Слово шиланам означает деятельность. Далее стоит кришна, а между ними ану. Чтобы наша деятельность в преданном служении была связана с Кришной, она должна обладать характеристикой следования — ану. Шрила Прабхупада замечательно пишет об этом во Введении: «У Господа есть три основные энергии: внешняя, внутренняя и пограничная. Живые существа относятся к пограничной энергии, а материальное космическое проявление представляет собой деятельность внешней, материальной энергии. Помимо этого, есть еще и духовный мир, представляющий собой проявление Его внутренней энергии. Когда живые существа, именуемые пограничной энергией, находятся под влиянием низшей, внешней энергии, они заняты материальной деятельностью. А когда их деятельность направляется внутренней, духовной энергией, ее называют деятельностью в сознании Кришны». Другой смысл слова ану — непрерывность. Чтобы бхакти была чистой, чтобы она не осквернялась, она обязательно должна быть непрерывной. Эти две характеристики — следование и непрерывность — сохраняют преданное служение в чистоте.

    Итак, шиланам буквально значит — деятельность (культивирование, взращивание). Корень шил на санскрите также означает — характер, качество. Иными словами это целенаправленная деятельность, призванная развить в преданном определенные качества. Шрила Прабхупада подчеркивает, что слово шиланам усиливает активный момент в определении преданного служения как деятельности в сознании Кришны.

    Любое действие — шила — всегда имеет два аспекта. Первый — действие как таковое; второй — результат, на который эта деятельность направлена, то, что доставляет человеку удовольствие от этой деятельности. С одной стороны усилие, с другой — эмоции как результат. На санскрите эти два аспекта находят выражение в определениях чешта-рупа и бхава-рупа. Чешта — значит усилие. Бхава — эмоции, вкус. Поскольку в данном случае мы говорим о преданном служении как действии, мы можем отметить две формы усилий: усилия на уровне практики, садханы, и усилия на уровне совершенства, бхавы. В разных случаях они будут выглядеть по-разному. На уровне садханы усилия направляются на достижение цели, причем различают два вида усилий. Шрила Прабхупада пишет, что есть два вида деятельности: деятельность, направленная на достижение какой-то цели, и деятельность, направленная на то, чтобы избежать неприятностей. На санскрите они называются правритти и нивритти. Правритти — это набор тех самых правил, которые регулируют наши действия, а нивритти — набор запретов. Помимо этого существует три другие деления деятельности на уровне садханы, — тело, ум и речь. Шрила Прабхупада говорит, что такая деятельность может быть физической, речевой и интеллектуальной. Деятельность на уровне садханы охватывает все эти три составляющие. Эмоции, которые испытывает человек от совершаемой деятельности, могут быть положительными и отрицательными, постоянными и временными. Это что касается садхана-бхакти.

    Какой деятельностью будет заниматься человек, достигший уровня бхавы? Есть несколько видов бхав — вибхава, анубхава, стхайи-бхава, саттвика-бхава, вйабхичари-бхава. Если на уровне садхана-бхакти человек следует садхане — правилам и ограничениям для тела, ума и речи, то на уровне садхьи (цели) человек не следует никаким правилам и ограничениям. Он любит Кришну, и эта деятельность проявляется в том, что он общается с Кришной в форме анубхавы, при этом на его теле проявляются признаки саттвика-бхавы. Для полноты нашей схемы можно добавить, что стхаи-бхава бывает двух уровней: на уровне бхавы и на уровне премы. Таким образом сочетание слов кришнану шиланам задает весь этот огромный спектр деятельности, который может совершать человек в преданном служении. В последующих главах Рупа Госвами будет более подробно объяснять, что такое стхаи-бхава, санчари-бхава, саттвика-бхава, анубхава, вибхава, но сейчас он просто говорит кришнану шиланам. Произнося эти слова, Рупа Госвами утверждает, что, в первую очередь, мы должны определить свою цель и увидеть весь путь, который отделяет нас от нее.

  6. Гьна-кармади-анавритам. Ади — и так далее, анавритам — непокрытое.

    Почему в случае с аньябхилашита Рупа Госвами применяет слово шуньям, в то время как в отношении кармы, гьяны и ади говорит — анавритам? Не слишком ли мягкое слово? Может, было бы правильным заменить его на шуньям? Тогда первое, что пришлось бы отменить вслед за этим — чтение книг. Потому что гьяна шунйам значит полное отсутствие гьяны, карма шуньям — полное отсутствие кармы.

    Рупа Госвами использует другое слово — анавритам. Гьяна и карма не должны скрывать бхакти. «Чтобы сохранить чистоту в деятельности сознания Кришны, — пишет Шрила Прабхупада, — нужно быть свободным от всех материальных желаний и склонности к эмпирическому философствованию». Иными словами, какая гьяна приемлема? Бхакти-гьяна. Гьяна, которая ведет нас к бхакти. Без нее мы не обойдемся. Какая карма приемлема? Кришна-карма. Карма, связанная с Кришной. «Очень многих людей привлекают ритуалы, описанные в Ведах. Однако если человек просто привязан к ритуалам, не понимая при этом Кришну, его деятельность неблагоприятна для сознания Кришны». Гьяна и карма нужны нам, чтобы мы могли заниматься преданным служением полноценно. Однако у гьяны, как и у кармы, есть один недостаток, который заключается в том, что они имеют склонность покрывать бхакти. Когда Рупа Госвами говорит гьяна карамади анавритам — не должны покрывать бхакти, он имеет в виду, что ни карма ни гьяна не должны становиться нашей целью. Целью всегда должна оставаться бхакти.

    Мы уже говорили о том, что существует множество ложных форм бхакти. Все эти формы возникают в результате того, что чистое преданное служение покрывается кармой, гьяной или ади — сиддхами, которые могут развиться у человека в процессе духовной практики.

  7. В Бхагавадгите постоянно подчеркивается положение Кришны — словами ахам и мам. В Шримад-Бхагаватам также с самого начала подчеркивается то же самое: парам сатьям, Высшая Истина. Если мы отвлекаемся на поклонение полубогам, наша вера в Кришну будет нетвердой. Мы, гаудия-вайшнавы, руководимые Господом Чайтаньей, хотим, чтобы наше внимание было всегда приковано к Кришне, а не металось от одного предмета к другому. Поэтому ни в наших мыслях, ни в поступках нет места поклонению каким-либо полубогам.

    (ПШП Кширодакашайи, 29 января 1970)

  8. По поводу Матаджи: я понял тебя. Мы не хотим создавать группу пракрита-сахаджии, то есть, преданных, которые не знают ни науки о Кришне, ни науки о преданности, а просто поклоняются Божеству, не имея должной глубины знания. Такой преданный называется материалистичным преданным, однако и он не отвергается. Это начальный уровень, а проповедник должен подняться над ним. Так или иначе, поддерживай дружбу с ней, она пытается полюбить Кришну, и это хорошо.

    (ПШП Шьямасундаре, 3 июля 1969)

  9. «Советы домохозяйкам Что касается одновременной заботы о Божествах и о семье, ты должна делать то и другое не в ущерб одно другому, но поклонение Божеству все-таки важнее. Как домохозяйка: как бы она ни была занята домашними делами, она находит все же время, чтобы красиво одеться, причесаться и т.д. Так что надо делать и то, и другое». (ПШП Лакшмимони, 1 мая 1971)

  10. Начинающие преданные часто совершают одну и ту же ошибку: каждый раз, когда возникают какие-то беспокойства или трудности, они думают, что причиной являются внешние обстоятельства, породившие эти трудности. Но это не так. В материальном мире трудности будут всегда, какими бы ни были внешние обстоятельства. Следовательно, простая смена профессии или семейного положения ничего не даст. Потому что на самом деле, если у меня возникают трудности с другими людьми, это говорит о недостатке сознания Кришны у меня, а не у них. Это понятно? Кришна говорит, что Ему наиболее дорог тот преданный, который не создает другим трудностей; фактически такой преданный ни для кого не создает трудностей. Поэтому постарайся обдумать вопрос с этой точки зрения: не ставишь ли ты свою жену или себя самого в трудное положение?

    Конечно, наш долг — проповедовать сознание Кришны, и мы должны продолжать делать это при любых обстоятельствах. Это самое главное. Поэтому моя проповедническая миссия не зависит от того, женат ли я, холост или разведен. Система варнашрама-дхармы,созданная Кришной, — это научное устройство общества, благодаря которому падшие души могут вернуться домой, к Богу. Нужно понять, что, если мы по своей прихоти нарушаем установленный порядок, это насмешка над всей системой. Разве хороший пример мы подадим, если столько юношей и девушек будут необдуманно вступать в брак, а затем расходиться, если мужья будут пренебрегать женами, жены — чувствовать себя несчастными и т.д.? Если мы подаем такой пример, что хорошего можно ожидать? Семейная жизнь — это дети, жена, дом, и все вокруг это понимают. Почему же наши преданные считают иначе? Просто у них возникает половое желание, они женятся, а когда их ожидания не оправдываются, они тут же разводятся. Это та же самая материальная деятельность, проституция.

    Письмо Шрилы Прабхупады к Мадхукаре, 4 января 1973 г.

  11. Панчаканья : 5 самых целомудреных женщин

    Панчаканйа (pañcakanyā) – пять целомудренных девушек (панча – пять, канйа – девушка, девочка, дочь или девственница): Драупади, Ахалья, Кунти, Тара и Мандодари. Хотя все они находятся в браке, выбор слова канйа (девочка), а не нари(женщина) или сати (целомудренная жена), представляется интересным.

    ахалйа драупади кунти
    тара мандодари татха
    панчаканйа смаренитйам
    маха-патака- нашанам

    «Регулярное памятование о панчаканье (букв. «святых девах») — Ахалье, Драупади, Кунти, Таре и Мандодари – избавляет от тягчайших грехов». (Брахма Пурана 3.7.219)

    Пять женщин из двух грандиозных памятников древнеиндийского эпоса «Махабхарата» и «Рамаяна» играют важную роль в индийской традиции, и каждая индийская женщина даже в солидном возрасте продолжает находиться под влиянием их жизней и поведения.

    Прекрасную внешность, идеальные черты характера, яркую индивидуальность, духовную красоту, добродетельность и самоотверженность героинь индийская традиция связывает с каждым из пяти элементов или универсальным толкованием мира. Панчаканья символизирует пять элементов материальной природы.

    Любая женщина «содержит в себе» комбинацию пяти элементов. Она действительно «земная», но из-за своей страстной и темпераментной натуры чувствует близость к элементу «огонь».  В то же время она словно «вода» течет по жизни и дух её свободен и неуловим как «ветер». И хочет она быть легкой, как «воздух», и заполнить собой простор.

    Хотя у каждого при изучении образов Панчаканья может быть свое решение, какому элементу любая из героинь больше соответствует, истинно одно:  в душе каждой  женщины есть что-то от каждого элемента. Концепция этих пяти образов, составленная индийской традицией для женщин, чтобы следовать её правилам, великолепна и вместе с тем запутана.

    Среди женских образов выделяются особенно пять героинь эпических повествований:

    Кунти — сестра Васудевы (отец Кришны), возлюбленная Сурьи и жена Панду («Махабхарата»)Драупади – супруга братьев Пандавов, героиня «Махабхараты»Мандодари – главная супруга Раваны, царя Ланки, а затем Вибхишаны («Рамаяна»)Ахалья – жена мудреца Гаутамы («Рамаяна»)Тара – жена Вали и затем Сугривы, царица Кишкиндхи (столица царства обезьян «Рамаяна»).

    В другой версии Панчаканья — Сита, супруга Рамы, героиня «Рамаяны»,Сати, супруга бога Шивы (пураны), Савитри, царевна, прославленная своей верностью и любовью к супругу, Дамаянти, её имя – символ беззаветной любви, Арундхати – супруга Васиштхи, советника царя Кошалы Дашаратхи.

     

    Кто эти пять целомудренных женщин?

    Драупади, Кунти, Мандодари, Тара и Ахалья. Пять целомудренных женщин.У Драупади сколько мужей было? Пять. У Кунти сколько мужей было? Даже со счету сбились. Сначала у нее был Вивасван, бог Солнца, потом у нее был Панду, ее собственный муж, потом у нее был Дхармарадж, повелитель дхармы, потом у нее был Ваю, потом Индра. Тоже пять. Тара кто такая? Жена Бали и жена Сугривы. Сколько у нее мужей было? Сначала она была женой Сугривы, потом она стала женой Бали, потом она снова стала женой Сугривы. Три как минимум. Мандодари, чьей она была женой? Раваны. Потом она стала женой Вибхишаны. Кто пятая? Ахалья, она была женой Гаутамы Риши. Помните эту историю, как Индра пришел к ней? В этом стихе  пять женщин называются канья. Канья — значит девушка целомудренная». 

    (Из лекции Е.С.Бхакти Вигьяны Госвами, Москва, 29.08.2009)

    Канья (в индийском понимании — девственница, дева) вместо нари(женщина) или сати (целомудренная жена) может показаться непонятным по той причине, что в этих версиях комбинации имен нельзя говорить о целомудренности женщин (в буквальном смысле слова), так как каждая познала более чем одного мужчину, а именно своего супруга. В этом случае в обращении есть более важное значение —  чувства почтения — «канья», поскольку термин отображает все лучшее и чистое в этих женщинах.

    Любая из героинь описывается как необычайно красивая и добродетельная. Каждая – значительная личность, и ничто и никто не может уменьшить их духовную власть и благоговение перед ними людей на протяжении многих веков.

    Шрила Прабхупада: 
    Обучайте девочек как стать верной, целомудренной женой и как хорошо готовить. Пусть они научатся готовить самые разнообразные блюда. Это так сложно?  Помимо сознания Кришны они должны приобрести эти две материальные квалификации. Есть так много историй: о Нала-Дамаянти, потом о Парвати, Сите – пяти целомудренных женщинах в истории. Они должны читать эти истории». (Утренняя прогулка, 10 июля 1975, Чикаго) 

     

  12. Ш.Б. 7.11.28

    «Целомудренная женщина не должна быть жадной, но должна быть удовлетворенной при любых обстоятельствах. Она должна быть искусна в выполнении домашних дел и хорошо знать религиозные принципы. Ее речь должна быть приятна для слуха, она не должна говорить неправду, должна быть очень внимательной и всегда быть чистой и опрятной. Таким образом целомудренная женщина должна с любовью служить своему мужу, который не является падшим».

    Комментарий Шрилы Прабхупады:

    «В «Бхагавад-гите», однако, Господь говорит: «Негодяи, которые не предаются мне, являются низшими из людей». Слово «нарадхама» означает «непреданный «. Шри Чайтанья также говорил: «йеи бхадже сеи бада, абгакта-хина, чгара”. На преданном нет греха. Но непреданный, однако, является наиболее падшим и достойным сурового осуждения. Поэтому советуется, чтобы целомудренная жена не общалась с падшим мужем. Падшим мужем считают того, кто привязан к четырем принципам греховной деятельности: незаконному сексу, мясоедению, азартным играм и приему одурманивающих веществ. Если человек не является душой, предавшейся Верховной Личности Бога, то он считается нечистым. Поэтому целомудренной жене не рекомендуется служить такому мужу. Целомудренная жени не должна быть подобна рабыне, пока ее муж — «нарадхама «, самый низкий из людей. Обязанности женщины отличаются от мужских, все же целомудренная женщина не должна служить падшему мужу. Ей необходимо покинуть общество падшего мужа. Оставить общество своего мужа не означает, однако, что жена должна выйти замуж снова и так вовлекаться в проституцию. Если целомудренной женщине выпало выйти замуж за падшего мужа, она должна жить отдельно от него. Подобным образом муж может изолировать себя от женщины, которая не целомудренна в соответствии с описаниями шастр. Заключение таково, что муж должен быть чистым вайшнавом, а женщина — целомудренной женой со всеми надлежащими качествами. Так каждый из них будет счастлив и достигнет духовного прогресса в сознании Кришны «.

    Целомудренная женщина должна быть довольна при любых обстоятельствах. Даже если муж становится бедным и не может хорошо обеспечивать ее материально, жена должна оставаться довольной, скромной и сдержанной. Ей не следует выражать недовольство и винить мужа в неудачах. Она должна разбираться в домашних делах. Она должна быть сведуща в религиозных принципах, особенно касающихся качеств и обязанностей хорошей жены. И она должна всегда говорить приятные и правдивые слова. Жена должна быть внимательной, вдумчивой в отношениях с мужем, всегда опрятной и чистой телом, умом и сердцем. Так целомудренная женщина с большой привязанностью служит своему мужу.

  13. ШБ 3.4.16 — О мой Господь, даже великих мудрецов охватывают сомнения, когда они видят, как Ты, Всемогущий Господь, свободный от всех желаний, занимаешься кармической деятельностью; как Ты — нерожденный — рождаешься; как Ты, кому подвластно неодолимое время, в страхе бежишь от врага и укрываешься в крепости; как Ты, черпающий наслаждение в Самом Себе, наслаждаешься семейной жизнью, окружив Себя женщинами.

  14. Живое существо, которое в прошлой жизни было привязано к женщине, в следующей жизни получает женское тело и с глупым умилением взирает на майю в облике мужчины — своего мужа, рассчитывая на то, что он сделает ее богатой, даст потомство, построит дом и принесет другие материальные блага.
    Комментарий: 
    Из данного стиха следует, что тот, кто сейчас является женщиной, в своей прошлой жизни, по всей вероятности, был мужчиной, который из-за привязанности к жене в следующей жизни получил женское тело. Это подтверждается в «Бхагавад-гите»: мысли человека в момент смерти определяют его будущее тело. Тот, кто сильно привязан к своей жене, в момент смерти будет, скорее всего, думать о ней, поэтому в следующей жизни получит тело женщины. Аналогичным образом, если женщина, умирая, думает о своем муже, в следующей жизни она родится мужчиной. Поэтому в священных писаниях Индии придается такое значение целомудрию женщины и ее верности мужу. Привязанность женщины к своему мужу способствует ее духовному развитию и помогает ей в следующей жизни получить мужское тело. Однако мужчина, привязанный к женщине, деградирует и в следующей жизни получает тело женщины. Необходимо всегда помнить о том, что грубое и тонкое материальные тела, как сказано в «Бхагавад-гите», являются всего лишь оболочками души. Они подобны рубашке и пальто на теле человека. Тело женщины или тело мужчины — это всего лишь разные одеяния души.

    По своей природе душа является пограничной энергией Верховного Господа. Будучи энергией Господа, каждое живое существо изначально является женщиной, или объектом наслаждения. Душа, получившая мужское тело, имеет больше шансов вырваться из материального плена по сравнению с душой, которая находится в теле женщины. Этим стихом Капила Муни хочет сказать, что живое существо должно использовать мужское тело для духовной практики, а не для того, чтобы привязаться к женщине, запутаться в сетях материальных удовольствий и в следующей жизни получить женское тело. Женщина, как правило, мечтает о материальном благополучии, хорошо обставленном доме, нарядах и украшениях. И когда муж обеспечивает ее всем этим, она довольна им. Взаимоотношения мужчины и женщины очень сложны, но главное, о чем мы должны помнить, — это то, что мужчина, стремящийся достичь трансцендентного уровня и осознать свою духовную природу, должен быть очень осторожен в общении с женщинами. Однако для тех, кто обладает сознанием Кришны, эти ограничения могут быть смягчены, так как если и муж, и жена привязаны не друг к другу, а к Кришне, то оба они имеют одинаковые шансы освободиться из материального плена и вернуться в обитель Кришны. В «Бхагавад-гите» тоже говорится, что любой, кто посвящает себя преданному служению в сознании Кришны, даже если он находится в теле животного, женщины или принадлежит к низшим сословиям (вайшьям или шудрам), вернется домой, к Богу, и достигнет обители Кришны. Мужчина не должен привязываться к женщине, а женщина — к мужчине. И мужчина, и женщина должны быть привязаны к служению Господу, тогда оба они смогут освободиться от рабства в материальном мире.

    Царь всех знаний Шримад-Бхагаватам 3.31.41

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *