Так были они на Луне?

Ачьюта Прия дас Вопросы и ответы 623 28 Комментариев

  •  
  • 3
  • 53
Недавно в разговоре с преданными возник вопрос о том, были ли американцы на Луне.

 

Существует много аргументов в пользу того, что вся высадка на Луну в июле 1969 года была просто подделкой. Сторонники этой теории приводят доказательства. Одно из них говорит о том, что фотография отпечатка ботинка астронавта на лунной пыли и сам этот ботинок скафандра, представленный в музее НАСА, имеют разный рисунок протектора подошвы. Другой аргумент состоит в том, что американский флаг на Луне, предполагается, стоит в безвоздушном пространстве, но колышется на ветру. Еще один веский аргумент заключается в том, что сегодня, почти 50 лет по прошествии этих событий, когда технологии значительно продвинулись по сравнению с 1969 годом, никто и не подумывает о полете на Луну, это не выглядит чем-то реальным. Есть много других обвинений, как, например, мягкая пыль практически возле места посадки корабля, где вся пыль и мелкие камни должны были быть сметены мощным огнем из сопла корабля при посадке. Но некоторые люди выдвигают также и контр-аргументы, в пользу реальности высадки на Луну.

 

Как мы знаем, Шрила Прабхупада очень скептически воспринял сообщение о высадке на Луну. Чаще всего он говорил, что они никогда не высаживались на Луну. Иногда Прабхупада говорил, что даже если американцы и высадились на Луну, они не смогли проникнуть на уровень, в атмосферу, где живут полубоги, потому что Луна — это райская планета, не пустыня.
В целом Прабхупада всегда относился к этим полетам как к безумно дорогой и бесполезной деятельности.
В разговоре на утренней прогулке 4 июня 1975 года в Гонолулу преданный спросил: “Прабхупада, когда они говорят, что были на Луне и показывают фильм высадки и прогулки по Луне, это все обман?
Прабхупада: Да, однозначно… Все понятно, студийная работа.
Преданный: Это подделка?
Прабхупада: Да.
Бали-мардана: Прабхупада, они не собираются на Венеру. Американцы и русские собираются просто встретиться на орбите Земли. Они не собираются на другую планету.
Прабхупада: О, с этим закончено?
Бали-мардана: Это слишком сложно.
Амбариша: Они собираются встретиться там в пространстве и летать вокруг вместе. (смех)
Прабхупада: Птицы делают то же самое. (смех) В чем заслуга?”

 

Надавно в Маяпуре я говорил с одним учеником Шрилы Прабхупады, и он рассказал мне следующее:
“Мой старший брат много раз занимал достаточно высокое положение в правительстве Соединенных Штатов, служил в Департаменте внутренних дел, был сенатором штата, главой администрации губернатора, и также работал в Сенате Соединенных Штатов. Брат не был преданным, не был также и пропагандистом теории опровержения полета на Луну. Много лет тому назад, работая в Вашингтоне (DC) в Сенате, занимая должность главного помощника и референта сенатора, он говорил мне, что многие люди в правительстве знают, что мы никогда не были на Луне, а вся высадка на Луну была постановкой, призванной убедить американцев в том, что мы опережаем русских. Брат был убежден, что высадка на Луну никогда не происходила, и он согласился с утверждением Прабхупады.”

 

Остается лишь удивляться, насколько человечество является игрушкой в руках средств массовой информации, которые способны убедить миллионы людей в чем угодно, хотя, безусловно, лишь на некоторое время.

Комментариев 28

  1. Если мы собираемся жить на Луне (допустим, что это возможно), даже с кислородной маской, то как долго сможем задержаться там, и что это нам даст? Быть может, проживем немного дольше, но и там мы не сможем жить вечно. Это в принципе невозможно. А что нам дадут несколько лишних лет жизни? Таравах ким на дживанти: разве деревья не живут по многу лет? В лесу, неподалеку от Сан-Франциско, я видел дерево, которому семь тысяч лет. Ну и что из этого? Тому, кто гордится, что семь тысяч лет простоял на одном месте, это не делает чести. Как совершить путешествие на Луну, как вернуться оттуда и так далее — длинная история, и все это рассмотрено в ведической литературе. Этот способ не нов. Но наше Общество сознания Кришны преследует иную цель. Мы не собираемся тратить впустую свое драгоценное время. Кришна говорит: «Не трать напрасно свое время в попытках достичь той или иной планеты. Что ты этим выиграешь? Куда бы ты ни отправился, материальные страдания будут следовать за тобой».

    Истинная проблема заключается в том, как освободиться от рождения, смерти, старости и болезней, и ее не решить с помощью бессмысленных путешествий по этой вселенной. Эту проблему невозможно разрешить даже на высочайшей планете материальной вселенной, потому что везде нас ожидает смерть. В Ведах говорится, что продолжительность жизни на Луне равна 10000 лет, а один день продолжается шесть наших месяцев. Таким образом, жизнь на Луне длится 10 000 х 180 лет. Но земляне не могут жить там так долго. Это противоречило бы всем ведическим писаниям. Можно пытаться попасть на Луну, но жить мы там не сможем. Так утверждается в Ведах. Поэтому мы не горим желанием отправиться на ту или иную планету. Мы хотим попасть сразу на ту планету, где пребывает Кришна. 

    Легкое путешествие на другие планеты.
    А.Ч. Бхактиведанта Свами Шрила Прабхупада.

  2. Афера по-американски :

    В 1969 году сотни преданных покинули ИСККОН поскольку в новостях было рассказано, что люди высадились на Луне. Потому что ведические писания утверждают что Луна еще дальше от Земли чем Солнце,и что затмение Солнца происходит от участия планеты Раху ,а не от Луны! Основатель Движения Харе Кришна-Шрила Прабхупада еще тогда скептически отреагировал на сенсационное заявление американских астронавтов,о высадке экипажа на Луну, сказав что это афера, и что даже если люди туда вдруг и захотят полететь, на Луну их все равно не пустят ,так как это райская планета, куда попадают, оставив тело те, кто совершал множество благочестивых поступков. 
    Недавно я нашел в сети интервью знаменитого кинорежиссера Стэнли Кубрика, снявшего такие фильмы, как «Космическая одиссея 2001 года», «Цельнометаллическая оболочка», «С широко закрытыми глазами». Он дал это интервью в 1999 году и попросил опубликовать его через 15 лет после его смерти. В интервью он рассказывает о том, как по заданию американского правительства снимал грандиозный фейк о высадке людей на Луну. Стенли Кубрик признался он снимал фейк о высадке на Луну 
    Стенли Кубрик весь остаток своей жизни, мучился виной за участие в самой великой афере под названием «Высадка американцев на Луну». Что бы не быть убитым и умереть своей смертью он предусмотрительно дал интервью с условием его не распространения в течении 15 лет. Режиссер Патрик т. Мюррей который записал признание Кубрика в 1999 году, был вынужден подписать 88 страничный юридический документ о не разглашении информации в течении 15 лет. 

    Стенли Кубрик умер спустя три дня после дачи этого интервью, а видео согласно контракту было опубликовано через 15 лет после смерти Стэнли Кубрика. 

    Стэнли Кубрик — американский и британский кинорежиссёр, фотограф и продюсер, один из самых влиятельных и новаторских кинематографистов второй половины XX столетия и он признался, что «Полет и высадка на Луну — подделка и я тот человек, который сделал это». 

    Мюррей пришел к Кубрику взять обычное интервью, когда вдруг Кубрик заявил, что высадка американцев на Луну, это вранье, а все видео сделал он по заказу НАСА. 

    «Я совершил огромный обман американского народа и всего мира. Мне тогда дали шанс сделать то, чего никто еще не делал. Только я мог все снять так, что бы все поверили. Так мне сказали и я согласился. Кроме того мне заплатили — много заплатили. Как я мог отказать правительству США и НАСА. Я тогда не думал о последствиях этого. Я просто хотел это сделать», — заявил Стенли Кубрик. 

    Кубрик фактически подтвердил известную теорию о том, что никаких полетов американцев на Луну не было, а съемки высадки осуществлялись на территории США. Весь проект был грандиозной мистификацией по заказу администрации Ричарда Никсона.

  3. Кто-то может заметить, что только преданные Кришны пытаются достичь планеты Кришны, тогда как все остальные хотят попасть на Луну. Разве полет на Луну нельзя тоже считать достижением? Живому существу присуща склонность кпутешествиям на другие планеты. Одно из определений живого существа — сарва-гата, что значит «тот, кто хочет путешествовать всюду». Склонность к путешествиям заложена в живом существе от природы. Желание попасть на Луну не является чем-то новым. Йоги тоже хотят достичь высших планет, но Кришна в «Бхагавад-гите» (8.16) указывает, что в этом нет никакого проку.
    абрахма-бхуванал локах
    пунар авартино ’рджуна
    мам упетйа ту каунтейа
    пунар джанма на видйате

    «Все планеты материального мира от самой высшей и до самой низшей являются юдолью страданий, где повторяются рождение и смерть. Но тот, кто достигает Моей обители, о сын Кунти, никогда не рождается вновь».

    Шрила Прабхупада 

    По ту сторону рождения и смерти

  4. НЕТ СМЫСЛА СЛУШАТЬ, ЧТО ГОВОРЯТ ЭТИ НЕСОВЕРШЕННЫЕ ЛЮДИ

    Даже в простых, повседневных делах люди постоянно обманывают друг друга. Так происходит потому, что обусловленной душе присущи четыре недостатка: она попадает под власть иллюзии, совершает ошибки, обладает несовершенным знанием и склонна к обману. У всех, кто находится в плену материальной обусловленности, обязательно есть эти четыре недостатка. Вот почему каждый в материальном мире склонен обманывать. Эта склонность проявляется прежде всего в коммерческих и финансовых делах. Нередко бывает, что два друга, заключая между собой сделку, из-за своей склонности обманывать становятся врагами. Есть история о том, как банкир повстречал однажды философа. Они разговорились, и философ сказал, что быть банкиром — значит быть мошенником. На это банкир ответил, что, если бы философу довелось иметь дело с деньгами, он забыл бы всю свою возвышенную философию и тоже стал бы мошенником. Те, кого в этом мире называют учеными, философами, банкирами и т.п.., на самом деле просто мошенники. Все они, каждый по-своему, обманывают других. Например, ученые под видом научных гипотез пропагандируют всякий вздор. Рекламируя полет на Луну, они попросту вытягивают из государства огромные суммы денег на свои эксперименты, не приносящие обществу никакой реальной пользы. Поэтому нет смысла слушать, что говорят эти несовершенные люди. Нужно внимать словам того, кто свободен от четырех недостатков, присущих обусловленным душам. Лучше всего — следовать советам и наставлениям Шри Кришны или Его достойного представителя. Тогда человек будет поистине счастлив и в этой, и в следующей жизни.

    Шрила Прабхупада,
    фрагмент комментария к Шримад Бхагаватам 5.14.26

  5. Шри Шукадева Госвами сказал: О царь, как сообщают летописцы, рассказчики Пуран, нарасстоянии 10000 йоджан [130000км] ниже Солнца расположена планета Раху, которая движется подобно звездам. Этой планетой управляет сын Симхики — самый гнусный из асуров. Он совершенно недостоин занимать трон полубога, повелителя планеты, однако по милости Верховного Господа он все же добился этого положения. Позже я расскажу о нем более подробно.
    «Шримад-Бхагаватам», 5.24.1

    Солнечный шар, неиссякаемый источник тепла, в диаметре равен 10000 йоджан [130000км]. Диаметр Луны — 20000 йоджан [260000км], а диаметр Раху — 30000 йоджан [390000км]. Давным-давно, в минувшие века, когда полубоги и демоны делили нектар, Раху встал между Солнцем и Луной и попытался поссорить их. Он — заклятый враг Солнца и Луны и потому в дни новолуния и ночи полнолуния стремится заслонить солнечный и лунный свет.
    «Шримад-Бхагаватам», 5.24.2

    Когда Раху нападает на бога Солнца или бога Луны, они обращаются за помощью к Верховной Личности Бога, Вишну, и тогда Господь, чтобы защитить их, пускает в ход Свой диск Сударшану. Сударшана-чакра, самый близкий преданный Господа, пользуется Его особой благосклонностью. Излучая огонь и нестерпимый жар, он несет смерть всем, кто не предан Господу, и перепуганный Раху, будучи не в силах вынести этот жар, спасается от Сударшаны-чакры бегством. Когда Раху заслоняет солнце или луну, происходит то, что обычно называют солнечным или лунным затмением.

    Комментарий: 

    Верховный Господь, Вишну, всегда защищает Своих преданных, к которым относятся и полубоги. Полубоги всегда послушны воле Господа Вишну, однако они привязаны к материальным удовольствиям, из-за чего их и называют полубогами, то есть почти божественными. Время от времени Раху нападает на Солнце или Луну, но Господь Вишну всегда защищает их. Раху очень боится чакры Господа Вишну и потому не может стоять перед Солнцем или Луной дольше, чем одну мухурту (сорок восемь минут). Это явление, когда Раху заслоняет свет солнца или луны, называют солнечным или лунным затмением. Попытки современных ученых достичь Луны имеют такую же демоническую природу, что и нападения Раху. Их усилия никогда не увенчаются успехом, так как попасть на Луну или на Солнце совсем непросто. Подобно нападениям Раху, все современные полеты на Луну обречены на провал.
    «Шримад-Бхагаватам», 5.24.3, с комментарием Шрилы Прабхупады

    Понимая это, Раху, черная планета, заслонила полную луну, и тут же возгласы «Кришна! Кришна! Хари!» огласили все три мира.

    Комментарий: 

    Согласно джьотир-веде, когда планета Раху проходит перед полной луной, наступает лунное затмение. У всех последователей ведических писаний во время лунного или солнечного затмения принято совершать омовение в Ганге или море. Все строгие приверженцы ведической религии стоят в воде в течение всего затмения и повторяют маха-мантру Харе Кришна. Когда родился Господь Чайтанья Махапрабху, как раз произошло лунное затмение; поэтому все люди стояли в воде и повторяли: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.
    «Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 13.92, с комментарием Шрилы Прабхупады

    Находиться в сознании Кришны — значит постоянно общаться с Верховной Личностью Бога, пребывая в таком состоянии ума, в котором преданный видит мироздание таким, каким видит его Господь. Такое ви́дение мира не может быть постоянным, оно открывается человеку, подобно темной планете Раху, которая становится доступной нашим взорам, только когда на небе светит полная луна.

    Комментарий: 
     
    Cогласно этому стиху, тень, закрывающая полную луну во время лунных затмений, — это планета Раху. Ведическая астрономия постулирует существование невидимой планеты Раху. Однако иногда, в пору полнолуния, эту планету можно увидеть на небе. Отсюда следует, что планета Раху расположена недалеко от орбиты Луны.
    «Шримад-Бхагаватам», 4.29.69, с комментарием Шрилы Прабхупады

    Шрила Прабхупада. Есть много невидимых планет, например, Раху. Неверно думать, что мы должны наблюдать все звезды и планеты. Так, когда планета Раху проходит между Солнцем и Луной, происходит затмение. Но ученые объясняют затмение иначе. На самом деле затмения вызывает планета Раху. В теории современных ученых, объясняющих причины затмений, много сомнительного. Согласно Ведам, их объяснение неверно.
    Из книги «Жизнь происходит из жизни»

    «Потому что мы получаем информацию из шастры о том, что существует планета, называемая Раху. Она находится очень близко к Луне. Время от времени Раху заслоняет Луну, и это называется чандраграханой — лунным затмением. Эта планета, Раху, темная». 
    Из лекции Шрилы Прабхупады по «Нектару преданности», Бомбей, 28.12.1972

    Прабхупада: Да, затмение, это Раху. Раху проходит между Солнцем и… между Солнцем и Луной. Да. 
    Индиец: Между Землей и Солнцем. 
    Прабхупада: Не Землей. Нет, Раху… Земля…
    Чьявана: То, что мы видим, это Раху, а не Луна. Нет. 
    Индиец: Ночью планеты, которые озаряют светом эту вселенную…
    Прабхупада: Это Луна. 
    Индиец: Луна.
    Прабхупада: Они говорят, что каждая планета излучает свет. Это не так. 
    Индиец: Я думаю, это отражение света Солнца…
    Прабхупада: Нет, есть излучение. 
    Индиец: Луна тоже излучает собственный свет? Но она холодная, как говорят наши мудрецы. 
    Прабхупада: Она окружена охлаждающей атмосферой.
    Индиец: Она вращается? 
    Прабхупада: По-другому, не так, как они объясняют.
    Из беседы во время утренней прогулки, Маврикий, 25.10.1975

    Пушта Кришна: Если Луна излучает свет, почему мы видим половину Луны?
    Прабхупада: Они говорят, что видна светящаяся половина.
    Пушта Кришна: Да, потому что это отражение солнечного света.
    Прабхупада: Тень, в это время там есть тень. Она покрыта тенью. 
    Пушта Кришна: Если это отражение.
    Прабхупада: Нет, отражение мы не принимаем. 
    Пушта Кришна: Она излучает свет.
    Прабхупада: Она излучает свет.
    Пушта Кришна: От нее самой исходит свет.
    Прабхупада: Да. 
    Из беседы во время утренней прогулки, Майяпур, 21.03.1976

    Кушадвипа покрыта зарослями травы куша, от которой и произошло название острова. Эта трава, сотворенная полубогами по воле Верховного Господа, напоминает языки пламени, которые, однако, не обжигают, а, наоборот, создают приятную прохладу. Молодые побеги травы куша своим сиянием озаряют все стороны горизонта.

    Комментарий: 

    На основании этого описания можно построить гипотезу о природе огня на Луне. На Луне, так же как и на Солнце, должна преобладать огненная стихия, потому что без огня не может быть света. Но лунный огонь, в отличие от солнечного, не обжигает, — напротив, от него веет приятной прохладой. Таково наше мнение. Современная теория, согласно которой Луна покрыта пылью, не находит подтверждения в «Шримад-Бхагаватам». Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур в комментарии к этому стиху пишет: сушашпани сукомала-шикхас тешам рочиша — трава куша своим сиянием освещает все вокруг; она подобна языкам пламени, которое не жжет, а, наоборот, приятно охлаждает. Эти слова дают нам некоторое представление о природе огня на Луне.
    «Шримад-Бхагаватам», 5.20.13 (фрагмент), с комментарием Шрилы Прабхупады

  6. ЧТО ДЕЛАЛ ШРИЛА ПРАБХУПАДА
    26 мая 1976 ГОДА

    Мне это напомнило историю с Раваной, обещавшего построить лестницу на райские планеты. Прабхупада согласился: «Да. Я верю словам шастр. Полет на Луну я считаю ребячеством. Это очевидное ребячество. Я не считаю себя выше ученых. Нет, но в соответствии с шастрами, я считаю эту затею ребячеством. Они никогда не смогут попасть на Луну». 

    «ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ ДНЕВНИК», ХАРИ ШАУРИ ПРАБХУ

  7. В Титтенхерсте, в беседах с учениками, Прабхупадачасто говорил о высадке на Луну:

    — Высадка на Луне — это надувательство, — сказал он однажды вечером в своей комнате. — Просто так на Луну не попасть. Луна, Чандралока — это обитель полубогов, существ гораздо более высокоразвитых, чем эти пьяницы, убийцы и поедатели коров, которые сейчас пытаются там поселиться. Не думайте, что это путешествие состоится — как, например, моя поездка из Индии в США. На Лунунельзя попасть так быстро. Это невозможно.

    Ученики Прабхупады были согласны с его утверждениями. Он не просто высказывал свое личное мнение — таков был вердикт Ведических писаний. Поскольку авторитет Вед был для него выше авторитета современной науки, ученики следовали его примеру… Все, за исключением Пурушоттамы. Заметив его колебания, Прабхупада часто отпускал в его присутствии безобидные шутки. Кто-то спрашивал:

    — А где Джанаки?

    Прабхупада отвечал:

    — А, Джанаки на Луне.

    Все, кроме Пурушоттамы, смеялись.

    Проблема Пурушоттамы не была для преданных загадкой — понятно, он американец и гордится тем, что его соотечественники покоряют космос. И преданные знали, что Прабхупада шутит именно поэтому. 

    После того, как Пурушоттама ушел, Прабхупада говорил с Брахманандой о его сомнениях, возникших в связи с полетом на Луну, и — как следствие этого — его сомнениях в Сознании Кришны.

    — Я могу понять, что он сомневался в моих словах, но как он мог не верить шастрам?

    (Прабхупада-лиламрита, Глава 30)

  8. Международный заговор ученых. Экспедиции на Марс — это обман. 

    Шрила Прабхупада еще раз повторил, что, по его мнению, экспедиция на Марс является очередным обманом: «Они поехали в Аризону и там провернули все это мероприятие. А через несколько лет они «привезут» какие-нибудь камни. «Мы летали наМарс. Там нет подходящих условий для жизнедеятельности человека. Но мы привезли с собой камни и немного песка, что обошлось нам в несколько миллионов долларов». Они будут говорить: «Мы добились успеха. У нас есть несколько камней оттуда»… Так же и ученые: все, что они говорят, должно быть принято без оговорок. О здравом смысле люди стали забывать…. Но куда в таком случае подевался ваш разум? — рассмеялся он.— Пусть я глупый индиец, но я не верю в их россказни. Я сразу же понял, в чем тут дело, как только они (ученые) заговорили об Аризоне. Это означало только одно: они делают все это именно там». 
    Бали-мардан во время недавней поездки проезжал по этому штату и обратил внимание на то, что большая часть земель недоступна. Это закрытые территории. Он сказал: «Там есть все что нужно, чтобы проводить секретные эксперименты». 
    «Да. Там же делали и все то, что СМИ называют полетом на Луну», — сказал Шрила Прабхупада. 
    Аналитический ум Тамал Кришны тут же ухватился за эту фразу: «Все это указывает на детально просчитанный заговор с целью одурачить общественность». 
    Прабхупада был более чем уверен в этом: «Вот и все. Это делалось только для того, чтобы убедить общественность в том, что эта наука мошенников достигла очень высокого уровня». 
    Рамешвара Махараджа и Тамал одновременно подумали, что это может быть международный заговор. Они были поражены тем, как тонко Шрила Прабхупада почувствовал подвох. Тамал Кришна сказал: «Это означает, что все нации замешаны в этом заговоре». 
    «Все так называемые ученые», — подтвердил Прабхупада. 
    «Они сами-то понимают, что это обман или просто…?» 
    «Нет, они прекрасно все знают,— уверил его Прабхупада.— Они говорят об этом. Чаури чаури матрика-бхаи. Они все замешаны в этом. «Не рассказывай обо мне, потому что в противном случае я расскажу о тебе». Вор прекрасно знает, кто еще занимается темными делами, но он понимает, что если выдаст своего «коллегу по ремеслу», его собственный бизнес пострадает». 
    Рамешвара, Тамал Кришна и Бали-мардана улыбнулись, пораженные тем, как смело Шрила Прабхупада разоблачал глобальный заговор обмана и пособничества: «Кроме вас никто не смог бы разоблачить все их темные делишки. Вы стали своего рода трансцендентным детективом». 

    12 июля 1976 г. Хари Шаури «Трансцендентный дневник», Том 3.

  9. Сейчас все находятся во тьме. Люди ничего не знают, но очень горды собой. Но можно ли считать великим научным достижением полет на Луну, когда подготавливавшаяся десять лет экспедиция возвращается назад с несколькими булыжниками?Космические путешественники преисполнены гордости: «О, я дотронулся до Луны». Но что это им дает? Даже если мы и смогли бы там жить, то очень недолго. В конце концов все будет разрушено.

    Постарайтесь найти такую планету, с которой не придется возвращаться, где жизнь вечна и где можно танцевать с Кришной. В этом заключается смысл сознания Кришны.

    -Легкое путешествие на другие планеты-
    (А.Ч. Бхактиведанта Свами Шрила Прабхупада)

  10. Космическая программа: пустая трата времени и средств

    Д-р Сингх. Когда астронавты вернулись с Луны наЗемлю, ученые, занятые в космической программе, отнеслись к этому с опаской. Они предполагали, что астронавты могли принести неизвестные разновидности бактерий, поэтому посадили их нанесколько дней на карантин, чтобы убедиться, что…

    Шрила Прабхупада. Прежде всего нужно выяснить, действительно ли они летали на Луну. Я не очень в этом уверен. Шестнадцать лет назад, когда я писал книгу «Легкое путешествие на другие планеты», я отметил, что в своих попытках исследовать внеземное пространство ученые похожи на детей и никогда не добьются успеха. Много лет спустя, когда я приехал в Сан-Франциско, один репортер спросил меня: «Что вы думаете о полете на Луну?» Я ответил: «Это пустая трата времени и денег, больше ничего».

    Кришнаканти. Недавно космическая программа потерпела еще одну неудачу.

    Шрила Прабхупада. Это происходит постоянно. Что случилось на этот раз?

    Кришнаканти. Они вывели на околоземную орбиту космический корабль в качестве своего рода космического аванпоста, но корабль упал. Это обошлось в два миллиарда долларов.

    Шрила Прабхупада. Почему они так швыряются своими деньгами и тратят на это время?

    Кришнаканти. Их критиковали в газетах.

    Шрила Прабхупада. Они просто инфантильные глупцы. Чего они добились за последние… сколько лет? Сколько лет они стремились попасть на Луну?

    Д-р Сингх. Больше десяти. В 1957 году Россия начала со спутника.

    Шрила Прабхупада. Но готовиться к этому они начали намного раньше. Так что, допустим, они занимаются этим двадцать пять лет. Они ничего не добыли кроме пыли, но попыток своих не оставляют. Какое упрямство! Космическая программа никогда не увенчается успехом.

    Д-р Сингх. Они говорят, что в будущем хотят отправиться на Марс.

    Шрила Прабхупада. Все они становятся «большими людьми», постоянно толкуя о будущем.

    Д-р Сингх. Они говорят, что это произойдет примерно через десять лет.

    Шрила Прабхупада. Даже если бы они сказали: «Через год», — что с того? Они могут сказать «десять лет» или «год», но мы не принимаем таких заявлений. Мы хотим увидеть, что они делают сейчас.

    Д-р Сингх. Они совершенствуют свою технологию на небольших моделях.

    Шрила Прабхупада. Они просто дети. В детстве я любил наблюдать, как трамваи ходят по рельсам. Однажды мне пришло в голову: «Возьму-ка я палку, дотронусь ей до провода и тоже поеду по рельсам». Ученые со своими планами такие же дети. Они тратят так много времени и средств, но ради чего? Их усилия тщетны, потому что на самом деле они не знают цели жизни. Ученые расходуют огромные средства, а политики финансируют их, но результат их деятельности равен нулю. Они подобны врачу, который, не сумев толком поставить диагноз, все же говорит пациенту: «Хорошо, попробуйте сначала это лекарство, а если оно не подействует, вот это». Такой врач никогда не признается, что не знает, чем можно излечить эту болезнь. Ученые просто блефуют и обманывают. Они не могут разрешить истинных проблем жизни: проблем рождения, смерти, старости и болезней, а потому все их программы утопичны. На санскрите это называется акаша-пушпа, что означает «цветок с неба». Все их попытки познать истину с помощью исследований космоса подобны попытке достать цветок с неба.

    В качестве другого примера ученых можно сравнить с глупыми цаплями. В Индии иногда можно видеть, как цапля целый день ходит за быком. Она думает, что бычья мошонка — это рыба. В Индии это обычная картина. Идет бык, а за ним цапля, которая не отрывает глаз от этой «большой рыбы», думая: «Когда она упадет, я ее съем».

    А.Ч.Бхактиведанта Свами Шрила Прабхупада.
    (из книги Жизнь происходит из Жизни)

  11. БЫЛИ ЛИ ЛЮДИ НА ЛУНЕ?

    С 1969 по 1972 год США, по официальной информации, отправили к спутнику земли девять экспедиций, шесть из которых увенчались прилунением в общей сложности 12 человек. В настоящее время осталось не так много людей,которые действительно верят в то, что американцы были на Луне. Шрила Прабхупада понимал это уже в то время, и смело говорил об этом (Утренняя прогулка, Мельбурн, 1975 год):

    Прабхупада: … Сколько лет это уже продолжается? С 1950?
    Преданный: Экспедиции на луну?
    Прабхупада: Да, экспедиции на луну.
    Преданный: Может быть с 1955.
    Мадхудвиша: 1955
    Преданный: Первое прилунение было в 1961.
    Прабхупада: Это было начало. в начале они послали собаку. (смех)
    Мадхудвиша: Собаку-космонавта. мышь-космонавта.
    Прабхупада: А? Мышь-космонавта.
    Преданный: Еще обезьяну-космонавта.
    Прабхупада: Итак, с 1955 года. Итак, 20 лет, чего они добились?
    Преданный: Потратили миллиарды долларов.
    Прабхупада: Да, они привезли просто немного пыли, и все.
    Мадхудвиша: Сейчас они обнаружили, что такая же пыль есть здесь на земле.
    Прабхупада: Да. Просто пропаганда. Они не летают. Теперь русские ученые и американские ученые объединились. И те, и другие – воры, и потому один вор просит: «Не сдавай меня. Я не сдам тебя, и наш бизнес продолжит существование». Так это происходит: «Давай объединимся и обманем дурачье, иначе, если ты меня сдашь, я тоже тебя сдам, тогда нашему бизнесу конец».

    Летом 2001 года по центральному ТВ США прошла серия передач, в которых ученые и некоторые бывшие работники НАСА довольно убедительно доказывают, что высадка человека на луну, которая якобы произошла в 1969 — чистая фикция, сделанная в угоду политическим амбициям. Они подробно разбирают десятки несоответствий на фото- и видеоматериалах, «снятых на луне». Ниже приводится лишь часть аргументов:

    1. Несмотря на прозрачность лунной атмосферы, на темном небе не видно звезд.
    2. По мнению ученых, на луне не должно быть движения воздуха, но американский флаг, установленный в честь прилунения, развевается на ветру.
    3. Во время прилунения выхлопная струя должна была создать хотя бы небольшой кратер в месте посадки и сдуть там всю пыль, но на снимках под модулем не видно даже малейшего углубления, как будто его аккуратно поставили на мягкий пыльный грунт.
    4. пПри посадке должен быть слышен сильный рев дополнительных двигателей, смягчающих прилунение, но на кинопленке на фоне практически полной тишины слышны ясные команды командира корабля, руководящего посадкой.
    5. Тени на фотографиях расходятся в разные стороны, что говорит о наличии нескольких источников света в момент съемки, хотя на луне есть только один источник света — солнце, и все тени должны ложиться в одном направлении.
    6. Фигуры астронавтов, снятые против солнца, должны быть просто черными силуэтами, но на снимках все детали их костюмов ясно просматриваются, что тоже говорит о том, что они были не только сзади освещены солнцем, а также какие-то источники освещали их спереди.
    7. Фотоаппараты для лунной съемки были закреплены на груди скафандров в фиксированном положении, и конструкция скафандров даже не позволяла астронавтам заглянуть в видоискатель камеры. при такой ситуации следовало ожидать, что кадры будут далеко не идеальными, но на удивление они все очень ровные и аккуратные с точки зрения композиции.
    8. «Лунные пейзажи» с кратерами поразительно напоминают пейзажи, сделанные советскими спутниками-шпионами в «зоне 51», в пустынной местности на западе сша, где располагается самая секретная американская военная база. там также обнаружено несколько огромных ангаров, похожих на киностудии. по мнению скептиков, именно там проходили съемки «высадки на луну».
    9. Полет «аполлона-11», который «был на луне», проходили в дни наибольшей солнечной активности, зарегистрированной в xx веке. в эти дни выброс смертельной солнечной радиации должен был особо ощущаться в космосе. как известно, земля защищена от радиации определенным слоем атмосферы, а «аполлон» должен был пересечь этот слой и оказаться в поле сильнейшего воздействия радиации, от которой он не имел специальной защиты. костюмы астронавтов тоже были сделаны из тонкой ткани, не дающей радиационной защиты. все они должны были получить изрядную дозу радиации, но никто из них не имел никаких проблем после полета. скептики утверждают, что «аполлон» просто восемь дней летал по орбите земли, не пересекая защитного слоя, а потом вернулся на землю, привезя «лунные снимки», сделанные в «зоне 51».

    Это лишь малая часть информации из фильма, которая заставляет сильно усомниться в успехах современных технологий.

  12. Новое свидетельство поддержки ЦК КПСС мифа о «полёте на Луну»

    В 1970 году на МГГС-70 (Международный Геолого-Геофизический Симпозиум 1970 года) американцы крутили фильм «Как американцы на Луну полетели». В конце фильма было 5-ти минутное интервью директора американской лунной программы, записанное специально для МГГС-70, в котором он «укусил» СССР: «Вот вы не смогли полететь по трассе Кондратюка, а мы сумели». Укусил больно, как та бешеная собака. Но тут кто-то из наших ведущих учёных, не помню уже за давностью лет кто именно, из ИКИ или, скорее всего из ИЗМИРАН, вышел на сцену и рассказал, что в 1916 году, когда студент 1-го курса Александр Степанович Шагрей опубликовал под псевдонимом Юрий Васильевич Кондратюк свой расчёт полёта на Луну никто ещё не знал о существовании у Земли радиационных поясов. Да и о радиации почти ничего не знали.

    Исследование радиоактивности только начиналось. Поэтому «трасса Кондратюка» проходит через эти радиационные пояса в таких местах, где максимальная концентрация протонов, электронов и других радиоактивных частиц. При пролёте в течении 30 минут через радиационные пояса американцы должны были только на вторичном излучении (жёсткий рентген от торможения электронов корпусом корабля и жёсткое гамма от торможения протонов корпусом корабля) получить дозы порядка 200-250 Кюри.

    При возвращении опять такая же доза. Для справки, никто из семи моряков, членов экипажа К-19, которые получили дозы больше 430 Кюри, не смотря на то, что переливания крови им делались уже через сутки после облучения, а пересадки костного мозга были сделаны к исходу третьих суток, не выжил. Остальные, получившие меньшие дозы, выжили. «Аполлон-14» летал во время солнечной вспышки, когда плотность частиц в радиационных поясах возрастала примерно в 5-6 раз. А значит и дозы должны были быть порядка 1000 Кюри в один конец. Если летать через «дырки» на полюсах в радиационных поясах, то американцам нужно было одновременно запускать 3 «Сатурна», поскольку топлива в таком полёте нужно израсходовать в 4-5 раз больше. «Трасса Кондратюка» — это траектория с минимальными затратами энергии.

    Начавшийся скандал этим же вечером был «погашен» приказом из ЦК КПСС в Президум АН СССР: «Забыть про Кондратюка и радиационные пояса и не раздражать наших американских друзей».

  13. Глава 04. Часть 18. О полете на Луну и о том кому и чему верят люди. 23 мая 1976 года

    Рано утром, перед тем как отправиться на прогулку, Прабхупада спросил Хаягриву о книге «Легкое путешествие на другие планеты», которую он редактировал еще в 1959 году.

    Несколько дней назад Прабхупада проповедовал мне, отметив множество дефектов в современной научной картине мира. Он рассказал о выдуманных космических путешествиях, советуя мне подробнее прочитать об этом в «Легком путешествии». «Там я написал об их глупых попытках долететь до Луны. Ты читал эту книгу?» — спросил он. Я никак не мог припомнить, держал ли я ее в руках, поэтому сказал, что не читал, так как впервые услышал о ней в 1972 году. Прабхупада посмотрел на меня задумчиво, после чего попросил меня найти для него экземпляр книги. Я это сделал, и на протяжении нескольких последних дней он сам внимательно читал ее, после чего сделал вывод, что его утверждения были действительно изменены редактором.

    Поэтому сейчас он спрашивал Хаягриву об этом. Тот, в свою очередь, признал, что совершил такую ошибку. Он попытался оправдаться, сказав: «Книга была написана еще до того, как они туда полетели. После этого я ничего не менял».

    Прабхупада был очень расстроен. Половину утра он отчитывал Хаягриву за то, что тот посчитал Духовного Учителя подверженным недостаткам обычного человека. К словам ученых он отнесся с большим доверием, чем к словам гуру. «Это означает, что я не могу доверять тебе», — произнес он.

    Позднее, во время завтрака, я зашел в комнату Хаягривы. Он спросил у меня мрачным голосом: «Почему он так сердится?» Он был очень недоволен всем происходящим, словно ребенок, уязвленный назидательным тоном своего отца. Мне не понравился его настрой, и я сказал ему об этом. Мы начали спорить. Я отчитывал его за фамильярное отношение к Прабхупаде, а он нервно оправдывался, заявляя, что никто в этом мире не поверит в утверждение, что на Луну полететь невозможно. Я обвинил его в недоверии к Духовному Учителю и за желание разбавить нашу философию до состояния более или менее удобоваримого для основной массы непреданных.

    «Люди не примут книгу, в которой утверждается, что полететь на Луну невозможно, — выпалил он раздраженно. — Они просто не воспримут его слов. Они верят только ученым».

    «Нас мало волнует то, во что верят люди, — отреагировал я. — Сейчас они верят в одно, а через двадцать лет будут верить совершенно в другое. Нас мало волнует, что они принимают за истину. Мы принимаем то, что говорит Прабхупада, и наша задача состоит в том, чтобы донести до них его слова без искажений и примеси наших собственных представлений о том, что приемлемо, а что нет. Это не наше дело — потворствовать прихотям масс».
    Я оставил его заканчивать завтрак и вернулся в свою комнату, примыкающую к апартаментам Прабхупады. Несколько минут спустя Хаягрива прошел по коридору и вошел в комнату Прабхупады. Со слезами на глазах, он попросил прощения у Его Божественной Милости. Прабхупада успокоил его и принял его извинения. Но все равно, книгу нужно сделать такой, какой он ее написал. Прабхупада распорядился связаться с «Би-Би-Ти», чтобы редактора подготовили к изданию измененную версию книги, в которую должен будет войти утраченный фрагмент.

    Хари Шаури дас — Трансцендентный дневник 2.1

  14. Космические полеты.

    фрагмент статьи с сайта оджасви.

    В последние годы опубликовано много отчетов о полетах космических кораблей, управляемых автоматами или человеком. Сюда относятся полеты российских и американских орбитальных станций, вокруг Земли и запуски управляемых ракет к Венере, Марсу и другим планетам. Конечно, самыми примечательными из этих космических полетов являются полеты «Аполло» на Луну. В этом разделе мы посмотрим, что говорил Шрила Прабхупада об этих полетах. Для начала обсудим ведическую концепцию космического полета.
    Ведическая литература многократно обращается к идее путешествий к планете на планету через космическое пространство. Некоторые существа, такие, как великие йоги и полубоги, могут переноситься из одной части Вселенной в другую, используя мистический сиддхи. Наделенные этой мистической мощью существа неподвластны действию обычных пространства и времени и не нуждаются в каких-либо аппаратах для таких перемещений. Однако, как говорилось в главе 5, различные аппараты также используются для межпланетных путешествий и те же существа, способные преодолевать пространство по своей воле, обычно пользовались такими машинами.
    Эти аппараты, обычно называемые вимонами, можно разделить на две категории; собственно космические корабли (ка-ната-вайю) и аппараты, управляемые психической энергией (акама-патака). (SB 4.12.27р). В S.В.4.6.27р. упоминаются миманы, движимые силой мантр и гимнов, в ССАL 5.22р имеются замечания, что летательные аппараты Сатьялоки управляются не грубой механической силой (янтра), а психической энергией (мантра).
    Такие аппараты используются для передвижения в многократных областях пространства высших планетных систем. Интересно отметить, что лебедь Брахмы, похоже, является не живым существом, а именно летательным аппаратом такого типа. (SB 3.24.20р) Кроме того, хотя йоги и обладают способностью перемещаться в пространстве по своей воле, мы читаем в Бхагаватам, что во время уничтожения материального творения йоги и обитатели Махалоки используют летательные аппараты для полета на Сатьялоку, чтобы уйти от огня Ананты. (SB 2.2.26) В SB 2.2.23р Шрила Прабхупада утверждает, что при использовании материальной энергии, независимо от того, грубой или тонкой, неевозможно подняться в вертикальное измерение выше Сваргалоки или Джаналоки. Это предполагает, что в небесных мирах, летающих ниже Тапалоки или Сатьялоки существует множество тонких машин, которые не способны достичь этих миров.
    Многократно упоминаются виманы полубогов, которые, похоже, использовались как личные космические корабли. Действие этих машин, как и самих полубогов, лежит за пределами наших обычных грубых ощущений. Имеются, однако, сведения о более мощных кораблях, упоминаемых, например, в предании о летающем городе Кардамы Муни. (SВ 3.33.15р) и, конечно, в описаниях трансцедентальных виман, аналогичных той, что доставила Дхруву Махараджу на Вайкунтху (SB 4.12.34р).
    Вплоть до времени Махараджи Парикшита виманы полубогов регулярно посещали Землю (SB 1.19.18р), и некоторые земляне, вроде Шалвы, могли познакомиться с ними поближе, относясь к полубогам с уважением и оказывая им какие-либо услуги. Похоже, что в те времена даже материалистически настроенные люди были хорошо осведомлены о существовании высших существ и вместо попыток развития собственной техники люди, естественно, обращались к полубогам для удовлетворения творения своих материальных нужд. Однако, с наступлением Кали-юги Земля (или, по крайней мере, доступная нам ее часть) попали под своего рода небесный карантин, и сообщение с высшими планетами существенно сократилось. (SB 2.6.29р)
    Однако, весьма вероятно, что полеты на другие планеты иногда бывают возможны для разумных существ и во время Кали-юги. В SB 2.7.37 мы читаем: «Когда атеисты, овладев ведической наукой, уничтожают обитателей многих планет, летая невидимыми по небу в ракетах, искусно сконструированных великим ученым Майей, Господь помрачит их умы, приняв притягательный облик Будды и будет проповедовать субрелигиозные (моральные) принципы». Согласно Шрила Дживе Госвами, в этом примечательном стихе имеются в виду не нынешняя Кали-юга, а другая.
    Можно заключить, что в этот век атеистически настроенные люди Земли создали технику, позволяющую в какой-то степени перемещения в областях высших измерений, и были способны поколебать авторитет полубогов.
    6.с.1 Полет на Луну.
    Шрила Прабхупада часто говорил, что астронавты в действительности никогда не были на Луне. Так как это очень спорная тема, мы будем рассматривать его замечания более подробно. Как мы увидим, их можно разделить на две категории: 1) полубоги никогда не допустят людей на высшие планеты, так как люди недостойны этого; 2) астронавты не обнаружили несметных богатств, которые в действительности есть на Луне, и следовательно, не может быть, чтобы они там побывали.
    В SB 1.5.18р Шрила Прабхупада говорит следующее: «Некоторые пытаются достичь Луны или других планет с помощью механических средств… Но этого никогда не будет. По законам Всевышнего, разумные существа разных видов должны жить в разных местах, соответственно образу своей деятельности.» По его словам Луна, Венера и Солнце недоступны «неразумным ученым», поскольку они являются высшими планетами, доступными только существам, действующим в гуне благости (SB 2.8.14р). Он сказал также, что попытки ученых достичь Луны также демоничны как нападение Раху (SB 5.8.14), и что такое путешествие будет прервано Индрой, который обычно препятствует посещению небесных планет недостойными людьми (SB 8.11.5р). Таким образом, одной из причин, по которой астронавты не могут достичь Луны, является «иммиграционная политика» полубогов.
    Шрила Прабхупада часто ссылался на тот факт, что астронавты увидели Луну не такой, как она описана в Бхагаватам, как на доказательство того, что они на ней не были. Так, он замечает, что астронавты никого не встретили на Луне, не говоря уже о встрече с лунным божеством.» (SB 4.22.54р) По его словам (SB 6.4.6р и 8.5.34р), так как бог Луны является покровителем растительности, то она должна быть на Луне, хотя ученые и утверждают, что Луна это голая пустыня. В SB 2.3.11р, 8.2.14р и 8.22.32р содержатся замечания о том, что недостаток знания о жизни на высших планетах служит доказательством того, что полет на Луну закончился неудачей. А в SB 10.3.27р говорится, что, поскольку достигший Луны должен жить 10 000 лет, то ясно, что астронавты там не были.
    Шрила Прабхупада высказал также несколько замечаний относительно многомерного характера путешествия на Луну. Так в SB 1.9.45р он скептически отзывается о возможностях механических транспортных средств и необходимости более тонких методов. Комментарий SB 3.32.3р говорит нам, что «невозможно достичь луны с помощью материального аппарата, как, например, спутник», хотя вполне возможно перебросить грубый материальный объект в пространстве на тысячи и даже миллионы миль. Наконец, Шрила Прабхупада напоминает, что для того, чтобы достичь орбиты Луны, необходимо сначала пересечь озеро Манаса и гору Шумеру (LB, стр.49). Как мы уже говорили, любой путь к Луне проходит через эти объекты.
    Как мы полагаем, утверждения Шрилы Парбхупады о том, что астронавты не достигли Луны, имеет в виду путешествие в связанный с Луной мир высших измерений. С ведической точки зрения естественно понимать «путешествия на Луну» именно в этом смысле. В конце концов, если с Луной действительно связан один из высших миров, то не найдя в путешествии ничего, кроме скал и пыли, нельзя считать, что побывал на Луне.
    В интервью, данном журналистам в 1968 году Шрила Прабхупада подчеркивал, что человеческое тело не приспособлено к жизни на Луне. Когда его спросили, не могут ли космические костюмы решить эту проблему, он сказал, что существуют научные методы, позволяющие изменить природу наших тел, сделав их пригодными к жизни на Луне. Но до того еще очень далеко, а космические скафандры делу не помогут.
    На вопрос репортера о возможности увидеть обитателей Луны, Шрила Прабхупада ответил, что они «почти невидимы» и имеют тонкие материальные тела. (CN, стр.179) Это означает, что мир полубогов, включая их жилища, пищу, транспорт и т.д., также невидимы для нас. Согласно нашему определению такой мир относится к высшим измерениям; он невидим для нас, но не для населяющих его существ. Чтобы войти в него, необходимо нечто большее, чем просто скафандр: нам понадобится также «невидимое» тело, которое может взаимодействовать с миром лунных полубогов.
    Это оставляет открытым вопрос, действительно ли астронавты совершили путешествие в трехмерном пространстве на ту Луну, которую мы наблюдаем на небосклоне. Как мы уже говорили, любой мир многомерного пространства может иметь проекцию в нашем трехмерном пространстве, точно также, как адрес офиса в Нью-Йорк-Сити, имеющий три координаты (авеню, стрит и этаж) содержит двумерную проекцию (авеню и стрит). Астронавты могут добраться до этой проекции лунного мира, не совершая выхода в высшие измерения, необходимого, чтобы действительно достичь царства Чандры.
    Это можно сравнить с посещением земного Вриндавана, не имея достаточно сенсорных способностей, чтобы ощущать духовный мир, связанный с этим местом.
    Такой ход событий, определенно, возможен, хотя мы не можем точно знать, так ли это. Другая возможность состоит в том, что астронавты на каком-то этапе полета были введены в заблуждение полубогами, и, возможно, никогда не достигли видимой нами Луны. Так, например, Шрила Прабхупада полагает, что их «посадили на планету Раху.» (SB 4.29.69р) Возможно также, что отчет о полете на Луну представлен нам в намеренно искаженном виде. Шрила Прабхупада неоднократно выражал сомнение в частности исследователей Луны, и в частных разговорах и в Бхагаватам. S. 17.4р
    Мы приходим к мысли, не является ли путешествие на Луну фальшивкой?
    Очевидно, это очень больной вопрос, и мы не можем с определенностью разрешить его в ту или иную сторону. Здесь мы приведем только один факт, на наш взгляд, говорящий о том, что опубликованные отчеты о полете, возможно, содержат подтасовки. На рисунке 18 приведена опубликованная в официальной прессе фотография лунного модуля «Аполло» на поверхности Луны. (МSF, стр.397)
    Рис. 18. Официальная фотография НАСА, изображающая лунный модуль на поверхности Луны. Почему на ней не видно никаких следов, оставленных при спуске тяжелого аппарата с реактивным двигателем на легкую поверхность Луны?
    Ясно видимые отпечатки стоп подтверждают сообщения астронавтов, что лунная поверхность покрыта мягкой пылью. Под модулем, в футе от лунной поверхности виден ракетный двигатель лунного модуля.
    Во время спуска на поверхность Луны этот двигатель должен был работать продолжительное время, чтобы погасить инерцию и осуществить легкую посадку. Учитывая, что величина поля тяготения Луны в 6 раз меньше земного, вес модуля на Луне без учета топлива, предназначенного для посадки составляет 1300 кг.
    (МSF, стр.298) Возникает вопрос, почему при посадке с работающими двигателями не осталось заметных следов в мягком грунте под лунной кабиной? Согласно программе полета, двигатель включается на высоте всего лишь 1,52 метра над лунной поверхностью (MSF, стр.300) При этом реактивная струя должна оставить в мягком грунте заметный кратер. Однако, ни на этом снимке, ни на других подобных незаметно вообще никаких следов посадки.
    В итоге можно сказать, что Шрила Прабхупада отвергал сообщения о посещении людьми Луны на том основании, что люди по общему уровню своего сознания не могут быть допущены на высшие планеты. Это, по его мнению, подтверждается и описанием этого путешествия, сделанным самими астронавтами. Он отметил также, что методы, основанные на использовании грубой материальной энергии не годятся для достижения высших планет. Кроме этих жестких утверждений он высказал ряд предположений, чем же в действительности мог оказаться этот полет, и выразил сомнения в откровенности людей, занятых космическими исследованиями. Эта область предоставляет больше возможности для мистификации и обмана, и мы видим некоторые примеры такой мистификации. Однако, получить убедительные данные о широкомасштабной мистификации в этой области — дело весьма трудное, и, возможно, опасное.

  15. Одно из объяснений, которое давал Шрила Прабхупада, заключалось в том, что даже если астронавты и смогли высадиться на Луну, они не были способны побывать на ней. К примеру, вы можете приехать по адресу и увидеть многоэтажный дом, но не попав в соответствующий офис в этом доме и не встретившись там с необходимыми людьми, вы реально не были там.
    Другими словами, астронавты, будучи людьми кали-юги и не обладая необходимой чистотой и качествами, не могли проникнуть а атмосферу Луны, которая является райской планетой полубогов уровня сварги. Поэтому все, что люди могут оценить на Луне — это пыль и камни.

  16. … Преданные Верховного Господа знают, как оказывать почтение полубогам, но преданные полубогов иногда по глупости считают, что Верховная Личность Бога находится на одном уровне с полубогами. 

    … Придерживаясь таких представлений, человек становится оскорбителем, и в конечном счете его ждет такой же финал, как Равану и других

    …Райских планет можно достичь, совершая благочестивые действия, рекомендованные в шастрах в разделе, посвященном кармической деятельности. 

    …И как сказано в «Бхагавад-гите» (9.21), когда реакции таких благочестивых действий исчерпываются, наслаждающийся ими вновь опускается на эту Землю. 

    … Луна тоже находится на уровне райских планет, и только те, кто был добродетелен — совершал жертвоприношения, суровые аскезы, раздавал милостыню — могут получить доступ на райские планеты по завершении жизни в этом теле. 

    … Материальное тело находится под влиянием трех гун материальной природы: благости, страсти и невежества. 

    … Люди нашего времени в той или иной степени находятся под влиянием гун страсти и невежества, и признаки этого влияния проявляются в том, что они стали очень жадными и похотливыми. 

    … Такие деградировавшие личности едва ли способны приблизиться к высшим планетным системам. 

    … Выше райских планет есть много других, которых могут достичь лишь те, кто находится под влиянием гуны благости. 

    … На райских и других планетах вселенной обитатели очень разумны, во много раз разумнее людей. 
    Все они благочестивы и находятся под влиянием высокой или высшей гуны благости. 
    Все они — преданные Господа, и хотя благость, под влиянием которой они находятся, не совсем чиста, они все же известны как полубоги, обладающие максимумом положительных качеств, которым можно обладать в материальном мире.

    «Шримад Бхагаватам»
      1. 15. 12. комментарий
    А.Ч. Бхактиведанта Свами Шрила Прабхупада.

  17. Все скажут, что «я прав». Но кто рассудит?
    ШАСТРА, ГУРУ, САДХУ — ЭТО СУДЬЯ.

    …они все являются ослами, верблюдами, и собаками, подобного рода, и они прославляют один другого. «О, вы открыли это. О, какой вы хороший».(смех) какой вы хороший». Но мы понимаем, что тот, кто прославляет и того, кого прославляют, оба являются котами и собаками. И всё. Итак, мы не сулим какой-то прибыли. Это общество совместного прославления котов и собак, поэтому мы не сулим никакой прибыли. Теперь они могут нас также обвинить таким же образом, что «Вы также являетесь обществом кошек и собак, общество взаимно прославляющее друг друга». Теперь, как мы можем рассудить, правы они или правы мы? Кто рассудит? Должно быть какое-то суждение. Все скажут, что «я прав». Но кто рассудит? Должен быть какой-то судья, когда адвокаты с двух сторон сражаются, что «мой случай правильный». Тогда кто вынесет суждение? Должен быть один судья. Итак, кто же этот судья?

    Праджапати: Шастра, гуру, садху.

    Шрила Прабхупада: Да. Да. Это судья. Поэтому мы цитируем из Ведической литературы. Как только мы что-то говорим, мы сразу же приводим цитату из Ведической литературы. Таков способ.

    А.Ч. Бхактиведанта Свами Шрила Прабхупада.

    Утренняя прогулка
    (3 января 1974, Лос-Анжелес)

  18. … Отвечая на вопросы, ни в коем случае не надо сочинять или выдумывать что-то.

    … Нужно ссылаться на шастры и приводить точку зрения ведических писаний.

    … Веды называются шрути, потому что это знание получают, слушая авторитетных наставников.

    … Утверждения Вед называют шрути-праманой.

    … Отвечая на вопрос, человек должен цитировать шрути — Веды и другие ведические писания, — тогда в его словах будет истина.
    А иначе он просто что-то выдумывает.

    Шримад Бхагаватам 7.13.23 комментарий

  19. «Они не были на Луне»
    Немного позднее Прабхупада заговорил со мной о посадке на Луну. Я отметил, что они никогда не признаются в своих ошибках или обмане, так как полностью зависимы от своих спонсоров, которые просто лишат их грантов на будущие проекты и исследования.

    Шрила Прабхупада оставался непреклонным в своем отношении к этому событию, несмотря на массированную пропаганду в средствах массовой информации. «Мы исходим из того, что они потерпели поражение. Они не были на Луне».

    Я сказал: «Они вынуждены говорить об этом полете как об успешном. То же самое они будут говорить о полете на Марс. Если им удастся заполучить несколько снимков корабля, который «приземлится» в каком-нибудь месте, похожем на поверхность Марса, тогда они могут быть уверены в успехе».

    «Фотографию можно сделать где угодно», — сказал Прабхупада.

    Я согласился с ним. Но меня волновал этот вопрос, и тогда я спросил его, что, по его мнению, происходит на самом деле. Может ли оказаться, что они действительно посылают свои корабли к другим планетам, или?..

    «Это знают только они, — ответил Прабхупада, не желая вдаваться в измышления. — В соответствии с нашими вычислениями, они там не были. Поэтому вся эта шумиха — просто блеф. Не может быть, чтобы они туда летали». («Трансцендентный дневник» 3.1.8.)

  20. Древнеиндийская притча : слон и слепые мудрецы .

     Привели как — то в один город слона . Многие захотели увидеть его . Среди них были и известные на всю округу слепые мудрецы . Но как увидеть слона , если ты слеп ?
    — Я знаю , – сказал один мудрец , – мы ощупаем его .
     — Хорошая идея , – согласились другие . – Так мы сможем узнать , какой он этот СЛОН .
    Итак , шесть мудрецов пошли “смотреть” слона .
     Первый нащупал большое плоское ухо . Оно медленно двигалось вперед и назад .
    — Это веер ! Слон похож на веер ! – воскликнул он .
     Второй мудрец стоял возле ноги слона и трогал её . Она была круглой и могучей .
    — М-м-м. Это что — то круглое и толстое . Слон похож на дерево ! – воскликнул он .
     — Вы оба не правы , – сказал третий . – Да , он круглый , но не толстый и к тому же очень гибкий ! Он похож на веревку ! Этот мудрец нащупал хвост слона .
     — Ну, нет ! Слон похож на копьё ! Да — круглый , да — тонкий , но не гибкий ! – воскликнул четвертый , который ощупывал бивни слона .
     — Нет, нет, – закричал пятый , – слон , как высокая стена . Большая, широкая и шершавая . – говорил тот, ощупывая бок слона .
     Шестой мудрец в руках держал хобот слона .
    — Все вы не правы , – сказал он , – слон похож на змею .
    — Нет, на веревку !
    — Нет, змею !
    — Стену !
    — Вы ошибаетесь ! — Я прав !
    — Нет, я прав !
    Шестеро слепых мудрецов безудержно кричали друг на друга . Их спор продолжался целый день . К единому мнению они так и не пришли . Каждый мудрец представлял себе лишь то , что могли чувствовать его руки и верил он только себе .
    В результате , каждый думал , что только он прав и знает, на что похож слон . 
     Неизвестно , чем бы всё закончилось , если бы причиной их жаркого спора не заинтересовался проходивший мимо мудрый человек . На вопрос : ,, В чём же дело ?» слепые ответили : ,, Мы не можем разобраться в том , на что похож слон». И каждый из них сказал то , что думал о слоне . 
    Тогда мудрый человек спокойно объяснил им : ,, Правы вы все . Причина того , почему вы судите по — разному, заключена в том , что каждый из вас трогал разные части слона . На самом деле слон имеет всё то , о чём вы говорите». Все сразу почувствовали радость , потому, что каждый оказался прав . 
     Мораль заключена в том , что в суждениях разных людей об одной и той же вещи чаще всего только доля истины . Иногда мы можем видеть часть истины другого , а иногда – нет, поскольку смотрим на предмет под разными углами зрения .
    Поэтому, нам не стоит спорить до посинения , разумней сказать : ,, Да , я понимаю , у тебя могут быть определенные основания так считать».

  21. Кроме того, из этого стиха явствует, что во всех частях нашей вселенной, на каждой планете, живет множество существ (джӣва- рибхир кӣра). Современные ученые и другие так называемые специалисты в различных областях знания думают, что на других планетах нет жизни. Недавно они заявили, что побывали на Луне и не нашли там ни одного живого существа. Однако «Шримад- Бхагаватам» и другие ведические писания опровергают такие глупые заявления. Живые существа есть везде, причем не одно-два, а многие миллионы — джӣва-рибхи. Даже на Солнце, огненной планете, тоже есть жизнь. И главного из обитателей Солнца зовут Вивасван (има вивасвате йога проктавн ахам авйайам). На любой планете живет множество разных существ и они приспособлены к ее особым условиям. Утверждать, что жизнь есть только на Земле, а остальные планеты необитаемы, просто глупо. Подобные утверждения только выдают невежество в человеке.

    Шримад Бхагаватам 7.14.36 комм.

  22. а-брахма-бхуванал локах
    пунар авартино ’рджуна
    мам упетйа ту каунтейа
    пунар джанма на видйате

     Все планеты материального мира, от высшей и до низшей, — это юдоль страданий, где каждый вынужден снова и снова рождаться и умирать. Но тот, кто достиг Моей обители, о сын Кунти, уже никогда не родится здесь.

     Бхагавад Гита 8.16 

  23. ЧТО ДЕЛАЛ ШРИЛА ПРАБХУПАДА 
    4 июня 1976 года 

    Сегодняшняя прогулка проходила по знаменитым пескам пляжа Вениц. Противопоставив духовную мудрость научной догме, Прабхупада отсек претенциозные заявления так называемых современных носителей знания, наглядно продемонстрировав их глупость в самых разных вопросах, и, в частности, в отношении положения Луны и других планет. Прабхупада отметил, что они неспособны внятно объяснить, почему воскресенье предшествует понедельнику. (Примечание переводчика: в английском языке воскресенье и понедельник ассоциируются соответственно с Солнцем и Луной [Sunday — Monday]. Помимо этого неделя начинается не с традиционного у нас понедельника, а с воскресенья). И почему неделя заканчивается субботой (Saturday — Saturn’s Day — День Сатурна). Он сам ответил на этот вопрос. Дело в том, что таков порядок расположения планет в Солнечной системе в соответствии с представлениями ученых мужей многих древних культур. Подобное утверждение приводится в «Шримад-Бхагаватам», где особо подчеркивается, что Луна стоит дальше от Земли, чем Солнце. Но если это так, то как они могли забраться так далеко? 
    Тамал Кришна пришел к выводу, что в таком случае среди ученых должен существовать своего рода международный заговор, чтобы быть в силах поддерживать у людей уверенность в правоте их заявлений. Прабхупада согласился с ним. Он привел индийскую поговорку, в которой говорится, что заклинатель змей не может поймать даже безобидного ужа, а на публике пытается поймать кобру. Эти ученые не могут сказать ничего определенного, но делают такие громогласные заявления. 
    На протяжении всей прогулки и по пути обратно к машине Прабхупада принимал самое живое участие в разговоре. Преданные отвечали ему тем же, предлагая на растерзание Прабхупады различные теории. Но прежде, чем они смогли что-то сказать, он задал чисто риторический вопрос: почему во всех мировых культурах принято именно так рассматривать положение планет в Солнечной системе? 
    На лекции Прабхупада развил эту тему. В стихе говорилось о том, как вишнудуты бросили ямадутам встречный вызов, поставив под сомнение то, что они действительно являются представителями Ямараджа. Чтобы доказать это, вишнудуты попросили их объяснить, в чем заключается дхарма живого существа. Шрила Прабхупада сказал, что именно так определяется, является ли человек преданным или нет. Он должен продемонстрировать духовное знание. «Кришна описал значение слова дхарма. И они задали вопрос: «Если вы слуги Дхармараджа, тогда объясните нам, что такое дхарма и адхарма. Дхарма означает религиозность, а адхарма означает бездуховность. Двойственность — это неотъемлемый атрибут этого мира. Если есть черный цвет, то где-то можно найти и белый. Если есть хорошее, то где-то есть плохое. Если есть сын, то где-то есть и отец. В противном случае нет смысла в понятии «отец». Если есть отец, то где-то есть и сын. Если вы сын, то у вас должен быть отец. Если сын скажет, что его принес аист, то он просто глупец. А эти негодяи так и говорят. Они считают, что у этого мира нет Творца. Сначала пусть докажут, что Его нет. Ведь у вас есть отец? Как же вы можете говорить, что у этого мира нет Творца? В ответ молчание. Эти негодяи хранят молчание. Вы говорите, что творца не существует, но у вас самих отец-то есть? Эти негодяи говорят глупости, а другие глупцы верят им. Но мы не настолько «умны». Мы задаем встречный вопрос: «Если Творца не существует, тогда кто создал вас самих?» Может быть, мы заблуждаемся, но сначала ответьте на этот простой вопрос. 
    Сегодня утром я спросил, почему воскресенье предшествует понедельнику. Кто может ответить? Есть здесь кто-нибудь, кто сможет ответить на этот простой вопрос? Почему повсюду люди принимают, что сначала наступает воскресенье, потом понедельник, вторник, среда, сомавара, мангалавара, гурувара? На разных языках эти названия звучат по-разному, но это неважно. И суббота последняя. Почему так все устроено? Кто может ответить? Я задавал этот простой вопрос многим собеседникам. Даже Сварупа Дамодара, наш доктор наук, не смог ответить на него. Я также задал этот вопрос доктору наук Вольфу. Он сейчас случайно не здесь?» 
    Один из преданных попытался ответить: «Потому что воскресенье — это день Бога. Воскресенье — день Кришны». 
    «Это не очень серьезно. Постарайтесь мыслить логически, подобно ученым. Сейчас наступили другие времена, все мы должны мыслить на основе научных фактов», — сказал Прабхупада, все еще надеясь получить ответ. 
    «Видимо, это порядок расположения планет», — выкрикнул другой преданный. 
    «Да. Таков правильный ответ. Но об этом позже. Итак, они спросили: «Вы представители Дхармараджа. Прежде всего объясните значение слова дхарма. Только в этом случае мы поверим, что вы его посланники, слуги Дхармараджа». 
    Сначала он дал подробное объяснение принципа двойственности, а затем начал очень остро критиковать современных ученых: «Существует два теста. На самом деле достаточно одного. Если человек не является преданным Кришны, тогда он демон. Мы просто спрашиваем, знаете ли вы о Кришне. Я помню как дочь Шьямасундары проповедовала таким образом. Она подходила ко взрослым и спрашивала их: «Вы знаете, кто такой Кришна?». — «Нет». — «О, это Верховная Личность Бога». В этом заключается суть проповеди. Даже ребенок может проповедовать на этом уровне: «Вы знаете, кто такой Бог?» — «Нет». — «Вы — демон». 
    Прабхупада произнес слово «демон» с такой интонацией, что все в зале рассмеялись. А он продолжал, но уже переключившись на своего рода пародию на то, как преданный обращается к ученому. «В чем проблема? Как только они говорят: «Я не знаю Бога», сразу можно сделать вывод, что это демон. Первоклассный демон. «Я — ученый». — «Вы — негодяй». — «Нет, я посвятил много лет изучению того-то и того-то. У меня много степеней». Майайапахрита-гьяна. Негодяй. Вы потратили впустую столько лет, но ничего действительно стоящего не узнали, потому что вы не знаете, кто такой Бог». У нас в Движении сознания Кришны есть простой тест — как отличить разумного человека от негодяя. Если вы поняли, что этот человек не сознает Кришну, — он негодяй. Не нужно проводить никаких дополнительных тестов. Даже если он доктор или кандидат каких-нибудь наук, его все равно нужно считать негодяем. Таков наш вызов. Никакого секрета из этого мы не делаем». 
    * * * 

    «ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ ДНЕВНИК», ХАРИ ШАУРИ ПРАБХУ

  24. В Титтенхерсте, в беседах с учениками, Прабхупада часто говорил о высадке на Луну: 
    – Высадка на Луне – это надувательство, – сказал он однажды вечером в своей комнате. – 
    Просто так на Луну не попасть. Луна, Чандралока – это обитель полубогов, существ гораздо более высокоразвитых, чем эти пьяницы, убийцы и поедатели коров, которые сейчас пытаются там 
    поселиться. Не думайте, что это путешествие состоится – как, например, моя поездка из Индии в США. На Луну нельзя попасть так быстро. Это невозможно. Ученики Прабхупады были согласны с его утверждениями. Он не просто высказывал свое личное мнение – таков был вердикт Ведических писаний.

    Биография Шрилы Прабхупады. Прабхупада Лиламрита том 1

  25. Прабхупада захотел посмотреть на высадку людей на Луну. Преданные взяли напрокат телевизор и поставили его в комнату, где жил Прабхупада. Прабхупада принимал свой обычный массаж, сидя в кресле возле телевизора. 
    Пурушоттама объявил: 
    – Итак, Прабхупада, время приближается. Я включаю телевизор, и скоро мы увидим космонавтов в космосе. 
    Журналист вел передачу с мыса Канаверал во Флориде: 
    – Прямо сейчас вы увидите съемки этого исторического события. 
    Появилось изображение – вначале нечеткое, затем более ясное. Космический корабль опустился на поверхность Луны, и из него, плавно опускаясь на лунный грунт, высаживались космонавты. Пурушоттама был в восторге. 
    В это время космонавты уже ходили вокруг корабля. Они взяли маленький американский флаг, воткнули его в поверхность Луны и 
    прыгали. Закон притяжения на них явно не действовал, так как каждый раз, подпрыгнув, они повисали в воздухе и только потом медленно опускались. Все это сопровождалось их ликующими 
    возгласами. 
    – Итак, Пурушоттама, – спросил Прабхупада, – они достигли Луны? 
    – Да, Прабхупада, – восторженно воскликнул Пурушоттама. – Они высадились! 
    Прабхупада улыбался. 
    Прабхупада спросил Пурушоттаму: 
    – Итак, что ты видишь? 
    – Они обследуют поверхность луны, – ответил тот. 
    – И что же там? 
    – Ну, выглядит все так, будто они приземлились в каком-то кратере. Почва там песчаная, с камнями. О, смотрите, они показывают тени от камней, которые лежат вокруг! 
    – Это все, что ты видишь? Людей там нет? Деревьев? Рек? Зданий? 
    – Нет, – ответил Пурушоттама. – Луна похожа на пустыню. 
    – Значит, они высадились не на Луне, – уверенно сказал Прабхупада. – Это не Луна.
    Биография Шрилы Прабхупады. Прабхупада Лиламрита том 1

  26. Ниже приводятся выдержки из интервью Шрилы Прабхупады с репортером «Лос-Анжелес Таймс” взятым 26 декабря 1968 в Лос-Анджелесе.

    Прабхупада: Точно так же как мы живем здесь самое большее 100 лет, жители Луны могут жить там 10 000 лет. Эту информацию мы получаем от Шримад-Бхагаватам. Я перевел эту книгу на английский и прокомментировал.

    Репортер: И это написано в Вашей книге?

    Прабхупада: Да. Шримад-Бхагаватам дает яркое описание различных планет. Есть неисчислимые планеты в пределах этой вселенной, Солнце, Луна и другие планеты, они все ярко описаны, какие там жители и как они живут все там.

    Репортер: Вы, кажется, утверждаете, что, если люди попробуют приземлиться на Луне, то они не смогут?

    Прабхупада: Да, это здравый смысл. Предположим, кто-то хочет
    приземлиться в вашей стране, Америке. Вы не позволяете. Есть так много ограничений, визы, паспорт, иммиграция. И как Вы ожидаете внезапно приземляться там? Они настолько интеллектуальны и их продолжительность жизни столь долгая. Они далеко продвинуты в знании. Так что Вы не можете ожидать приземлиться там этим способом.

    Репортер: Но если они будут там…

    Прабхупада: Пока мы имеем информацию, что никакой полет туда не был успешен до настоящего времени. Так что не думаю, что они будут успешны в будущем. Этот процесс технического перемещения, как, например, автомобилем или самолетом, не может помочь достичь Луны. Настоящий процесс не такой, он описан в Ведической литературе. Человек должен получить квалификацию.

    Репортер: И как Вы описали бы этих людей, которые живут на Луне? Они невидимы для нас или видимы?

    Прабхупада: Почти невидимы, да.

    Репортер: Итак, в соответствии с вашим пророчеством…

    Прабхупада: Нет, это не пророчество. Мы имеем это описание в Ведической литературе. Мы говорим на основании авторитета Вед. Мы не говорим ничего, что не уполномочено Ведической литературой. Это наш процесс.

    Репортер: Если бы они могли приземлиться там, они бы могли иметь трудности от существ, которые живут там?

    Прабхупада: Трудности уже есть. У вас столько трудностей прямо здесь. Российские ученые, американские ученые, они работают уже 10 лет. Однако они не приблизились к Луне. Это уже трудность. Как русские рекламировали: “Мы будем на Луне в 1965”, они дали объявление, чтобы продать землю. Так что это оказалось утопией. Вы видите? Кто-то хотел купить у России землю. И они рекламируют также, что они поставят на Луне их флаг, Море Москвы. Так что это?

    Репортер: Я просто пробовал определить, есть ли какие-то религиозные верования…

    Прабхупада: Это не религиозная вера. Это факт. Знание, полученное из Ведических источников. Вы говорите об источнике знания из современных научных книг, точно так же мы говорим также об источнике знания, полученного от Вед. Это не религиозная вера или вера, не слепая вера. Мы не изобретаем ничего. Мы говорим на основе авторитетного знания, содержавшегося в Ведах.

    Репортер: Как вы думаете, если американцы успешно приземлятся на Луне, это повредит движению сознания Кришны в США?

    Прабхупада: Почему? Прежде всего, если даже они успешны в этом, то
    согласно нашему принципу, это просто трата времени. Поскольку мы не заинтересованы даже в лунной планете. Мы пытаемся идти на планету Кришны, откуда никто не возвращается назад к этому несчастному условию жизни. Несчастья Луны ничем не лучше несчастий Земли. Вы знаете, что это за несчастья? Рождение, смерть, старость, болезни. Даже если кто-то достигает Луны, то какой в этом толк? Наше движение сознания Кришны не имеет никакого отношения к этому движению к Луне.

    Репортер: Если я думаю, что скафандр является подходящим для Луны и я могу в нем приземлиться там, то почему нет? Кроме того, скафандр можно усовершенствовать…

    Прабхупада: Это будущая надежда. Это не метод. Например, я получил
    хороший костюм, дорогостоящее платье, и вхожу в ваш аэропорт, в
    Нью-Йорк, но отдел иммиграции не позволит мне. Что вы можете сделать? Костюма недостаточно. Должна быть виза, разрешение. Костюм — не достаточная квалификация.

    Репортер: Но если скафандр подходящий…

    Прабхупада: Попробуйте понять. Вы прибываете из Европы или из Индии в очень хорошем джентльменском костюме. Это подразумевает, что отдел иммиграции позволит Вам войти в страну? Для того чтобы попасть на Луну, нужны надлежащие качества и благочестие.


    В разговоре на утренней прогулке 4 июня 1975 года в Гонолулу преданный спросил: “Прабхупада, когда они говорят, что были на Луне и показывают фильм высадки и прогулки по Луне, это все обман?

    Прабхупада: Да, однозначно… Все понятно, студийная работа.

    Преданный: Это подделка?

    Прабхупада: Да.

    Бали-мардана: Прабхупада, они не собираются на Венеру. Американцы и русские собираются просто встретиться на орбите Земли. Они не собираются на другую планету.

    Прабхупада: О, с этим закончено?

    Бали-мардана: Это слишком сложно.

    Амбариша: Они собираются встретиться там в пространстве и летать вокруг вместе. (смех)

    Прабхупада: Птицы делают то же самое. (смех) В чем заслуга?”

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *