Строение вселенной и моя жизнь

Ачьюта Прия дас Заметки на Полях 388 46 Комментариев

  •  
  • 4
  • 26
Двадцатая глава Пятой Песни Шримад-Бхагаватам описывает величие и славу Господа, создавшего такую удивительную вселенную.

В соответствии с пониманием Декарта и Эвклида, мир представляет собой пространственно-временной континуум, то есть соединение времени и пространства. Однако наше представление о пространстве очень ограничено, поскольку мы воспринимаем только трехмерную реальность и существование, тогда как Ведические писания говорят о том, что существуют несравненно намного более чем 3 измерения.

Ведическая концепция пространства начинается с утверждения единой природы Кришны:

— Кришна в одном месте, но одновременно везде;

— Банасура (10 песнь Шримад-Бхагаватам) выпускал в Кришну стрелы 1000 своих рук, из 500 луков, 2000 стрел одновременно, — и это все в одном месте, — явное указание на многомерное пространство;

— Прародитель вселенной, Брахма в Двараке (так же 10 Песнь). Господь Кришна одновременно призвал много других, миллионы Брахм, некоторые из них имели по 10, 100, 1000, а некоторые сотни миллионов и более голов, все были в одном месте, и все видели только Кришну (а не друг друга), говоря Ему, что по Его милости все в их вселенных в порядке (то есть Кришна был в каждой вселенной в Двараке, и каждый Брахма оставался в своей вселенной);

— Вселенская форма, описанная в Бхагавад-гите (11 главе), — все объекты вселенной — в одном месте и видимы обновременно.

Интересно, что современная теоретическая математика принимает существование многомерности пространства.

Не вдаваясь в детали, можно сказать, что и описание времени в Ведической литературе также отличается от наших практических представлений. Шастра говорит, что время в разных мирах протекает с различной скоростью, что на самом деле, хотя бы теоретически, способна признать современная наука, указывая на зависимость времени и скорости в описании теории относительности.

Исходя из представленного, можно заключить, что наша попытка построить процесс познания и восприятия даже доступной чувствам материальной реальности (то есть времени и пространства) на основе своих чувств — неадекватна поставленной задаче обрести объективное понимание.

В Бхагаватам вселенная описана как сфера, внутри наполовину заполненная водой океана Гарбходака, над поверхностью этого океана, внутри вселенной, находятся миры, предназначенные  для существ разного уровня благочестия, начиная с адских, и заканчивая мирами, локами полубогов, живущих в райских наслаждениях, все в соответствии с их кармой.

Земля в более широком понимании, доступная более высокому, чем наше, восприятию описана в геоцентрической модели как диск Бху-мандала в серединной части вселенной.
Бху-мандала, как это представлено в Шримад-Бхагаватам,  состоит из концентрических, расходящихся от центра островов (подобных атоллам) и разделяющих их океанов.

Окружающий каждый остров (двипу) океан — той же ширины, что и сам остров, а последующий концентрический остров уже в два раза шире предыдущих острова и океана, и так далее.

Для того, чтобы помочь нам понять размеры этих островов и океанов, Бхагаватам описывает, что океаны были созданы следами, бороздами, оставленными колесами колесницы Махараджи Приявраты. Один из этих океанов около 41 миллиона километров шириной! Да, это расстояния воистину недоступные нашему восприятию существ Кали-юги, ростом в полтора-два метра, суетливо погруженным в непрестанные поиски пищи и удовольствий.

Бхагаватам одновременно подразумевает и сферообразную форму земли (как шара), но сферообразной ее воспринимают существа, которым доступно восприятие лишь трехмерной реальности, то есть обычные люди и животные. Полубоги, живущие в более совершенных телах, обладающие более высоким сознанием и воспринимающие множество более высоких измерений, видят миры уровня земли плоскими, и способны преходить из одного в другой.
В предыдущие юги, эпохи, люди были более благочестивы и развиты, их более высокий уровень добродетели и духовности позволял им обитать в более высоких мирах.

Человек современный не способен увидеть и проникнуть в другие миры, локи. (Не является ли слово «локализация», «локальность» однокоренным?)
Еще в Двапара-юге, 5 тысяч лет назад, современники Пандавов были способны посещать другие варши (местности) Джамбудвипы (центрального острова Бху-мандалы), а во времена Дхрувы Махараджи люди Сатья-юги были способны путешествовать по всем двипам диска Бху-мандалы. Соответственно, Юдхиштхира Махараджа правил Джамбудвипой, а Дхрува Махараджа даже Бху-мандалой. Прияврата Махараджа правил всей вселенной.

Идеи межпланетных путешествий не новы, и представлены не только в ведической литературе. Они основаны на единстве микро- и макро-космоса, понимание которого доступно людям более духовно развитым, с более спокойным, чем у современных, умом.
Так, в Шримад-Бхагаватам (5.23) есть утверждение о том, что «йоги поклоняются планетной системе Шишумаре, которую еще называют кундалини-чакрой». В системе йоги ось вселенной в медитации отождествляется с рядом чакр на позвоночнике. Перемещая верх по этим чакрам свой жизненный воздух, они подготавливали свои тонкие тела к путешествию по оси вселенной вверх до Брахмалоки. Подобные идеи существуют во многих мистических традициях мира.

Примечательно, что, несмотря на такое колоссальное величие вселенной, лишь одной из бесчисленного количества их,
невзирая на грандиозное устройство всей структуры планет, которые к тому же еще движутся, каждая по своей неповторимой орбите, с неповторимой скоростью неся каждому существу во вселенной свое влияние, предназначенное ему его кармой за миллионы рождений,
несмотря на неподдающиеся нашему разуму размеры лок и варш,
и на недоступные нашим вычислениям промежутки времени, эквивалентные миллиардам лет, при всем этом, мы за свою жизнь в 60-70 или 80 коротких лет, успеваем найти повод ссорится, соперничать, любить или ненавидеть, и присваивать себе славу, по праву принадлежащую Господу.

Зачем все эти описания человеку, как практически можно применить это, не соответствующее нашим масштабам знание?

Ведическая литература описывает то, что доступно восприятию обычного человека, материальный мир, но постепенно расширяет понимание в этой доступной человеку реальности и сводит все знание к общему знаменателю — все принадлежит Богу, изошло из Него и, соответственно, должно быть использовано в служении Ему.

Красота, величие, совершенство и справедливость творения Господа потрясают любого, задумавшегося о нем. Это знание — голос великого разума, зовущего к переосмыслению своего существования.

Описание вселенной призвано поднять в нашем сердце смирение перед Господом, понимание, что если такой колоссальный вселенский механизм щедро творится, легко поддерживается и, в конце концов, непринужденно уничтожается по Его непреодолимой совершенной воле каждый день Брахмы, то есть 4 320 000 000 лет, то моя жизнь, с ее крошечными параметрами и заботами, естественно тем более подчинена Ему.

Следует, проявляя смирение, предаться Ему и принять Его в своем сердце, перестав враждовать с другими и жадно претендовать на что-то.

Мир более велик, чем кажется нам, он огромен, прекрасен и практически бесконечен, сравнивая в масштабах нашего мышления, размеров и отведенного времени. Ни в чем нет недостатка. Ом пурнам адах пурнам идам… Хватит всем, тем более что Господь уже обеспечивает каждого и пищей, и кровом, и одеждой, и славой, и признанием.

Нет смысла желать удачи, она уже уготована преданному как милость Кришны, и заключается совсем не в том, что мы себе запланировали.
Всякого рода материальные приобретения и потери мелочны, неизбежны и не имеют никакого отношения к нашему реальному счастью. Действуй, но без привязанности.

Поэтому Господь говорит о выводах, которые должен сделать разумный человек: «сарва дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа… оставь все виды материально мотивированной религиозности и предайся Мне, ничего не бойся, ибо Я окажу тебе защиту».

Комментариев 46

  1. Тамал Кришна Госвами: В те далекие дни я был комендантом храма на бульваре Ла Синега в Лос-Анджелесе. Однажды днем Прабхупада вызвал меня и попросил принести ему Бхагаватам. Это было его первое издание Бхагаватам с изображением духовного мира на обложке. Он сказал: «Видишь здесь духовный мир? Он очень большой. Ты даже не представляешь, насколько он громаден. Три четверти творения Кришны приходятся на духовный мир, а одну четверть составляет материальный мир. В материальном мире есть бесчисленное количество вселенных. Даже одну вселенную ни один ученый не может измерить. Мы находимся на одной планете в одной из бесчисленных вселенных, принадлежащих к одной четверти всего творения. Наша планета Земля — одна из самых маленьких во вселенной. На этой планете есть семь континентов, и на одном из них, в Северной Америке, есть огромный город под названием Лос-Анджелес. В этом городе Лос-Анджелесе есть один длинный бульвар, называемый Ла Синега. На этом бульваре Ла Синега стоит одна церковь, которая теперь превращена в храм Кришны. И в этом одном храме Кришны есть один Тамал Кришна, который думает о себе как об очень важной персоне» (Тамал Кришна Махарадж смеется.) Я почувствовал себя таким крошечным!

  2. «Возможно, со временем великие ученые смогут пересчитать все атомы Земли, все снежинки и даже все частички света, излучаемые солнцем, звездами и другими небесными светилами. Но кто из этих мудрецов сможет счесть все бесчисленные духовные качества, которыми обладаешь Ты, Верховный Господь, явившийся на землю ради блага всех живых существ?»

    Шримад Бхагаватам 10.14.7

  3. Понимание предметов, выходящих за рамки материальных представлений, оказывается возможным благодаря слушанию авторитетного ачарьи

    Затем Шри Чайтанья Махапрабху заверил брахмана: «Поверь Мне и больше не отягощай свой ум подобными заблуждениями».

    КОММЕНТАРИЙ: Таков путь духовного познания. Ачинтйа кхалу йе бхава на тамс таркена йоджайет — «Выходящее за пределы материального понимания не следует пытаться понять с помощью аргументов и контраргументов». Маха-джано йена гатах са пантхах — «Необходимо идти по стопам великих людей, принадлежащих к цепи парампары». Тому, кто обратился к истинному ачаръе и хранит веру в его слова, обрести духовное знание совсем нетрудно.

    Ч.-ч., Мадхья, 9.195

  4. РАЗНИЦА МЕЖДУ ГЛУПЦОМ И РАЗУМНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ 

    «Материальные творения проявляются на некоторое время как искаженные тени духовного царства. Их можно сравнить с кино. Оно привлекает не очень умных людей, падких на фальшивые вещи. Не имея сведений о реальности, такие глупцы считают само собой разумеющимся, что не существует ничего, кроме этого иллюзорного материального проявления». Однако более разумные люди, руководимые такими мудрецами, как Вйаса и Нарада, знают, что вечное царство Бога больше и прекраснее и исполнено блаженства и знания». 

    Шримад-Бхагаватам 1.1.17, комментарий Шрилы Прабхупады

  5. «Материальная природа не является независимой. Она действует под присмотром Верховного Господа. Майадхйакшена пракритих суйате са-чарачарам, — говорит Господь. «Материальная природа действует под Моим надзором».
    Наблюдая в мироздании удивительные, чудесные явления, мы должны всегда помнить о том, что за космическим проявлением стоит его повелитель. Без творца и повелителя ничто не может существовать.
    Не признавать существования высшей власти может только ребенок. Для ребенка, к примеру, автомобиль является чудом, так как он движется сам, без помощи лошади или другого тяглового животного. Однако здравомыслящий человек знает, как устроен автомобиль, и помнит о том, что управляет этим механизмом водитель.» 

    (Бхагавад-Гита — Введение)

  6. «Ничто на этой земле не принадлежит нам. Все принадлежит Богу. «Ишавасьям идам сарвам» (ISO 1). Он – владелец всего. «Бхоктарам йаджна-тапасам сарва-лока-махешварам» (BG 5.29). И это заблуждение… Мы ошибочно посягаем на то, что нам не принадлежит, и объявляем это своим. И потому на земле нет мира. Мы хотим мира, но разве обретем его, если присваиваем себе то, что нам не принадлежит. «Сарваишварья-пурна». Все принадлежит Богу, но Голока Вриндавана – это Его вечная обитель. На картинке она изображена в форме лотоса. Все планеты — круглые, но эта верховная планета имеет форму лотоса. Это – духовное небо».661125 — Лекция по Чайтанья-чаритамрите Мадхья-лила 20.121-124 — Нью-Йорк

  7. В «Брахма-самхите» сказано, что Кришна — Верховный Господь. На свете нет никого более великого, чем Он; Он — причина всех причин. Здесь Господь Сам говорит, что Он первопричина всех полубогов и мудрецов. Даже полубогам и великим мудрецам не дано познать Кришну, и если даже они не способны постичь Кришну, Его имя и качества, то что тогда говорить об ученых, живущих на этой крошечной планете? Никто не в силах понять, почему Господь приходит на землю в облике обычного человека и совершает Свои удивительные, непостижимые деяния. Отсюда следует, что никакие ученые степени не дают возможности постичь Кришну.

     Бхагавад-Гита 10.2, комм. 

  8. Шримад Бхагаватам 1.3.36.

    са ва идам вишвам амогха-лӣлах
    срджатй аватй атти на саджджате ’смин
    бхӯтешу чантархита атма-тантрах
    шад-варгикам джигхрати шад-гунешах 

    Господь, чьи деяния всегда безупречны, является владыкой шести чувств и полностью располагает шестью достояниями. Он создает проявленные вселенные, поддерживает и уничтожает их, но это никак не влияет на Него. Он пребывает внутри каждого живого существа и всегда независим.

    Комментарий его божественной милости А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады :

    Основное различие между Господом и живыми существами заключается в том, что Он является творцом, а живые существа — сотворенными. В этом стихе Его называют амогха- лӣла, подчеркивая, что в Его творении нет ничего прискорбного. Тем, кто является причиной беспокойств в Его творении, самим приходится испытывать беспокойство. Он трансцендентен ко всем материальным несчастьям, так как в полной мере обладает всеми шестью достояниями: богатством, силой, славой, красотой, знанием и отреченностью. Поэтому Он — властелин чувств. Он создает эти проявленные вселенные, чтобы исправить живые существа, которые находятся в них и испытывают тройственные страдания, Он поддерживает эти вселенные и в должный срок уничтожает их, причем вся эта деятельность нисколько не влияет на Него. Его связь с материальным творением очень поверхностна. Он связан с ним подобно человеку, который вдыхает запах, не соприкасаясь с его источником. Поэтому нечестивые люди, что бы они для этого ни делали, никогда не смогут приблизиться к Нему.

  9. «Шри Чайтанья-Чаритамрита», Ади-лила,
    глава 17, текст 308

    ачинтйах кхалу йе бхава на тамс таркена йоджайет
    пракритибхйах парам йач ча тад ачинтйасйа лакшанам

    «Все трансцендентное называется непостижимым, а логика материальна. Поскольку материальная логика не может приблизить нас к трансцендентным предметам, мы не должны прибегать к ее помощи, пытаясь постичь трансцендентную природу».

  10. «Ямараджа спросил царя Юдхиштхиру: «Что в этом мире самое удивительное?» Махараджа Юдхиштхира ответил ему так:

    аханй ахани бхӯтани
    гаччхантӣха йамалайам
    шешах стхаварам иччханти
    ким ашчарйам атах парам
    Махабхарата, Вана-парва, 313.116

    Ежесекундно умирают сотни, тысячи живых существ, и тем не менее каждый по глупости своей думает, что он будет жить вечно, и не готовится к смерти. Ничего более удивительного в мире нет. Каждому предстоит умереть, потому что каждый всецело подвластен материальной природе, однако все думают, что они ни от кого не зависят и могут делать все, что хотят, им кажется, что они не умрут и будут жить вечно. Так называемые ученые проводят всевозможные исследования, надеясь избавить живые существа от необходимости умирать, но, когда срок жизни, отпущенный этим ученым, подойдет к концу, Ямараджа заставит их прекратить свои «научные исследования».» (Шримад Бхагаватам 7.2.57 комментарий)

  11. МЕЖДУ НАМИ И ХРИСТИАНАМИ НЕ СУЩЕСТВУЕТ РАЗЛИЧИЯ ВО МНЕНИЯХ 

    По поводу Нового Завета: мы должны просто согласиться с тем, что Новый Завет называет Бога великим и признаёт, что творение осуществилось по Его слову. Я не знаю подробностей Нового Завета, но, насколько мне известно, в нем говорится, что все творение создано Богом. Это утверждение совпадает с тем, что говорится в Ведах. В философии Веданты говорится то же самое — Верховный Брахман является причиной всего творения, поддержания и разрушения. Поэтому, коль в основе лежит утверждение, что Бог есть Всевышний, что Бог велик, я не думаю, что между нами и христианами существует какое-то различие во мнениях. Но, поскольку ведическая литература древнее и распространяется многими и многими ачарьями высшего уровня, мы можем видеть, насколько Бог велик, как именно осуществлялось творение, шаг за шагом. Таких подробностей не найти ни в каком другом писании мира. 
    Итак, в общем, если кто-то заявляет, что нет никого более великого, чем Бог, и никто не равен Ему, мы приветствуем такое утверждение. И если такой человек серьезен и разумен, он попытается узнать из ведической литературы, как именно Бог превосходит всех и как именно никто не равен Ему. Это знание изложено очень ясно в ведической литературе, начиная с Бхагавад-гиты. Поэтому если тебе доведется встретиться с убежденными христианами, ты можешь смиренно предложить им для размышления эти аргументы. Если же это окажется догматик и слепой фанатик, не спорь с ним, а потрать лучше время на просвещение невинных. Не пытайся разбирать в деталях Новый Завет, просто скажи, что мы согласны с тем принципом, что Бог велик. (ПШП Тошана-Кришне, 23 июня 1970)

  12. «Aвьякта значит «непроявленный». Нашему взору доступен даже не весь материальный мир. Чувства наши столь несовершенны, что мы не способны увидеть даже все звезды материальной вселенной. В Ведах содержится много сведений о каждой из планет вселенной, и мы можем верить или не верить этому.
    В ведических писаниях, прежде всего в «Шримад-Бхагаватам», описаны все самые важные планеты материального мира, а также духовный мир, который простирается за пределами материального и называется авьяктой, «непроявленным». Человек должен стремиться достичь этого духовного царства, ибо тот, кто попадает туда, больше никогда не возвращается в материальный мир.» 

    (Бхагавад-Гита — Введение) А.Ч. Бхактиведанта Свами Шрила Прабхупада.

  13. По милости Господа каждая планета создается оснащенной всем необходимым. Таким образом, эта Земля обладает всеми богатствами, которые нужны для поддержания ее обитателей. Но когда Господь нисходит, на Земле воцаряется такое изобилие, что даже небожители с любовью поклоняются ей. Однако по воле Господа вся Земля может мгновенно преобразиться. Господь может создать что-либо и уничтожить, стоит Ему того захотеть. Поэтому никому не следует считать себя самодостаточным или независимым от Господа. 

    Шримад Бхагаватам 1. 16. 24.

  14. Подробно описывая природу различия между духовным и материальным мирами, священные писания приходят к заключению, что этот ограниченный, изменчивый, феноменальный мир — искаженное отражение абсолютного, совершенного и вечного царства Бога. И поскольку этот материальный мир — отражение абсолютной Реальности, в нем также проявлено подобие изначальной красоты. Однако красота этого мира обманчива и еще более бесполезна, чем мираж, и при этом она несет в себе смертельную опасность для тех неосторожных людей, кто ей доверяется. Поэтому искаженную реальность, так же, как и искаженное отражение, следует отвергнуть. Но в то же самое время нельзя игнорировать и то, что искаженное отражение — в некоем роде тень подлинной субстанции, называемая нереальной лишь в сравнении со своим прототипом, от которого целиком и полностью зависит все ее существование. Однако тень не обладает и никогда не будет обладать неизменностью и реальностью оригинала. Софистические аргументы не способны сделать так, чтобы отражение стало тождественно самому объекту или чтобы оно смогло исполнить его назначение. Отражение автомобиля не может быть использовано как транспортное средство. Конечно, можно обмануть ребенка, выдав фотографию за настоящую лошадь, но любая попытка скакать на таком изображении обречена на провал. Все это объясняет, почему тщетны наши усилия насладиться богатствами этого мира. С незапамятных времен мы обмануты этим миражем, отказываясь принять его нереальность. Мы постоянно гонимся за удовольствиями этого мира, нисколько не сомневаясь в том, что наслаждаться ими — наше неотъемлемое право. В нашем воображении материальная природа представляется непокорной девой, чей единственный долг состоит в удовлетворении наших чувственных потребностей, ее владык, — как в грубой физической, так и в тонкой форме. 
    Из статьи журнала The Harmonist, издаваемого под редакцией Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. 
    Седьмой номер XXV тома за декабрь 1927 года.

  15. Я — источник всех духовных и материальных миров. Всё исходит из Меня. Мудрецы, постигшие эту истину, служат и поклоняются Мне всем сердцем. 
    Бхагавад-гита, 10.8

  16. Вселенная — всё живое, помещённое в границы в свете «ШРИМАД-БХАГАВАТАМ»

    НЕКТАР ПРЕДАННОСТИ, из главы «Продолжение описания качеств Кришны»

    57. Из тела Кришны исходят бесчисленные вселенные

    В Десятой песни «Шримад-Бхагаватам» (14.11) Господь Брахма говорит: «О мой Господь, ложное эго, разум, ум, эфир, воздух, огонь, вода и земля — таковы материальные компоненты этой вселенной, подобной гигантскому сосуду. Моё тело — всего лишь песчинка в этом гигантском сосуде, и хотя одна из многих вселенных и создана мной, из пор Твоего тела выходят бесчисленные вселенные, которые кажутся пылинками, поблескивающими в луче солнца. Насколько же я ничтожен по сравнению с Тобой! И потому я умоляю Тебя простить меня. Смилуйся надо мной!».

    Даже в одной этой вселенной можно обнаружить великое множество чудес и дивных творений. И в каждой вселенной мириады планет, населённых людьми и полубогами. Диаметр нашей вселенной четыре миллиарда миль, и в ней находятся многочисленные бездонные пропасти, называемые Паталами, низшими планетными системами. Но хотя Кришна — источник всего этого, Его всегда можно видеть во Вриндаване, демонстрирующим Свои непостижимые способности. Кто может достойным образом поклоняться этому всемогущему Господу, обладающему такой непостижимой энергией?

    Читайте Шримад-Бхагаватам Пятая песнь, главы 20, 24, 26, Десятая песнь, глава 14 в переводе и с комментариями Его Божественной Милости А.Ч.Бхактиведанты Свами Прабхупады

  17. ДУХОВНЫЕ МИРЫ

    Чтобы дать Санатане Госвами некоторое представление о том, насколько велики проявления одной четвертой части энергии Кришны, Чайтанья Махапрабху рассказал историю из ведических писаний. Однажды Брахма, владыка этой вселенной, прибыл в Двараку, чтобы увидеться с Кришной. Когда Брахма, первое сотворенное существо во вселенной, пришел в Двараку, привратник сообщил Кришне, что Его хочет видеть Брахма. Услышав о его приходе, Кришна поинтересовался, какой именно Брахма пришел. Привратник вернулся и спросил Брахму: «Который ты Брахма? Кришна велел узнать».
    Брахма чрезвычайно удивился. Почему Кришна задал этот вопрос? Он сказал привратнику: «Пожалуйста, передай Кришне, что к Нему пришел Брахма, являющийся отцом четырех Кумаров и имеющий четыре головы».
    Привратник сообщил об этом Кришне и затем проводил Брахму внутрь. Брахма склонился к лотосным стопам Кришны, а Кришна, оказав ему должные почести, поинтересовался, какова цель его прихода.
    «Я расскажу Тебе, зачем я пришел сюда, — ответил Брахма, — но прежде рассей, пожалуйста, одно мое сомнение. Твой привратник сказал мне, что Ты велел узнать, какой именно Брахма пришел к Тебе. Позволь спросить: разве, кроме меня, есть еще какие-то другие Брахмы?»
    Услышав это, Кришна улыбнулся и тотчас созвал множество Брахм из множества других вселенных. Четырехголовый Брахма увидел, как многочисленные Брахмы явились к Кришне и стали выражать Ему почтение. У некоторых Брахм было десять голов, у некоторых — двадцать, у некоторых — сто, а у некоторых — миллион. Четырехголовый Брахма даже не мог сосчитать Брахм, которые прибыли поклониться Кришне. Потом Кришна созвал многих других полубогов из разных вселенных, и все они явились, чтобы выразить почтение Господу. Когда Кришна показал четырехголовому Брахме эту поразительную картину, тот занервничал и почувствовал себя комаром среди множества слонов. Увидев столько полубогов, склоняющихся к лотосным стопам Кришны, Брахма понял, что могущество Кришны безгранично и никто не в состоянии измерить его. Шлемы многочисленных Брахм и других собравшихся там полубогов ярко сияли. Кланяясь Кришне, полубоги сталкивались шлемами, и казалось, что сами шлемы своим звоном возносят Ему молитвы.
    «О Господь, — сказали полубоги, — позвав нас к Себе, Ты явил нам великую милость. Желаешь ли Ты дать нам какое-то распоряжение? Если это так, мы тотчас же выполним его».
    «Нет, больше от вас ничего не требуется, — ответил Господь Кришна. — Мне просто хотелось повидать всех вас одновременно. Я вас благословляю. Не бойтесь демонов».
    «По Твоей милости у нас всё в порядке, — отвечали полубоги. — Ничто нас теперь не беспокоит, ибо, придя на Землю, Ты устранил все дурное».
    Глядя на Кришну, каждый Брахма думал, что Кришна находится только в его вселенной. Затем Кришна попрощался со всеми Брахмами, и они, еще раз поклонившись Ему, вернулись каждый в свою вселенную. Став свидетелем этой сцены, четырехголовый Брахма припал к стопам Кришны и сказал: «Все мои прежние представления о Тебе — просто глупости. Люди могут заявлять, что в совершенстве познали Тебя, но что касается меня, то я не способен даже отдаленно представить себе, насколько Ты велик. Ты для меня непостижим».
    «Диаметр данной вселенной всего пятьсот миллионов йоджан, — сообщил ему Кришна, — однако существуют миллиарды вселенных, которые гораздо больше по размеру. Некоторые из них простираются на триллионы йоджан, и для них требуются могучие Брахмы, у которых намного больше голов, нежели четыре». Кришна добавил: «Весь материальный мир проявлен лишь одной четвертью Моей созидательной энергии. Три четверти приходится на духовное царство».
    После этого четырехголовый Брахма, еще раз поклонившись Кришне, удалился. Теперь ему стало известно, что значит «три четверти энергии Господа».
    Учение Шри Чайтаньи глава 9

  18. Шримад-Бхагаватам 10.14.11 Господь Брахма, обращаясь к Кришне, говорит: «Что я собой представляю — ничтожное создание размером в семь своих витасти*? Я заключен в этой, подобной горшку, вселенной, состоящей из материальной природы, совокупной материальной энергии, ложного эго, эфира, воздуха, воды и земли. А каково Твое величие? Бесчисленные вселенные проходят сквозь поры Твоего тела, словно пылинки — сквозь щели в ставнях.»

    * витасти- предплечье (санскрит)

  19. Как указывает Господь Кришна, по истечении 4 300 000 х х 1 000 х 2 х 30 х 12 х 100 солнечных лет все планеты материальной вселенной будут уничтожены, и одновременно произойдет материальное уничтожение всех живых существ,населяющих их. По своей природе живое существо — антиматериальная частица, но если оно не займется антиматериальной деятельностью и не поднимется в сферу антиматериальных миров, то во время уничтожения материальных миров подвергнется материальному уничтожению. С рождением новой материальной вселенной ему придется опять родиться в материальной форме. Иными словами, оно обречено на муки в цикле рождения и смерти. Только те живые существа, которые во время проявленной стадии материального существования обратятся к любовному служению Личности Бога, покинув материальное тело, обязательно перенесутся в антиматериальные миры. Бессмертие обретут только те, кто вернется к Богу, встав на путь антиматериальной деятельности.
    Что же такое антиматериальная деятельность? Это лекарство. Когда человек болен, он идет к врачу, и тот прописывает ему лекарства, принимая которые больной со временем выздоравливает. Материалист тоже болен, и ему нужно обратиться к опытному врачу трансценденталисту. Чем же он болен? Он страдает из-за повторяющихся рождений, смерти, старости и болезней. Но стоит ему согласиться пройти курс лечения по методу «возвращения к Богу», и он сможет перенестись в антиматериальный мир, где его ждут не рождение и смерть, а вечная жизнь. Существуют два вида уничтожения материального мира. Частичное уничтожение повторяется через каждые 4 300 000 х 1 000 лет, то есть в конце каждого дня Брахмалоки, высшей материальной планеты. Во время частичного уничтожения такие высшие планеты, как Брахмалока, сохраняются, но в конце каждого периода, равного 4 300 000 х 1 000 х 2 х 30 х 12 х 100 солнечных лет, все космическое проявление погружается в антиматериальное тело (откуда исходят и проявляются материальные первоэлементы и куда они погружаются после уничтожения). Антиматериальный мир, находящийся далеко за пределами материального неба, не уничтожается никогда. Он поглощает материальный мир. Возможно, ученые правы, когда предполагают, что между материальным и антиматериальным мирами происходят столкновения, в результате которых гибнут материальные миры, однако антиматериальные миры не подвержены уничтожению. Вечно существующий антиматериальный мир недоступен ученому-материалисту. Он может знать о нем только то, что принципы, на которых основано существование антиматериального мира, противоположны гунам материального мира. Подробные сведения об антиматериальной вселенной можно получить только из незамутненного источника — от освобожденных учителей, полностью осознавших природу антиматериального начала. Смиренный ученик Личности Бога получает эту информацию из уст своего учителя. Именно так ведическое знание было вложено в сердце Брахмы, первого живого существа материального мира. Брахма передал это знание мудрецу Нараде Муни. Таким же образом и бог Солнца Вивасван услышал «Бхагавад-гиту» от Личностью Бога, Шри Кришны, а когда процесс устной передачи по цепи ученической преемственности был нарушен, Господь Кришна повторил «Бхагавадгиту» Арджуне на поле битвы Курукшетра. Тогда, чтобы получить трансцендентное знание от Шри Кришны, Арджуна принял на себя роль Его ученика. Чтобы рассеять сомнения, которые могли возникнуть у вульгарных материалистов, Арджуна задал необходимые вопросы, а Кришна дал на них понятные любому мирскому человеку ответы. Лишь те, кто зачарован блеском материального мира, не могут признать авторитет Господа Шри Кришны. Для того чтобы до конца постичь антиматериальный мир, необходимо полностью очистить свое существование и сердце. Бхакти-йога — это трансцендентная деятельность, описанная с научной точностью, которая рекомендуется и неофитам, и тем, кто достиг вершин йоги. 

    Шрила Прабхупада 
    Легкое путешествие на другие планеты 

  20. УСТРОЙСТВО ПЛАНЕТАРНОЙ СИСТЕМЫ ВСЕЛЕННОЙ

    Всего во вселенной существует четырнадцать планетных систем.

    Каждая из четырнадцати расположена на одном из трёх уровней, и потому, соответственно, вся система планет материального космоса делится на три части (три уровня): высшие (райские), средние планеты и низшие.

    Точка отсчёта высших и низших планетных систем — планетная система земного типа, которая называется Бхурлока.

    Высшие планетные системы: 

    БХУР 
    БХУВАР 
    СВАР 
    МАХАР 
    ДЖАНА 
    ТАПА 
    САТЬЯ 

    Низшие планетарные системы:

    АТАЛА 
    ВИТАЛА
    СУТАЛА
    РАСАТАЛА
    МАХАТАЛА
    ТАЛАТАЛА
    ПАТАЛА

    Небесные светила Солнце и Луна, которые также называют райскими планетами или местом обитания полубогов, находятся в самом центре вселенной. Над ними расположены планетные системы Свар, Махар, Джанас и Тапас, а над ними — высшая планетная система Вселенной — Брахмалока (Сатьялока), на которой обитают Вишну (Кширодакашайя Вишну), Брахма и Шива — владыки нашей вселенной и повелители трёх гун материальной природы.

    Деление планет вселенной на высшие, средние и низшие производится с учётом того, какие типы живых существ на них обитают. Высшие планеты населяют полубоги, мудрецы, гандхарвы и другие, находящиеся под влиянием гуны благости и наделённые присущими ей замечательными качествами. На средних планетах живут люди (на эти планеты попадают те, кто находится под влиянием гуны страсти). На низших планетных системах, куда опускаются те, кто пребывает под влиянием гуны невежества, обитают асуры (демоны).

    СЕМЬ ВЫСШИХ ПЛАНЕТНЫХ СИСТЕМ ВСЕЛЕННОЙ

    Семь высших планетных систем Вселенной, окружённых семью различными океанами, в совокупности образуют планетную систему, которая называется БХУ-МАНДАЛА.

    Вся Бху-Мандала освещена Солнцем, однако, за её пределами нет ни солнечного света, ни тепла. Эта планетная система заканчивается там, куда не проникает солнечный свет и тепло и откуда не видно ни Луны, ни звёзд.

    Планетная система Бху-мандала по форме напоминает цветок лотоса, а семь её островов (в Ведических писаниях планеты и планетные системы, парящие в космическом океане, называют также островами) — чашечку этого цветка. В середине этой чашечки расположен остров Джамбудвипа, диаметр которого равен 100 000 йоджан (1 300 000 км).

    Джамбудвипа имеет круглую форму и похожа на лотосовый лист. Она состоит из девяти областей, протяжённость каждой из которых 9 000 йоджан (117 000 км). Центральная часть Джамбудвипы называется ИЛАВРИТА-ВАРША. Посреди Илаврита-варши высится гора СУМЕРУ, которая состоит из чистого золота. Гора Сумеру — царь гор. Высота этой горы 100 000 йоджан (1 300 000 км). Из них 16 000 йоджан (208 000 км) находиться под землёй, а 84 000 йоджан (1 092 000 км) — над поверхностью земли. Диаметр горы Сумеру — 16 000 йоджан у подножия и 32 000 йоджан на вершине.

    С четырёх сторон гору Сумеру опоясывают четыре горы: Мандара, Мерумандара, Супаршва и Кумуда. Протяжённость этих гор, так же как и их высота, равна 10 000 йоджан.

    Между этими четырьмя горами находятся четыре огромных озера. Первое из них заполнено молоком, второе — мёдом, третье — соком сахарного тростника, а четвёртое озеро состоит из обычной, пресной воды. Обитатели этих мест — сиддхи, чараны, гандхарвы и другие существа из числа полубогов — пьют из этих озёр и омываются в них, отчего у обитателей рая сами собой развиваются мистические способности. 

    В долинах этих четырёх гор расположены также четыре райских сада: Нандана, Чайрарартха, Вайбхарджака и Сарватобхара. Избранные полубоги вместе со своими необыкновенно прекрасными жёнами встречаются в этих садах и весело проводят время, окружённые поющими им хвалу гандхарвами.

    На райских планетах есть огромные залежи золота, которое называется джамбунада. Райские мастера делают из этого золота самые разнообразные украшения, которыми в избытке обеспечены все жители рая.

    У всех живущих на райских планетных системах всегда достаточно молока, мёда, топлёного масла, патоки, зерна. У них много одежды и украшений и прекрасные условия для отдыха. Они в изобилии получают всё желаемое и живут, не ведая горя.

    У обитателей райских планет не бывает седины и морщин, и они никогда не устают. Они не страдают от стужи и зноя и не знают ни старости, ни болезней, ни преждевременной смерти. Они всегда молоды и прекрасно выглядят. Все жители райских планетных систем очень счастливо, без всяких тревог, живут до самой смерти.

    Обитателей небесного царства называют «амарами» — бессмертными. Поскольку их продолжительность жизни намного превышает продолжительность жизни человека, людям кажется, что они бессмертны, хотя во Вселенной, которая является материальной, смертны все.

    Бессмертны лишь те, кто живёт в трансцендентном мире, расположенном высоко в духовном небе, за пределами материальной Вселенной…

    БХАРАТА-ВАРША(планета Земля) — ЛУЧШАЯ ПЛАНЕТА ВО ВСЕЛЕННОЙ

    Пятая Веда расскажет о том, что очень, очень давно, с тех пор, когда планетой, на которой мы живём, правил царь Набха, она называлась Аджанабха. А после того, как императором Земли стал Махараджа Бхарата, она получила название Бхарата-варши. Царь Бхарата, который правил нашей планетой, был великим преданным Верховной Личности Бога и обладал всеми возвышенными качествами. В его честь эту планету и стали называть Бхарата-варша: «В древние времена эту планету, Бхарата-варшу, называли также «Пунья-бхуми» — благочестивой землёй. В настоящее время название «Бхарата-бхуми» или «Бхарата-варша» относится лишь к тому участку суши, который лежит между Гималаями и мысом Кумарами. Иногда этот полуостров называют «Пунья-бхуми».

    Земля Бхарата-варши знаменита своими многочисленными местами паломничества, и в каждом из этих мест Личность Бога пребывает в одной из Своих трансцендентных форм, называемых «арча-мурти». Эти формы представляют собой формы Верховного Бога, доступные восприятию обыкновенных людей. 

    Верховного Бога невозможно увидеть материальными глазами и услышать материальными ушами. Только те, кто, занимаясь бхакти-йогой и развивая духовное знание, избавились от привязанности к материальному и обрели умиротворение, способны видеть трансцендентное тело Личности Бога и общаться с Ним. Тем же, кто ещё недостаточно продвинулся в науке бхакти-йоги, а также всем обыкновенным людям, неизменно милостивый Господь даёт увидеть Себя в форме арча-мурти, установленной в храме. Арча-мурти представляет собой одну из форм трансцендентного тела могущественного Господа и потому неотлична от Его изначального облика. В Ведах сказано: «Ни в коем случае нельзя считать Божество в храме изваянием из камня или металла, а духовного учителя обыкновенным человеком».

    В настоящее время на нашей планете трансцендентные формы Верховной Личности Бога можно обнаружить лишь в Индии. Известно, что наша Земля разделена на семь островов, которые являются её семью континентами, и на каждом континенте есть трансцендентные формы Верховной Личности Бога, однако сегодня их местонахождение не известно. Тем не менее в Индии святые места, где находятся подобные формы, расположены повсюду. Например, в Матхуре Шри Кришна присутствует в форме Адикешавы, в Пури (Орисса) — в форме Господа Джаганнатхи, в Аллахабаде (Праяге) Он пребывает в форме Бинду-мадхавы, а на горе Мандара — в форме Мадхусуданы.

    Шри Чайтанья Махапрабху — самое милосердное воплощение Кришны — явился на земле Бхарата-варши, в Навадвипе, которая находится в Бенгалии, в области под названием Надия. Поэтому в Пятой Веде сказано: «Лучшая планета во Вселенной — Земля, лучшая страна на Земле — Бхарата-варша, лучшая часть Бхарата-варши — Бенгалия, лучшая область Бенгалии — Надия, а лучшее место в Надии — Навадвипа, потому что именно там явился Шри Чайтанья Махапрабху, положивший начало санкиртана-ягье — повсеместному воспеванию святого имени Кришны в форме маха-мантры».

    Из всех жертвоприношений, упоминаемых в Ведах, санкиртана-ягья (повторение маха-мантры Харе Кришна) является наивысшим. Сотни и тысячи других различных жертвоприношений не могут дать даже малой части тех благотворных для развития человеческой личности результатов, какие даёт мантра Харе Кришна. Ни один из видов благочестивой деятельности, ни соблюдение религиозных ритуалов, ни повторение других мантр, молитв, слов или других имён Бога не позволит человеку подняться на высший уровень духовного развития. Повторение маха-мантры Харе Кришна ведёт к абсолютному успеху в бхакти-йоге и к совершенству самоосознания.

    Все жители Бхарата-варши имеют возможность заниматься преданным служением Шри Кришне, и за это их прославляют даже на райских планетах. Величие Бхарата-варши воспевают во всей вселенной, даже на Брахмалоке — высшей планете материального мира: «Полубоги, жители райских планет, зная, что человеческая форма жизни наилучшим образом подходит для духовного самоосознания, говорят: Какая огромная удача выпала людям, родившимся в Бхарата-варше! Нет сомнений, что в прошлых жизнях они совершили много аскетических подвигов и других благочестивых поступков или даже добились благосклонности Самого Верховного Господа. Иначе как объяснить, что теперь они могут заниматься самыми разными видами преданного служения? Мы, полубоги, управляющие райскими планетами, можем лишь мечтать родиться людьми в Бхарата-варше, чтобы преданно служить Господу, тогда как её жители уже достигли этой цели. Мы потратили столько сил, совершая ведические обряды и жертвоприношения, подвергая себя аскезе, исполняя священные обеты и раздавая милостыню, и вот наконец мы получили право родиться на райских планетах. Но какой в этом смысл?»

    Короткая жизнь в Бхарата-варше, составляющая самое большее сто лет, ценнее многих миллионов лет, прожитых на Брахмалоке, потому что даже поднявшись на Брахмалоку, душа будет вынуждена опять вернуться на Землю «и так по принципу вверх-вниз, вверх-вниз» продолжить своё существование в материальном мире, в бесконечном круговороте рождений и смертей. И хотя в Бхарата-варше человек живёт совсем недолго — он может всего за одну жизнь достичь высшего совершенства, посвятив себя преданному служению Господу. Покинув тело, такая душа вознесётся на Вайкунтхалоку, где нет никаких тревог и где никто не рождается в материальном теле».
    (Шримат Бхагаватам 5 песнь А.Ч. Бхактиведанта Свами Шрила Прабхупада )

  21. ПОНЯТЬ ВСЁ КАК ЭНЕРГИЮ ВЕРХОВНОЙ ЛИЧНОСТИ БОГА

    Материальная вселенная — экспансия иллюзорной энергии Верховного Господа. Она всегда зависит от Него и неотлична от Него. Поняв эти простые истины, обусловленные души могут прекратить свои бесконечные странствия по царству майи, где нет счастья.

    Шримад Бхагаватам 11.12.21 комм.

  22. Шримад Бхагаватам 10.14.22

    Поэтому вся вселенная, которая по природе своей нереальна, как сон, все же кажется существующей в реальности. Она затеняет сознание живых существ и посылает им страдания одно за другим. Реальной же эта вселенная кажется оттого, что появилась благодаря могуществу иллюзорной энергии, которая исходит из Тебя, чьи бесконечные трансцендентные облики исполнены вечного счастья и знания.

    Коммеетарий:

    Материальная вселенная, без сомнения, иллюзорна, если ее рассматривать в качестве объекта наслаждения или постоянного места обитания для обусловленных душ. С этой точки зрения она не более реальна, чем сон. Можно привести пример: если человек видит в пустыне водоем, то это просто иллюзия, хотя сам этот водоем существует где-то в другом месте. Подобно этому, тот, кто надеется обрести счастье, домашний уют и ощущение реальности происходящего, оставаясь в материальном мире, попросту видит дурной сон, в котором на спящего сыплются одни беды и несчастья.

    Однако, если рассмотреть реальность вселенной под другим углом, она окажется вовсе не иллюзорной. Шрила Мадхвачарья подтверждает это в своем комментарии на «Веданта-сутру», ссылаясь на одну из ведических шрути-мантр: сатйа хй эведа вивам асджата. «Эта вселенная, сотворенная Господом, реальна». Таким образом, непогрешимые Веды объявляют эту вселенную реально существующей, но, поскольку знание наше украдено иллюзией (на что указывают слова аста-дхишаам), мы не способны до конца постичь ни саму вселенную, ни ее создателя — Верховного Господа. Будучи экспансией Господа Кришны, эта вселенная действительно существует, и ее предназначение — служить Всевышнему. Тот, кто считает своим домом царство Бога и всю свою любовь отдает лишь Верховному Господу, а материальную вселенную воспринимает как инструмент своего служения Ему, никогда не покидает духовной реальности, где бы он ни находился — в материальном мире или в духовном.

  23. Шримад Бхагаватам 3.5.25

    Господь является наблюдателем, а внешняя энергия, которую Он созерцает, действует одновременно как причина и следствие космического проявления. О счастливый Видура, внешнюю энергию называют майей, иллюзией, и только благодаря ей возникает проявленный космос.

    Комментарий:

    Материальная природа, именуемая майей, играет роль одновременно вещественной и действенной причины творения, однако за ней стоит Господь, который является сознанием, определяющим всю ее деятельность. Как сознание в теле живого существа является источником всех его энергий, так и высшее сознание Господа выступает в роли источника всех энергий, существующих в материальной природе. Подтверждение этому мы находим в «Бхагавад-гите» (9.10):

    майадхйакшена пракртих
    сӯйате са-чарачарам
    хетунанена каунтейа
    джагад випаривартате

    «Все энергии материальной природы подчиняются воле Верховного Господа, надзирающего за всем происходящим в мире. Только благодаря этой высшей причине деятельность материальной природы носит планомерный и упорядоченный характер, и все процессы в ней развиваются по определенным законам».

  24. Шримад Бхагаватам 10.10.33

    О Господь, Ты — Верховная Личность Бога, и Твое величие скрыто Твоей же энергией. Ты — Санкаршана, источник мироздания, и Ты — Васудева, источник чатур-вьюхи. Ты есть всё, и, стало быть, Ты — Верховный Брахман, поэтому мы просто склоняемся перед Тобой.

    Комментарий: 

    Вместо того чтобы пытаться досконально понять Кришну, лучше в глубоком почтении преклониться перед Ним, ибо Он — источник всего сущего и Он и есть все сущее. Поскольку мы покрыты гунамиматериальной природы, нам очень трудно понять Его, если только Он Сам не откроется нам. Поэтому самое лучшее — признать, что Он есть всё, и припасть к Его лотосным стопам.

  25. НЕТ НИЧЕГО, ЧТО СУЩЕСТВОВАЛО БЫ ОТДЕЛЬНО ОТ КРИШНЫ

    Человек, обладающий сознанием Кришны, видит, что Господь Кришна пребывает всюду и все пребывает в Нем. Такой человек также видит различные явления и предметы материального мира, но, постоянно находясь в сознании Кришны, он понимает, что все они суть проявления энергии Господа. Нет ничего, что существовало бы отдельно от Кришны, и Кришна является владыкой всего сущего — таков основополагающий принцип сознания Кришны.

    Из комментария Шрилы Прабхупады к Бхагавад-гите 6.30 

  26. Шримад Бхагаватам 11.7.7

    Дорогой Уддхава, материальная вселенная, которую ты воспринимаешь посредством своего ума, речи, глаз, ушей и других чувств, — это иллюзорное творение, которое кажется реальным под влиянием майи. Ты должен знать, что, на самом деле, все объекты материальных чувств преходящи.

    КОММЕНТАРИЙ: Кто-то может спросить: если в материальном мире можно встретить как хорошее, так и плохое, почему Господь Кришна советует Уддхаве смотреть на все одинаково? В этом стихе Кришна объясняет, что материальное добро и зло суть порождения иллюзорной энергии, подобно тому, как образы, которые мы видим во сне, — творения ума.
    В «Бхагавад-гите» говорится: васудевах сарвам ити — Господь Кришна есть всё сущее, поскольку Он присутствует во всем и все присутствует в Нем. Кришна — сарва-лока-махешварам, господин и владыка всех миров. Тот, кто видит всё отдельно от Кришны, находится под влиянием иллюзии. А влечение к любой материальной иллюзии, какой бы она ни была — хорошей или плохой, в конечном счете не принесет живому существу никакой пользы, поскольку заставляет его продолжать свои блуждания в цикле рождений и смертей.
    Человек обладает пятью познающими органами чувств, при помощи которых он видит, слышит, ощущает запахи и вкус и осязает предметы. А голос, руки, ноги, анус и гениталии составляют группу так называемых органов действия. Этими десятью органами чувств управляет ум, являющийся центром материальной деятельности. Когда живое существо хочет само наслаждаться материей, его покрывают три гуны природы. И тогда оно выдумывает всевозможные философские, политические и социальные объяснения окружающей действительности, но при этом никак не может понять Абсолютную Истину, Господа Кришну, который недоступен оскверненному восприятию материальных чувств. Тот, кто запутался в сетях материальных обозначений, таких как раса, национальность, вероисповедание, политические пристрастия и т.п., поглощен тем, что соединяет свое тело и тела других с материальными объектами чувств, думая, что те принесут ему счастье и удовлетворение. К сожалению, весь материальный мир, вместе с органами чувств, которые воспринимают его, преходящ по своей природе и будет уничтожен временем — энергией Верховного Господа. Несмотря на все наши глупые надежды и мечты, нельзя испытать настоящее счастье, находясь на материальном уровне. Настоящая истина не материальна и не временна. Эту истину именуют атмой, вечной душой, а среди вечных душ есть одна, которая выше всех. Ее называют Личностью Бога, а в Своей изначальной форме Бог носит имя Кришна. Процесс обретения знания достигает наивысшей точки, когда человек видит непостижимый, трансцендентный облик Кришны. Тот, кто не видит Кришну во всем сущем и все сущее — в Кришне, вне всякого сомнения, пребывает на уровне измышлений. В этом стихе Господь Кришна призывает Уддхаву не поддаваться иллюзии.

  27. Присутствие Верховного Господа можно ощутить так же, как ощущают присутствие солнца, видя его отражение в воде и отблески этого отражения на стене комнаты, хотя само солнце находится на небосводе. 

    Комментарий: Трудно найти более удачный пример.Солнце находится в небе на огромном расстоянии от поверхности земли, но его отражение можно увидеть в кувшине с водой, стоящем в углу комнаты. В комнате сумрачно, и солнце находится далеко в небе, но его отражение в воде освещает комнату и рассеивает царящий в ней мрак. Чистый преданный осознает, что Верховная Личность Бога присутствует всюду, отражаясь в Своей энергии. В «Вишну-пуране» сказано: «Подобно тому, как о близости огня судят по излучаемому им теплу и свету, так и присутствие неделимого Верховного Господа можно ощутить повсюду благодаря тому, что Он пронизывает Своими разнообразными энергиями все сущее». «Ишопанишад» подтверждает, что освобожденная душа во всем ощущает присутствие Господа, подобно тому как мы повсюду видим солнечный свет и отражение солнца, хотя само Солнце находится на огромном расстоянии от Земли. 

    Шримад-Бхагаватам, 3.27.12

  28. Господь Гауранга наставляет Санатану Госвами. Могущество Маха-Вишну и крохотность вселенной!

    «Первая форма Господа Вишну называется Маха-Вишну. Он изначальный творец совокупной материальной энергии. Из пор Его тела исходят бесчисленные вселенные».

    «Эти вселенные плавают в воздухе, который выдыхает Маха-Вишну. Они подобны пылинкам, пляшущим в лучах солнца и проходящим сквозь небольшие отверстия. Все эти вселенные создаются при выдохе Маха-Вишну, а когда Маха-Вишну вдыхает, они снова входят в Его тело. Безграничное могущество Маха-Вишну запредельно любым материальным представлениям».

    „Брахмы и другие повелители материальных миров появляются из пор Маха-Вишну и живут лишь на протяжение одного Его выдоха. При этом Сам Маха-Вишну является частью полной экспансии Говинды, изначального Господа, которому я поклоняюсь“.

    «Маха-Вишну — Сверхдуша всех вселенных. Возлежа на водах Причинного океана, Он повелевает всеми материальными мирами».

    ЧЧ Мадхья 2.20.278-282

  29. В каждой стране, каким бы высоким ни был там уровень жизни, всегда есть тюрьмы и уголовный кодекс, потому что обязательно найдутся те, кто нарушает закон и причиняет страдания людям. Аналогично устроена и Вселенная. Материальные миры Вселенной — это те же тюрьмы, и все, кто попал сюда, находятся здесь для исправления. 

    Материальное существование — это тюрьма бытия. Когда живое существо неверно использует свою свободу воли и хочет контролировать, повелевать и наслаждаться, оно попадает в материальный мир. Господь нисходит сюда снова и снова и дает учение сообразно времени, месту и обстоятельствам, чтобы направить живые существа, показать им, как следует использовать свою свободу воли таким образом, чтобы стать счастливым.

    Е.С. Радханатха Свами

  30. Все является собственностью Кришны, Верховного Господа. Это сознание Кришны. Каждый должен выучить, что все принадлежит Кришне. Ишавасйам идам сарвам. Это Ведическое наставление. Мы создали много беспокойств, поскольку забыли истинного владельца. Мы стараемся стать владельцами индивидуально либо коллективно. “Это — Индия. Это — наша Индия”. “Это — Америка. Это — наша Америка”. “Это — Германия, наша.” Ничего нашего нет. Все у Кришны. Вот это сознание Кришны. Все принадлежит Кришне. 

    Лекция по БГ 4.11, Бомбей, 31 марта 1971 г.
    Абхай Чаранаравинда Бхактиведанта Свами Шрила Прабхупада

  31. «Этот материальный мир – продукт Махат-таттвы, которая является грезами Господа в Его мистическом сне (Йога-нидре) в Причинном океане. Но при этом весь мир кажется истинным проявлением Его творения. Это означает, что грезы Господа тоже – реальные проявления». 
    «Шримад Бхагаватам» 1.16.26-30. Комментарий Шрилы Прабхупады.

  32. … Сейчас наши доктора наук должны объединиться и изучить Пятую Песнь, чтобы построить модель Ведического Планетария. 

    … Мое окончательное решение таково: вселенная представляет собой перевернутое дерево. 

    …Вселенная состоит из планет, которые расположены, как листья, цветы и плоды на дереве. 
    —-Осью является Полярная Звезда, и все дерево вращается вокруг этой оси. 
    —Гора Сумеру это центральный ствол. 
    —У планет есть свои постоянные орбиты. 
    —-От планеты к планете ведут пути из золота, меди и т.д., и они представляют собой ветви дерева.

    Письмо Шрилы Прабхупады  Сварупа-Дамодаре дасу, 27 апреля, 1976

  33. Весь смысл этой вселенной — очищение 

    Господь Брахма является изначальным основателем всех религий, потому что Господь Брахма первым провозгласил духовные принципы. Он родился из Верховной Личности Бога в начале творения, и в то время Верховный Господь наставил его в выполнении тапасйи ради очищения. Это очень важно понять, что весь смысл этой вселенной — очищение. Мы приходим в этот мир рождения и смерти, где присутствует столько страданий, из-за того, что наши желания нечисты, наши мотивы нечисты. Нечистое желание заключается в том, что мы хотим быть наслаждающимися, мы хотим объявить себя владельцами того, что нам так или иначе удалось заполучить, и мы хотим наслаждаться престижом нашего ложного эго. На самом деле душа, которая является неотъемлемой частичкой Верховного Господа, — чиста. Чистота означает отсутствие эгоистических ожиданий, чистота означает понять нашу вечную конституциональную природу. Мы предназначены для удовлетворения Верховного Господа, наше предназначение служить Верховному Господу в каждом аспекте нашей жизни. Ничто в нашем существовании не должно быть отделено от любовного выражения служения Кришне.
    Е.С. Шрила Радханатха Свами

  34. Бога нельзя познать индуктивным методом. Поэтому Его называют адхокшаджа, что означает «непостижимый прямым восприятием». Ученые говорят, что Бога нет, т.е. они пытались понять Его прямым восприятием. Однако Он — адхокшаджа! Поэтому ученые невежественны в отношении Бога, поскольку у них нет метода для Его постижения. Чтобы понять трансцендентную науку, нам необходимо обратиться к истинному духовному учителю, слушать его смиренно и служить ему. Господь Кришна объясняет это в Бхагавад-гите: тад виддхи пранипатена парипрашнена севайа [БГ 4.34]. 

    Утренняя прогулка с Шрилой Прабхупадой, Лос-Анджелес, 8 мая 1973.

  35. ГОСПОДЬ ДЕЛАЕТ ТО, ЧТО ХОЧЕТ

    «Бессмысленно требовать, чтобы Верховный Господь действовал так, как мы считаем нужным. Господь не зависит от чьих-либо требований — Он Сам решает, защитить Ему кого-то или уничтожить.Господь не обязан исполнять наши приказания. Он делает то, что хочет, ибо Он — Всевышний. Господь создаёт материальный мир вовсе не по чьей-то просьбе, поэтому если Он пожелает, то может все уничтожить. В этом Его высшая власть. 

    Если у кого-то возникнет вопрос: «Почему Господь поступает именно так, а не иначе?», нужно дать следующий ответ: Господь может делать всё, ибо Он — Верховная Личность, и никто не вправе требовать от Него отчёта в Своих поступках. «Но зачем же создавать этот грешный мир, а потом разрушать его?» Таково всемогущество Бога. Оно в том и заключается, что Господь может делать всё что угодно и не обязан ни перед кем отчитываться. Если бы Господь должен был всякий раз объяснять нам, почему Он что-то сделал, а чего-то не сделал, это означало бы, что Его власть ограниченна». 

    Шримад Бхагаватам 7.2.39, отрывок из комментария 
    Его Божественной Милости Абхая Чаранаравинды Бхактиведанты Свами Шрилы Прабхупады

  36. Настоящая истина не материальна и не временна. Эту истину именуют атмой, вечной душой, а среди вечных душ есть одна, которая выше всех. Ее называют Личностью Бога, а в Своей изначальной форме Бог носит имя Кришна. Процесс обретения знания достигает наивысшей точки, когда человек видит непостижимый, трансцендентный облик Кришны. Тот, кто не видит Кришну во всем сущем и все сущее — в Кришне, вне всякого сомнения, пребывает на уровне измышлений. В этом стихе Господь Кришна призывает Уддхаву не поддаваться иллюзии.
    Шримад Бхагаватам 11.7.7

  37. Вопрос: Как научиться извлекать нектар из всех частей «Шримад-Бхагаватам», например, из описания устройства материального мира?

    Ответ: Высшая цель «Шримад-Бхагаватам» – дать любовь, дать любовь к Богу, и если мы, понимая эту высшую цель, или прайоджану, «Бхагаватам», пытаемся понять, какое место во всем этом данное описание занимает… И это цель Шукадевы Госвами, правильно? У Махараджа Парикшита семь дней было до смерти, тем не менее он начал объяснять всю эту санкхью: каким образом вода появляется из огня и земля появляется из воды. Надо, значит, даже если семь дней нам осталось… значит, это тоже нужно знать для того, чтобы мы по-настоящему могли оценить отношения Кришны с Его преданными. И если мы, видя эту цель, пытаемся связать, каким образом этой цели служит данное описание, то тогда мы поймем этот нектар. Только таким образом. Исходя из разумного предположения, что Шукадева Госвами не будет лишнего говорить. Ему конкретно задали вопрос: «А что делать человеку, я вот помирать собрался скоро уже. Что мне делать?» Он начал говорить: «Ну, давай посмотрим, как мир этот создан…» – «Побыстрее! Суть рассказывай!» – «Не, не, постой, это важно!»

    Иначе говоря, иначе ты никогда не сможешь утвердиться в этой сути. И мы видим, мы видим, преданные как бы понимают эту суть, они вольно или невольно минуют какие-то вещи в своем развитии и пытаются перескочить туда. В результате стабильности нет никакой. Перескочили, перепрыгнули через что-то, и так как перепрыгнули через что-то, у них нет этой внутренней убежденности в том, что это суть. Они немножко поиграются с этим и потом будут играть с чем-то еще, какие-то другие игрушки будут искать потом.

    Семинар «Обзор Первой Песни “Шримад-Бхагаватам”», обзор 1 главы, 23.01.2012 г.

    © Бхакти Вигьяна Госвами

  38. Большой человек в маленькой вселенной.

    Иногда Шрила Прабхупада подносил к сердцу своего ученика зеркало, чтобы тот увидел в себе то, что видели все остальные, но отказывался видеть он сам.

    Тамал Кришна Госвами:
    В те далекие дни я был комендантом храма на бульваре Ла Синега в Лос Анджелесе. Комендант по тем временам – высокая должность. Практически всё дневное служение держалось на мне, преданные приходили ко мне, и я каждому раздавал служение. Как тут не загордиться? Наверное, Шрила Прабхупада что то заметил. Однажды днем он вызвал меня к себе и попросил принести ему «Бхагаватам». Это было его первое издание «Бхагаватам» с изображением духовного мира на суперобложке. Он стал объяснять мне: «Видишь? Это духовный мир. Он гигант ский. Ты даже не можешь представить себе, насколько он громаден. Три четверти творения Кришны приходится на духовный мир, и всего одну четверть составляет материальный мир. Но даже эта одна четверть необъятна. Материальный мир состоит из бесчисленного множества вселенных. Даже одну вселенную ни один ученый не способен измерить. Мы сейчас находимся на одной небольшой планете в одной из бесчисленных вселенных, принадлежащих к одной четверти творения Бога. Наша планета Земля – одна из самых маленьких в нашей вселенной. Но даже на этой планете есть семь континентов . На каждом из этих континентов множество городов и поселков. На одном из континентов, в Северной Америке, есть большой город под названием Лос Анджелес. В этом городе – среди множества других улиц – есть один длинный бульвар, Ла Синега.
    На этом бульваре стоит церковь, которая теперь перестроена под храм Кришны. И в этом одном храме Кришны живет некий Тамал Кришна и думает про себя: „Я такой большой!“»
    Это было очень смешно, но в тот момент я почувствовал себя таким маленьким, что мне захотелось заплакать сквозь смех!

    («Уроки любви», Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж)

  39. йасйа прабха прабхавато джагад-анда-котих
    /Брахма-самхита 5.40/

    Коти. Коти значит бесконечные. Джагад-анда. Джагад-анда значит вселенная. Брахманда или джагад-анда. Анда. Анда означает, что она в форме яйца, круглая, в форме яйца. Поэтому она называется анда, брахманда. Бху-гола. Гола значит круглый. Я слышал, что до науки, у людей было понимание, что мир квадратный. Не правда ли?

    Преданный: Плоский.

    Шрила Прабхупада: Плоский, плоский, да. Но в Ведических шастрах, миллионы лет назад было сказано: бху-гола. Гола значит круглый. Только посмотрите. И эти негодяи говорят, что раньше люди были не такими разумными. Они разумны, так как они думают, что этот мир плоский. И те, кто говорили миллионы лет назад, «Он круглый», у них не так много разума. Только посмотрите. Бху, гола. Гола значит круглый. Бху-гола. Подобным образом, джагад-анда. Анда значит круглый, такой как яйцо. Анда значит яйцо. Джагад-анда. Эта вселенная имеет форму яйца. И мы можем также видеть, что небо круглое. Это стена этой вселенной.

    Лекция по Бхагавад Гите Шрилы Прабхупады 1.43

  40. Тот, кто пытается познать Всевышнего с помощью философских рассуждений, может миллиарды лет бороздить просторы вселенной со скоростью ветра или даже со скоростью мысли, но Абсолютная Истина так и останется для него недосягаемой.Материалист не в силах измерить необъятное бытие Верховной Личности Бога. Но как же можно постичь Абсолют, если Он не поддается измерению? Ключом к ответу служит слово свайамбхуве, употребленное в этом стихе. Оно означает, что Господь существует в Своей собственной духовной энергии, независимо от того, понимаем мы Его или нет.

    Шримад Бхагаватам 6.4.23

  41. Лучшая Упайа — это медитация на Божественный лик Джаганнатхи.

    Космос (косметика) — это то, что покрывает вселенскую форму Господа. Планеты – это его одежда. Джаганнатха – это Господин Вселенной и всех планет в ней (сарва-лока-махешварам БГ5.29)

    Солнце и Луна – два глаза Джаганнатхи
    Марс – красный рот Джаганнатхи
    Меркурий – зеленый узор внутри тилаки на лбу Джаганнатхи
    Юпитер – это Читта – третий глаз Джаганнатхи (желтая точка в межбровье)
    Венера – это его руки, обнимающие всех
    Сатурн – черный цвет лица Джаганнатхи
    Раху – золотистое обрамление вокруг лица Джаганнатхи
    Кету – сама обрубленная форма Джаганнатхи

    Таким образом, поклоняясь Господу Джаганнатхе (или медитируя), мы автоматически выражаем почтение божествам всех планет, находящихся в теле Господа.

    Мантра: 
    Джаганнатха Свами Найана Патагами Бхава Ту Ме

    Перевод: 
    О, Повелитель вселенной, позволь мне всегда созерцать Тебя

    Информация взята из книги «Храм Господа Джаганнатхи» (“The Temple of Lord Jagannath” by Somanath Khuntia)

  42. УЧЁНЫЕ ВОРУЮТ У БОГА.

    Шрила Прабхупада (держа в руке розу): Может ли кто-нибудь из ученых создать такой цветок в своей лаборатории? 

    Доктор Сингх: Это невозможно. 

    Шрила Прабхупада: Да, невозможно. Только посмотрите, как изумительно действует энергия Кришны. Ни один ученый не может создать такой цветок в своей лаборатории. Они не могут создать даже нескольких песчинок и тем не менее заявляют, что по уровню интеллекта во всей вселенной с ними никто не может сравниться. Это нелепость. 

    Доктор Сингх: Они берут материю у Кришны, делают с ней что-то, а потом заявляют, что создали нечто замечательное. 

    Шрила Прабхупада: Если бы они хотя бы признали, что берут материю у Кришны, это уже было бы неплохо. Мы осознаем, что все исходит из Кришны. 

    Доктор Сингх: Но они никогда не признают, что берут что-то у Кришны. Напротив, они заявляют, что они и есть создатели. 

    Шрила Прабхупада: Что они создали? Они берут песок, смешивают его с какими-либо химическими веществами и получают стекло. Они не создавали ни песка, ни химических веществ, а взяли их из земли. Как и что они создали? 

    Доктор Сингх: Они говорят: «Мы взяли материалы у природы». 

    Шрила Прабхупада: «У природы» значит «у личности». Они взяли у природы, но они воры, потому что все в природе принадлежит Кришне. Ишавасйам идам сарвам: «Все сотворено Богом» [Ишопанишад, 1]. В «Бхагавад-гите» Кришна говорит, что тот, кто не совершает йаджни (жертвоприношения), вор. Йаджна подразумевает признание того, что все взято у Кришны. Мы должны думать: «Кришна, Ты дал нам так много всего, чтобы обеспечить наше существование». Единственное, чего хочет от нас Кришна — чтобы мы признали это, только и всего. Что еще Ему может быть нужно от вас? Что вы в сравнении с Ним? Мы должны признать доброту Кришны. Поэтому прежде чем есть самим, мы предлагаем пищу Кришне и говорим: «Кришна, Ты дал нам эту чудесную пищу, так что попробуй ее первым». А уже потом едим ее сами. 

    Кришна не голоден, но тем не менее может проглотить весь мир, а затем создать его точную копию. Пурнасйа пурнам адайа пурнам эвавашишйате [Ишопанишад, обращение]. Кришна настолько совершенен, что даже если вы заберете у Него всю Его энергию, вся Его изначальная энергия все равно останется у Него. Вот что значит совершенное сохранение энергии.

    Из книги Его Божественной Милости А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады, ачарья-основателя ИСККОН «Жизнь происходит из жизни», 28 апреля 1973 года, Лос-Анджелес.

  43. «Господь создает материальный Космос для тех живых существ, которые одержимы ложным желанием, подражая Господу, стать Им. Три гуны материальной природы необходимы для того, чтобы еще больше запутать обусловленные души. 

    Введенное в заблуждение иллюзорной энергией и забывшее свою духовную природу живое существо считает себя частью материального творения и жизнь за жизнь все больше и больше запутывается в сетях материальной деятельности. 

    Господь создал материальный мир не для Себя, а для тех обусловленных душ, которые, злоупотребив дарованный им Богом ограниченной независимостью, захотели сами стать повелителями. Так обусловленные души оказались в материальном мире, где вынуждены снова и снова рождаться и умирать». 

    «Шримад Бхагаватам» 3.7.4. Комментарий Шрилы Прабхупады.

  44. Собеседник: — Дарвин убедился в своей теории потому, что в 1835 году, путешествуя на Галапагосские острова у побережья Южной Америки, обнаружил виды, которые больше нигде не существуют. 

    Прабхупада: — Это означает, что он не видел всех видов. Он не путешествовал по всей вселенной. Он видел один остров, но он не видел всего творения. Как он может определить, какие виды существуют, а какие не существуют? 

    Он изучил одну часть земли, но есть много миллионов планет. Он не видел их все; а если говорить об археологии, он не раскопал глубины всех планет. Итак, как он может делать выводы? Он не видел всего, и никто не может видеть все.

    Собеседник: — Давайте ограничимся этой планетой. 

    Прабхупада: — Почему мы должны ограничиваться? Природа не только на этой планете, мы говорим о любом месте. Мы говорим о природе, а природа не ограничена одной планетой. 

    Материальная природа включает в себя миллионы вселенных, и в каждой вселенной есть миллионы планет. Если вы изучали только эту планету, ваши знания недостаточны. Если вы не совершенны в своих знаниях, то почему я должен принять вашу теорию? 

    А.Ч. Бхактиведанта Свами Шрила Прабхупада.

    Из книги «Путешествие вглубь себя». Эволюция в фактах и фантазиях

  45. Нетрудно понять, что все проявленное здесь — временно. Наглядный пример тому — наше тело. Положим, кому-то сейчас тридцать лет. Итак, тридцать лет назад его тело еще не было проявлено, а лет через пятьдесят оно снова вернется в свое непроявленное состояние. Таков закон природы.

    Тело проявляется и уничтожается, подобно набегающим и откатывающимся волнам прибоя. Но материалисты заботятся только об этой преходящей жизни, которая может в любой момент закончиться. Более того, вселенная — гигантское материальное тело — как и наше тело, будет уничтожена.

    Так что счастливы мы или несчастны, где бы мы ни находились — на этой планете или на другой — всему придет конец. Так чего ради зря тратить время, путешествуя на планеты, где всему придет конец?

    -Легкое путешествие на другие планеты-
    (А.Ч. Бхактиведанта Свами Шрила Прабхупада)

  46. Харе Кришна!
    Ачьюта Прия прабху, примите, пожалуйста, мои поклоны.
    Слава Шриле Прабхупаде!

    Спасибо Вам за объяснение того, для чего же нужна вся эта «география» на столько страниц Шримад-Бхагаватам! Ответ открывает суть, поражающую своей глубиной. И остаётся только поражаться, как же мелко обычно плаваешь. В Шримад-Бхагаватам нет ничего лишнего, но как часто сложно понять «а это зачем?»

    Скажите, пожалуйста, для чего в Шримад-Бхагаватам столько стихов посвящены описанию династий, перечислению имён?
    В преддверии 10-й Песни это подобно перечислению действующих лиц перед спектаклем. Хорошо. Но в 4-ой, в 9-ой, да и в других Песнях, встречаются описания родословных, где из 50-ти названных потомков династии в лучшем случае один станет героем повествования. Для чего это нужно? Зачем Шукадева Госвами столько времени уделяет этому?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *