Комментариев 64

  1. Интервью с профессоромО’Конеллом, Мотилалом и Шиварамом.
    18 июня 1976, Торонто

    Женщина: Свамиджи, не могли бы вы рассказать немного о положении женщины в вашем движении?
    Прабхупада: Здесь нет различий между мужчиной и женщиной. Это ясно объяснено в Бхагавад-гите. Мам хи партха вйапашритйа йе пи сйух папа-йонайах стрийо шудрас татха вайшйа (БГ 9.32). Первые из упомянутых, стрийа. Стрийа шудрас татха вайшйас. Эти классы понимаются как менее разумные – женщины, шудры и вайшйи. Но Кришна говорит: «Нет, даже для них это доступно». Потому что на духовной платформе нет таких различий как мужчина, или женщина, или черный, или белый, или большой, или маленький. Нет. Каждый является духовной душой. Пандитах сама-даршинах (БГ 5.18) Видья-виная-сампаннебрахманигавихастинишуничайва шва пакечапандитах (БГ 5.18), тот, кто действительно образован, он сама-даршинам. Он не делает никаких различий. Но настолько, насколько мы отождествляем себя с материальным телом, настолько должны проводиться такие различия для сохранения порядка в обществе.
    Женщина: Тогда женщина может стать пандитом.
    Прабхупада: О, да. Те пи йанти парам гатим. Не только стать, она также может достичь совершенства. Здесь нет таких ограничений. Так сказал Кришна.
    Женщина: У вас есть такие пандиты в Западном движении?
    Прабхупада: Есть так много западных женщин, девушек в нашем обществе. Они воспевают, танцуют, говорят о сознании Кришны. Конечно, внешне, с телесной точки зрения, присутствуют определенные различия, поэтому мы храним женщин отдельно от мужчин и это все. В остальных случаях права одинаковые.

  2. «По стопам Шрилы Прабхупады» Ядубара прабху

    Вишала дас:
    Я привез в Бомбей свою жену и спросил у Шрилы Прабхупады в ее присутствии: «Шрила Прабхупада, многие критикуют женщин, говоря, что они менее разумны, что их мозг меньше, что у них больше вожделения. Это правда?» И Шрила Прабхупада дал такой ответ: «Ты повторяешь Харе Кришна, и твоя жена повторяет Харе Кришна. Как может идти речь о том, что кто-то менее разумен?»

    Я вспомнил прочитанное в комментарии Прабхупады к Чайтанья-чаритамрите: «Женщины в нашем движении проповедуют, поэтому они ни в чем не уступают своим братьям». Потом я спросил еще: «Шрила Прабхупада, я так понимаю: муж — это представитель духовного учителя, а жена — представитель своего мужа. Должна ли она делать все, что я говорю?» И Шрила Прабхупада сказал: «И у тебя хватит наглости претендовать на это?»

  3. Беседа в комнате, 29 июня 1972, Сан-Диего.

    Атрея Риши: Как насчет положения женщин?
    Прабхупада: Что?
    Атрея Риши: Женское…
    Прабхупада: Если женщина совершенна в сознании Кришны… Как Джахнава-деви, жена Господа Нитьянанды, она была ачарьей. Она была ачарьей. Она контролировала всю вайшнавскую общину.
    Атрея Риши: Господь Нитьянанда?
    Прабхупада: Жена. Джахнави-деви. Она контролировала всю вайшнавскую общину.
    Атрея Риши: У вас есть ссылки на это в какой-либо из ваших книг, Шрила Прабхупада?
    Прабхупада: Я не думаю. Но там много ачарьев. Может быть где-то я упоминал. Это не так, что женщина не может быть ачарьей. Обычно они не становятся. В очень особом случае. Но Джахнава-деви была принята так, но она не объявляла об этом.

  4. (Из презентации м. Ямуны на тему “Женщины в ИСККОН”, март, 2000. Опубликовано в журнале “Журнал ИСККОН”, No. 8, июнь, 2000.)

    Я четырежды была свидетелем одного необычного события, когда Шрила Прабхупада цитировал изречение Чанакйи Пандита: “Никогда не доверяй женщине и политику”. При этом каждый раз он смотрел мне прямо в глаза, чтобы увидеть мою реакцию. Последний, четвертый, раз в Бомбее в 1973 году, произнося уже известную мне фразу, Прабхупада искренне рассмеялся, сидя перед небольшой группой прабху. А затем обернулся ко мне и спросил:
    – Что ты об этом думаешь, Ямуна?
    Я парировала незамедлительно:
    – Конечно же, Шрила Прабхупада, это правда!
    После этого Прабхупада посерьезнел и, посмотрев на меня, с большим чувством ответил:
    – Но ты ведь не женщина, ты – Вайшнави!

  5. «Кунтидеви смиренно высказывает свое мнение: «Постичь Тебя способны парамахамсы и муни, чьи сердца чисты и кто посвятил себя преданному служению. Но кто мы? Обыкновенные женщины. Мы занимаем низкое положение. Как нам постичь Тебя?» Хотя ее понимание совершенно, она ставит себя на место обыкновенной женщины и вопрошает: «Как мне постичь Тебя?» Это и есть смирение». (Молитвы царицы Кунти, 3.Самая разумная из женщин)

    «Хотя Кунти родилась в женском теле, она была предана Господу, поэтому ее нельзя сравнивать с обыкновенными неразумными женщинами. Напротив, она была самой разумной, ибо признавала Кришну Верховным Господом». (Молитвы царицы Кунти, 3.Самая разумная из женщин)

  6. Интервью с профессором О’Конеллом, Мотилалом и Шиварамом
    18 июня 1976, Торонто
    Профессор О’Конелл: Это возможно, Свамиджи, для женщины стать гуру в цепи ученической преемственности?
    Прабхупада: Да, Джахнавидеви была женой Нитьянанды. Она стала. Если она способна достичь высшего совершенства жизни, тогда почему это невозможно стать гуру? Но не так много. На самом деле тот, кто достиг совершенства, она может стать гуру. Но мужчина или женщина, пока не достигнет совершенства… Еи кришнататтва-веттисеи гуру хайа (ЧЧ, Мадхйа 8.128) Квалификация гуру в том, что он должен быть полностью осведомлен в науке о Кришне. Тогда он или она могут стать гуру. Еи кришнататтва-веттисеи гуру хайа. (Пауза) В нашем материальном мире существует ли какой-то запрет в том, что женщина не может стать профессором? Если она квалифицирована, она может стать профессором. Что здесь плохого? Она должна быть квалифицирована. Таково положение. Таким же образом, если женщина понимает сознание Кришны совершенным образом, она может стать гуру.

  7. из книги «Нектар Прабхупады» Сатсварупа дас Госвами:

    Деликатный Прабхупада

    Как-то раз Прабхупада приехал в Нью-Йорк и, как обычно, сотни преданных собрались в храме, чтобы встретить его. Как только Прабхупада вышел из автомобиля, преданные взорвались мощным киртаном. Пока он шёл к главному входу храма на 55-й Стрит, сотни преданных следовали за ним, воспевая Харе Кришна и «Джая Прабхупада».
    Молодая мать, державшая на руках ребёнка, следовала за Прабхупадой, не отступая ни на шаг, когда он проходил через стеклянные двери, ведущие в вестибюль храма. Здесь тоже всё было заполнено восторженными, поющими преданными.
    Увидев молодую мать позади, Прабхупада остановился и придержал для неё стеклянную дверь.
    Даже в присутствии сотен людей, поклоняющихся ему, Прабхупада не поспешил и выказал надлежащий этикет.

    Химавати даси служила Прабхупаде поваром. Как-то раз она приготовила для Прабхупады сабджи из баклажанов. Прабхупада попробовал сабджи, но есть их не стал. После обеда Прабхупады Химавати раздала остатки прасада преданным, но сабджи из баклажанов оказались слишком солёными.
    На следующий день Химавати приготовила то же самое блюдо, только на этот раз умеренно посоленное. Единственное, что сказал Прабхупада: «Вчера овощи были немного солёными», — таким образом он проявил деликатность к чувствам ученицы.

  8. Просвещенный человек к любой женщине, кроме своей жены, относится как к матери, чужое добро для него — все равно что уличный мусор, и он никогда не делает другим того, чего не пожелал бы себе. Это определение просвещенного человека, данное Чанакьей Пандитом.

    ШБ 4.16.17 (ком.)

  9. Поучительные истории — Шри Шримад Бхактисиддханты Сарасвати Госвами Тхакура

    История — «Золотой» каменный горшок.

    «Однажды землевладелец позвал деревенского ювелира и сказал: «Вот тебе слиток золота. Сделай мне из него горшок для молока. Но смотри, ничего не добавляй в этот металл. В моем золоте не должно быть никаких примесей». Ювелир сказал: «Хорошо» и ушел.
    Когда в руки ювелира попал слиток чистого золота, он начал думать о том, как им завладеть. Тем не менее он понимал, что если землевладелец заметит обман, то его накажут. Поэтому мастер решил вырезать горшок из камня, а сверху покрыть его золотом, поскольку тогда его не смогли бы обвинить в краже.
    Когда ювелир принес землевладельцу каменный горшок, покрытый золотом, тот очень удивился и спросил: «Что это ты принес?»
    Ювелир ответил: «Сэр, это золотой горшок. Изваять его мне стоило большого труда».
    «Ты что, шутишь? Это же каменный горшок!» — возмутился землевладелец.
    На что ювелир ответил: «Сэр, это «золотой» каменный горшок»».

    Комментарий Бхактисиддханты Сарасвати Госвами Тхакура:

    Те, кто классифицируют вайшнавов на касты, говоря, вот брахман-вайшнав, кшатрий-вайшнав, вайшья-вайшнав, шудра-вайшнав или чандал-вайшнав, просто спекулируют. Такие рассуждения сродни «золотому» каменному горшку. Человека нужно считать либо вайшнавом, либо брахманом, кшатрием, вайшьей или шудрой. Горшок нужно называть либо каменным, либо золотым. Манговый пирог (амсатва) должен быть приготовлен из манго, и никто не может называть его манговым, если он приготовлен из джэкфрута (кнатхалер амсатва). Аналогично этому, терминология, приписывающая вайшнаву качества шудры, неверна. Если человека считают вайшнавом, это значит, что он не принадлежит ни к каким мирским определениям классов, вроде брахман, кшатрий, вайшья, шудра или низкорожденный чандал или «индус -не-индус». Любая терминология типа вайшнав-индус или вайш-нав-явана — это просто абсурд. Считать так крайне оскорбительно.

  10. «Если вы действительно ответственны, то в первую очередь вас будет волновать стрийа урва балах – как дать защиту более слабой части населения, а именно женщинам и детям. Наш долг – защищать женщин, тех, кто слабее, — женщин и детей». (Лекция Шрилы Прабхупады по ШБ 1.16.21, 17 января 1974 г., Гонолулу)

  11. «Все члены Джи-Би-Си и другие лидеры должны провести ишта-гоштхи в каждом из храмов, чтобы установить срочность предоставления равных возможностей, полного вовлечения в преданное служение и неподдельную заботу и защиту для женщин в ИСККОН».(Из резолюций Джи-Би-Си от 2000 г.)

  12. [Закон] 501. Джи-Би-Си постановляет, что Международное общество сознания Кришны не может мириться с оскорбления любого типа, особенно с теми, которая направлена на зависимых живых существ, таких как женщины, дети, престарелые люди и коровы. Оскорбление действием, вербальное и эмоциональное насилие оказывают разрушительное воздействие на лиану преданности и таким образом, считаются серьезной апарадхой вайшнавов. Любая попытка оправдать этот тип оскорбительного менталитета на основе шастр является неверным истолкованием и решительно отвергается всеми практикующими вайшнавами. (Из резолюций Джи-Би-Си от 1997 года)

  13. «Столько женщин приходит, мы не можем отвергнуть их. Если кто-то пришел к Кришне, наш долг дать им защиту. Кришна сказал в «Бхагавад-гите», что даже женщины и шудры, и другие люди из низов общества могут укрыться у Него». (Письмо ШП Мадхукаре, 4 января 1973 г.)

  14. «Дети, коровы, больные люди, женщины и старики особо нуждаются в покровительстве государства или кшатрия, царя. Правительство или кшатрий, принадлежащий к царскому сословию, не защищающие эти живые существа, должны стыдиться этого». (ШБ 1.14.41, комм.)

  15. Рассказывает Бхавананда прабху: «В какой-то момент бывшая супруга Прабхупады и его дочь оказались в затруднительном положении. Они жили в доме отца супруги на Махатма-Ганди-роуд, и там разразился семейный скандал. В результате дом был поделен на две части, и граница проходила прямо через ванную комнату. Это был настоящий дурдом, и супруге с дочерью приходилось весьма нелегко. Сын Прабхупады, Вриндаван Чандра, сообщил обо всем отцу, и Прабхупада велел мне и Тамалу отправляться в Калькутту, поговорить с супругой и дочерью и пригласить их переехать в Майяпур. Мы сказали: «Прабхупада, Вы — человек с мировым именем. Вы санньяси, и люди могут начать критиковать Вас за то, что Ваша супруга с дочерью живет в одном и том же месте, что и Вы». Прабхупада ответил: “Это не имеет значения. В экстренных случаях все иные соображения не учитываются, в том числе и принципы, связанные со статусом санньяси. И сейчас как раз тот случай”». (Из книги Сиддхаты пр. «Воспоминания о святом наших дней»)

  16. Ману-самхита (3.56) говорит: «Где бы ни почитались женщины, там поселяются полубоги, а где бы им не отказывали в почтении, вся деятельность заканчивается неудачей».

  17. Никакие материальные условия не могут воспрепятствовать, если человек хочет постичь Бога и полюбить Его. Этот путь открыт для всех. Совсем не обязательно обладать каким-то великим разумом, высшим образованием, высокой культурой. Нет, каждый может.
    Процесс начинается со шраванам. Нужно слушать. Человек может быть очень глупым, но это не важно. У него может не быть образования — не важно. Он может быть бедным — не важно. Черным — не важно. Белым — не важно.
    Старайтесь слушать. Поэтому Веды предписывают: для того, чтобы постичь Бога, идите к авторитетному гуру и слушайте. Даже если у кого-то нет опыта, если он идет к опытному человеку, то сможет понять. Вы сможете полюбить Бога. Это совершенство жизни.

    Шрила Прабхупада
    Париж 09.06.1974

  18. «Иногда завистливые люди [из Индии] критикуют Движение сознания Кришны за то, что как мужчины, так и женщины привлекаются к распространению
    любви к Богу. Не зная того, что в странах Европы и Америки мужчины и женщины общаются свободно, эти глупцы и обманщики критикуют парней и девушек из Движения сознания Кришны за совместное выполнение служения.

    Но этим обманщикам стоит учесть, что человек не может сразу изменить социальные обычаи. Однако, поскольку и мужчины, и женщины обучаются быть проповедниками, эти женщины не являются обычными женщинами. Они равны своим духовным братьям, проповедуюшим сознание Кришны. Проповедник должен строго следовать правилам и предписаниям, указанным в шастрах, но в то же время изобретать способы делать проповедь действенной, очищающе падших, чтоб последние могли развиваться в полную силу» (Шри Чайтанья-чаритамрита, Ади-липа 7.38, комм.).

  19. «Касательно чтения лекций женщинами: я говорил вам, что в служении Кришне нет различий по сословию, вероисповеданию, цвету кожи или полу» (Письмо Шрилы Прабхупады Джаяговинде. 8 февраля 1968 г.).

  20. Согласно законам ведической цивилизации, если коровы, женщины, дети, старики или брахманы делают что-то не так, их нужно простить. Но асурам, нецивилизованным людям, нет дела до этих законов.

    Ш.Б. 10.3.22 Комментарий А.Ч. Бхактиведанты Свами Шрилы Прабхупады

  21. ЛУЧШЕ БЫТЬ ГЛУПЫМ И ПРОСТЫМ И ПРИ ЭТОМ ПРОГРЕССИРОВАТЬ В СОЗНАНИИ КРИШНЫ
    (Письмо Шрилы Прабхупады, Мадхави-Лате д. д., 20 июня 1968) 

    «Мне было очень приятно получить твое милое письмо от 11 июня 1968, проникнутое смирением и любовью и прекраснейшими чувствами. Твоя простота — это великое достояние в сознании Кришны. Кришна очень добр к кротким и простым, так что глупость в отношении материального мира и осознание Кришны прекрасно сочетаются. Слишком сильный материальный разум отвлекает от сознания Кришны. ЛУЧШЕ БЫТЬ ГЛУПЫМ И ПРОСТЫМ, КАК ТЫ, И ПРИ ЭТОМ ПРОГРЕССИРОВАТЬ В СОЗНАНИИ КРИШНЫ. Есть чудесная история о Махарадже Бхарате, который вел себя, как слабоумный, чтобы избежать мирского общения. Его называли Джада Бхарата, но Махараджа Рахугана испытал его и увидел, что он очень развит в сознании Кришны, и стал его учеником».

  22. «Она может годиться вам в дочери или внучки, но уважая женщину, нужно обращаться к ней «Мать», «Матаджи». Такова индийская система. Сегодня некоторые негодяи предложили обращение «Бахинджи», «сестра». Но это не соответствует шастрам. В шастрах сказано, что ко всем женщинам кроме собственной жены нужно обращаться «Мать». (Лекция по ШБ 1.16.10, 7 января 1974, Лос Анжелес)

  23. «Общая мораль учения ведической цивилизации состоит в том, чтобы считать любую женщину кроме своей жены матерью. Матрават пара-дарешу. (…) Это не имеет значения моложе она или старше, но с ней нужно обращаться как с матерью. Поэтому система ведической культуры в том, что как только кто-то видит другую женщину, он обращается к ней «мать, матушка», матаджи. Немедленно: «мама». Это создает правильные взаимоотношения. А женщина относится к незнакомому мужчине как к сыну, точно так же как незнакомец относится к незнакомой женщине как к матери. Это ведическая цивилизация» (Лекция по ШБ 1.3.13, 18 сентября 1972, Лос Анжелес).

  24. «Благочестивое потомство является гарантией мира, процветания и духовного благополучия в обществе. Общество варнашрамы строилось на религиозных законах, поэтому в нем всегда преобладали благочестивые люди, что способствовало развитию духовной культуры в государстве и обществе. Благочестивые дети рождаются только у добродетельных женщин, хранящих верность своим мужьям. Женщины, как и дети, очень подвержены дурному влиянию и легко поддаются на обман. Поэтому и те, и другие должны находиться под опекой старших членов семьи. Если женщина прилежно совершает все религиозные обряды, она не станет изменять мужу.» 

    (Бхагавад-Гита 1.40, Комментарий)

  25. «Когда в роду воцаряется безбожие, о Кришна, женщины в нем развращаются, а развращение женщин, о потомок Вришни, приводит к появлению на свет нежеланного потомства.» 

    (Бхагавад-Гита 1.40)

  26. Джайатиртха: Иногда люди жалуются, что мы не даем нашим детям право выбора, что мы воспитываем их по-своему.

    Прабхупада: Это глупости — давать ребенку свободу воли. Это глупости. Ребенок должен быть под защитой. Это разумно. Такие аргументы — это неверное видение. В соответствии с Ведической цивилизацией, ребенку, женщине, брахману, корове, и пожилым людям должна быть предоставлена защита; не свобода, а защита.
    — Беседа, 5 июля 1975 г. Чикаго

  27. Ш.Б. 2.7.ТЕКСТ 3

    джаджне ча кардама-грихе двиджа девахутйам
    стрибхих самам навабхир атма-гатим сва-матре
    уче йайатма-шамалам гуна-санга-панкам
    асмин видхуйа капиласйа гатим прапеде

    Затем Господь явился в образе Капилы, сына брахмана-праджапати Кардамы и его жены Девахути. Вместе с Ним пришли девять женщин [Его сестер]. Он открыл Своей матери науку самоосознания, и она уже в этой жизни полностью очистилась от скверны материальных гун и достигла освобождения — пути Капилы.

    КОММЕНТАРИЙ: Наставления, данные Господом Капилой Своей матери Девахути, полностью изложены в Третьей песни «Шримад-Бхагаватам» (главы 25-32), и всякий, кто следует им, сможет получить освобождение, которое обрела Девахути. Господь поведал «Бхагавад-гиту» Арджуне, который благодаря этому осознал себя, и по сей день каждый, кто следует по стопам Шри Арджуны, обретает то же самое благо. Таково предназначение священных писаний. ….

    ….Живые существа по своей природе так же духовны, как и Господь. Единственная разница между ними заключается в том, что Господь всегда остается верховным повелителем, Он вечно чист и никогда не оскверняется гунами материальной природы, тогда как живые существа имеют тенденцию оскверняться материальными гунами благости, страсти и невежества. От осквернения материальными гунами можно полностью избавиться с помощью знания, отречения и преданного служения. Преданное служение Господу — это истина в последней инстанции, и потому те, кто занимается им, не только приобретают необходимые познания в духовной науке, но и утрачивают все материальные привязанности, достигая таким образом полного освобождения и возвращаясь в царство Бога. Как сказано в «Бхагавад-гите» (14.26):

    мам ча йо ‘вйабхичарена
    бхакти-йогена севате
    са гунан саматитйаитан
    брахма-бхуйайа калпате

    Живое существо может заниматься трансцендентным любовным служением непосредственно Личности Бога, Господу Кришне, или таким Его полным экспансиям, как Рама и Нарасимха, даже в обусловленном состоянии. Таким образом, по мере совершенствования в трансцендентном преданном служении преданный сначала поднимается на уровень брахма-гатим, или атма-гатим, а в конце концов легко достигает капиласйа гатим, обители Господа. Преданное служение Господу обладает таким сильным дезинфицирующим действием, что способно уничтожить всю материальную инфекцию уже в нынешней жизни преданного. Для того чтобы достичь полного освобождения, преданному не нужно дожидаться следующего рождения.

  28. Правда ли, — спросила она, — что поскольку мы — женщины, мы не можем продвигаться так же быстро, как брахмачари? 

    — Да, — ответил Свамиджи. — Если вы считаете себя женщинами, о каком духовном продвижении может идти речь? Вы должны помнить, что вы — души, вечные слуги Кришны. 

    из беседы Джадурани д.д. и Шрилы Прабхупады

  29. Никакая другая привязанность не способна так ослепить и подчинить себе человека, как привязанность к женщинам или 
    общению с людьми, неравнодушными к ним. 

    Если семейный преданный относится к своей жене с любовью, это не вредит его преданному служению. Но о других женщинах не может быть и речи. Ум аскета, охваченный желанием женского общения, непригоден для преданного служения. Писания советуют прекратить общение с таким отшельником-приворщиком. Того, кто принимает лишь внешнюю часть дхармы, но душой не следует ей, называют дхармадваджи. Есть два типа дхармадваджи – притворщики и глупцы, или обманщики и обманутые. Лицемерие осуждается даже в гьяна-канде и карма- канде! Обман приникая в преданное служение, крадет все достижения преданного! Уж лучше общаться с вишайи, чем с дхармодваджи, потому что нет ничего хуже обмана. Лживые дхармадваджи выдают свои грехи за религиозность, а писания перечитывают вдоль и поперек, лишь чтобы найти там оправдания своим привязанностям. Некоторые из них даже объявляют себя гуру, и глупцы, которые становятся их учениками, помогают им в мошенничестве. Обманом они добывают славу, деньги и другую собственность, а также завлекают женщин. Необходимо изгнать из своей жизни обман и обманщиков и честно заняться преданным служением. Искреннее поклонение – вот единственный путь обретения милости Кришны.

    (Бхактивинод Тхакур, Бхактьялока, Джана-санга)

  30. В своих прекрасных и очень мудрых молитвах, обращённых к Господу, царица Кунти спрашивает: «Как мы, женщины, можем в совершенстве познать Тебя?» 
    Шрила Прабхупада пишет: «Даже величайшим философам-мыслителям не доступна обитель Господа. В Упанишадах говорился, что Высшая Истина, Абсолютная Личность Бона, находится за пределами умственных возможностей даже самого великого философа. Познать Его не могут ни великий ум, ни эрудиция. На это становится способен только тот, на кого нисходит Его милость. Другие могут размышлять о Нем многие годы, но Он так и останется непостижимым для них. Царица, которая играет здесь роль обычной женщины, подтверждает это. Женщины, как правило, не способны мыслить подобно философам, но они получают благословение Господа, так как могут сразу уверовать в Его превосходство и всемогущество, и поэтому безоговорочно склоняются перед Ним. Господь очень добр и дарует особую милость не только великим философам. Он знает, насколько искренен человек в своих стремлениях. Именно по этой причине любая религиозная церемония обычно собирает много женщин. В каждой стране, в любой религиозной конфессии женщины проявляют больший интерес к религии, чем мужчины. Такое простодушное признание власти Господа более действенно, чем показная и неискренняя религиозная страсть».

    Шримад Бхагаватам 1.8.20, текст и комментарий

  31. Шримад Бхагаватам» (3.14.19 )

    О досточтимая, жена приносит такую огромную пользу, что ее называют лучшей половиной тела мужа, поскольку она помогает мужчине исполнять все его религиозные обязанности. Поручив исполнение этих обязанностей жене, мужчина может заниматься своими делами, ни о чем не беспокоясь.

    КОММЕНТАРИЙ: Согласно Ведам, жена считается лучшей половиной тела мужчины, поскольку ей полагается исполнять половину обязанностей своего мужа. Чтобы избавиться от неизбежных греховных последствий своей деятельности, семейный человек должен совершать пять видов жертвоприношений — панча-ягью. Когда человек опускается до уровня кошек и собак, он забывает о своих духовных обязанностях и начинает смотреть на жену как на источник чувственных удовольствий. Когда жену считают источником чувственных наслаждений, главным критерием в оценке ее качеств становится красота, и как только жена перестает приносить мужу наслаждение, следует разрыв или развод. Когда же муж и жена сотрудничают друг с другом, стремясь к духовному совершенству, они не обращают внимания на внешность друг друга и их отношения никак не зависят от так называемой любви. На самом деле в материальном мире ни о какой любви не может быть и речи. По сути дела, брак — это долг, который муж и жена выполняют, сотрудничая друг с другом и следуя указаниям священных писаний во имя достижения духовного совершенства. Tаким образом, брак
    необходим для того, чтобы человек не опускался до уровня кошек и собак, лишенных возможности обрести духовное самоосознание.

  32. «Стри значит женщина. Итак, здесь нет никаких ограничений для возвращения домой обратно к Богу ни для кого, что уж говорить о мужчине, женщине или о ком бы то ни было. Если кто-то хочет вернутся, тогда ограничений нет. Те пи янти парам гатим. Мам хи партха вйапашритйа е пи сйух папа-йонайах. Здесь нет различий. Для Бога не существует различий. Женщина и мужчина имеют равные права, чтобы стать праведными и вернуться домой обратно к Богу» (Лекция по Бхаг. 5.5.2, Йоханесбург, 22 октября 1975).

  33. КАК ПРАБХУПАДА ОДИНАКОВО И ПО-РАЗНОМУ ОТНОСИЛСЯ К ЖЕНЩИНАМ И МУЖЧИНАМ…

    Томал Кришна Госвами
    24.08.2000, Венгрия

    Я приведу пример того, как Прабхупада не относился к женщинам также как к мужчинам. Я сидел рядом с Прабхупадой на Бэри Плэйс 7, в нашем первом храме в Лондоне. Он сказал мне, что если бы Ямуна Деви, которая тогда была женой президента храма, была мужчиной, то президентом храма была бы она. Другими словами, она была более квалифицирована для этого, чем ее муж. Но т.к. она была женщиной, он не мог сделать ее президентом храма. 

    Позже я получил три листочка бумаги, на которых были перечислены разные имена, когда Прабхупада готовился к назначению первого ДжиБиСи. Они в конце концов нашли эти три листочка в архивах. Эти списки были выполнены Прабхупадой от руки, на чистой стороне конвертов, и на первых двух листках, на первом были три женщины, на втором — две женщины, а на третьем, который мне дали, он перечислил всего одиннадцать мужчин. И когда он сформировал ДжиБиСи, то там не было женщин. Он не позволил женщинам быть президентом храма, так как же мог он позволить им стать ДжиБиСи? Я просто показываю вам то, как Прабхупада не относился одинаково к мужчинам и женщинам. 

    Другой пример такого разного отношения, это то, что очень редко женщины сопровождали его на прогулках. Женщины конечно же скажут, что это из-за саннйаси, я не знаю о каких саннйаси идет речь, но они говорят, что некоторые саннйаси прогоняли женщин и не позволяли им иметь равные с мужчинами права. Может в этом есть доля правды, но Прабхупада допускал это. Это не так, что Прабхупада не замечал, что на прогулке присутствуют одни мужчины. Он мог бы сказать: «А где этот, а где та?», и он действительно так частенько говорил: «А где такой-то и такой-то?». Но этот «такой-то» всегда был саннйаси или другим старшим учеником-мужчиной. Поэтому я не думаю, что Прабхупада одинаково ко всем относился. 

    Теперь я покажу вам как он был равен ко всем. Потому что когда движение только зарождалось, он давал женщинам больше равенства, когда саннйаси не было в движении. У него была женщина-секретарь, Говинда Даси. Он очень интересным образом от нее избавился. Очень интересным, потому что он не хотел чтобы Говинда Даси знала, что он хочет сменить секретаря. Поэтому он продиктовал мне письмо, я его записал и он попросил отправить его отдельно. Письмо было о том, что ему нужен секретарь-мужчина. Но первым его секретарем была женщина. Женщины готовили для него. Женщины ходили с ним на прогулки. Ямуна пела киртаны. Ямуна и Химавати говорили на публичных программах. 

    Но постепенно движение все больше приобретало силу, и он старался установить то, что вы можете назвать Ведической культурой, и тогда он стал делать эти различия. В его уме разницы не было. Однажды в 1977 г. Прабхупада спросил меня, «Где.. (кажется Упендра)». Я ответил, «Он готовит на кухне». И Прабхупада спросил, «А кто еще там на кухне?», я ответил, — «Шрутирупа, жена Абхирама». Прабхупада сказал, «О, это не очень хорошо, что они там вместе в одной комнате. Я уже выше всех этих вещей, я пожилой человек, но вы — молодые саннйаси, вы должны быть очень осторожными». И он делал такие вещи для защиты саннйаса ашрама и в целом чтобы установить Ведический этикет. 

  34. Что касается девушек-распространительниц, которые покинули нью-йоркский и бостонский храмы и переехали в Новый Вриндаван, они должны немедленно вернуться и приняться за свое прежнее служение. В Движении Чайтаньи Махапрабху каждый является проповедником: мужчина это или женщина — неважно. Не понимаю, почему Киртанананда Свами велит нашим девушкам-преданным не выходить на санкиртану, на распространение книг. Все должны выходить. (Письмо Шрилы Прабхупады Карандхаре, 6 октября 1973)

  35. в «Шримад-Бхагаватам» (2.7.46) сказано: «Что говорить о тех, кто достаточно разумен, чтобы изучать Веды, если даже не слишком разумные люди — женщины, рабочие, хуны, шабары, — а также птицы и звери могут достичь высочайшего совершенства жизни, преданно служа Господу». Ранее уже приводился стих из «Бхагавад-гиты» (10.10), в котором утверждается, что, когда человек становится по-настоящему разумным и вступает на путь сознания Кришны, Кришна в ответ дает ему понимание того, как достичь обители Верховного Господа.

    Затем Господь сказал Санатане Госвами, что общение с добродетельными преданными, трансцендентное служение Господу, изучение «Шримад-Бхагаватам», повторение святых имен Господа и проживание в таком святом месте, как Вриндаван или Матхура, очень важны для достижения трансцендентного уровня. Необязательно практиковать все эти пять форм преданного служения: если человек преуспеет хотя бы в одной из них, он непременно поднимется до уровня любви к Богу. 

    Учение Шри Чайтаньи.
    ГЛАВА ШЕСТНАДЦАТАЯ: ЗАВЕРШЕНИЕ НАСТАВЛЕНИЙ САНАТАНЕ ГОСВАМИ

  36. Женщины как брахманы.

    Когда Гаятри мантра предлагается мужчинам, им также предлагается и священный шнур, а девушкам, им священный шнур не положен. Если ее муж брахман, то она автоматически становится брахманом, потому что жена считается половиной, лучшей половиной. Она является лучшей частью. Таким образом, она автоматически становится лучшим брахманом (смех). Поэтому лучшему брахману шнур не требуется. Существует бенгальская пословица: я ва наукет пойете даркана ная [?]. Здесь говорится о том, что в Индии, если у человека есть священный шнур, то сразу понятно, что он принадлежит к высшей касте: брахманам, кшатриям или вайшьям. Но если и так известно, что он брахман или кшатрий, то показывать священный шнур нет необходимости. Точно так же, о жене брахмана уже известно, что он [она] брахман, поэтому ей не обязательно показывать священный шнур. Так что не печальтесь о том, что вам не будет предложен священный шнур.

    Из лекции Шрилы Прабхупады на инициации Сатьябхамы Даси, 26 июля 1968 г., Монреаль.

  37. «Конечно лучше хранить целибат, оставаться неженатым. Но к нам присоединяется столько женщин, мы не можем их отвергнуть. Если кто-то приходит в сознание Кришны, наш долг — дать им защиту. Кришна говорит в Бхагавад-гите, что даже женщины и шудры и другие низшие классы людей могут принять у Него прибежище. Поэтому проблема в том, что женщины должны иметь мужа чтобы быть под защитой. Конечно, если женщина может оставаться незамужней, и если есть все условия в храме для того, чтобы они были под защитой, подобно тому как в Христианстве есть институт монашества как систематическая программа для того, чтобы женщины были заняты и защищены, то это тоже хорошо. Но если есть сексуальное желание, как его контролировать? У женщин обычно сильное вожделение, больше чем у мужчин и они являются слабым полом; для них сложно развиваться духовно без помощи мужа. И по многим этим причинам наши женщины должны быть замужем». (письмо Шрилы Прабхупады 04.01.1973)

  38. Шри Харинама Чинтамани. Бхактивинод Тхакур.

    Причины садху-нинды

    Неуважение к преданным возникает от общения с непреданными, и потому вайшнаву следует всячески избегать такого общения.

    Асат-санга, общение с материалистами, бывает двух типов: общение с женщинами и общение с теми, кто лишен преданности Господу. «Общаться с женщинами» означает непосредственно общаться с ними, не принимая во внимание ведическую традицию, либо с теми, кто общается с женщинами недолжным образом. Первую из этих категорий можно разделить еще на две:

    — общение с женщинами, не разрешенное писаниями;

    — когда в законном браке муж находится «под каблуком» у жены.

    Общение считается правильным только в том случае, если отношения скреплены браком, а муж действует в соответствии с правилами семейной, жизни. Согласно этим правилам, жена должна быть покорна мужу, а муж должен действовать как истинный вайшнав. Любое другое общение с женщинами называется материальным, асат.

  39. ЖЕНЩИНЫ КАК БРАХМАНЫ

    Когда Гаятри мантра предлагается мужчинам, им также предлагается и священный шнур, а девушкам, им священный шнур не положен. Если ее муж брахман, то она автоматически становится брахманом, потому что жена считается половиной, лучшей половиной. Она является лучшей частью. Таким образом, она автоматически становится лучшим брахманом (смех). Поэтому лучшему брахману шнур не требуется. Существует бенгальская пословица: я ва наукет пойете даркана ная [?]. Здесь говорится о том, что в Индии, если у человека есть священный шнур, то сразу понятно, что он принадлежит к высшей касте: брахманам, кшатриям или вайшьям. Но если и так известно, что он брахман или кшатрий, то показывать священный шнур нет необходимости. Точно так же, о жене брахмана уже известно, что он [она] брахман, поэтому ей не обязательно показывать священный шнур. Так что не печальтесь о том, что вам не будет предложен священный шнур. 

    Из лекции Шрилы Прабхупады на инициации Сатьябхамы Даси, 26 июля 1968 г., Монреаль

  40.  «Замужняя женщина или вдова, если она полностью занята в преданном служении Господу, может освободить сто поколений своей семьи.» Хари Бхакти Виласа 10.128

  41. По поводу беспокойств, причиняемых преданными-женщинами: это тоже живые существа. Они тоже идут к Кришне. Поэтому я не могу сознательно их отвергнуть. Если преданные-мужчины, брахмачари и санньяси утвердятся в сознании Кришны, проблем не будет. Быть очень стабильными и осторожными — обязанность преданных-мужчин. Этого можно достичь, если регулярно повторять мантру, как это делал Харидас-Тхакур. Видя молодую женщину, мы должны вспоминать Харидаса Тхакура и просить его, чтобы он милостиво защитил нас, мы должны думать, что все эти красавицы-гопи предназначены для наслаждения Кришны. Перед нашим Обществом стоит дилемма: мы не можем отвергнуть этих девушек, но в то же время они представляют собой большую опасность и соблазн для молодых ребят. Да, ты прав, что я никогда не думаю о своих учениках как об индийцах или американцах. Я отношусь ко всем вам как к неотъемлемым частичкам Кришны. (Письмо Шрилы Прабхупады Гаргамуни Свами, 29 сентября 1975)

  42. Женщины и ягьи

    Я часто говорю, что священные писания нужно понимать в правильной перспективе, не вырывая отдельные утверждения из контекста, и тем более не давая им своих вольных толкований. В качестве примера этому я хочу написать о том, как «Бхагаватам» и другие писания на первый взгляд позволяют (и даже рекомендуют!) женщинам проводить огненные жертвоприношения, но при более внимательном и детальном рассмотрении оказывается, что это совсем не так.

    16-я глава 8-й Песни описывает проведение благоприятной церемонии пайоврата, которую Кашьяпа Муни рекомендует совершить своей супруге Адити. В результате этой церемонии у Адити явился Господь Вамана. Среди многих составляющих этой церемонии Кашьяпа также предписывает Адити проводить ягьи для удовлетворения Господа, например в этих стихах:

    ш́р̣там̇ пайаси наиведйам̇ ш́а̄лй-аннам̇ вибхаве сати
    сасарпих̣ сагуд̣ам̇ даттва̄ джухуйа̄н мӯла-видйайа̄

    «Если у человека есть возможность, он должен поднести Божеству отборный рис, сваренный в молоке с топленым маслом и патокой. Повторяя ту же изначальную мантру, нужно принести все это в жертву огню». (ШБ 8.16.40)

    пайо-бхакшо вратам идам̇ чаред вишн̣в-арчана̄др̣тах̣
    пӯрвавадж джухуйа̄д агним̇ бра̄хман̣а̄м̇ш́ ча̄пи бходжайет

    «Исполняя этот обет, нужно с глубокой верой и преданностью поклоняться Господу Вишну и питаться одним молоком. Кроме того, как я уже говорил, надо приносить жертвы огню и кормить брахманов». (ШБ 8.16.46)

    Из описаний этой главы может показаться (и обычно так и происходит), что Адити должна все делать лично, включая подношения огню. Но затем в следующих стихах сказано:

    а̄ча̄рйам̇ джн̃а̄на-сампаннам̇ вастра̄бхаран̣а-дхенубхих̣
    тошайед р̣твиджаш́ чаива тад виддхй а̄ра̄дханам̇ харех̣

    «Человек должен удовлетворить духовного учителя [ачарью], хорошо знающего ведические писания, а также его помощников — жрецов [которых называют хотой, удгатой, адхварью и брахмой]. Чтобы доставить им удовольствие, нужно подарить им одежды, украшения и коров. Этот обряд называется вишну-арадханой, поклонением Господу Вишну» (ШБ 8.16.53).

    Здесь сказано, что нужно удовлетворить ачарью и ритвиков — главного жреца и его помощников. Но какие ритвики имеются в виду, если не те, которые и проводили непосредственно все эти ягьи и церемонии? Ведь если бы Адити должна была проводить все ягьи лично, то о каких жрецах может идти речь? Шрила Прабхупада прямо подтверждает это в переводе следующего стиха:

    бходжайет та̄н гун̣авата̄ сад-аннена ш́учи-смите
    анйа̄м̇ш́ ча бра̄хман̣а̄ш чхактйа̄ йе ча татра сама̄гата̄х̣

    «О благонравная жена, нужно совершить все обряды под руководством мудрых ачарьев, а потом ублаготворить их вместе с их жрецами. Кроме того, следует позаботиться о брахманах и других собравшихся людях, накормив их прасадом». (ШБ 8.16.54).

    Хотя в самом стихе ничего не сказано о том, что «все обряды нужно совершить под руководством мудрых ачарьев и их помощников», Шрила Прабхупада добавляет это объяснение в перевод, чтобы внимательному читателю, не очень знакомому со всеми тонкостями ведической культуры, было понятно, что за жрецы имеются в виду. Для тех же, кто вырос в этой традиции, все и так понятно и им не нужно дополнительно объяснять, что здесь имеется в виду, поэтому большинство ачарьев даже не упоминают об этом в своих комментариях. Интересный нюанс, касающийся ягьи заключается в том, что для обретения плодов жертвоприношения не обязательно совершать все лично и непосредственно — подношения огню делают брахманы-жрецы от имени заказчика, или муж — для блага своей жены.

    Как раз об этом сказано в подобном описании из 19-й главы 6-й Песни, где Кашьяпа описывает другую церемонию, пумсавана, своей второй жене, Дити. Совершая ее, Дити хотела отомстить Индре за смерть своих сыновей, Хираньякши и Хираньякашипу. Там Кашьяпа помимо всего прочего также говорит:

    хавих̣-ш́ешам̇ ча джухуйа̄д анале два̄даш́а̄хутӣ
    ом̇ намо бхагавате маха̄-пуруша̄йа маха̄вибхӯти-патайе сва̄хети

    «Проведя обряд поклонения Господу Вишну всеми упомянутыми выше дарами, нужно двенадцать раз возлить топленое масло в священный огонь, повторяя следующую мантру: ом̇ намо бхагавате маха̄-пуруша̄йа маха̄вибхӯти-патайе сва̄ха̄». (ШБ 6.19.8)

    Но затем в стихе 6.19.22 уточняется:

    ш́во-бхӯте ‘па упаспр̣ш́йа кр̣шн̣ам абхйарчйа пӯрвават
    пайах̣-ш́р̣тена джухуйа̄ч чарун̣а̄ саха сарпиша̄
    па̄ка-йаджн̃а-видха̄нена два̄даш́аива̄хутӣх̣ патих̣

    «На следующее утро, совершив омовение и, как прежде, проведя обряд поклонения Господу Кришне, нужно приготовить праздничное угощение по правилам грихья-сутр. Сварив сладкое блюдо из риса с молоком и топленым маслом, супруг должен двенадцать раз возлить его на огонь».

    Шрила Прабхупада, идя по стопам Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, объясняет слово па̄ка-йаджн̃а-видха̄нена как «в соответствии с предписаниями грихйа-сутр». Именно эти писания, древние грихйа-сутры, описывают домашние церемонии и самскары, в которых священному огню предлагают чару, сделанные из риса с молоком и гхи. Но вот, что говорит одно из таких ведических писаний, «Апастамба-грихйа-сутра»:

    стрийа̄нупетена кша̄ра-лаван̣а̄вара̄нна-саṃср̣шт̣асйа ча хомаṃ паричакшате

    «Святые мудрецы отвергают жертвоприношение, совершенное женщиной, а также жертвоприношение, сделанное мужчиной, не получившим священного шнура, а также подношение соленой, острой или плохой пищи в священный огонь». (8.3)

    Тот же автор в «Апастамба-дхарма-сутре» утверждает:

    на стрӣ джухуйа̄т

    «Женщина не должна делать возлияния масла в священный огонь». (2.6.15.17)

    Помимо «Шримад-Бхагаватам» подобные описания совершения ягьи женщинами есть также и в «Рамаяне». В «Айодхйа-канде» описано, как Каушалья совершала жертвоприношение для благополучия Рамы:

    са̄ кшаума-васана̄ хр̣шт̣а̄ нитйам̇ врата-пара̄йан̣а̄
    агним̇ джухоти сма тада̄ мантрават кр̣та-ман̇гала̄

    «Удовлетворенная Каушалья, одетая в прекрасные шелковые одежды и всегда приверженная своим обетам, с мантрами делала подношения огню, чтобы сделать все благоприятным». (2.17.7)

    Если остановиться на этом стихе, то может показаться, что все предельно просто и что этот стих говорит сам за себя. Но великие вайшнавы, комментаторы «Рамаяны», такие как Говиндараджа, объясняют:

    джухоти ха̄вайати. ата ева ха̄вайантӣм ити вакшйати. бра̄хман̣аир ити ш́ешах̣.

    Перевод: «″Делала подношения огню″ означает, что она делала подношения огню через других от ее имени. Поэтому в следующем стихе будет сказано, что Рама увидел свою мать ″делающей подношения огню через других″. Имеется в виду ″через брахманов″».

    Вот этот следующий стих (2.17.8), где употреблен глагол в каузативной форме (когда агент действия становится причиной выполнения действия другими людьми, то есть побуждает других выполнять действие):

    правиш́йа ча тада̄ ра̄мо ма̄тур антах̣-пурам̇ ш́убхам
    дадарш́а ма̄тарам̇ татра ха̄вайантӣм̇ хута̄ш́анам

    «Затем, войдя в чистые внутренние покои Своей матери, Рама увидел ее там, побуждающей [брахманов] совершать подношения огню [от ее имени]». (Перевод несовершенен, так как в русском языке у глаголов «подносить», «предлагать огню» нет каузативной формы).

    Если вырвать первый стих из контекста, то можно прийти к неправильному выводу и потом доказывать другим, что Каушалья лично проводила ягью и собственноручно лила масло в огонь. Но из следующего за ним стиха становится ясно, что она проводила ягью при помощи жрецов-брахманов.

    В прошлом году я побывал (и даже немного поучаствовал) в установлении Божеств в Харькове. В одном из разговоров о ягьях преданный из Маяпура, который руководил установлением, неожиданно для меня упомянул, что в Маяпуре есть определенное давление со стороны некоторых женщин, направленное на то, чтобы им разрешили проводить ягьи. Я слушал с улыбкой, так как это звучало слишком невероятно. Мне было хорошо известно, что в таких неортодоксальных, псевдоведических сообществах как «Арья-самадж» женщины проводят ягьи, носят священные шнуры и проч., но при этом они также славятся своей ненавистью к поклонению Божествам и к «Шримад-Бхагаватам». Также я знал о попытках и в нашем обществе доказать справедливость такого равноправия полов на основе подтасовки фактов или даже ценой неправильного толкования шастры. Но пока что я не сталкивался с какими-то конкретными проявлениями таких попыток на практике и мне казалось, что этот вопрос не выходит за рамки теоретических споров. Тем не менее, прекрасно понимая, что рано или поздно эти теоретические «доказательства» неизбежно приведут к практическим действиям я решил поделиться некоторыми мыслями на этот счет.

    Эта тема также была затронута в одном исследовании на тему положения (а точнее, полного равноправия) женщин в ведической культуре, опубликованной когда-то под именем двух уважаемых старших вайшнавов. Как оказалось впоследствии, оно на самом деле было составлено совершенно другим, молодым преданным, их помощником. Один из доводов этого исследования заключался в том, что даже в таком далеком от духовной жизни трактате как «Мимамса-сутра» утверждаются равные права мужчин и женщин в проведении ведических жертвоприношений и домашних самскар. Этот довод стал причиной сомнения в истинности этого исследования и с него началось опровержение и других подобных утверждений, содержавшихся в нем. Но это является еще одним примером того, как шастру нужно рассматривать в целостности, не вырывая какие-то отдельные утверждения из контекста, и тем более не давая им своих ошибочных толкований.

    В начале 6-й книги «Мимамса-сутры» Джаимини Риши описывает квалификацию для совершения огненных жертвоприношений, ключевой темы мимамсы. Я коротко опишу эту часть. В сутрах 6.1.4-5 Джаимини утверждает, что только люди квалифицированы совершать ягьи. Затем в сутрах 6.1.6-16 он утверждает как раз то, что может показаться доказательством равноправия мужчины и женщины в ягье — что жена также имеет квалификацию для совершения ягьи. Казалось бы, вот оно — прямое, нужное нам утверждение, сделанное таким выдающимся ведическим авторитетом как сам Джаимини Риши! В сутре 6.1.6 Джаимини даже не соглашается с неким мудрецом Аитишайаной, который учил, что раз шастры, побуждая людей совершать ягьи, употребляют окончания мужского рода, то, следовательно, эти предписания обращены к мужчинам и относятся только к ним. В ответ на это Джаимини приводит точку зрения Бадарайаны (Вьясы), который говорит, что несмотря на грамматические окончания, такие предписания шастр относятся к определенной форме жизни (джати), то есть к людям, поэтому женщины также обладают квалификацией для ягьи. Главное побуждение совершать ягью — желание попасть на Сваргу, а оно может присутствовать как в мужчине, так и в женщине. На этом анализ «Мимамса-сутры» в упомянутом выше документе заканчивался, хотя обсуждение этой темы в самой «Мимамса-сутре» продолжалось вплоть до весьма интересного и даже неожиданного (после такого вступления) заключения. В последующих сутрах Джаимини описывает в чем именно состоит квалификация жены и ее участие в ягье. Без этой заключительной части может показаться, что в соответствии с «Мимамса-сутрой» жена может просто взять и совершить ягью, точно так же как делает ее муж. Но это совсем не так. В сутрах 6.1.17-21 Джаимини опровергает такую точку зрения и утверждает, что муж и жена должны совершать ягью вместе, а не каждый по отдельности. Но далее, в сутре 6.1.24, он окончательно лишает читателя надежды на равенство полов в совершении ягьи: тасйа̄ йа̄вад уктам а̄ш́ӣр брахмачарйам атулйатва̄т — «Жена выполняет только те части ритуала, которые конкретно прописаны для нее, такие как ″аших″ (″дает благословения″) и ″брахмачарйа″ (″является целомудренной″), потому что она не равна мужу». То есть муж выполняет все части ритуала жертвоприношения, тогда как жена только помогает ему, выполняя некоторые действия, которые конкретно предназначены для нее.

    А вот еще один пример неправильного толкования шастры:

    «Васиштха-дхарма-сутра» (21.7) говорит:

    манаса̄ бхартур-атича̄ре три-ра̄трам̇ йа̄вакам̇ кшӣрауданам̇ ва̄ бхун̃джа̄на̄гхах̣ ш́айӣтордхвам̇ три-ра̄тра̄д-апсу нимагна̄йа̄х̣ са̄витрй-ашт̣а-ш́атена ш́иробхир-джухуйа̄т-пӯта̄ бхаватӣти виджн̃а̄йате

    В исследовании положения женщин в древние времена эта сутра была переведена следующим образом:

    «Если женщина плохо думает о своем муже, то она должна замочить в воде ячмень на три ночи и предлагать его вместе с цветами в жертвоприношении, повторяя при этом Гайатри 108 раз. Тогда она очистится».

    Может показаться, что это также хорошее подтверждение того, что женщины могут проводить ягью. Но проблема в том, что этот перевод совершенно неправильный и притом еще и очень сокращенный.

    А вот для сравнения правильный перевод:

    «Если женщина плохо думает о своем муже, то она должна трое суток питаться только ячменем или рисом сваренным в молоке и спать на земле, после трех ночей она должна войти в воду, а ее муж в это время должен совершить 800 подношений с Гайатри-мантрой и Ширах-мантрой. Тогда она станет чистой».

    В этой сутре использована абсолютная конструкция родительного падежа (на который указывает слово «нимагна̄йа̄х̣» — род. падеж от «погруженная в воду»), что говорит о том, что все описанное в сутре должно быть совершено в то время когда жена стоит в воде. А стоя в воде, она не может предлагать подношения огню в ягье.

    Это лишь несколько примеров того, что ни «Бхагаватам, ни другие ведические писания, не предписывают женщинам проводить ягьи и совсем не говорят о равноправии полов, но представителю каждого пола советуют выполнение своих предписанных обязанностей. Это путь к благоденствию. А выполнение чужих обязанностей, пусть даже и совершенным образом, приводит к нежелательным последствиям. И Господь Кришна недаром дважды повторяет это в «Бхагавад-гите» (стихи 3.35 и 18.47).

    Е.М. Бриджабаси прабху

  43. .. Касательно участия в поклонении Гауре-Нитаю пуджари-женщин: 
    мы поклоняемся Господу Чайтанье и в Его облике домохозяина, 
    когда у Него была жена, 
    и Он еще не был санньяси. 

    … Поэтому женщины вполне могут заниматься таким служением. 

    … Но кроме того, служение духовно, и в нем не может быть никаких материальных обозначений. 

    … В Бхагавад-гите Господь Кришна говорит: стрийо вайшйас татха шудрас, те ‘пи йанти парам гатим (Б.-г., 9.32). 
    «Принцип в том, что любой, кто получил посвящение и соблюдает все правила и предписания, может поклоняться Божеству.»
    Эта деятельность находится не на материальном уровне.»

    … Согласно смарта-виддхи, женщины не должны касаться Божества во время месячных, но госвами-виддхи это допускает. 
    Лучше этого не делать. 
    «Принцип в том, что сева не должна прекращаться ни при каких обстоятельствах. 
    Это же касается и приготовления пищи. »

    (Письмо Шрилы Прабхупады Амшу-дасу, 13 августа 1974)

  44. ато нишедхакам йад йад вачанам шруйате спхутам
    аваишнава-парам тат тад виджнейам таттва-даршибхих

    «Поэтому какие бы ни были найдены ограничения в шастрах (относительно шудр или женщин), эти указания понимаются учеными душами как применимые только к непреданным».
    (Хари-бхакти-виласа 5.453)

  45. «Я как-то получил письмо от Куладри и был очень рад услышать свежие новости с Запада. Я пересказал Шриле Прабхупаде его содержание, так как он не знал ничего из того, о чем в нем сообщалось.

    Одно сообщение привлекло его особое внимание. Речь шла о раздельном нахождении мужчин и женщин в Нью-йоркском храме. Он получил письмо с этим известием в тот же день, когда я получил свое. Услышав, что в Нью-Йорке женщинам, чтобы не создавать беспокойств брахмачари, позволяют находиться в храме только в определенные часы, Шрила Прабхупада сказал, что лучше брахмачари отправляться в горы, потому, что в наших храмах этих правил придерживаться не возможно.

    В письме, адресованном Экаяни, Шрила Прабхупада написал: «Я не знаю, зачем вводятся эти новшества. Мы уже установили вайшнавский стандарт, тот, который устраивал всех великих, очень великих святых и ачарий нашей линии, — чем же он не подходит моим ученикам, настолько, что они вынуждены что-то изобретать? Не нужно этого делать. Кто вообще это придумал: женщинам нельзя повторять джапу в храме, проводить арати, и все остальное? Если это их беспокоит, то пусть отправляются в лес. Я никогда не вводил таких правил. Если брахмачари не выдерживают присутствия женщин, им стоит уйти в лес, подальше от Нью-Йорка. В Нью-Йорке столько женщин. Как возможно их там не видеть? Чтобы не видеть женщин, этим брахмачари лучше жить в лесу, если уж они так легко возбуждаются. Но их тоже тогда никто не будет видеть — а как же проповедь?»

    (Из книги Шрутакирти пр. «В чем сложность?»
    31 ноября 1972 г. ИСККОН Мумбай, Индия)

  46. «В 1975 году один преданный из Лос-Анджелеса выразил беспокойство по поводу того, что вынужден слушать женское пение во время приветствия Божеств (молитвы «Говиндам»). Он написал Шриле Прабхупаде, цитируя комментарий Бхактивиноды Тхакура к тринадцатой главе Антья-лилы «Чайтанья-чаритамриты», в которой рассказывается о том, как Господь Чайтанья услышал пение деви-даси в храме. Преданный также сослался на комментарий Шрилы Прабхупады в восемнадцатой главе Шестой песни, в котором сказано, что санньяси или брахмачари, который, взглянув на лицо женщины или услышав ее голос, привлекается ею, на тонком плане совершает падение. «В свете этого, — написал преданный из Лос-Анджелеса, — многие брахмачари, включая меня, обратились к президенту храма в Нью-Двараке с просьбой во время утреннего приветствия Божеств слушать пение молитв «Брахма-самхиты» не в исполнении бывшей жены Гурудаса Махараджи, а в исполнении Вашей Божественной Милости. Я уверен, что все преданные будут счастливы слушать ваше пение вместо электрогитар, лондонского симфонического оркестра и т.д. и т.п.»

    В письме от 12 декабря 1975 года Шрила Прабхупада ответил из Вриндавана: «Нет! Ты провел некоторые исследования. Все это время вы слушали пение Ямуны-деви, а теперь хотите все поменять. Это не обычное пение, это концерт, и поет много людей, так что тут нет ничего плохого. Это как санкиртана. Я одобряю это. Здесь, в храме Кришны-Баларамы, мы слушаем эту запись каждое утро, и если здесь это нормально, почему по-другому у вас?»  (Сатсварупа дас Госвами, Нектар Прабхупады)

  47. «Однажды Шрила Прабхупада рассматривал возможность сделать Ямуну членом Джи-Би-Си, но некоторые преданные стали возражать: «Женщина не может быть Джи-Би-Си». Прабхупада ответил: «Мужчины и женщины равны на духовной платформе». Хотя Прабхупада предлагал такое служение Ямуне, ей больше нравилось служить Божествам и петь бхаджаны, поэтому она отказалась. Прабхупада обращался со своими ученицами как с собственными дочерьми. Они могли обращаться к нему за советом и могли стоять, где хотели, во время поклонения в храме». (Из книги Гурудаса, мужа Ямуны под названием «Своим примером» (Gurudasa, By His Example))

  48.  

    «Что касается чтения лекций преданными-женщинами, я информировал тебя о том, что в служении Господу нет различий по касте или вероисповеданию, цвету или полу. В «Бхагавад-гите» Господь специально упоминает, что даже женщина, которая серьезно приняла преданное служение, она тоже обязательно достигнет Его. Нам требуется личность, обладающая знанием о Кришне, такова единственная квалификация лектора. Не имеет значения, каков он. С материальной точки зрения женщина может быть менее разумной, чем мужчина, но в духовном отношении таких различий нет. Потому что с духовной точки зрения каждый является чистой душой. На абсолютном плане нет такой градации: кто-то выше, а кто-то ниже. Если женщина может давать лекции хорошо и по существу, мы должны внимательно слушать ее. Такова наша философия. Но если мужчина может говорить лучше, чем женщина, ему следует отдавать первое предпочтение. Но даже несмотря на то что женщина менее разумна, искренней душе следует давать соответствующий шанс говорить, потому что мы хотим создать очень много проповедников, как мужчин, так и женщин». (Письмо Шрилы Прабхупады Джаяговинде, Лос-Анджелес, 8 февраля 1968 года)

  49. Женщины не должны общаться с гуру-мужчиной лично?

     

    «Матаджи: Как общаться с духовным учителем? Можно ли общаться с духовным учителем через книги?

    Прабхупада: Нет, вы должны общаться с ним лично.

    Шйамасундара: «А через книги?» — она спрашивает.

    Прабхупада: И через книги, и лично. Потому что когда вы принимаете духовного учителя, вы должны поддерживать с ним личное общение. Вы же не принимаете духовного учителя из воздуха. Нет, это конкретный человек. Как только вы приняли учителя, нужно лично общаться с ним и задавать ему всевозможные вопросы о сознании Кришны». (Из лекции Шрилы Прабхупады 23 сентября 1969 года)

  50. Что касается прямых наставлений Шрилы Прабхупады, то мы можем найти, что в письме к своему ученику Вайкунтханатху и его жене Шарадие он пишет по случаю посвящения мужа в гаятри-мантры (жена получила их ранее): «Попроси свою жену произнести эту мантру и слушай ее (мантру), а также по возможности проведи огненную церемонию такую же, как ты видел во время твоей свадьбы, и одень этот священный шнур на свое тело. Шарадия или любой дваждыинициированный преданный может провести эту церемонию». (Письмо Вайкунтханатху и Шарадие, 4 апреля 1971, Бомбей) 

    В ИСККОН женщинам разрешено проводить ягьи. В Москве матаджи проводят их с благословения Шрилы Ниранджаны Свами и Шрилы Бхакти Вигьяны Госвами. В международном ИСККОН также есть эти примеры. Матаджи, желающие обучиться проведению ягьи, могут обратиться к главному пуджари Кришна Баларам Мандира во Вриндаване Мукунда Датте Прабху, высококвалифицированному брахману, который обучает и женщин и мужчин этому искусству. Или к Махабхарате прабху из Москвы, который может даже приехать в другие города для обучения.

    Хари-канта д.д. 07.02.2018

  51. Письмо Шрилы Прабхупады Брахмананде, 4 августа 1967 г.

    Они должны знать, что телесные отношения между мужем и женой вторичны. Главное, чтобы супруги помогали другдругу развиваться в сознании Кришны.

  52. ПРАБХУПАДА НАЗЫВАЕТ СВОЮ УЧЕНИЦУ ПРАБХУ 

    «До тех пор пока здесь поклоняются Гуру-Гауранге, Ямуна Прабху может действовать как пуджари». (Письмо Ришабхадеву, 25 марта 1971, Бомбей)

  53. Как только мы ограничиваем людей материальными обозначениями, у нас появляются определенные ожидания, как они должны себя вести.Поэтому такое отношение негативно влияет на способность видеть духовную душу и ее потенциальную способность служить Кришне.Поэтому смотреть на Вайшнавов в соответствии с какими -либо материальными обозначениями является оскорблением.

    Шрила Ниранджана Свами
    13 апреля, 1992, Каунас

  54. Если детям предоставить возможность играть, как играл Кришна со своими друзьями-пастушками, затем дать немного азбуки, затем даршан Божеств и арати, затем какой-то прасад, они таким образом будут постоянно переключаться с одного вида деятельности на другой и будут всегда веселы и жизнерадостны, и уже в раннем возрасте станут устойчивыми преданными. Маленькие дети лучше всего учатся всему этому от матери или вообще от женщин.

    А.Ч. Бхактиведанта Свами Шрила Прабхупада.

    Письмо Даянанде, 20 мая 1972

  55. «Поэтому я особенно горжусь как мои ученики-домохозяева проповедуют миссию Господа Чайтаньи. Это новый поворот в истории движения санкиртаны. В Индии все ачарьи и их поздние потомки действовали только с мужской стороны. Их жены были дома, потому что это система со старых времен, что от женщины не требовалось выходить в общество. Но в Бхагавад-гите мы находим, что женщины также равно компетентны, как и мужчины в отношении движения сознания Кришны. Поэтому, пожалуйста, неси эту миссионерскую деятельность и докажи это практическим примером, что здесь нет ограничения ни для кого в отношении проповеднического дела для сознания Кришны».

    А.Ч. Бхактиведанта Свами Шрила Прабхупада.

  56. «Замужняя женщина или вдова, если она полностью занята в преданном служении Господу, может освободить сто поколений своей семьи.»

    Хари Бхакти Виласа 10.128

  57. ЧТО ДЕЛАЛ ШРИЛА ПРАБХУПАДА
    20 июля 1976 года

    Развивая тему доверия и веры, Радхаваллабха, который знал множество анекдотов, высмеивавших глупость, рассказал смешную историю: «Около тридцати лет назад один человек по имени Орсон Уэллес вел популярное радиошоу. Однажды он в шутку сказал, что в их городе высадились марсиане. Что тут началось! Люди быстро собрали все самое необходимое, запрыгнули в свои машины и поехали прочь из города. Тысячи людей».
    Прабхупада сказал, что в этом заключается разница между неразумными людьми и теми, кто обладает разумом, брахманами. «Шудра может поверить во что угодно. Стри-шудра. Женщины и шудры находятся на одном уровне. — В качестве примера он рассказал историю, произошедшую в то время, когда он жил в Аллахабаде. — Их можно запросто сбить с толку, делая самые нелепые заявления. Можно сказать, что вы принадлежите к королевской династии. Они приезжают сюда, женятся на европейках, а вернувшись в Индию, заставляют их носить воду в ведрах. Один мусульманин приехал на Запад и напел одной знакомой девушке, что происходит из королевской семьи. Они поженились и приехали в Аллахабад. Ей вручили ведро, чтобы она носила воду в дом, и поселили в хижине. Она написала письмо с жалобой генерал-губернатору: «Таково мое положение». Приехали полицейские, освободили ее и отправили домой».
    Рассуждения о легковерии и доверчивости женщин напомнили Шриле Прабхупаде о письме, полученном от жены санньяси. Он обратился к управляющим храмов: «Нужно строго следовать правилу, что мужчина и женщина не должны заниматься поклонением вместе».
    «На алтаре?» — уточнил Пушта Кришна.
    «Да. Это строго запрещено», — подчеркнул Прабхупада.
    Тамал Кришна спросил, имеет ли он в виду один алтарь. Он хотел понять, могут ли они служить на разных алтарях.
    Прабхупада дал отрицательный ответ. Даже если они будут служить на разных алтарях. Это должно быть запрещено. Затем он добавил: будет сохраняться угроза падения. «Им нельзя поклоняться вместе, если они не являются мужем и женой».
    Тамал Кришна Махараджа хотел прояснить этот вопрос: «Никогда не встречаться наедине? Из-за того, что в браке они состоят с кем-то другим? Только семейные пары?»
    Прабхупада подтвердил, что он правильно понял: «Только муж и жена».
    Будучи членом Джи-Би-Си на протяжении многих лет, Тамал Кришна Махараджа знал о том, что происходило в храмах не понаслышке: «Во многих храмах к этому не относятся достаточно строго».
    «Нет, это очень важный принцип, — сказал Прабхупада. — Только муж с женой могут поклоняться вместе. Если мужчина не является ее мужем, женщина не имеет права оставаться с ним наедине».
    Пушта Кришна спросил: «А как быть, если помимо семейной пары на алтаре поклоняются еще несколько брахмачари?»
    «Это уже какая-то защита, — сказал Шрила Прабхупада. — Там, по крайней мере, находится муж. Женщина не может находиться там без мужа».

    «ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ ДНЕВНИК», ХАРИ ШАУРИ ПРАБХУ
    (ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)

  58. ЧТО ДЕЛАЛ ШРИЛА ПРАБХУПАДА 
    10 сентября 1976 года 

    Прабхупада объяснил, что Господь Чайтанья предупреждал каждого, кто хотел продвинуться в сознании Кришны, не привязываться к деньгам и женщинам. Прабхупада пояснил, что Господь Чайтанья не имел в виду определенный пол. «Женщина — означает, что для мужчины женщина — это женщина, а для женщины мужчина — это женщина; это понятие не обозначает определенный пол. Женщина значит «та, кем наслаждаются». В этом материальном мире женщина наслаждается мужчиной, а мужчина наслаждается женщиной. Для них обоих — вишаинам сандаршанам атха йошитам. Йошит—значит «объект наслаждения». 

    ЧТО ДЕЛАЛ ШРИЛА ПРАБХУПАДА 
    10 сентября 1976 года 

  59. А.Ч. Бхактиведанта Свами Шрила Прабхупада.
    Частная беседа, Филадельфия, 13 июля 1975 года
    «Мы даем сознание Кришны в равной степени как женщинам, так и мужчинам. Мы не делаем в этом отношении никакого различия между полами. Однако с целью защиты женщин от эксплуатации со стороны мужчин мы учим их кое-чему: «Вы должны делать вот так. Вы должны поступать таким образом. Вам нужно выйти замуж. Обзаведитесь семьей. Не бродите сами по себе». Мы учим женщин в таком духе. Но что касается сознания Кришны, мы даем его и мужчинам, и женщинам в одинаковом объеме. У нас нет такого: «Ну, вы женщина, вы не столь умны, или слишком умны. Поэтому вам нельзя приходить к нам». Мы не говорим этого. Мы приветствуем у себя женщин, мужчин, бедных, богатых, всех, поскольку в этом плане существует равенство… Мы никого не отвергаем.»

  60. В Движении Чайтаньи Махапрабху каждый является проповедником: мужчина это или женщина — неважно. Не понимаю, почему Киртанананда Свами велит нашим девушкам-преданным не выходить на санкиртану, на распространение книг. Все должны выходить.

    Письмо Шрилы Прабхупады Карандхаре, 6 октября 1973

  61. «Мы Вайшнавы. Мы не заинтересованы в мужской или женской позиции в жизни. Это просто телесная концепция жизни. Это не духовно. Мужчина вы или женщина, это не имеет значения, просто повторяйте Харе Кришна и следуйте четырем регулирующим принципам и ваша жизнь будет успешной».

    Письмо Шрилы Прабхупады Дженифер, 15 февраля1975 г.

  62. «Женщина и мужчина имеют равные права, чтобы стать праведными и вернуться домой обратно к Богу».

    Лекция по Шримад Бхагаватам 5.5.2, Йоханесбург, 22 октября 1975

  63. «Есть хороший эпизод, который рассказывает Говинда даси. Когда Шрила Прабхупада впервые заболел в Америке, у него был сильный сердечный приступ. Преданные сняли для него дом на Стилсон Бич. И в этом доме на Стилсон Бич за ним ухаживали в основном трое: Гаурасундар, Говинда даси и Киртанананда тогда еще брахмачари. И все знают кто такие брахмачари, особенно по отношению к женщинам. Он постоянно доводил несчастную Говинда даси. Он все время говорил: «Ты женщина, ты женщина, сиди там в углу и не рыпайся. Для тебя никакого духовного прогресса быть не может». 

    В конце концов бедная Говинда даси не выдержала, она подошла к Шриле Прабхупаде и очень смиренно спросила у него: «Шрила Прабхупада, а правда, что женщины не могут духовно прогрессировать?» И естественно она надеялась на отрицательный ответ. Естественно она думала, что Шрила Прабхупада скажет ей: «Нет, конечно, женщины могут духовно прогрессировать». Именно поэтому она обратилась к нему за защитой. Каково же было ее удивление, когда Шрила Прабхупада сказал: «Да, правда». Но он сразу же оговорился: «До тех пор пока ты считаешь себя женщиной, о каком духовном прогрессе может идти речь?» И это факт. То же самое относится к мужчинам. До тех пор пока мы считаем себя мужчинами, ни о каком духовном прогрессе не может идти речь».

    Лекция Бхакти Вигьяны Госвами, 20.09.2013, фестиваль «Бхакти-сангама»

  64. м.Прашанта, директор Вриндаванского Института Высшего Образования (VIHE) прислала сегодня интересную цитату: 

    «Равные права у мужчин и женщин возможны только в бхакти-йоге. Ни в одной другой системе йоги это невозможно». (Шрила Прабхупада. Беседа в комнате, 27 декабря 1976, Бомбей) 

    Prabhupāda: Women, it is only possible in our Vaiṣṇava bhakti-yoga—women and men can be given equal right. There is no other system. (Room Conversation — December 27, 1976, Bombay) 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *