Пожар в лесу

Ачьюта Прия дас Заметки на Полях 244 22 Комментариев

  •  
  •  
  • 29
“Господь, не применяя оружия, но создав враждебность между могущественными, обременяющими землю царями, уничтожил их вместе с их огромными армиями, побудив убивать друг друга, подобно тому как ветер, раскачивая бамбук и создавая огонь трением его стволов, сжигает лес.”
(Шримад-Бхагаватам,1.11.35)

Этот стих неожиданно встречается в Бхагаватам при описании непреодолимой природы любви Господа к Его женам, царицам Двараки. Смысл такого контрастного, резкого поворота повествования в том, чтобы показать непреодолимость замыслов Господа, замыслы Которого не могут быть нарушены, каковы бы они ни были.

Господь и его намерения непреодолимы, и лучше взаимодействовать с Ним и испытывать эту непреодолимость в отношениях любви, не знающей препятствий, а не в отношениях карающего орудия возмездия за свою греховную деятельность.

Интересно, что тот же пример лесного пожара вследствие трения стволов бамбука приведен и в предыдущей 10 главе, текст 2, и поэтому мы остановимся на нем, разобрав его в подробностях:

“Кришна был удовлетворен, продолжив сожженную лесным пожаром взаимного гнева семью Куру. Он сделал это, защитив Парикшита и утвердив Юдхиштхиру на троне принадлежавшего ему по праву царства.”

Летом в Индии из-за сухой, насыщенной жаром атмосферы, под палящим солнцем горячий ветер качает деревья и вызывает их трение. Лес день за днем накапливает элемент огня, и достаточно небольшого трения стволов один о другой для того, чтобы деревья воспламенились. В обычных же условиях практически невозможно вызвать пламя трением деревянных палок, они не загораются.

Еще один пример в ту же тему. По статистике пожарной охраны наиболее часто горящие строения — это бани, театры и храмы. 1/3 всех бань, театров и храмов опустошаются и сгорают при пожаре потому что в них накапливается огня более, чем где бы то ни было. Баня накапливает элемент огня от постоянного разогрева дровами или электричеством. Что касается театров и храмов, то это места, где постоянно используется выразительная речь, повторяют молитвы, проповедуют и поют. Язык и речь имеют природу элемента огня, и поэтому люди с конституцией питта обычно способны быть пламенными ораторами, а не имеющие в своей конституции тела достаточно огня, обычно скованы в выражении себя при помощи речи. Помимо этого в храмах также постоянно зажигают свечи и благовония. Все это приводит к тому, что строения постепенно в избытке накапливают огонь, и достаточно одной искры, чтобы возник пожар.

Атмосфера кали-юги настолько пропитана разногласиями и враждебностью, что от трений под влиянием ветра гун страсти и невежества, даже при малейшей ничтожной провокации происходят ссоры и войны.

Поэтому не удивительно, что даже общество преданных в кали-югу затронуто этим недугом. Комментируя то, как в описаниях 10 Песни Бхагаватам Шри Кришна проглотил лесной пожар, Шрила Бхактивинода Тхакура говорит, что лесной пожар символизирует разногласия и расколы в обществе преданных.

Различные мнения и разногласия между людьми неизбежны, и преданные не являются исключением, однако нет никакого основания и необходимости в том, чтобы эти разногласия перерастали во враждебность. Мы должны быть крайне осторожными и стараться не отвечать на провокации своего ума и внешних воздействий, гася конфликт до того, как он разгорится в войну. Неоценимую услугу в этом способно оказать следование нормам этикета вайшнавов, который обуздывает оскорбительные тенденции. Шрила Прабхупада говорит в комментариях на Гиту, что величие человека определяется его способностью терпеть провоцирующие обстоятельства.

Шрила Прабхупада также говорил, что движение ИСККОН не может быть уничтожено силами извне, но может быть разрушено разногласиями между преданными изнутри.

Интересно, как для ухода Ядавов и Вришни Господь избрал именно этот метод. Эти последователи и потомки Кришны были настолько могущественны, что никто не был способен их победить, кроме их самих, но Господь желал забрать их со Своим уходом. Поэтому по воле провидения они начали ссориться и так уничтожили друг друга полностью в Прабхаса-кшетре.

Шримад-Бхагаватам содержит множество наставлений для всех уровней нашей жизни, и важно читать это великое произведение с намерением вынести конкретные уроки.

Комментариев 22

  1. ПОЖАЛУЙСТА, ПОМНИ ЭТОТ СЕКРЕТ УСПЕХА

    Пожалуйста, крепко держись за лотос стоп Кришны, как пчелы держатся за свои соты. Только непоколебимая любовь к Кришне спасет нас от любых опасностей, создаваемых майей. Ты хорошо знаешь, что материальная энергия настолько сильна, что захватывает духовную искру, живое существо, и что спастись от этого невозможно, иначе как крепко ухватившись за лотосоподобные стопы Кришны.

    Эта эпоха специально предназначена для ссор и разногласий. Поэтому, когда такое случается, мы должны просто взывать к Кришне о помощи. Перед нами стоит очень трудная задача, потому что мы объявили войну майе. Майя постоянно будет стараться одолеть или даже уничтожить нас, но мы всегда можем найти спасение в том, чтобы накрепко ухватиться за лотосоподобные стопы Кришны.

    Пожалуйста, помни этот секрет нашего успеха и постарайся убедить в его верности своих духовных братьев.

    Письмо Шрилы Прабхупады Раяраме, ноябрь 1967

  2. В современном обществе даже юнец считает себя независимым и не оказывает никакого почтения старшим. Из-за порочной системы образования в наших университетах молодежь всего мира причиняет старшим только головную боль. Поэтому «Шри Ишопанишад» подчеркивает разницу между культивированием невежества и культивированием знания. Современные университеты, по сути дела, являются рассадниками невежества, а ученые в них занимаются разработкой смертоносных видов оружия, способных стереть с лица земли целые страны. Нынешним студентам университетов ничего не говорят о регулирующих принципах брахмачарьи (жизни ученика, хранящего целомудрие), а сами они не имеют веры в наставления священных писаний. В наше время люди проповедуют религиозные принципы только ради карьеры и славы, а не для того, чтобы их применяли на практике. Таким образом, вражда проникла не только в общественную жизнь и политику, но и в сферу религии.
    Культивирование невежества привело к возникновению в различных частях света национализма и шовинизма. Люди не хотят думать о том, что наша крошечная планета — всего- навсего сгусток материи, плавающий в необозримом космосе вместе со многими другими. По сравнению с необъятностью космического пространства эти сгустки материи подобны пылинкам, плавающим в воздухе. Но Бог так добр, что сделал эти сгустки самодостаточными, наделив их всем необходимым, чтобы парить в пространстве. Пилоты космических кораблей очень гордятся своими достижениями, но не удостаивают вниманием верховного пилота гигантских космических кораблей, называемых планетами.

    Шрила Прабхупада 
    Шри Ишопанишад 
    Мантра 10

  3. Преданные в храме должны быть постоянно заняты, иначе они не будут прогрессировать в сознании Кришны. Майя очень сильна, и при любой возможности будет нападать. Поэтому каждый должен опасаться нападений майи. А единственная эффективная защита от нее — постоянное пребывание в сознании Кришны.

    Письмо Шрилы Прабхупады Мукунде, 13 мая 1967

  4. … Когда Кришна присутствовал на этой планете, агенты майи нападали на Него в детстве едва ли не каждый день. 

    … Он только родился, а через три месяца на него уже напала Путана. 
    —-Когда Он немного подрос, на него напали Шакатасура, потом Тривикрама, потом Агха, Макасу, потом Калия, Годаварсу  и т.д. 
    —-Так что агенты майи не давали проходу даже Самому Кришне, что же тогда говорить о преданных Кришны. 

    … Агенты майи будут действовать по-своему, но, подобно тому, как Кришна чудесным образом спасался от разных демонов, так Он спасет и Своих преданных. 
    ——Он заявляет в Гите:
    «Мой дорогой сын Кунти, говори всему миру, что Мои преданные никогда не погибнут». 

    … Поэтому твоя единственная задача — стать чистым преданным Господа Кришны. Тогда все будет в порядке.

     Письмо Шрилы Прабхупады Кришна-дасу, 15 марта 1969

  5. Почему мы отвлекаемся на разные «замечательные» вещи этого мира? Из-за гордыни. Из-за того, что мы думаем: «Я буду счастлив здесь сам по себе. Не нужен мне Бог. Обойдусь без него. На всякий случай где-то там Он у меня будет, чтобы в случае чего позвать Его. Но вообще-то я и сам все могу, без Него обойдусь». 
    Естественным образом вслед за гордыней приходит падение. Гордыня всегда предшествует падению. Стоит мне загордиться, как впоследствии я обязательно упаду. Любой человек, который распространял книги знает: стоит ему загордиться — сразу же ничего хорошего не произойдет. 
    Как только у нас появляется гордыня, мы начинаем оскорблять. 
    Гордыня — это причина оскорблений. 
    Как только мы начинаем оскорблять, демонические силы внутри нас становятся более сильными, и мы, в сущности, сразу же падаем жертвой этого демонизма, который УЖЕ ЕСТЬ внутри нас. 
    Демоны во вне — ничто по сравнению с нашим собственным демонизмом. И оскорбления усиливают эти вещи. 

    © Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж 
     Лекция о Святом Имени, Шримад-Бхагаватам 8.5.26. Москва, 17.05.2016 г.

  6. Никто из нас не может в полной мере контролировать то, что происходит в окружающем мире, но все мы можем контролировать свои ответные действия.

    Е.С. Бхакти Тиртха Свами

  7. Есть такая поговорка, что не следует судить о книге, глядя на обложку. Поэтому если мы поверхностно судим о событиях, происходящих в нашей жизни, мы не сможем понять их истинного смысла. 

    Когда с нами происходит какое-то событие, мы можем не понять своим разумом, почему это происходит. 

    Но есть одна вещь, которая превосходит разум и выходит за его рамки. Эта вещь в миллион раз ценнее, чем разум; это — вера. 

    Когда своим разумом мы не можем понять, что же происходит, должна действовать вера. 

    Если наша вера зиждется на словах великих душ, то в любой ситуации, которая происходит в нашей жизни, у нас будет надежда, и мы увидим возможность предаться Богу.

    Е.С. Радханатха Свами.

  8. Почему люди доверчивы к плохому и недоверчивы к хорошему, почему так легко верят клевете и как от нее спастись? 

    «Это обычная ситуация в материальном мире, она здесь всегда будет повторяться. Всегда будет какая-то молва, всегда будет несправедливость. Мы находимся здесь, не забывайте об этом. Мы живем в мире, где в закон и порядок, в гармонию вмешиваются материальные желания, которые очень сильно мутят воду. Единственное, что можно сделать в каверзной ситуации, помимо попыток исправить ее, единственное, что нам может помочь, — так это понимание того, что я неслучайно в нее попал. Нужно об этом постоянно помнить и не пытаться винить кого-то еще, потому что, обвинив кого-то, мы все равно ничего исправить не сможем. Нужно попытаться найти причину происходящего в себе и попытаться воспользоваться сложившимися обстоятельствами для собственного блага. Потому что любая ситуация может быть уроком, который принесет нам какое-то благо. 

    Если мы попадаем в очень сложную ситуацию, когда мы оклеветаны, когда на нас навесили какой-то ярлык, — это безумно сложно, тут можно посочувствовать. Но как нужно вести себя в такой ситуации? Нужно понять, что это способ для меня обрести смирение: «Да, я оклеветан, но если я при этом себя достойно веду, то это пройденный урок для меня. Если я смиряюсь, то мне сразу становится легче, у меня вырабатываются хорошие качества, которые помогут мне в будущем легко пройти подобные ситуации». 

    Это трудно, болезненно, но это то, что мы можем реально сделать, чтобы свою собственную участь облегчить. Если у меня совесть чиста, то чего мне особенно страдать? Кришна знает, Кришна видит, Кришна понимает, Кришна не поддается влиянию общественного мнения, Он знает, кто есть кто. Когда мы станем ниже травы, терпеливее дерева, когда мы не будем ожидать никакого почета для себя и будем всегда готовы оказать почтение другим, то мы всегда сможем повторять святые имена: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. » 

    Е.С. Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж 
    Семинар «Основы Ведической культуры», Санкт-Петербург, 1999 г.

  9. Какое же решение в век Кали? Как мы можем достичь гармонии? При помощи чего? Где средство?

    Нужно искать. Оно дано Ведами. Слушание — это единственное лекарство в век Кали.

    Было предсказано, что в Кали-югу будет создано много мертвой цивилизации. Техника будет очень развита. Комфорт. Будет всё блестеть в зеркалах. Всё будет сиять. Энергии будет много электрической. Будет много заводов, промышленности, дорог, машин. Свет будет днем и ночью.

    Но люди не будут чувствовать жизненной силы внутри себя — желания жить и радоваться, быть счастливыми. В этих роскошных условиях они будут утопать в конфликтах. Они будут страдать внутри себя, будут болеть. Они будут несчастными и одинокими всё больше и больше.

    Единственно хорошее, что есть в Кали-югу — это умение слушать божественные звуки. Это единственный способ развеять век Кали. И весь этот океан пороков окажется иллюзией. Дурным сном. От него можно проснуться в одно мгновение, просто услышав трансцендентный звук.

    Чайтанья Чандра Чаран прабху
    Анапа 22.05.18

  10. ПЯТЬ ВЕЩЕЙ, КОТОРЫЕ РАЗРУШАЮТ МИР 

    В «Чайтанья-шикшамрите» Бхактивинода Тхакур говорит о пяти вещах, которые разрушают мир. 

    Первая – зависть. Зависть проявляется в том, что мы мешаем другим людям заниматься чем-то хорошим. Мы становимся препятствием на пути к добру. Это сказывается губительно как на нас самих, так и на всем мире. 

    Вторая, крайне губительная вещь, – ложное отречение. Когда человек отказывается от своих обязанностей, от своего долга. Они говорят: «Выполнять долг трудно, выполнять долг скучно… Иисус Христос говорил, что нужно отрекаться, Чайтанья Махапрабху говорил, что нужно отрекаться…» Однако Кришна в «Бхагавад-гите» сказал:

    шреян сва-дхармо вигунах пара-дхармат св-ануштхитат 
    сва-дхарме нидханам шреях пара-дхармо бхаявахах 

    «Гораздо лучше человеку выполнять свои обязанности, пусть даже несовершенным образом, чем чужие – в совершенстве. Лучше изведать неудачи, исполняя свой собственный долг, чем выполнять чужой, ибо следовать по чужому пути опасно». 

    Отказ от собственного долга губит мир. Под предлогом занятий духовной практикой люди бросают детей, семьи… Но ничего хорошего из этого не получается. Под вывеской религии проповедуется безбожие. 

    Третий момент – ложные религии и секты. И если атеизм как таковой легко выделить, легко понять, легко отделить от истины, то ложные религии и секты вводят в заблуждение людей, и это губит весь мир. 

    Две другие вещи – несправедливая война и напрасная трата времени. В одном из мест Библии говорится, что в любом случае соблазн войдет в этот мир, но горе тому, через кого он войдет, и не дай Бог нам с вами стать инструментами этого соблазна. 

    © Бхакти Вигьяна Госвами 

  11. В этом мире всё имеет недостатки и достоинства. Поэтому, о разумные души! Не обращайте внимание на недостатки и поощряйте достоинства во всём!

    (заключительный стих Субхашита-ратна-бхандагарам)

  12. РАЗВИТИЕ ГУНЫ НЕВЕЖЕСТВА

    Первый этап — человека начинает одолевать сильное чувство несправедливости по отношению к тому, что происходит с ним в жизни. Появляется раздраженность, недовольство окружающим миром. Человек недоволен всем, что его окружает: ему не нравятся окружающие люди, его работа, страна, в которой он живет. Он постоянно ворчит. 
    На этой стадии гуна невежества вторгается в сознание через чувство несправедливости. 

    Второй этап — человек начинает отрицать закон кармы, или закон, 
    по которому человеку за его поступки воздается. Без этого второго 
    этапа гуна невежества не может развиться в сердце. Его надо обязательно принять. Это происходит тогда, когда человек сделал что-то плохое, а его никто за это не наказал. Оказывается, так действует гуна невежества — она дает сразу фору. Гуна страсти тоже дает фору. 
    Под воздействием гуны страсти человек тоже вначале преуспевает, но потом ему жить становится все тяжелее и тяжелее. Ведь надо все больше работать, чтобы поддержать все то, что он имеет. А гуна невежества дает фору в том, что человек крадет, и никто не видит этого, человек бьет, и никто его не ловит. Так действует гуна невежества, чтобы развить у него этот вкус к невежеству. Страдание и деградация у такого человека начинают появляться в жизни гораздо позже. Он много награбит, совершит массу глупостей и только тогда почувствует вкус ненависти по отношению к себе самому, потому что все начнет возвращаться назад. Но так как гуна невежества уже втянула в себя этого человека, то он, на самом деле, не имеет явного ощущения, что он уже совсем плохой. Он думает, что сможет с этим справиться. 
    Даже в тюрьме сидит и думает: «Я выйду и тогда смогу». 

    Третий этап деградации — сила невежества начинает на него влиять в полную силу, и такой человек начинает ставить животные потребности на первое место в жизни и считает, что остального просто не существует. Такой человек начинает считать, что главное в жизни — это секс, хороший отдых, сон, возможность быть надежно защищенным от посягательства других на свою жизнь (то есть, животная потребность в обороне) и еда. Невежественному человеку, кроме этого, в жизни ничего не нужно. 
    Это означает, что человек ведет животный образ жизни, потому что животным, кроме секса, сна, еды и обороны, тоже ничего не нужно. Человек от животного отличается тем, что он хочет понять, как правильно жить.

  13. Вопрос: зачем Арджуна убивал для Кришны?
    Ответ: Арджуна не убивал для Кришны. Что он делал? Арджуна убивал, потому что это был его долг. И если кшатрий убивает, исполняя свой долг, то тогда на нем не будет греха. Если люди не понимают этого, то это говорит о наличии привязанности в их сердце. Где есть привязанность — будет неприязнь, где есть любовь – будет ненависть. Кришна говорит Арджуне, что он должен в первую очередь избавиться от привязанности в своем сердце. Кришна говорит, что если человек действует с привязанностью, то тогда он виноват и навлекает на себя последствия. Насилие было в сердце Арджуны изначально, потому что он кшатрий. Если бы перед ним были не его родственники и учителя, он бы убивал без сомнения. Кришна говорит ему, что он должен избавиться от насилия в своем сердце. Если вы убиваете, и делаете это из привязанности к своим родственникам, то вы будете виноваты.
    Вопрос: как быть непривязанным?
    Ответ: хороший вопрос! Чтобы быть непривязанным, нужно привязаться к Богу. На самом деле, мы можем быть привязанными, но эта привязанность должна проходить через Бога. Наши вечные отношения могут быть только с Богом. Все остальные отношения временны, как бы мы ни были сильно к кому-то привязаны, рано или поздно нам придется расстаться.
    Вопрос: не означает ли это, что человек становится равнодушным к людям?
    Ответ: нет, не означает. Вы видели когда-нибудь святого, который был бы безразличным? Святой дарит свою любовь всем. Он любит вас. Безразличный человек любит только тех, кто рядом с ним, святой любит всех и каждого в отдельности. Когда человек любит Бога, он любит всех, потому что он понимает, что все живые существа – Его дети, и все живые существа становятся его родственниками. Мы должны понять, что у нас — один отец, и самые главные и вечные отношения у нас — с Ним, а все остальные отношения временны, они могут приносить нам сейчас удовольствие, но через какое-то время они могут принести нам страдание. Нашими врагами становятся, как правило, наши самые близкие друзья и родственники. Самую большую боль нам причиняют самые близкие нам люди. Но Кришна говорит о том, что есть вечные отношения. И самые главные отношения – это наши отношения с Богом. Когда у нас есть отношения с Ним, у нас есть отношения со всеми остальными. Материальные привязанности делают нас черствыми по отношению ко всем остальным. Когда в нашем сердце живет любовь, то по определению, она бесконечна.

  14. Шрила Прабхупада :

    МЫ ВСЕГДА ДОЛЖНЫ ДЕРЖАТЬ КРИШНУ В ЦЕНТРЕ.

    Мы всегда должны держать Кришну в центре, тогда, даже если будут какие-то беспокойства, а иногда падения, мы сможем работать вместе и сохранить наше Общество. Некоторые люди советуют, когда в материальном уме появляется множество отвратительных мыслей, постараться достичь «безмыслия», но это невозможно. Наш принцип сознания Кришны состоит не в том, чтобы избавиться от мыслей, а в том, чтобы очистить своё мышление и постоянно думать о Кришне. Так что постарайся распространять и вдохновлять [людей принять] эту философию размышления о Кришне, предварительно сам тщательно усвоив её.

    08 июня 1974г. Париж

  15. ГДЕ ЕСТЬ ЛИЧНОСТИ, ТАМ БУДУТ И НЕИЗБЕЖНЫЕ РАЗЛИЧИЯ, ТАК ЧТО НЕ СТОИТ ОЖИДАТЬ НИКАКОЙ БЕЗУПРЕЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.

    Единственное: мы не должны ждать никакой утопии, даже в духовном мире. Где есть личности, там будут и неизбежные различия, так что не стоит ожидать никакой безупречной организации, тем более, здесь, в материальном мире. Даже между гопи порой присутствует зависть, но эта зависть духовна, ее не следует понимать в мирском смысле. Одно из качеств преданного состоит в том, что он всегда очень терпим к другим людям, поэтому я прошу вас просто терпеть падения других людей и всегда думать о себе как о самом падшем. Такое смиренное настроение даст вам право очень быстро развиваться в сознании Кришны. 

    Шрила Прабхупада. 25 мая 1972 г. Лос-Анжелес.

  16. …Ты что-то сказал, я что-то сказал — все это сантименты. 

    …В этом материальном мире высказывания типа «это хорошо», «это плохо» не имеют ценности.

    … Для нас все материальное плохо, так как в нем недостает сознания Кришны. 

    …Это как сухие испражнения и влажные испражнения. 
    Испражнения есть испражнения, но некоторые говорят, что влажные испражнения лучше сухих. 
    Что значат эти определения — хороший, плохой? 
    Сверху любая куча испражнений сухая, а снизу влажная, но с какой стороны ни посмотри, материальный мир — это испражнения, его нужно оставить.
    — Поэтому мы стараемся вырваться из материального мира и вернуться домой, к Богу.

    …Но, конечно, у каждого есть какие-то чувства.
    Если ты хочешь оскорбить мои чувства, то что же неправильного в том, что твои чувства будут оскорблены? 

    …В этом мире двойственности «хорошо» и «плохо» не имеют смысла, это называется «манодхарма», умственные спекуляции. 

    …Однако истина в том, что Кришна сказал: «духкхалайам ашашватам;» мир — это юдоль страданий, где повторяются рождения и смерти. 
    Так что же это — хорошие страдания или плохие страдания? 
    —Страдания есть страдания, и тебе придется умереть — это будет хорошая смерть или плохая смерть? 

    …Поэтому мы считаем, что все материальное, не связанное с Кришной, должно быть отвергнуто, как испражнения, иначе мы потеряем драгоценное время, необходимое нам для решения настоящих проблем жизни, то есть, проблем рождения, смерти, болезней  и старости. 

    Письмо Шрилы Прабхупады д-ру Вольфу, 20 мая 1976

  17. САМЫЙ НАДЁЖНЫЙ ПУТЬ К МИРУ — ПРИВЕСТИ ВСЁ В СООТВЕТСТВИЕ С ПРАВИЛАМИ, УСТАНОВЛЕННЫМИ ГОСПОДОМ.

    «Как утверждают антропологи, в природе действует закон борьбы за существование и выживания наиболее приспособленных. Но ученые не знают, что за этим законом стоит высшая воля Верховной Личности Бога. В «Бхагавад-гите» подтверждается, что этот закон природы действует под управлением Господа. Поэтому если в мире воцаряется покой, то нужно понимать, что это произошло по доброй воле Господа. Если же возникают беспорядки, то это тоже происходит по высшей воле Господа. Без воли Господа и травинка не шелохнется. Поэтому когда люди перестают подчиняться правилам, утвержденным Господом, между ними и между государствами начинаются войны. Следовательно, самый надёжный путь к миру — привести всё в соответствие с правилами, установленными Господом. Установленное Господом правило гласит: что бы мы ни делали, что бы ни ели, ни приносили в жертву и ни подавали как милостыню, должно делаться для полного удовлетворения Господа. Ничего не следует делать, есть, приносить в жертву и подавать как милостыню вопреки воле Господа. Береженого Бог бережет, поэтому мы должны как следует научиться различать действия, доставляющие удовольствие Господу, и те, которые могут Ему не понравиться. Таким образом, действие оценивается по тому, насколько оно угодно или неугодно Господу. Для личной прихоти тут нет места. Нашим ориентиром всегда должно быть удовлетворение Господа. Эти действия называются йогах кармасу каушалам, то есть действия, связанные с Верховным Господом. В этом состоит искусство совершенного исполнения деятельности».

    Шримад-Бхагаватам, 1.15.24, комментарий Шрилы Прабхупады

  18. Повторение Святого имени останавливает зловредное влияние Кали-Юги .

    В этом веке, когда все осквернено влиянием Кали, писания и Господь Шри 
    Чайтанья Махапрабху учат нас, что, воспевая святое имя Господа, мы 
    можем сразу же освободиться от загрязнения и, постепенно поднявшись 
    до трансцендентного уровня, вернуться к Богу. Тот, кто без оскорблений 
    воспевает святое имя Господа, приносит то же благо, что и Сам Господь, 
    и союз чистых преданных Господа во всем мире может сразу изменить 
    облик мира, полного тревог. Только распространяя воспевание святого 
    имени Господа, мы можем предохранить себя от всех проявлений 
    пагубного влияния века Кали. 

    Шримад Бхагаватам, 1.16.32-33, комм.

  19. Шримад Бхагаватам 11.21.19: «Тот, кто принимает материальные объекты чувств как нечто желаемое, обязательно привяжется к ним. Из такой привязанности возникает вожделение, а вожделение порождает раздоры.»

  20. ГОСПОДЬ НЕ ПРИЧАСТЕН К ТАКИМ ПОЖАРАМ И ВОЙНАМ.

    Этот мир сравнивают с лесным пожаром, который возникает от трения стволов в бамбуковых зарослях. Такой пожар вспыхивает сам собой, так как трение между стволами бамбука возникает без внешней причины. Подобным же образом, в материальном мире сталкивается гнев тех, кто стремится господствовать над материальной природой, и вспыхивает пожар войны, уничтожающий нежелательное население. Господь не причастен к таким пожарам и войнам. Но, желая сохранить это мироздание, Он хочет, чтобы массы людей следовали истинным путем самоосознания, который позволяет живым существам войти в царство Бога. Господь хочет, чтобы страдающие люди вернулись домой, к Нему, и больше не испытывали тройственных материальных страданий. Так задумано это творение, и тот, кого это не отрезвляет, испытывает в материальном мире страдания, причиняемые иллюзорной энергией Господа. Поэтому Господь желает, чтобы миром правил Его истинный представитель.

    А.Ч. Бхактиведанта Свами Шрила Прабхупада.
    Шримад Бхагаватам 1.10.2 (ком.)

  21. Трансцендентный дневник. Том 1.
    5 декабря 1975 года

    Сегодняшнее утро было особенно запоминающимся. Солнце ярко светило через высокие узкие окна, рисуя прямоугольники света на чистых белых простынях на полу. Прабхупада устроился поудобнее, скрестив ноги и положив правую ступню на левое колено. Он закрыл глаза и шевелил пальцами, наслаждаясь теплотой солнца, игравшего лучами на его золотом теле. Увидев это, Хамсадута, Харикеша и я сели рядом, счастливые от того, что имеем возможность побыть с ним в такой тихой обстановке. Шрила Прабхупада начал говорить о печальном положении дел в мире. Он объяснил, что люди страдают от недостатка знаний о Верховном Господе. Сбитые с толку ошибочными представлениями о собственной независимости, они совершают всевозможные грехи, не зная и не беспокоясь о последствиях, глупо полагая, что могут делать все, что им заблагорассудится. Но когда вес греховной жизни становится слишком большим, они начинают страдать от ее последствий, выражающихся в войнах или эпидемиях. Они считают, что при помощи политических трюков и заседаний могут избежать подобных страданий, но это невозможно. Это их не спасет, и потому они получают наказание через посредство тройственных страданий. В нужный момент природа сталкивает демонов друг с другом, и между ними начинается война.
    Чтобы объяснить этот момент еще лучше, он привел интересный пример того, как действует майя. «Когда я был ребенком, у нас в школе был один учитель, который, когда кто-то на уроке начинал ссориться, останавливал их и выводил перед классом. Он заставлял их встать лицом друг к другу и схватить друг друга за уши. Затем, по его команде, они должны были тянуть другого за уши. Когда одному становилось больно, он начинал тянуть сильнее, и другому тоже было больно, и он тянул еще сильнее, и вскоре оба плакали, не переставая тащить друг друга за уши. Они не могли перестать, потому что учитель говорил: «Нет, отпускать нельзя. Продолжайте тянуть!» Точно так же майя сводит вместе какого-нибудь Черчилля и какого-нибудь Гитлера: «Теперь тяните, негодяи!» И ни один из них не может остановиться. А глупцы прославляют их».
    Мысль об этом так рассмешила его, что еще не закончив рассказ, он уже смеялся. Его плечи и живот затряслись, а прекрасные зубы заблестели на солнце как жемчужины. Когда Прабхупада улыбается, то вся комната, и даже вся вселенная, наполняется светом. Это улыбка с Вайкунтхи, которая излучает трансцендентное сияние во всех направлениях. Настроение Прабхупады было таким открытым и близким, что на одно мгновение показалось, что мы на завтраке под открытым небом с Кришной и Его друзьями, шутим и смеемся в лесах Голоки. Мы смеялись вместе с Прабхупадой, бросая друг на друга понимающие взгляды и удивляясь, какая же удивительная личность Шрила Прабхупада. Он выше всяких мирских объяснений, и все же мы чувствуем себя чрезвычайно удачливыми, поскольку разделяем с ним такие минуты близости.

  22. ПЯТЬ ВЕЩЕЙ, КОТОРЫЕ РАЗРУШАЮТ МИР

    В «Чайтанья-шикшамрите» Бхактивинода Тхакур говорит о пяти вещах, которые разрушают мир.

    Первая – зависть. Зависть проявляется в том, что мы мешаем другим людям заниматься чем-то хорошим. Мы становимся препятствием на пути к добру. Это сказывается губительно как на нас самих, так и на всем мире.

    Вторая, крайне губительная вещь, – ложное отречение. Когда человек отказывается от своих обязанностей, от своего долга. Они говорят: «Выполнять долг трудно, выполнять долг скучно… Иисус Христос говорил, что нужно отрекаться, Чайтанья Махапрабху говорил, что нужно отрекаться…» Однако Кришна в «Бхагавад-гите» сказал:

    шреян сва-дхармо вигунах пара-дхармат св-ануштхитат
    сва-дхарме нидханам шреях пара-дхармо бхаявахах

    «Гораздо лучше человеку выполнять свои обязанности, пусть даже несовершенным образом, чем чужие – в совершенстве. Лучше изведать неудачи, исполняя свой собственный долг, чем выполнять чужой, ибо следовать по чужому пути опасно».

    Отказ от собственного долга губит мир. Под предлогом занятий духовной практикой люди бросают детей, семьи… Но ничего хорошего из этого не получается. Под вывеской религии проповедуется безбожие.

    Третий момент – ложные религии и секты. И если атеизм как таковой легко выделить, легко понять, легко отделить от истины, то ложные религии и секты вводят в заблуждение людей, и это губит весь мир.

    Две другие вещи – несправедливая война и напрасная трата времени. В одном из мест Библии говорится, что в любом случае соблазн войдет в этот мир, но горе тому, через кого он войдет, и не дай Бог нам с вами стать инструментами этого соблазна.

    Е.С. Бхакти Вигьяна Госвами

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *