В соответствии с принципами йоги язык, желудок и гениталии находятся на одной прямой, в том смысле, что их активность очень сильно взаимозависима. Поэтому, как сказано в Бхакти-расамрита-синдху Рупы Госвами (1.2.234), севонмукхе хи джихвадау, — контроль чувств начинается с контроля языка. В равной степени контроль языка относится к его обеим функциям — говорить и вкушать пищу. И то, и другое прямо влияют на способность контролировать ум, а также способность разумно питаться и контролировать сексуальные желания.
Четыре поколения
За всю историю человечества множество религиозных движений появлялось, крепло и исчезало. Некоторые из них стали основой великих цивилизаций, тогда как другие продолжают жить лишь в исторических записях. Полезно изучить принципы и факторы (механизмы), которые приводят к успеху или провалу организации. Ежегодно появляются сотни религиозных движений, но лишь одно из тысячи привлекает более 100000 последователей и существует не менее 100 лет.
Этот анализ основан на исследованиях, в которых с разных точек зрения рассматривается формирование и рост нескольких религиозных движений. Цель состояла в том, чтобы определить основные закономерности и рассмотреть, как они применимы к ИСККОН, чтобы создать эффективное и подлинное богоцентрическое учреждение, духовно сильное, функционирующее в мире и способствующее созданию основы для общества, основываясь на идее о том, что Бог находится в центре.
Среда выживания. Отношения с родственниками.
В начале 80-х мы жили в квартире вместе с родителями жены. Моя теща Антонина Сильвестровна (Маллика деви даси) очень быстро приняла принципы сознания Кришны, стала вегетарианкой и вышла на повторение 16 кругов Харе Кришна. Готовя прасад, она кормила мужа, моего тестя Петра Афанасьевича, вытеснив вкусным прасадом все остальное.
Намахатта на Котовского
Намахатта на Котовского была замечательным опытом проповеди для всех участников. По воскресеньям на маленькой кухне 2 х 2 метра мы готовили 25-40 -литровые кастрюли прасада. Прасад был прост: рис или простая пшенная, пшеничная, ячневая каша с овощами, ароматный дал, иногда упма, салат из вареного буряка с лимоном, пакоры, напиток и, конечно же, халава. Я любил готовить прасад, несмотря на то, что блюда готовить приходилось по очереди — большие котлы одновременно не помещались на бытовой плите.
Фильм о конференции в Гарварде. Ученые-религиоведы говорят о Шриле Прабхупаде и ИСККОН.
Шрила Прабхупада всегда был рад когда ученые давали рецензии на его книги и деятельность.
Томас Хопкинс, Ларри Шинн и другие исследователи — ученые с мировым именем, изучавшие ИСККОН с самого начала, с уровня основания этого Движения. Они видели все стадии развития нашей организации, со всеми его радостями, успехами и одновременно трудностями и неудачами, и соответственно в итоге дают очень трезвую и сбалансированную оценку, превознося Шрилу Прабхупаду за его вклад в прогресс человечества, а также его Движение ИСККОН и лидеров ИСККОН.
Ради чего работать?
В законодательстве Советского Союза существовала статья, позволявшая судить и посадить любого человека в тюрьму просто на основании того, что он нигде не работает. Это была статья о тунеядстве. В определенном смысле это было хорошо, действительно, все должны трудиться и вносить свой вклад в процветание общества. Однако часто эту статью использовали для преследования преданных. Обычно преданные не торопились на работу, где они будут отстаивать по 8 часов у станка, и даже так называемый интеллектуальный труд совслужащего, удел советской интеллигенции, подразумевающий просиживание штанов с 9-и до 6-ти и чай через каждый час в каком-то НИИ, редко становился образом жизни вайшнавов того времени. Чаще всего преданные 80-х работали на каких-то случайных, сезонных работах, либо посменно, ради нескольких свободных дней, которые можно было целиком посвятить духовной жизни. Для того времени не было свойственно понимание важности социальной стабильности и ашрама для развития духовной жизни.
Сухуми
Однажды вдвоем с еще одним преданным мы поехали в Сухуми для того чтобы забрать остатки тиража Бхагавад-гиты. Книг было достаточно много, и хранились они у Парджаньи Махараджи прабху. Это был тираж, напечатанный в Армении, но залегший в Сухуми. К этому времени в Ереване уже прошли репрессии, обыски и аресты, эта партия книг оставалась невостребованной, так как переплести такое количество книг было довольно большим трудом.
Сухуми встретили нас солнечной и довольно теплой, по сравнению с Киевом, погодой.
Приехав к Парджанье Махарадже, мы были очарованы его гостеприимством. Парджанья жил в частном доме, и с кавказским радушием угощал нас прекрасным, собствнноручно приготовленным рисом со специями.
Киртираджа прабху (дополнение)
Ватикан, 1983 год. Киртираджа прабху вручает Папе Римскому Иоанну Павлу II «Бхагават-гиту» и книгу «Кришна».