Кто служит Радхе-Мадхаве лучше?

Ачьюта Прія дас Заметки на Полях 322 Оставить Комментарий

В Чайтанья-Бхагавате, (начиная со стиха 100 вплоть до 21-го, главы 11 Ади-кханды) Вриндавана даса Тхакура приводит удивительную историю, связанную с Господом Чайтаньей Махапрабху и Его гуру, Ишварой Пури:

“Шри Ишвара Пури написал книгу под названием “Кришна-лиламрита” и дал Гададхаре Пандиту ее читать.
Однажды вечером Махапрабху, закончив Свое чтение и обучение студентов, пришел к Ишваре Пури чтобы предложить ему поклоны. Ишвара Пури был счастлив видеть Нимая, и, даже не осознавая Его как Верховного Господа, испытывал сильную любовь к Нему.
При встрече Ишвара Пури улыбнулся и сказал: “Ты — большой знаток. Я написал книгу о Кришне, и был бы счастлив, если бы Ты мог указать на ее возможные недостатки.”
Господь ответил: “Тот, кто находит недостатки в том, как преданный описывает Господа Кришну, — грешник. Кришна несомненно удовлетворен стихами преданного, даже если они несовершенно составлены”, и далее процитировал шлоку из шастры:
“муркхо вадати вишнайа  дхиро вадати вишнаве
убхайос ту самам пунйам  бхава-грахи джанарданах, — предлагая поклоны Господу Вишну, невежественный человек повторяет “вишная намах “(что неправильно с точки зрения грамматики), а образованный человек повторяет “вишнаве намах” (что есть грамматически правильная форма). Но, предлагая поклоны, оба обретают равный результат, так как Господь Шри Джанардана, принимая чувства живых существ, видит уровень преданности и вознаграждает соответственно.”
Господь говорил далее:”Тот, кто находит недостатки в произведении преданного, сам полон недостатков, поскольку то, что делает преданный, предназначено только для удовлетворения Кришны. Поэтому, кто посмеет искать недостатки в твоем, наполненном преданностью, описании игр Кришны?”
Слова Нимая были подобны потоку нектара для Ишвары Пури.”

В своем комментарии на эти стихи Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур пишет: “В глазах Господа Кришны, пандита, опытный в произношении, и неуч, не знающий как правильно говорить, равны. Из них двоих, Кришна проливает больше милости на того, кто обладает большим энтузиазмом в служении Кришне. Кришна, всезнающая Сверхдуша каждого живого существа, не повинен в предвзятости. Так называемые знатоки, лишенные преданности, гордо считают себя учеными, но в действительности являют свою глупость, указывая на недостатки в трансцендентном языке чистых преданных. Верховный Господь, владыка Сарасвати, подтверждает глупость так называемых ученых оскорбителей, на каждом шагу завидующих преданным и сбивает с них спесь учености. От недостатка понимания Абсолютной Истины, Шри Кришны Чайтаньи, они изрыгают мирское знание чувственного наслаждения. Такова причина их болезни и падения.”

Господь Джанардана принимает бхаву, чувства, настроение, искренность, наиболее сокровенные намерения преданного.
Принимая во внимание этот фактор, мы должны быть осторожны, оценивая служение преданного. Несомненно, мы можем быть опытны в определенном служении, и в наших глазах наши гирлянды — самые лучшие, наше пение — наиболее сладостное, а одеваем мы Божество с наибольшим вкусом и тщанием. Возможно это, с внешней точки зрения, и является истиной, однако способны ли мы определить чистоту сердца и искренность мотивов другого? Как садхаки мы, несомненно, должны ориентироваться в служении на внешние правила и предписания (виддхи), однако можем ли мы служить Радхе-Кришне, даже безупречно выполняя все на уровне вайдхи-бхакти? Нет. Сила чувств и рага — более высокий и действенный уровень поклонения, недоступный материалистичному видению каништха-адхикари. Не понимая и не дорожа этими сокровенными истинами и сферой чувств и мотивов, мы совершим оскорбление, оценивая с материальной стороны древние Божества, которым поклонялись великиерагатмика-бхакты, как, например Рупа Госвами. Бхава и любовь преданных наполняла жизнью мурти, внешняя форма которых, может показаться недостаточно обработанной изощренному во внешней оценке материалистичному глазу садхаки кали-юги. Не виддхи плавили гхи на голове Божества Лала Бабы, заставляли говорить и прийти как свидетеля Сакши Гопала, сесть Тота Гопинатху или просить Мадана-мохана соль у Санатаны Госвами. Понятно, что, не имитируя уровень раги, мы должны всегда поклоняться Господу в храме в соответствии с нормами панчаратрики, мы будем учиться служить Ему все лучше и строже в соответствии с нормами и правилами, но не следует думать, что это — единственный критерий оценки служения, и что материальная изощренность и квалификация способны заменить искренность чувств и чистоту сознания, которая, помимо прочего, выражается в смиренном признании служения других вайшнавов и искреннем прославлении их.

Интересно, что история Ишвары Пури прабху и Махапрабху на этом не заканчивается. Ишвара Пури все же настоял на том, чтобы Господь Чайтанья оценил его книгу.
Ишвара Пури улыбнулся и сказал: “Ты не будешь повинен, но Ты должен сказать мне, есть ли в этой книге какие-то ошибки.”
Поэтому Махапрабху ежедневно сидел с Ишварой Пури по часу или два, они обсуждали книгу. В один из дней Господь улыбнулся и сказал: “В этом предложении неправильно употреблен глагольный корень.” Сказав так, Он вернулся домой.
Ишвара Пури также был знатоком санскрита и писаний, и после ухода Махапрабху он долго и с различных точек зрения раздумывал над тем, какое там должно быть использовано слово, и пришел к выводу, что не совершал ошибку. Оставив предложение без правки, он на следующий день сказал Нимаю: “Я пришел к выводу, что глагол должен оставаться тем же.”
Услышав это пояснение, Господь остался в высшей степени удовлетворенным победой Своего слуги над Собой, и более уже не не находил никаких недостатков. Веды провозглашают, что Господь всегда распространяет славу Своих преданных, отдавая им победу и признавая Себя побежденным.

Изображение обложки: Шри Шри Радха Мадхава (Киев), автор фото — Николай Куций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *