Четыре поколения

Ачьюта Прия дас Община 370 2 Комментариев

  •  
  • 4
  • 26

Введение  

 

За всю историю человечества множество религиозных движений появлялось, крепло и исчезало. Некоторые из них стали основой великих цивилизаций, тогда как другие продолжают жить лишь в исторических записях.

 

Полезно изучить принципы и факторы (механизмы), которые приводят к успеху или провалу организации. Ежегодно появляются сотни религиозных движений, но лишь одно из тысячи привлекает более 100000 последователей и существует не менее 100 лет.

Этот анализ основан на исследованиях, в которых с разных точек зрения рассматривается формирование и рост нескольких религиозных движений. Цель состояла в том, чтобы определить основные закономерности и рассмотреть, как они применимы к ИСККОН, чтобы создать эффективное и подлинное богоцентрическое учреждение, духовно сильное, функционирующее в мире и способствующее созданию основы для  общества, основываясь на идее о том, что Бог находится в центре.
Цель этой презентации заключается в том, чтобы побудить каждого из нас действовать осознанно. Мы хотим, чтобы последователи ИСККОН хорошо понимали что и зачем они делают. Шрила Прабхупада замыслил это движение как движение мадхйама-адхикари, преданных, действующих на высоком уровне понимания.

Общие положения

Преемственность в Кали-югу – очень непростое явление потому что век кали характеризуется ссорами, разногласиями и вызовом авторитету, а конфликт между поколениями фактически «узаконен» крылатым выражением «отцы и дети». Ранее понятие преемственности было частью культуры. Культура поддерживала преемственность поколений, а преемственность позволяла передавать культуру из поколения в поколение неизмененной.

 

Это исследование соотносит смену поколений с этапами развития организации. Речь будет идти о тех периодах времени, когда в самом учреждении и в управлении им происходят существенные изменения. Хотя изменения могут происходить в течение одного или нескольких поколений, здесь мы сосредоточимся на общих принципах и признаках смены поколений.

 

Большинство трудностей связаны с продолжением и преемственностью. Иногда эти кризисы очень сильны и очевидны, в других случаях есть лишь несколько внешних признаков.

Под «кризисом» мы понимаем особо напряженный или трудный период в развитии религиозной организации. Такие моменты бывают в любом религиозном движении, и важно научиться действовать таким образом, чобы выходить из них еще более сильными. Это время, когда пререоценка и перемены становятся крайне необходимыми. Выход из такого кризиса ведет на следующую ступень роста. С развитием новой вехи и выходом из кризиса организация растет. Вехи (этапы) этого роста могут быть пройдены в течение одного поколения или могут развиваться в течение нескольких поколений подряд, пока не будут твердо установлены. Если же кризис возрастает и улучшений не наступает, организация может исчезнуть или рост ее может затормозиться.

 

Кризис может быть частично решен или заморожен в силу определенных факторов. Как правило, нерешенные кризисы в будущем всплывут опять и окажут еще большее влияние. Каждое поколение должно сначала решить нерешенные проблемы, оставшиеся от прошлого поколения, перед тем как приступать к вопросам сегодняшнего поколения.

Начало движения. Первое поколение, основатель.

Существующая в то время система или общество становится устаревшим и больше не может удовлетворять потребности людей. Главная цель – произвести радикальную реформу существующей системы или же установить новую систему. Как писал Шрила Прабхупада:

 

“Когда изначальный замысел «Гиты» был искажен недобросовестными комментаторами, преследовавшими корыстные цели, возникла необходимость восстановить цепь ученической преемственности. Пять тысяч лет назад Сам Господь обнаружил, что эта цепь прервалась, и провозгласил, что люди забыли об истинном назначении «Бхагавад-гиты». В наше время сложилась аналогичная ситуация: сейчас существует множество изданий «Бхагавад-гиты», особенно на английском языке, но почти все они расходятся с той версией «Гиты», которая передается по цепи ученической преемственности” (БГ 4.2, комментарий)

 

Результаты и признаки реформы:

    • •  Придание нового значения существующим традициям;
    • •   Приписывание традиционного значения новым явлениям.
    • • Харизматичное, интуитивное, творческое и т.д. управление.

 

Основатель сталкивается с вызовом со стороны своих последователей. 

Амбициозные и влиятельные последователи иногда пытаются лишить лидера его положения высшего управляющего. Имея дело с этим кризисом, основатель подает пример того, как действовать в такой ситуации, или создает новую систему для урегулирования таких вызовов (например, управляющий комитет Джи-Би-Си был создан Шрилой Прабхупадой частично для того, чтобы урегулировать один из подобных кризисов).

 

Второе поколение

Главная цель и вклад второго поколения – сохранение единства и расширение движения. Это логическое продолжение предшествующего этапа. Когда присутствовал основатель, последователи действовали как его представители, и теперь, в его отсутствие, они продолжают повсеместно представлять его учение. Движущей силой является вдохновение и обучение, полученные ими от основателя. Главная вопрос для них в том, как движение будет продолжать существовать в отсутствие основателя.

 

Не многие движения и группы переживают этот этап, подавляющее большинство их, 99 процентов рассеиваются и исчезают со временем после ухода основателя.

 

Это этап проповеди апостолов после ухода Иисуса. В ИСККОН – этап после ухода Шрилы Прабхупады, когда его непосредственные дикша-ученики подхватили движение.

Трудность, которая заключается в нарушении верности учению основателя – отступничество 

Хотя отступничество может произойти даже во время физического присутствия основателя, это может быть не так критично, т.к. основатель может непосредственно урегулировать это. Намного сложнее оставаться верным наставлениям основателя, когда он уже физически не присутствует. Некоторые обнаруживают, что их привлекла и удерживала личность основателя, и они не могут следовать наставлениям в его отсутствие. Другие могут подумать, что они более правильно понимают основателя, чем другие, и основывают свою собственную организацию. Другие, возможно, просто не могут остаться в силу слабости. Если какая-либо из этих тенденций становится слишком сильной, от движения могут отделяться различные группы.

 

В ИСККОН при Шриле Прабхупаде было несколько групп, отделившихся от него, но это отделение не оказало никакого существенного влияния на ИСККОН вследствие высокого авторитета Шрилы Прабхупады в глазах остальных учеников.

 

 “Этот стих описывает, с чего начинается раскол. Если ученики больше не придерживаются принципа во всем следовать указаниям духовного учителя, между ними немедленно возникают разногласия. Любое мнение, отличное от мнения духовного учителя, не имеет никакой ценности. Никто не должен пытаться вводить материальные представления в сферу духовной жизни. С этого начинаются все отклонения. Духовное развитие несовместимо с материальными представлениями.” (Чч Ади 12.9, комментарий ШП)

Вызов, заключающийся в том, чтобы сохранить единство движения

Логически следующее за этим испытание – попытка сохранить единство движения. Трудности могут быть вызваны культурными и личностными различиями, и в этой статье основное внимание уделяется динамике преодоления вызова.

 

Главный конфликт происходит из-за неизбежного изменения метода управления вследствие ухода основателя. Изначально доминировал харизматический стиль управления, как в семье. Основатель естественным образом являлся высшей инстанцией, и за ним оставалось последнее слово в любых вопросах. Его воля принималась как воля Бога. Те, кто находились рядом с основателем и были активны во время его присутствия, становятся следующими лидерами и естественно пытаются перенять его поведение и стиль. Но «харизматический» стиль управления подходит только для новых последователей, людей, которые только пришли в движение и впервые встретились с этими лидерами. В общении с равными этот стиль не работает. Стиль управления необходимо изменить, иначе это приведет к напряженным отношениям между лидерами и их равными. Нередко вследствие этого могут отделяться большие сегменты движения.

На первом этапе источником единства были качества основателя, но теперь лидерам необходимо разработать систему совместной работы. Вначале лидеры могут работать вместе, потому что знают, что таково желание основателя, но через некоторое время разногласия, личностные различия и различия в стиле берут верх над их преданностью основателю, и возникают противоречия.

 

Становится трудно принимать решения. В такой ситуации ни лидеры, ни последователи не чувствуют себя защищенно. Для создания чувства безопасности и управления в соответствии со своими наклонностями, некоторые лидеры пытались установить направления (сферы), где возможно развитие, применяя при этом свой стиль управления.

 

Признаки острого кризиса на этом этапе таковы:

А. Последователи подвергают сомнению принятые решения и процесс их принятия.

Б. Трудности в общении. Движение расширилось, и становится нелегко найти нужную информацию или человека, ответственного за ту или иную задачу.

В. Члены общества могут чувствовать, что лидеры ими пренебрегают.

Г. Лидеры перегружены рутинной работой в силу отсутствия работающей структуры управления. Ранее все совершалось спонтанно на основе энтузиазма и веры в личность основателя, но теперь основатель ушел, и старая схема уже не работает.

Д. Принятие многих решение требует специальных знаний, которыми новые лидеры возможно не обладают.

Е. Некоторые лидеры пытаются утвердить свою позицию путем единоличного принятия решений сверху вниз.

Ж. Лидеры могут не иметь желания меняться, несмотря на то, что требуются новые подходы и решения.

 

 Чтобы организация оставалась объединенной, требуются новые системы, основанные на сотрудничестве и дружбе между лидерами, нужна команда равных.

 

Принять этот вызов – еще одна миссия второго поколения. Требуется как расширение, так и сохранение единства. Если из этих кризисов выйти не удается, это может привести к формированию отдельных организаций, которыми управляют разные харизматические лидеры. Многие движения на этом этапе распадаются как, например, к сожалению распался Гаудия-матх после ухода Шрилы Бхактисиддханты.

 

На этом этапе кризис успешно разрешен когда положение основателя четко определено, его вклад и заслуги утверждены, сформирован четкий механизм преемственности, создана культура решения разногласий путем философских дискуссий, переговоров, сотрудничества и т. д., а также заложена основа того, как в будущем примирять (согласовывать) различные направления мысли.

 

Если вопрос решен лишь частично, это означает, что нерешенная часть задач позже проявится опять, и в будущем приведет к разногласиям.

 

Мы видим, что ИСККОН в целом прошел или уже проходит этот этап развития:

— Положение Шрилы Прабхупады как Основателя-ачарьи официально утверждено в движении и принято практически всеми;

— Джи-Би-Си как управляющий орган претерпело некоторые реформы и осталось руководящим органом, сохраняя единство, несмотря на неизбежные кризисы и тенденции к дефрагментации движения (система зональных ачариев, отделение от движения некоторых харизматических лидеров со своими группами, бури на основе философских разногласий по поводу падения дживы или ритвики).

 

Третье поколение

Это время, когда на смену выдвигаются ученики непосредственных учеников Шрилы Прабхупады. С большей или меньшей точностью можно сказать, что это современный этап развития.

 

Число тех, кто был непосредственным свидетелем деятельности основателя, уменьшается, и в конце концов они все уйдут из этого мира.

 

Движение стало больше и приобрело более сложную, чем прежде, форму. Это поколение естественно продолжает работать, чтобы сохранить целостность движения, этот вопрос всегда остается на повестке дня. Однако если второе поколение создало основу для единства, то теперь необходимо сформулировать, объяснить и освоить понятие разнообразия.

Мы видим, что в движении взгляды становятся все более разнообразными, а подчас и диаметрально противоположными, даже в пределах того, что дано Основателем-ачарьей, не говоря уже о ситуации, когда учение основателя претерпевает влияния извне, от других философий, взглядов или культуры «за бортом» движения.

 

Последователи могут иметь трудности по поводу того, чему из наставлений основателя отдавать приоритет.

 

К примеру, Шрила Прабхупада в самом начале движения говорил, что уличная харинама-санкиртана – это самое главное. Позднее, когда появился журнал «Back to Godhead», Шрила Прабхупада говорил об абсолютной важности распространения журнала, затем, по мере появления книг и начала распространения книг он говорил, что самое главное – это распространять книги; далее он говорил о том, что нужно не просто распространяться, но сгущать молоко; потом он говорил, что самое главное – сельскохозяйственные общины; он говорил, что самое главное – это построить варнашраму; он также говорил, что самое главное – это проповедь ученым и Институт Бхактиведанты.

 

Для того, чтобы понять все эти высказывания, необходимо также осознавать контекст, в котором они были высказаны, а также намерения Шрилы Прабхупады.  Нет сомнения в том, что все эти программы важны и должны развиваться, они не исключают одна другую.

Очевидно также, что со временем появляются преданные, специализирующиеся в различных сферах знания и служения, и посвящающие себя определенному направлению деятельности. Таким образом, движение становится все более разнообразным, и в этом его сила и богатство. Предполагается, что благодаря этому движение сможет охватывать и давать прибежище людям совершенно разных интересов, и в итоге движение и философия сознания Кришны должны быть применены и воплощены во всех сферах жизни человека, от «а» до «я».

Кризис управления и укрепление изначального учения.

Во времена первого поколения намерения основателя и контекст его наставлений можно было прояснить у него непосредственно. Эта информация помогала руководителям, работающим под его началом, решать проблемы, а иногда вопросы улаживал сам основатель. Он был главным «третейским судьей» (законодателем) для движения.

 

У последователей второго поколения были, данные им непосредственно, наставления основателя, и последователи помнили контекст этих наставлений и их эмоциональную окраску, что помогало им поддерживать и понимать замысел и настроение основателя, исполняя его волю.

 

У третьего поколения есть только письменные наставления, и с их помощью они должны разрешать возникающие вопросы. Для точного понимания требуется больше, чем просто цитирование писаний. Они должны систематически изучать письменную и устную традицию, чтобы восстановить контекст и выяснить глобальный замысел, стоящий за наставлениями основателя, и соединить все это в одну рациональную, понятную систему, помогающую восстановить контекст. Их полномочия и способность находить изначальный замысел, а также воссоздавать контекст основаны на том, чтобы с помощью второго поколения систематически изучать писания и наставления, оставленные основателем. Это — настоящий смысл преемственности поколений.

 

В противном случае каждая сторона может бесконечно приводить различные цитаты, чтобы подкрепить свое собственное мнение. Более того, т.к. организация разрослась, появляются новые элементы и специализированные ветви. Все эти элементы необходимо интегрировать и привести в соответствие с изначальными наставлениями основателя.

 

Пример новых элементов организации: значительно более разросшаяся система управления Обществом (появились Национальные советы, региональные секретари; огромный храм, имеющий, к примеру, 35 департаментов, более не может управляться как это было установлено ранее, 3-мя людьми: президентом, секретарем и казначеем, поэтому по всему миру в храмах есть советы с уполномоченными лидерами департаментов; появились различные министерства, специализирующиеся на различных направлениях служения (пуджа, сельское хозяйство и защита коров, юридические вопросы, медиация, связи с общественностью и т.д.); косвенная проповедь; офис защиты детей и т.д.).

 

Все эти элементы должны быть согласованы, роли определены, разграничены, взаимодействие определено, линии управления и влияния обозначены, а роль Джи-Би-Си должна при этом оставаться главенствующей.

 

Как, например, должны взаимодействовать между собой различные дикша-гуру и администраторы на местах, каково взаимодействие дикша- и шикша-гуру?

 

Как должны решаться философские вопросы в движении? Как сохранить неприкосновенность традиции и верность ей? Как эффективно использовать для привлечения новых членов косвенные методы проповеди, которые сами по себе не являются чистым бхакти, и одновременно не смешивать их с традицией, сохраняя наследие Шрилы Прабхупады неизменным?

Некоторые из последующих вызовов:

 Привлечение других философских систем может изменить изначальное фундаментальное направление движения. 

Поскольку этому поколению для эффективного управления необходима полная, рациональная картина и эффективные методы, если они по неосведомленности не смогут найти ответы в рамках традиции или если они недостаточно обучены, чтобы найти подходящее решение, то будут прибегать к внешним ресурсам, заимствуя что-то у других. Использование успешных примеров других организаций (за пределами движения) может быть полезно, но важно, чтобы изначальный подход, настроение и философия сохранились невредимыми. К сожалению, многие современные методы лидерства, достижения социального прогресса и управления персоналом предполагают смену культурной парадигмы на отличную от традиций варнашрамы.

 

К этому можно добавить, что любая культура всегда основана на определенной философии, которая незаметно пронизывает эту культуру. В таком случае эта, отличная от нашей традиции, книг и наставлений Шрилы Прабхупады, философия, будет проникать в движение и разбавлять его.

 

Формирование разногласий из предыдущего поколения

Вызовы и разногласия, оставленные нерешенными в предыдущих поколениях, также способны привести к трудностям в этом поколении. Аспекты второго и третьего поколений, которые не были сохранены и институализированы (организационно закреплены), могут быть заменены чем-то другим, и тогда изначальное учение может быть утрачено для будущих поколений.

Эти проблемы можно свести к минимуму, если работа по приведению в систему, формулирование (кодификация) и организационное закрепление важнейших аспектов религии и движения будет проводиться третьим поколением под руководством второго. На этом этапе взаимоотношения между вторым и третьим поколениями являются жизненно важными для обеспечения здоровья и долголетия движения.

 

В этом контексте третьему поколению более важно прислушиваться к традиции и сохранять ее, чем пытаться играть гордую роль реформаторов и экспериментировать в вопросах философии и социальной жизни.

Вызов специализации

По мере расширения движения оно становится более сложным и появляются более специализированные требования. Один человек не может все делать хорошо. Кроме того, деятельность всего движения не может зависеть от одного человека. Поэтому будут развиваться разные департаменты и специальности. Бурное развитие их мы наблюдаем в наше время в ИСККОН.

Четвертое поколение

Если движению удается сохранить слова непосредственно самого основателя, контекст и примеры из жизни основателя, создать систему рационального объяснения и образования, то наставления основателя будет легче применить, о чем пойдет речь в этом разделе.

 

Вызов практического социального строительства и применения в жизни

В движение приходит много разных людей, и многие не будут по той или иной причине тщательно изучать писания. Это вопросы, требующие решения, но изначальные наставления, настроение, контекст будут доступны только если предыдущие поколения выполнили свое задание. На основе этой информации четвертое поколение должно быть способным интегрировать все появившиеся ранее элементы в свою повседневную жизнь, тогда все последователи на уровне культуры, независимо от глубины своего философского понимания, будут практически действовать на уровне знания. Иначе лидеры четвертого поколения в силу необходимости будут брать практические компоненты применения философии из внешних источников.

На этой стадии лидерам нужны практические, системные социальные механизмы. Лозунгом этого поколения должна быть функциональность (практическая ценность). Это вызов для движения: практически организовать социальную жизнь на основе принципов основателя, различных идей, норм культуры и существующей реальности. Воплощение идеалов в материи, в жизни подразумевает создание духовной культуры, переложение философии на язык культуры.

 

В этой связи Шрила Прабхупада говорил, что религиозный человек — это тот, кто религиозным образом удовлетворяет свои потребности в еде, сне, защите и совокуплении. Знание должно быть проявлено в повседневности, в поведении и качествах человека.

 

Если не будет внедрена практическая социальная система, практическое применение духовных принципов в повседневности, то есть возможность, опасность появления двух параллельных систем: одна – ставшая догматичной и ритуалистической, вторая – практическая, хотя, может и не столь строго основанная на философии. Обе они, к сожалению, несостоятельны, поэтому важно применять философию и при этом оставаться верным ей, не изменяя ее.

 

В связи с этим мы пытаемся развивать систему наставничества для того, чтобы практически научить преданных всем аспектам жизни в соответствии с наставлениями Шрилы Прабхупады и шастрой. Практическое обучение культуре возможно только при очень частом контакте с людьми, когда обучающий, наставник регулярно встречается с подопечными и является ролевой моделью, на основе которой другие смогут обучиться практическому применению духовности в жизни.

 

Вызов общения с внешним обществом

Вначале последователи часто принадлежат к контркультуре, противопоставляют себя всему обществу, а иногда даже преследуются. Внешний мир считается местом, пригодным только для проповеди. Кроме этого обычно их мало интересует окружающее общество.

 

На следующей стадии роста и развития движения, для утверждения, важно найти свое место в большом, окружающем это движение обществе, и сделать в него существенный вклад. Также существует потребность вступать в отношения с другими общественными учреждениями и механизмами. Лидеры на этом этапе не могут игнорировать политическое, социальное, экономическое и культурное окружение.

 

На этой стадии участники движения живут за пределами закрытых общин последователей, в обществе. Они вне сферы влияния и структуры официального менеджмента, ими невозможно руководить, их невозможно охватить административными мерами. Необходимо развитие тонких механизмов влияния и регулирования жизни в нашем обществе. Речь идет о распространении в нашем движении духовной культуры, чего так хотел Шрила Прабхупада. Итак, сегодня вызов заключается в том, чтобы следовать правилам и предписаниям в повседневной жизни, ведя совершенно другой образ жизни, включая интеграцию во внешний мир.

 

Если кризисы предшествующих поколений были решены, современные последователи будут способны применять учение основателя, развивать необходимую социальную систему и эффективно устанавливать отношения с окружающим обществом. Если это не происходит, то внешние силы могут разрушить движение или растворить его во внешней культуре, либо движение рискует остаться закрытым и неспособным к тому чтобы оказать влияние на мир вовне и помогать окружающим людям. Различные новые нетрадицирнные для нашей философии социальные подходы и теории могут привести к расколу.

 

Шрила Прабхупада говорил, что ничего не нужно менять, следует просто добавить сознание Кришны. Понимая задачу создания всеобъемлющей культурной оболочки для преданных, включающей в себя все аспекты жизни, такие как работа, досуг, образование, устои семейной жизни и прочее, Прабхупада желал создать сельскохозяйственные общины, школы для детей, институт Бхактиведанты (для работы в среде ученых и презентации истин сознания Кришны языком науки, а также с намерением указать на недостатки и несостоятельность современной материалистической науки). Такие проекты с одной стороны дают преданным возможность практического применения истин сознания Кришны в жизни, а с другой стороны позволяют интегрировать ИСККОН в окружающее общество, делать в него позитивный вклад и говорить с людьми языком привычных для них понятий.

 

Искусство заключается в том, чтобы, не меняя сути и принципов, идти в ногу со временем, приводя в соответствие с ним детали.

 

Кризис, связанный с погружением в мирское, задача пятого поколения.

Если социальная система будет эффективной, движение может выжить, и через какое-то время достигнет успеха и признания во внешнем мире. Следующая трудность – это удержаться от превращения в так называемую «организованную религию», когда утрачивается изначальная цель движения.

 

Предпосылка для сползания в т.н. организованную религию заключается в том, что разного рода социальные и культурные проекты и деятельность, при слишком сильном акценте на них, приводят к бурной активности и развитию в материальной, бытовой сфере, что способно сместить акценты с чистого бхакти, шраванам-киртанам и так замутнить движение налетом карма-канды и экономического развития. Если в самом начале движение являлось своего рода контркультурой, то теперь маятник может качнуться в другую сторону. То есть люди могут подумать, что всякого рода одухотворение своих материальных потребностей – это и есть высшая форма сознания Кришны. Однако высшая цель – это удовлетворение потребностей и чувств Кришны.

 

Задачей пятого поколения может стать восстановление этого изначального смыслового содержания и цели движения.

 

Смена поколений

Смена поколений и передача управления и полномочий от одного поколения другому — это вызов. Успех зависит от принятия необходимости преемственности поколений и способности поколений сотрудничать друг с другом, когда лидерство переходит из рук в руки. Задача состоит в том, чтобы сохранить непрерывность традиции, проходя через преемственность поколений.

 

Резюме

Общество – это сложная система, и, подобно живому организму, оно нуждается в питании и будет проходить разные стадии роста, развивая важные функции и инструменты, необходимые для здорового существования. Движению нужно развить свое понимание и научиться применять учение, полученное от первого поколения. Каждый раз при переходе от одного поколения к другому необходимы объединенные усилия для сохранения здоровья организации.

 

В этом смысле можно смело сказать, что сохранение преемственности поколений, культуры и, в конечном итоге, даже ученической преемственности (которая от этого зависит) – дело и ответственность каждого из нас, даже если мы не являемся самосветящимися ачарьями. Важно чтобы каждый преданный понимал и принимал ответственность за сохранение движения таким, каким его дал и хотел видеть Шрила Прабхупада. Это —работа намного более глубокая, чем просто на уровне фасада общества, или на уровне официальных духовных или административных лидеров.

 

Для первых двух поколений основное внимание должно быть сосредоточено на системе организации, управления для сохранения и координации движения, а в 3-м и 4-м поколениях, когда первоочередные задачи управления и сохранения целостности движения уже решены, фокус должен быть на социальной системе, то есть проникновении глубже, утверждение социальных механизмов культуры, охват всех сфер жизни членов движения, без чего в конечном итоге, невозможно ни организационное единство, ни духовная преемственность.

 

Изначальное учение можно сохранить и пронести через поколения лишь в том случае, если будут вовремя созданы системы его сохранения и восстановления. Одно поколение, успешно справляющееся с возникающими проблемами, обеспечивает фундамент для последующих поколений. Способность движения стать всемирным и первоклассным обществом зависит от того, как оно отвечает на упомянутые ранее вызовы и справляется с ними в процессе своего роста.

 

Лидерам приходится решать все вопросы дважды – сначала на уровне организации, а затем на уровне своего личного развития и роста. В интересах будущего важно, чтобы организация сохранила хорошие примеры и методологию, которые помогли предыдущим поколениям преодолеть свои кризисы:

1-е поколение – установить систему личного руководства

2 поколение – использовать вышеизложенное как основу для системы совместного руководства

3 поколение – использовать вышеизложенное как основу для законодательно закрепленной системы лидерства

4 поколение – использовать вышеизложенное как основу для социального лидерства

Естественные тенденции ослабления изначального учения на протяжении четырёх поколений. Исходя из этого, важны осознанные усилия для сохранения изначального учения основателя.   

Вопросы, актуальные для первого и последующих поколений — довольно понятны, они находятся на поверхности. Мы знаем и видим, с чем сталкивался в своей жизни Шрила Прабхупада, и эти же вопросы часто стоят на повестке последующих поколений. Это, к примеру, сохранение единства движения, проповедь и распространение книг, падения лидеров и разводы, это садхана, строительство храмов и т.д.
Наставления лежат несколько глубже, для понимания их необходимо изучать наследие Шрилы Прабхупады, оставленное им в его книгах, лекциях, это также наставления, данные им в беседах.
Контекст этих наставлений — еще более тонкая суть, потому что он понятен больше всего непосредственным последователям основателя, понимающим, почему в той или иной ситуации Шрила Прабхупада говорил одно или другое, с какой интонацией то было сказано и т.д. Контекст включает в себя определенное время, обстоятельства, ситуацию и людей, к которым было обращено определенное послание. Если это другие собеседники или другие обстоятельства, то контекст меняется, и наставления тоже могут быть другими, выглядеть противоречиво.
Намерения — даже более сокровенная часть наследия основателя. Они могут быть поняты из завещания Шрилы Прабхупады, его настроения, целей и замысла.
Из поколения к поколению более тонкие составляющие наследия основателя движения нуждаются в более глубоком понимании и осмыслении, так как легче всего могут быть потеряны со временем.
===================================
Хочу выразить признательность Гаура Кришне прабху и Каунтее прабху за материал, который был взят за основу этой презентации.

Комментариев 2

    1. Был семинар на расширенном Национальном совете в Магдалиновке 29 июня — 1 июля 2018 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *